Файл: выявление наиболее эффективных педагогических условий в формировании нравственной культуры личности младших школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наиболее значимым источником переживаний школьника служат его отношения со взрослыми и другими детьми. Если они относятся к ребенку ласково, признают его права, проявляют к нему внимание, то он ощущает эмоциональное благополучие, уверенность, защищенность. Это способствует нормальному развитию личности младшего школьника, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

В повседневной жизни отношение окружающих к ребенку имеет широкий спектр переживаний, вызывая у него различные ответные чувства - радость, гордость, обиду и пр. Ребенок при этом весьма зависим от отношения взрослых. В общении путем подражания он осваивает способы взаимодействия людей друг с другом. Желая получить похвалу, усвоить привлекательные для него способы действия, слушая интересную историю о близком человеке или любимую сказку, он с детской горячностью погружается в общение, в переживание за другого, ставя себя на его место. Также, стремясь выразить свою самостоятельность, ребенок очень недвусмысленно обособляется, демонстрирует стремление проявить свое «Я»: «Я так сказал!», «Я буду это делать!» и пр. В детстве ребенок еще не способен в достаточной степени управлять своими эмоциями, которые побуждают его то отождествиться с другим человеком, то отринуться от него, негодуя [21, c.59].

В этот период общение со взрослыми носит внеситуативный характер.

Внеситуативно-личностное общение ребенка со взрослым играет важную роль в развитии его личности. В ходе подобного общения школьник сознательно усваивает нормы и правила поведения, что способствует формированию морального сознания. Также посредством личностного общения ребенок учится видеть себя как бы со стороны, что необходимо для развития самосознания и самоконтроля. В личностном общении дети усваивают различные роли взрослых (воспитатель, педагог, врач и др.) и согласно этому по-разному взаимодействовать с ними.

Нормальный процесс развития общения состоит в последовательном и полноценном проживании каждой его формы в соответствующем возрасте. При этом наличие ведущей формы общения совсем не значит, что при этом исключаются прочие формы взаимодействия[24, c.82].

Ребенку необходимы доброжелательный контроль и положительная оценка взрослого. Стремление соответствовать правилам в присутствии взрослого является первым этапом морального развития поведения ребенка. Несмотря на то, что это стремление приобретает личностный смысл для ребенка, его чувство ответственности в наибольшей мере раскрывается в присутствии взрослого.


Взрослому следует общаться с ребенком доверительно и доброжелательно, выказывая уверенность в том, что он не может не вести себя правильно. Психологический смысл этого момента заключается в том, что хотя и с помощью взрослого, но психологически самостоятельно ребенок обретает чувство ответственности за свое поведение.

Младшему школьнику присуща ненасыщаемая потребность обращения ко взрослому за оценкой результатов своей деятельности. При взаимодействии с ним взрослому нужно учитывать важность оказания ему поддержки, так как невнимание, пренебрежение, неуважительное отношение к нему могут вызывать потерю ребенком уверенности в себе и своих возможностях [40, c.71].

Наряду со взрослым, в социальной ситуации развития ребенка младшего школьного возраста все большее значение начинает принадлежать сверстникам. Общение и взаимоотношения со сверстниками так же важны ребенка, как и его отношения со взрослыми. Сфера общения ребенка с другими детьми сверстниками имеет свои специфические характеристики, такие, как: богатство и разнообразие, нестандартность и нерегламентированность коммуникативных действий; чрезвычайная эмоциональная насыщенность; преобладание инициативных действий над ответными; нечувствительность к воздействиям сверстника.

Развитие общения со сверстниками у младшего школьника проходит два этапа:

1) 6-7 лет - возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником; содержанием общения становится совместная игровая деятельность; параллельно возникает потребность в признании и уважении сверстника.

2) 8-9 лет - общение со сверстником постепенно становится внеситуативным, внеситуативно-деловым; складываются устойчивые избирательные предпочтения [40, c.99].

В течение всего периода младшего школьного детства возрастает процесс дифференциации в группе сверстников: одни дети становятся популярными, другие отвергаются. На это влияет множество факторов, главным из которых является способность к сопереживанию и помощи сверстникам.

Общение в группе сверстников в значительной мере отражается на развитии личности ребенка. От стиля общения, от положения среди сверстников зависит, в какой степени он ощущает себя спокойным, удовлетворенным, в каком объеме усваивает нормы отношений со сверстниками.

Взаимодействие ребенка со сверстниками - это не только отличная возможность совместного познания окружающего миря, но и возможность общения с детьми своего возраста, мальчиками и девочками. При этом у них возникает активный интерес друг к другу [18, c.44].


В этот период ребенок учится эмоциям и чувствам, помогающим ему в развитии продуктивных отношений со взрослыми и сверстниками. У него формируются основы ответственного отношения к результатам своих действий и поступков. В ходе этого формируется чувство сопричастности общему делу, чувство долга. Школьник 6-7 лет способен понять нравственный смысл ответственности. В игре и в повседневной жизни, в отношениях со знакомыми взрослыми и сверстниками ребенок получает достаточный опыт ответственного поведения. В зависимости от степени развитости чувства ответственности он будет соответствующим образом относиться к своим новым обязанностям в школе в последующем. Общение со взрослыми и сверстниками предоставляет ребенку возможность усваивать эталоны социальных норм поведения.

Таким образом, за этап младшего школьного детства ребенок проходит большой путь по овладению социальным пространством с его системой нормативного поведения в межличностных отношениях со взрослыми и другими детьми. Школьник осваивает правила адекватного взаимодействия с людьми и в благоприятных условиях успешно приобретает соответствующие навыки взаимодействия.

На сегодняшний день нередко возникают разговоры и размышления о толерантном мире, то есть, мире без агрессии и жестокого отношения к другим, где основная ценность – личность человека. Но, на наш взгляд, дискуссий, состоящих из громких слов, недостаточно. Важно воспитывать новое поколение с помощью привития хороших манер, привычек, обучения культуре межличностного общения. Сегодня культурная личность – это не только человек образованный, но и владеющий чувством самоуважения и уважения к другим. Важно развивать у детей умение взаимодействовать с окружающими в понимании, сотрудничая и сопереживая, принимая взгляды других людей [39, c.80].

Младшее школьное детство имеет огромное значение в развитии человека. Ведь о того, какой фундамент заложат педагоги на данном этапе, зависит дальнейшая крепость здания.

В нравственно-духовном развитии младших школьников нужно не забывать о ведущем виде деятельности этого возраста и опираться на игровые методы в обучении и воспитании. Фундамент положительных отношения к другим людям закладывается у школьников в совместной деятельности во время уроков, досугов, прогулок и экскурсий. И, несомненно, это огромная непрерывная работа учителей.

Важно отметить большую эффективность в процессе нравственного воспитания взаимодействия учителей и родителей младших школьников. Значение семьи в данном вопросе невозможно переоценить. Мама и папа – первые учителя и воспитатели своих детей, которые являются союзниками педагогов. Если взаимодействие учителей и родителей основано на уважении и взаимопомощи, то результаты их совместной работы будут весьма успешными. Работа учителей с родителями должна учитывать и отличительные черты взаимоотношений в той или иной семье. Вопрос правильного воспитания малышей-школьников в духе норм морали наиболее актуальна на сегодняшний день, так как она вызвана изменениями в политической и культурной жизни нашей страны.


Таким образом, подводя вывод всему вышесказанному, можно отметить, что проблему нравственного и духовного формирования и развития личности на начальном этапе обучения в средней школе, следует отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении необходимо с раннего школьного возраста, поскольку именно в этот период формируются ценностные основы мировоззрения, такие как:

• способность сопереживать;

• нравственные нормы;

• моральные критерии;

• начальные формы товарищеских и дружеских чувств [1, c.64].

Конечно, невозможно нравиться всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все дети в классе были преданными друзьями. Но работа педагога заключается в том, чтобы научить их жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать друг друга такими, какие они есть.

1.3. Создание условий для духовно-нравственного развития младшего школьника

В младшем школьном возрасте закладывается основа моральных ценностей и норм поведения, происходит знакомство с моральными нормами и правилами. У детей наблюдается расхождение между знаниями нравственных норм и реальным поведением. Так, ученик знает правила поведения, умеет верно оценить действия товарища или литературного героя, однако сам постоянно делает ошибки, не замечая и даже не задумываясь о тех правилах, которые он нарушил [20, c.46].

Поэтому в первую очередь при формировании нравственной культуры личности младших школьников следует учитывать их возрастные и психологические особенности:

- ведущая деятельность в младшем школьном возрасте - учебная деятельность;

- младшие школьники очень эмоциональны, это проявляется в неумении сдерживать свои чувства и эмоциональной неустойчивости;

- большую роль в эмоциональном и интеллектуальном развитии личности младшего школьника играет учитель;

- младшие школьники отличаются импульсивностью - склонностью незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, по случайным поводам, не взвесив все обстоятельства и не подумав о последствиях;

- общая недостаточность воли: младший школьник еще не умеет длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности и препятствия;

- капризность и упрямство - распространенная особенность как следствие недостатка семейного воспитания;


- сильно выражена подражательность;

- именно в младшем школьном возрасте ребенок отличается ортодоксальностью - неуклонным следованием установленному порядку;

- активность: они энергичны, подвижны, активно стремятся все исследовать и ко всему приобщиться;

- в данном возрасте дети еще не могут достаточно объективно себя оценить [32, c.23].

Известно, что в младшем школьном возрасте наиболее динамично в структуре отношений развиваются познавательная и эмоциональная составляющие.

Ребенок до 5 лет усваивает примитивный уровень правил поведения, основанный на запрете или отрицании чего-либо. Например: «Не разговаривай громко», «Не перебивай беседующих», «Не трогай чужую вещь», «Не бросай мусор» и т.д. Если малыша приучили к выполнению данных элементарных норм, то окружающие считают этого малыша воспитанным ребенком [30].

К 10-11-ти годам необходимо, чтобы школьник умел учитывать состояние окружающих людей и чтобы его присутствие не только не мешало им, но и было бы приятным.

Согласно этому, одна из главных задач учителя - формирование опыта нравственного поведения. Это значит, что педагогу необходима продуманная, целенаправленная организация учебной и коммуникативной деятельности детей в процессе обучения, по их приобщению к нравственной культуре, духовным ценностям.

Младший школьник во время обучения в школе выступает как в качестве объекта, так и в качестве субъекта педагогического воздействия, как воздействия учителя достигают своей цели не сразу. Настоящим объектом обучения школьник становится лишь тогда, когда педагогические воздействия влияют на него и вызывают соответствующие изменения. Речь идет о тех знаниях, которые усваиваются детьми, в совершенствовании умений, навыков, усвоении приемов, способов деятельности, перестройки отношений учащихся.

Следует отметить, что нравственность как личностное образование может выполнять свою регулятивную функцию только при условии ее эмоционально-чувственного освоения. Поэтому очень важно построить в сознании ребенка разумные, гуманные отношения к морали и нравственности. Это и будет результатом сформированности нравственной культуры личности [11].

Работа по формированию нравственной культуры личности младшего школьника носит «пронизывающий» характер - присутствует во всех видах учебной, воспитательной и внеклассной деятельности, когда взрослые, и в особенности педагог, обращают внимание на нравственные стороны объектов, с которыми учащиеся взаимодействуют. Формирование нравственности культуры личности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания.