Файл: выявление наиболее эффективных педагогических условий в формировании нравственной культуры личности младших школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2) Отворите волшебные двери добра и доверия.

3) Хорошие песни к добру ведут.

4) Вглядись в себя - сравни с другими.

5) Помоги понять себя.

6) О настоящем и поддельном.

Отношения в коллективе:

1) Чтобы быть коллективом.

2) Коллектив начинается с меня.

3) Подарок коллективу.

4) Секретные советы мальчикам и девочкам.

5) Скажи себе сам.

6) Вот и стали добрей и умней.

Фольклорная мастерская как один из способов духовно-нравственного развития личности. Национальная культура способствует духовно-нравственному воспитанию ребёнка. В поиске путей обновления содержания воспитательного процесса педагоги школы пришли к решению строить внеурочную работу по ознакомлению учащихся с традициями народной культуры. Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках. Это мир очень яркий и выразительный, и поэтому он интересен для детей. Ещё в нем привлекает и то, что предмет изучения позволяет ребёнку стать активным участником игры. Дети могут попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки – все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребёнка.

Изучение традиций русской народной культуры может быть реализовано в форме творческой фольклорной мастерской. Мастерская – это новый способ организации деятельности учащихся. Она состоит из ряда заданий, игр, которые направляют работу, творчество ребят в нужное русло, но внутри каждого задания, игры школьники абсолютно свободны. Цель творческой мастерской – ввести детей в мир русской народной кульуры, способствовать принятию ими нравственных ценностей русского народа (единство человека и природы, любовь к родной земле, милосердие, трудолюбие).

2.3. Анализ результатов контрольного этапа исследования

По окончании формирующего эксперимента в экспериментальном классе был проведён контрольный эксперимент. Цель данного этапа: выявить динамику уровня духовно-нравственного развития у учащихся контрольного и экспериментального классов.

Задачами контрольного этапа стало повторное проведение диагностики и интерпретация результатов. Для определения уровня духовно-нравственного развития детей младшего школьного возраста на контрольном этапе были использованы те же методики, что и в констатирующем эксперименте.


Повторная диагностика по методике «Сюжетные картинки» показала, что 10 детей экспериментального класса (58,9%) и 7 детей контрольного класса (43,7%) получили высокие оценки теста, безошибочно разложили картинки по стопкам, с лёгкостью обосновали свой выбор, проявили адекватные эмоциональные реакции; 7 детей экспериментального класса (41,1%) и 8 детей контрольного класса (50%) получили оценку в 2 балла, правильно разложили картинки по стопкам, обосновали свои действия, но эмоциональные реакции выражены слабо; 1 ребёнок контрольного класса (6,3%) получил оценку в 1 балл, правильно разложил картинки, но не смог обосновать свои действия; Результаты также представлены в таблице 3 и на рисунке 3.

Таблица 3 - Результаты повторных ответов детей по методике «Сюжетные картинки»

Выборка

Низкий уровень

(0 баллов)

Ниже среднего

(1 балл)

Средний уровень (2 балла)

Высокий уровень (3 балла)

Экспериментальный класс (17 ч.)

0%

0%

41,1%

58,9%

Контрольный класс (16 чел.)

0%

6,3%

50%

43,7%

Рисунок 3 - Уровень отношения детей к нравственным нормам после формирующего эксперимента

Из представленных данных видно, что в экспериментальном классе уровень отношения детей к нравственным нормам значительно повысился и преобладает высокий уровень. Данные в контрольном классе изменились незначительно, также в лучшую сторону, но преобладает средний уровень отношения детей к нравственным нормам.

Повторная диагностика нравственной мотивации детей показала, что 10 детей экспериментального класса (58,9%) и 6 детей контрольного класса (37,5%) обладают высоким уровнем нравственной мотивации, в их ответах на вопросы преобладал положительный выбор, они имеют чёткое представление о нравственных качествах; 7 учащихся экспериментального класса (41,1%) и 9 учащихся контрольного класса (56,2%) обладают средним уровнем нравственной мотивации, они имеют правильное, но недостаточно чёткое и полное представление о нравственных качествах человека; 1 ребёнок контрольного класса (6,2%) показал низкий уровень нравственной мотивации, затруднялся или путался в ответах. Результаты представлены в таблице 4 и на рисунке 4.

Таблица 4 - Результаты повторной диагностики нравственной мотивации детей

Выборка

Низкий уровень

(1 балл)

Средний уровень

(2-3 балла)

Высокий уровень

(4 балла)

Экспериментальный класс (17 чел.)

0%

41,1%

58,9%

Контрольный класс

(16 чел.)

6,3%

56,2%

37,5%


Рисунок 4 – Уровень нравственной мотивации детей после формирующего эксперимента

Согласно представленным данным, уровень нравственной мотивации детей в экспериментальном классе повысился: большинство детей обладают высоким уровнем, низкий уровень повысился. Результаты в контрольной группе незначительно изменились в лучшую сторону, преобладает средний уровень.

Таким образом, можно заключить, что программа формирующего эксперимента доказала свою эффективность, все показатели по диагностирующим методикам значительно улучшились как в выборке среди родителей, так и среди детей. Незначительные изменения в контрольной группе произошли на фоне естественного развития детей.

Исходя из полученных результатов нашего исследования, были определены эффективные пути повышения уровня духовно-нравственного воспитания на уроках литературы на основе дополнительного введения материла нравственной направленности (тематики): чтение художественных книг, природоведческих статей, экологических рассказов, сказок; беседы на нравственную тему, детской библии, библейские сказания, а также использование программы духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся.

Важное значение в нравственном воспитании учащихся имеет процесс обучения литературе. Каждый учебный предмет вносит свою лепту в формирование духовно-нравственного знания школьников. Большими возможностям для осуществления духовно-нравственного воспитания обучающихся обладают уроки литературы.

Анализ учебных программ, учебников по чтению показывает, что литературное чтение и другие предметы обладают нравственным потенциалом. Мы включали на всех уроках дополнительный материал, который позволил расширить и углубить знания школьников. Дополнительный материал отвечал следующим требованиям:

- был интересным для учащихся;

- логически включался в урок;

- отвечал возрастным особенностям ;

- способствовал решению нравственных проблем, раскрытию идей, формированию понятий;

- вводился в урок систематически.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведённое исследование посвящено изучению духовно-нравственного воспитания младших школьников. В ходе теоретического исследования было установлено, что духовно-нравственное воспитание предполагает мировоззренческое развитие индивидуума, включающее освоение высших смысложизненных ценностей, выработку нравственных качеств и духовно-нравственной культуры человека.


В данной работе были решены следующие задачи:

1. Изучены понятия нравственности и морали.

2. Охарактеризованы особенности формирования ценностных ориентаций у младших школьников.

3. Описан процесс создания условий для духовно-нравственного развития младшего школьника.

4. Проведено эмпирическое исследование по формированию духовно-нравственного развития у младших школьников, провести его анализ.

Духовно-нравственный мир младшего школьника сложен, изменчив и находится в постоянной динамике. Младший школьник уже знает доступные его пониманию нормы поведения, такие как вежливость, ответственность, сопереживание. Огромную роль в их освоении играет окружение ребёнка: сверстники, педагоги и семья.

На этапе формирующего эксперимента были определены условия, способствующие развитию и повышению уровня духовно-нравственного воспитания детей, которые заключаются в проведении тематических внеклассных занятий, организации фольклорных и творческих мастерских, реализации позна­вательной коллективной деятель­ности, сотрудничестве школы и родителей в процессе воспитания детей.

Результаты контрольной диагностики по итогам формирующего эксперимента показали, что уровень духовно-нравственного воспитания учащихся экспериментального класса значительно повысился как в сравнении с контрольным классом, так и в сравнении с первичной диагностикой экспериментального класса.

Проведённый сравнительный анализ результатов экспериментального исследования показал, что выдвинутая в начале исследования гипотеза, о том, что процесс духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста эффективно осуществляется при выполнении педагогических условий, заложенных в проведённом формирующем эксперименте, нашла своё подтверждение, задачи научного поиска решены, цель исследования достигнута.

Таким образом, для эффективного духовно-нравственного воспитания ребёнка необходимо создать такие условия в школе, при которых его физиологические, эмоциональные, интеллектуальные и нравственные потребности будут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне. Результат такого воспитания – здоровье ребёнка, его счастье и благополучие.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абрамова, Г.С. Практическая психология : Учебник для вузов / Г.С. Абрамова. М.: Наука, 2014.- 234 с.
  2. Аверина, Н.Г. О нравственном воспитании / Н.Г. Аверина // Начальная школа. 2011. №11.- С. 68- 71.
  3. Азбука нравственного взросления: методический материал / В.И. Петрова. - СПб.: Питер, 2007. - 304 с.
  4. Алоева, Марина Андреевна. Классные часы в 5-7 классах: методический материал / М.А. Алоева;ред. Г.Н. Сибирцова. - 8-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2003, 2007, 2008. - 320 с.: ил. - (Сердце отдаю детям). - Национальный проект "Образование"
  5. Андреев, В.И. Педагогика: учебное пособие / В.И. Андреев. Казань: Наука, 2010.- 608 с.
  6. Артюхова, И.С. Ценности и воспитание: учебное пособие / И.С.Артюхова. М.: Педагогика, 2010. -145 с.
  7. Архангельский, Н.В. Нравственное воспитание.: учебное пособие / Н.В. Архангельский. М.: Просвещение, 2000. -534 с.
  8. Архарова Л.И. [Праздники и классные часы на тему нравственности] / Л.И. Архарова // Архарова Л.И. Cценарии праздников, классных часов, игр, развлечений для начальной школы. – М., 2005.
  9. Бабанский, Ю.К. Педагогика: Курс лекций: Учебник для вузов / Ю.К. Бабанский. М.: Просвещение, 2012.- 354 с.
  10. Бабаян, А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика, 2015. №2.- С. 67- 68.
  11. Баранец, Надежда Анатольевна. Формирование ценностных ориентаций младшего школьника в современной информационной среде / Н. А. Баранец // Начальная школа: плюс до и после. – 2008. – N 7.
  12. Батурина Г.И. Нравственное воспитание школьников на народных традициях: методический материал / Г.И. Батурина, К. Л. Лисова, Г. Ф. Суворова. - М.: Народное образование, 2002. - 112 с.
  13. Беспятова, Надежда Константиновна. [Занятия по этикету для младших школьников] / Н. К. Беспятова // Беспятова Н. К. Организация и содержание воспитательного процесса в школе: Методическое пособие / Н. К. Беспятова, Д. Е. Яковлев. – М., 2006.
  14. Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании учащихся: учебное пособие / Л.И.Божович. М.: Просвещение, 2012. 254 с.
  15. Божович, Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе: учебное пособие / Л.И. Божович, Т.Е. Конникова. М.: Просвещение, 2010. 167 с.
  16. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории: учебное пособие / Н.И. Болдырев. М.: Педагогика, 2010. 216 с.
  17. Бразговка Л.П. Значение нравственной установки в процессе морального становления младшего подростка / Бразговка Л.П. // Этическое воспитание. - 2007. - N 3.
  18. Волков, Б.С. Детская психология развития: Учебник для вузов / Б.С. Волков. М.: Просвещение, 2010. 194 с.
  19. Величко О.Ю. Методы стимулирования нравственного развития младших школьников / О.Ю. Величко // Начальная школа + практика: (вкладка к четным номерам). - 2010.
  20. Ганжин, В.Г. Нравственность как система: учебное пособие / В.Г. Ганжин. М.: Изд-во МГУ, 2006. 166 с.
  21. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?: учебное пособие / Ю.Б Гиппенрейтер. М.: Наука, 2005. С. 54 63.
  22. Головей, Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии: учебное пособие/ Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Питер, 2006. 86 с.
  23. Грибоедова, Т.П. Нравственное развитие личности школьника: подходы и диагностика: учебное пособие / Т.П. Грибоедова. Новокузнецк: ИПК, 2001. 64 с.
  24. Григорович, Л.А. Педагогика и психология: учебное пособие / Л.А. Григорович. М.: Наука, 2004. 186 c.
  25. Гуляков, Е.Н. Новые педагогические технологии: развитие художественного мышления и речи на уроках литературы: учебное пособие / Е.Н. Гуляков. М.: Дрофа, 2006. 172 с.
  26. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя начальной школы. 1-4 кл.: методич. пособие для кл. рук. М.: ВАКО, 2009. 240 с.
  27. Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. Спб.: Питер, 2002. С.35.
  28. Дивногорцева, С. Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры / С.Ю. Дивногорцева. - М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2012. - 240 c.
  29. Добру откроются сердца // Досуг в школе. - 2008. - № 11.
  30. Духовно-нравственное воспитание школьников: методический материал // Начальная школа. - 2006. - N 11.
  31. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа ценностного учебно-воспитательного процесса: учеб. пособие. М.: Новая школа, 2005. 80 с.
  32. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А. Я. Данилюк, АМ. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. Акад. Образования. ― М.: Просвещение, 2009. С. 23.
  33. Короткова, Л. Д. Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами авторской сказки / Л.Д. Короткова. - М.: Перспектива, 2011. - 136 c.
  34. Лагодина, Е.Н. Проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся в России: учебное пособие / Лагодина Е.Н. М.: Просвещение, 2006. 154 c.
  35. Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников. 5-11 классы: Основные аспекты, сценарии мероприятий / Л.С. Литвинова, О.Е. Жиренко. - М.: 5 за знания, 2005. - 207 с. - (Методическая библиотека).
  36. Малова, В. В. Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры / В.В. Малова. - М.: Владос, 2013. - 351 c.
  37. Нравственность в современном мире: методический материал / Сост. О.В. Крючкова, О.А. Хаткевич. - Минск: Красико-принт, 2003. - 128 с. - (Деятельность классного руководителя).
  38. Нравственное воспитание младших школьников // Начальная школа. - 2008. - N 5.
  39. Подласый, П.И. Педагогика: Учебник для вузов / П.И. Подласый. М.: Просвещение, 2006. 400 с.
  40. Психология и педагогика: учебное пособие / Под ред. Радугина А.А. М.: Центр, 2007. 254 c.
  41. Педагогический энциклопедический словарь: учебное пособие / под ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. С.81.
  42. Родительские собрания. 5-8 классы. Нравственное воспитание в семье: [методическое пособие] / сост. Е.В. Васильева. - Волгоград: Учитель, 2008. - 143 с. - (Школа и родители).
  43. Сгибнева Е.П. Классные часы в средней школе: Практическое пособие / Е.П. Сгибнева. - 2-е изд., испр. - М.: Айрис-Пресс, 2005. - 159 с. Материалы для проведения классных часов в средней школе по темам: "Наш класс", "Нравственно-этическое воспитание".
  44. Синицына П.П. Воспитание современного школьника: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000. 159 с.
  45. Сластенин В.А. Методика воспитательной работы. М.: Академия, 2002. 192 с.
  46. Соловцова И.А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии; учебно-методическое пособие для педагогов и студентов. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. с. 49.
  47. Тур, С. Н. Духовно-нравственное воспитание. 2 класс. Тетрадь проектов / С.Н. Тур, Е.И. Васюкова. - М.: БХВ-Петербург, 2011. - 291 c.
  48. Управителева, Л.В. Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе. 1 класс / Л.В. Управителева. - М.: Академия Развития, ВКТ, 2014. - 192 c.
  49. Щуркова Н.Е. Новое воспитание: учеб. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000. 128 с.
  50. Эстетическое воспитание младших школьников // Начальная школа. - 2008. - N 5.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Списочный состав учащихся

2 «А» класс

2 «Б» класс

Артемьева Елизавета

Горбач Александр

Арзамасова Мария

Донцова Екатерина

Бурыкин Денис

Журба Андрей

Железнякова Анастасия

Захаренко Лада

Котенев Егор

Ковалевский Мирослав

Котенев Игнат

Кравцова Антонина

Малашко Дарья

Макаревич Андрей

Михайлик Артем

Михновец Владимир

Носкевич Вероника

Новицкая Мария

Плетнев Иван

Солонко Софья

Светченков Сергей

Суздальцева Яна

Трофимович Снежана

Тетеревников Егор

Уфимцева Анастасия

Трофимцев Николай

Харитонов Андрей

Черетович Никита

Цымбалко Игорь

Юрков Артур

Шишкина Мария

Юрьева Анастасия

Яковлев Яков

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Тест «Сюжетные картинки»

Методика предназначена для изучения эмоционального отношения к нравственным нормам. Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) – на безнравственный.

Инструкция. Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему.

Тестовый материал (10 картинок):