Файл: выявление наиболее эффективных педагогических условий в формировании нравственной культуры личности младших школьников.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие нравственности и морали
1.2. Особенности формирования ценностных ориентаций у младших школьников
1.3. Создание условий для духовно-нравственного развития младшего школьника
2.1. Констатирующий этап проведения экспериментальной работы
2.2. Программа творческой мастерской для учащихся 2 класса «Русь моя родная!»
2) Отворите волшебные двери добра и доверия.
3) Хорошие песни к добру ведут.
4) Вглядись в себя - сравни с другими.
5) Помоги понять себя.
6) О настоящем и поддельном.
Отношения в коллективе:
1) Чтобы быть коллективом.
2) Коллектив начинается с меня.
3) Подарок коллективу.
4) Секретные советы мальчикам и девочкам.
5) Скажи себе сам.
6) Вот и стали добрей и умней.
Фольклорная мастерская как один из способов духовно-нравственного развития личности. Национальная культура способствует духовно-нравственному воспитанию ребёнка. В поиске путей обновления содержания воспитательного процесса педагоги школы пришли к решению строить внеурочную работу по ознакомлению учащихся с традициями народной культуры. Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках. Это мир очень яркий и выразительный, и поэтому он интересен для детей. Ещё в нем привлекает и то, что предмет изучения позволяет ребёнку стать активным участником игры. Дети могут попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки – все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребёнка.
Изучение традиций русской народной культуры может быть реализовано в форме творческой фольклорной мастерской. Мастерская – это новый способ организации деятельности учащихся. Она состоит из ряда заданий, игр, которые направляют работу, творчество ребят в нужное русло, но внутри каждого задания, игры школьники абсолютно свободны. Цель творческой мастерской – ввести детей в мир русской народной кульуры, способствовать принятию ими нравственных ценностей русского народа (единство человека и природы, любовь к родной земле, милосердие, трудолюбие).
2.3. Анализ результатов контрольного этапа исследования
По окончании формирующего эксперимента в экспериментальном классе был проведён контрольный эксперимент. Цель данного этапа: выявить динамику уровня духовно-нравственного развития у учащихся контрольного и экспериментального классов.
Задачами контрольного этапа стало повторное проведение диагностики и интерпретация результатов. Для определения уровня духовно-нравственного развития детей младшего школьного возраста на контрольном этапе были использованы те же методики, что и в констатирующем эксперименте.
Повторная диагностика по методике «Сюжетные картинки» показала, что 10 детей экспериментального класса (58,9%) и 7 детей контрольного класса (43,7%) получили высокие оценки теста, безошибочно разложили картинки по стопкам, с лёгкостью обосновали свой выбор, проявили адекватные эмоциональные реакции; 7 детей экспериментального класса (41,1%) и 8 детей контрольного класса (50%) получили оценку в 2 балла, правильно разложили картинки по стопкам, обосновали свои действия, но эмоциональные реакции выражены слабо; 1 ребёнок контрольного класса (6,3%) получил оценку в 1 балл, правильно разложил картинки, но не смог обосновать свои действия; Результаты также представлены в таблице 3 и на рисунке 3.
Таблица 3 - Результаты повторных ответов детей по методике «Сюжетные картинки»
Выборка |
Низкий уровень (0 баллов) |
Ниже среднего (1 балл) |
Средний уровень (2 балла) |
Высокий уровень (3 балла) |
Экспериментальный класс (17 ч.) |
0% |
0% |
41,1% |
58,9% |
Контрольный класс (16 чел.) |
0% |
6,3% |
50% |
43,7% |
Рисунок 3 - Уровень отношения детей к нравственным нормам после формирующего эксперимента
Из представленных данных видно, что в экспериментальном классе уровень отношения детей к нравственным нормам значительно повысился и преобладает высокий уровень. Данные в контрольном классе изменились незначительно, также в лучшую сторону, но преобладает средний уровень отношения детей к нравственным нормам.
Повторная диагностика нравственной мотивации детей показала, что 10 детей экспериментального класса (58,9%) и 6 детей контрольного класса (37,5%) обладают высоким уровнем нравственной мотивации, в их ответах на вопросы преобладал положительный выбор, они имеют чёткое представление о нравственных качествах; 7 учащихся экспериментального класса (41,1%) и 9 учащихся контрольного класса (56,2%) обладают средним уровнем нравственной мотивации, они имеют правильное, но недостаточно чёткое и полное представление о нравственных качествах человека; 1 ребёнок контрольного класса (6,2%) показал низкий уровень нравственной мотивации, затруднялся или путался в ответах. Результаты представлены в таблице 4 и на рисунке 4.
Таблица 4 - Результаты повторной диагностики нравственной мотивации детей
Выборка |
Низкий уровень (1 балл) |
Средний уровень (2-3 балла) |
Высокий уровень (4 балла) |
Экспериментальный класс (17 чел.) |
0% |
41,1% |
58,9% |
Контрольный класс (16 чел.) |
6,3% |
56,2% |
37,5% |
Рисунок 4 – Уровень нравственной мотивации детей после формирующего эксперимента
Согласно представленным данным, уровень нравственной мотивации детей в экспериментальном классе повысился: большинство детей обладают высоким уровнем, низкий уровень повысился. Результаты в контрольной группе незначительно изменились в лучшую сторону, преобладает средний уровень.
Таким образом, можно заключить, что программа формирующего эксперимента доказала свою эффективность, все показатели по диагностирующим методикам значительно улучшились как в выборке среди родителей, так и среди детей. Незначительные изменения в контрольной группе произошли на фоне естественного развития детей.
Исходя из полученных результатов нашего исследования, были определены эффективные пути повышения уровня духовно-нравственного воспитания на уроках литературы на основе дополнительного введения материла нравственной направленности (тематики): чтение художественных книг, природоведческих статей, экологических рассказов, сказок; беседы на нравственную тему, детской библии, библейские сказания, а также использование программы духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся.
Важное значение в нравственном воспитании учащихся имеет процесс обучения литературе. Каждый учебный предмет вносит свою лепту в формирование духовно-нравственного знания школьников. Большими возможностям для осуществления духовно-нравственного воспитания обучающихся обладают уроки литературы.
Анализ учебных программ, учебников по чтению показывает, что литературное чтение и другие предметы обладают нравственным потенциалом. Мы включали на всех уроках дополнительный материал, который позволил расширить и углубить знания школьников. Дополнительный материал отвечал следующим требованиям:
- был интересным для учащихся;
- логически включался в урок;
- отвечал возрастным особенностям ;
- способствовал решению нравственных проблем, раскрытию идей, формированию понятий;
- вводился в урок систематически.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведённое исследование посвящено изучению духовно-нравственного воспитания младших школьников. В ходе теоретического исследования было установлено, что духовно-нравственное воспитание предполагает мировоззренческое развитие индивидуума, включающее освоение высших смысложизненных ценностей, выработку нравственных качеств и духовно-нравственной культуры человека.
В данной работе были решены следующие задачи:
1. Изучены понятия нравственности и морали.
2. Охарактеризованы особенности формирования ценностных ориентаций у младших школьников.
3. Описан процесс создания условий для духовно-нравственного развития младшего школьника.
4. Проведено эмпирическое исследование по формированию духовно-нравственного развития у младших школьников, провести его анализ.
Духовно-нравственный мир младшего школьника сложен, изменчив и находится в постоянной динамике. Младший школьник уже знает доступные его пониманию нормы поведения, такие как вежливость, ответственность, сопереживание. Огромную роль в их освоении играет окружение ребёнка: сверстники, педагоги и семья.
На этапе формирующего эксперимента были определены условия, способствующие развитию и повышению уровня духовно-нравственного воспитания детей, которые заключаются в проведении тематических внеклассных занятий, организации фольклорных и творческих мастерских, реализации познавательной коллективной деятельности, сотрудничестве школы и родителей в процессе воспитания детей.
Результаты контрольной диагностики по итогам формирующего эксперимента показали, что уровень духовно-нравственного воспитания учащихся экспериментального класса значительно повысился как в сравнении с контрольным классом, так и в сравнении с первичной диагностикой экспериментального класса.
Проведённый сравнительный анализ результатов экспериментального исследования показал, что выдвинутая в начале исследования гипотеза, о том, что процесс духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста эффективно осуществляется при выполнении педагогических условий, заложенных в проведённом формирующем эксперименте, нашла своё подтверждение, задачи научного поиска решены, цель исследования достигнута.
Таким образом, для эффективного духовно-нравственного воспитания ребёнка необходимо создать такие условия в школе, при которых его физиологические, эмоциональные, интеллектуальные и нравственные потребности будут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне. Результат такого воспитания – здоровье ребёнка, его счастье и благополучие.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Абрамова, Г.С. Практическая психология : Учебник для вузов / Г.С. Абрамова. М.: Наука, 2014.- 234 с.
- Аверина, Н.Г. О нравственном воспитании / Н.Г. Аверина // Начальная школа. 2011. №11.- С. 68- 71.
- Азбука нравственного взросления: методический материал / В.И. Петрова. - СПб.: Питер, 2007. - 304 с.
- Алоева, Марина Андреевна. Классные часы в 5-7 классах: методический материал / М.А. Алоева;ред. Г.Н. Сибирцова. - 8-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2003, 2007, 2008. - 320 с.: ил. - (Сердце отдаю детям). - Национальный проект "Образование"
- Андреев, В.И. Педагогика: учебное пособие / В.И. Андреев. Казань: Наука, 2010.- 608 с.
- Артюхова, И.С. Ценности и воспитание: учебное пособие / И.С.Артюхова. М.: Педагогика, 2010. -145 с.
- Архангельский, Н.В. Нравственное воспитание.: учебное пособие / Н.В. Архангельский. М.: Просвещение, 2000. -534 с.
- Архарова Л.И. [Праздники и классные часы на тему нравственности] / Л.И. Архарова // Архарова Л.И. Cценарии праздников, классных часов, игр, развлечений для начальной школы. – М., 2005.
- Бабанский, Ю.К. Педагогика: Курс лекций: Учебник для вузов / Ю.К. Бабанский. М.: Просвещение, 2012.- 354 с.
- Бабаян, А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика, 2015. №2.- С. 67- 68.
- Баранец, Надежда Анатольевна. Формирование ценностных ориентаций младшего школьника в современной информационной среде / Н. А. Баранец // Начальная школа: плюс до и после. – 2008. – N 7.
- Батурина Г.И. Нравственное воспитание школьников на народных традициях: методический материал / Г.И. Батурина, К. Л. Лисова, Г. Ф. Суворова. - М.: Народное образование, 2002. - 112 с.
- Беспятова, Надежда Константиновна. [Занятия по этикету для младших школьников] / Н. К. Беспятова // Беспятова Н. К. Организация и содержание воспитательного процесса в школе: Методическое пособие / Н. К. Беспятова, Д. Е. Яковлев. – М., 2006.
- Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании учащихся: учебное пособие / Л.И.Божович. М.: Просвещение, 2012. 254 с.
- Божович, Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе: учебное пособие / Л.И. Божович, Т.Е. Конникова. М.: Просвещение, 2010. 167 с.
- Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории: учебное пособие / Н.И. Болдырев. М.: Педагогика, 2010. 216 с.
- Бразговка Л.П. Значение нравственной установки в процессе морального становления младшего подростка / Бразговка Л.П. // Этическое воспитание. - 2007. - N 3.
- Волков, Б.С. Детская психология развития: Учебник для вузов / Б.С. Волков. М.: Просвещение, 2010. 194 с.
- Величко О.Ю. Методы стимулирования нравственного развития младших школьников / О.Ю. Величко // Начальная школа + практика: (вкладка к четным номерам). - 2010.
- Ганжин, В.Г. Нравственность как система: учебное пособие / В.Г. Ганжин. М.: Изд-во МГУ, 2006. 166 с.
- Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?: учебное пособие / Ю.Б Гиппенрейтер. М.: Наука, 2005. С. 54 63.
- Головей, Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии: учебное пособие/ Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Питер, 2006. 86 с.
- Грибоедова, Т.П. Нравственное развитие личности школьника: подходы и диагностика: учебное пособие / Т.П. Грибоедова. Новокузнецк: ИПК, 2001. 64 с.
- Григорович, Л.А. Педагогика и психология: учебное пособие / Л.А. Григорович. М.: Наука, 2004. 186 c.
- Гуляков, Е.Н. Новые педагогические технологии: развитие художественного мышления и речи на уроках литературы: учебное пособие / Е.Н. Гуляков. М.: Дрофа, 2006. 172 с.
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя начальной школы. 1-4 кл.: методич. пособие для кл. рук. М.: ВАКО, 2009. 240 с.
- Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. Спб.: Питер, 2002. С.35.
- Дивногорцева, С. Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры / С.Ю. Дивногорцева. - М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2012. - 240 c.
- Добру откроются сердца // Досуг в школе. - 2008. - № 11.
- Духовно-нравственное воспитание школьников: методический материал // Начальная школа. - 2006. - N 11.
- Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа ценностного учебно-воспитательного процесса: учеб. пособие. М.: Новая школа, 2005. 80 с.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А. Я. Данилюк, АМ. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. Акад. Образования. ― М.: Просвещение, 2009. С. 23.
- Короткова, Л. Д. Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами авторской сказки / Л.Д. Короткова. - М.: Перспектива, 2011. - 136 c.
- Лагодина, Е.Н. Проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся в России: учебное пособие / Лагодина Е.Н. М.: Просвещение, 2006. 154 c.
- Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников. 5-11 классы: Основные аспекты, сценарии мероприятий / Л.С. Литвинова, О.Е. Жиренко. - М.: 5 за знания, 2005. - 207 с. - (Методическая библиотека).
- Малова, В. В. Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры / В.В. Малова. - М.: Владос, 2013. - 351 c.
- Нравственность в современном мире: методический материал / Сост. О.В. Крючкова, О.А. Хаткевич. - Минск: Красико-принт, 2003. - 128 с. - (Деятельность классного руководителя).
- Нравственное воспитание младших школьников // Начальная школа. - 2008. - N 5.
- Подласый, П.И. Педагогика: Учебник для вузов / П.И. Подласый. М.: Просвещение, 2006. 400 с.
- Психология и педагогика: учебное пособие / Под ред. Радугина А.А. М.: Центр, 2007. 254 c.
- Педагогический энциклопедический словарь: учебное пособие / под ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. С.81.
- Родительские собрания. 5-8 классы. Нравственное воспитание в семье: [методическое пособие] / сост. Е.В. Васильева. - Волгоград: Учитель, 2008. - 143 с. - (Школа и родители).
- Сгибнева Е.П. Классные часы в средней школе: Практическое пособие / Е.П. Сгибнева. - 2-е изд., испр. - М.: Айрис-Пресс, 2005. - 159 с. Материалы для проведения классных часов в средней школе по темам: "Наш класс", "Нравственно-этическое воспитание".
- Синицына П.П. Воспитание современного школьника: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000. 159 с.
- Сластенин В.А. Методика воспитательной работы. М.: Академия, 2002. 192 с.
- Соловцова И.А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии; учебно-методическое пособие для педагогов и студентов. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. с. 49.
- Тур, С. Н. Духовно-нравственное воспитание. 2 класс. Тетрадь проектов / С.Н. Тур, Е.И. Васюкова. - М.: БХВ-Петербург, 2011. - 291 c.
- Управителева, Л.В. Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе. 1 класс / Л.В. Управителева. - М.: Академия Развития, ВКТ, 2014. - 192 c.
- Щуркова Н.Е. Новое воспитание: учеб. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000. 128 с.
- Эстетическое воспитание младших школьников // Начальная школа. - 2008. - N 5.
Списочный состав учащихся
2 «А» класс |
2 «Б» класс |
Артемьева Елизавета |
Горбач Александр |
Арзамасова Мария |
Донцова Екатерина |
Бурыкин Денис |
Журба Андрей |
Железнякова Анастасия |
Захаренко Лада |
Котенев Егор |
Ковалевский Мирослав |
Котенев Игнат |
Кравцова Антонина |
Малашко Дарья |
Макаревич Андрей |
Михайлик Артем |
Михновец Владимир |
Носкевич Вероника |
Новицкая Мария |
Плетнев Иван |
Солонко Софья |
Светченков Сергей |
Суздальцева Яна |
Трофимович Снежана |
Тетеревников Егор |
Уфимцева Анастасия |
Трофимцев Николай |
Харитонов Андрей |
Черетович Никита |
Цымбалко Игорь |
Юрков Артур |
Шишкина Мария |
Юрьева Анастасия |
Яковлев Яков |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Тест «Сюжетные картинки»
Методика предназначена для изучения эмоционального отношения к нравственным нормам. Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) – на безнравственный.
Инструкция. Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему.
Тестовый материал (10 картинок):