Файл: выявление наиболее эффективных педагогических условий в формировании нравственной культуры личности младших школьников.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие нравственности и морали
1.2. Особенности формирования ценностных ориентаций у младших школьников
1.3. Создание условий для духовно-нравственного развития младшего школьника
2.1. Констатирующий этап проведения экспериментальной работы
2.2. Программа творческой мастерской для учащихся 2 класса «Русь моя родная!»
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Констатирующий этап проведения экспериментальной работы
В ходе написания данной работы было проведено экспериментальное исследование на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Москвы». В эксперименте приняли участие учащиеся 2 «А» класса (17 человек) – экспериментальная группа и 2 «Б» класса (16 человек) – контрольная группа, всего 33 учащихся (Приложение 1).
Целью работы на данном этапе является определение уровня духовно-нравственного воспитания младших школьников.
В ходе констатирующего эксперимента решались следующие задачи:
1) подобрать диагностические методики для проведения исследования;
2) провести изучение уровня духовно-нравственного развития младших школьников;
3) провести анализ полученных результатов исследования.
Для реализации цели исследования и решения поставленных в работе задач использовались такие методы как анкетирование, беседа, тестирование, количественная и качественная обработка экспериментальных данных, представление полученных результатов.
С целью определения подготовленности педагогов к изучению духовно-нравственного материла, была предложена анкета. Вопросы были заданы в определенной последовательности.
1. Используете ли вы в своей работе материал нравственной направленности?
2. На каких уроках?
3. Включаете ли Вы пословицы и поговорки в содержание занятий?
4. Считаете ли Вы необходимым использование духовно-нравственного материала на уроках? Почему?
В процессе анкетирования было выяснено, что материал нравственной тематики все учителя начальных классов используют в соответствии с программой, но на разных уроках и в различной степени.
Анализ полученных результатов позволил сделать следующие выводы:
- большинство педагогов уделяют внимание нравственному воспитанию;
- многие учителя используют пословицы и поговорки на уроках окружающего мира, биологии и литературы.
- учителя данный материал знают хорошо, не оспаривают важности и своевременности введения духовно-нравственного материала в содержание образования.
Как показал анализ, степень подготовленности педагогов средняя и влияет на качество обучения и воспитания обучающихся. Проследить использование духовно-нравственного материала на уроках в школе позволяет констатирующий эксперимент, цель которого выявить уровень духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках литературы.
С целью изучения подготовленности учащихся к решению этой проблемы, была проведена беседа с обучающимися о любимых книгах: сказках, рассказах, былинах т.д.
В процессе беседы с учащимися были заданы следующие вопросы:
1. Любите ли вы читать?
2. Какие книги вас интересуют больше всего?
3. Что или кто вам в этих книгах нравиться?
4. Кто оказывает вам помощь в осознании этих книг?
5. Какую пользу вы получаете от чтения этих книг?
6. Чему учат вас эти книги?
При анализе ответов учащихся мы пришли к следующему выводу, что книги нравственной тематики есть у 73% учащихся, 27% читают эти книги в библиотеке, только 52% учащихся используют их при подготовке к урокам ознакомления с окружающим миром, 30% учащихся при подготовке к урокам чтения.
Также было выявлено, что у всех дома есть книги; в библиотеку записано больше половины учащихся; дети читают произведения разных жанров, но больше всего любят сказки, рассказы, меньше природоведческие статьи.
На следующем этапе была проведена работа с детьми. Сначала была использована методика «Сюжетные картинки» в обработке Р.Р. Калининой (Приложение 2).
Цель: выяснить осознают ли дети нравственную сторону взаимоотношений в предметной деятельности.
Методика выполнения. Каждому ребёнку даётся набор картинок, на которых изображены различные поступки детей. Он должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых изображены хорошие поступки, с другой – плохие. Затем ребёнок объясняет, почему он так разложил картинки. Сюжеты картинок подбираются в соответствии с изучаемым нравственным качеством. Все вопросы, замечания, высказывания, ответы и пояснения, а также особенности поведения ребёнка во время работы и последующей беседы записываются дословно. Их анализ даёт представление о восприятии и понимании детьми соответствующих нравственных категорий.
Далее в работе с детьми была использована методика диагностики нравственной мотивации (Приложение 3).
Цель: определить уровень духовно-нравственного развития детей.
Методика проведения. Детям предлагается ответить на четыре вопроса, каждый должен выбрать из предлагаемых вариантов ответов один, соответствующий его модели поведения в той или иной ситуации. Обработка результатов осуществляется на основании ключа положительных ответов.
Анализ по методике «Сюжетные картинки» показал, что 5 детей экспериментального класса (29,5%) и 5 детей контрольного класса (31,3%) получили высокие оценки теста, безошибочно разложили картинки по стопкам, с лёгкостью обосновали свой выбор, называя моральную норму, проявляли адекватные эмоциональные реакции; 9 детей экспериментального класса (52,9%) и 8 детей контрольного класса (50%) получили оценку в 2 балла, правильно разложили картинки по стопкам, обосновали свои действия, но эмоциональные реакции выражены слабо; 2 ребёнка экспериментального класса (11,7%) и 3 ребёнка контрольного класса (18,7%) получили оценку в 1 балл, они правильно разложили картинки, но не смогли обосновать свои действия; 1 ребёнок в экспериментальном классе (6%) получил самую низкую оценку, картинки были разложены неправильно, в одной стопке оказались картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции отсутствовали. Результаты также представлены в таблице 1 и на рисунке 1.
Таблица 1 - Результаты ответов детей по методике «Сюжетные картинки»
Выборка |
Низкий уровень (0 баллов) |
Ниже среднего (1 балл) |
Средний уровень (2 балла) |
Высокий уровень (3 балла) |
Экспериментальный класс (17 ч.) |
5,9% |
11,7% |
52,9% |
29,5% |
Контрольный класс (16 чел.) |
0% |
18,7% |
50% |
31,3% |
Рисунок 1 - Уровень отношения детей к нравственным нормам
Таким образом, большинство детей (82%), принявших участие в исследовании, обладает высоким и средним уровнем понимания и эмоционального отношения детей к нравственным нормам. Оценка адекватности эмоциональных реакций на моральные нормы у этих детей была положительной на нравственный поступок (улыбка, одобрение, похвала и т.п.) и отрицательной – на безнравственный (осуждение, негодование и т.п.).
Невысоким уровнем понимания и эмоционального отношения к нравственным нормам обладают 18% детей, оценка адекватности их эмоциональных реакций показала, что некоторые дети посчитали нормой некоторые безнравственные поступки, признались, что сами так поступали.
Анализ результатов диагностики нравственной мотивации показал, что 4 ребёнка экспериментального класса (23,5%) и 3 ребёнка контрольного класса (18,7%) обладают высоким уровнем нравственной мотивации, в их ответах на вопросы преобладал положительный выбор, они имеют чёткое представление о нравственных качествах; 10 учащихся экспериментального класса (59%) и 11 учащихся контрольного класса (68,8%) обладают средним уровнем нравственной мотивации, они имеют правильное, но недостаточно чёткое и полное представление о нравственных качествах человека; 3 ребёнка экспериментального класса (17,5%) и 2 ребёнка контрольного класса (12,5%) показали низкий уровень нравственной мотивации, имеют неправильное представление о нравственных качествах. Эти дети испытывают затруднения в ответах, либо путаются в них. Результаты представлены в таблице 2 и на рисунке 2.
Таблица 2 - Результаты диагностики нравственной мотивации детей
Выборка |
Низкий уровень (1 балл) |
Средний уровень (2-3 балла) |
Высокий уровень (4 балла) |
Экспериментальный класс (17 чел.) |
17,5% |
59% |
23,5% |
Контрольный класс (16 чел.) |
12,5% |
68,8% |
18,7% |
Рисунок 2 – Уровень нравственной мотивации детей
По результатам данных методик можно сделать вывод о том, что не все дети имеют нравственные представления о честности, доброте, дисциплинированности, родители этих детей приложили минимум усилий для того, чтобы сформировать у них понятия о некоторых нравственных качествах.
Полученные данные в ходе диагностики нравственной мотивации подтверждают результаты предыдущего теста у детей «Сюжетные картинки».
Полученные в ходе исследования данные, позволяют сделать вывод о том, что необходима специальная программа, направленная на воспитание духовно-нравственных качеств младших школьников в процессе обучения в начальном звене школы.
2.2. Программа творческой мастерской для учащихся 2 класса «Русь моя родная!»
Нами была разработана программа творческой мастерской для учащихся 2 класса «Русь моя родная!»
В центре внимания:
- обряды, обычаи, сопровождающие человека от рождения до смерти;
- народный костюм;
- история России в произведениях древнерусской литературы, устного народного творчества;
- история родного края;
- работа ансамбля шумовых инструментов.
Системообразующим видом деятельности, способствующим освоению традиций и ценностей русской народной культуры, является познавательная коллективная деятельность. Ключевой этап проходит в форме театрализованного праздника, например, на тему «Кузьминки – об осени поминки», «Раз в крещенский вечерок», «Масленица-мокрохвостка» и др. Для участия в праздниках привлекаются школьные ансамбли шумовых инструментов, гармонистов, вокальная группа.
Таким образом, изучение народной культуры не только способствует развитию личности ребёнка, его познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов, но и формирует навыки межличностного общения, помогает классному руководителю вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей. В систему воспитательной работы включены также классные часы, цель которых – развитие у младших школьников нравственных качеств.
На этапе формирующего эксперимента проводилась работа по улучшению духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в экспериментальной группе.
Цель формирующего эксперимента – обосновать педагогические условия духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Задачи формирующего эксперимента: определить педагогические условия и методы, способствующие духовно-нравственному развитию младших школьников.
На данном этапы эксперимента использовались такие методы как: педагогическое проектирование, моделирование процесса обучения, наблюдение и оценивание. Для духовно-нравственного развития детей были определены следующие средства и методы: внеклассные занятия, фольклорные и творческие мастерские, познавательная коллективная деятельность, сотрудничество школы и родителей в процессе воспитания детей.
Представим основные компоненты программы на этапе формирующего эксперимента для 2 класса. Разделы внеклассных занятий и их темы:
Форма общения:
1) Здравствуйте все.
2) Будем беречь друг друга.
3) Дружим с добрыми словами.
4) Любим добрые поступки.
5) Подари учителю дело и слово доброе.
6) Умеем общаться.
7) Каждый интересен.
Человеческие отношения:
1) Душа - это наше творение.