Файл: выявление наиболее эффективных педагогических условий в формировании нравственной культуры личности младших школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Констатирующий этап проведения экспериментальной работы

В ходе написания данной работы было проведено экспериментальное исследование на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Москвы». В эксперименте приняли участие учащиеся 2 «А» класса (17 человек) – экспериментальная группа и 2 «Б» класса (16 человек) – контрольная группа, всего 33 учащихся (Приложение 1).

Целью работы на данном этапе является определение уровня духовно-нравственного воспитания младших школьников.

В ходе констатирующего эксперимента решались следующие задачи:

1) подобрать диагностические методики для проведения исследования;

2) провести изучение уровня духовно-нравственного развития младших школьников;

3) провести анализ полученных результатов исследования.

Для реализации цели исследования и решения поставленных в работе задач использовались такие методы как анкетирование, беседа, тестирование, количественная и качественная обработка экспериментальных данных, представление полученных результатов.

С целью определения подготовленности педагогов к изучению духовно-нравственного материла, была предложена анкета. Вопросы были заданы в определенной последовательности.

1. Используете ли вы в своей работе материал нравственной направленности?

2. На каких уроках?

3. Включаете ли Вы пословицы и поговорки в содержание занятий?

4. Считаете ли Вы необходимым использование духовно-нравственного материала на уроках? Почему?

В процессе анкетирования было выяснено, что материал нравственной тематики все учителя начальных классов используют в соответствии с программой, но на разных уроках и в различной степени.

Анализ полученных результатов позволил сделать следующие выводы:

- большинство педагогов уделяют внимание нравственному воспитанию;


- многие учителя используют пословицы и поговорки на уроках окружающего мира, биологии и литературы.

- учителя данный материал знают хорошо, не оспаривают важности и своевременности введения духовно-нравственного материала в содержание образования.

Как показал анализ, степень подготовленности педагогов средняя и влияет на качество обучения и воспитания обучающихся. Проследить использование духовно-нравственного материала на уроках в школе позволяет констатирующий эксперимент, цель которого выявить уровень духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках литературы.

С целью изучения подготовленности учащихся к решению этой проблемы, была проведена беседа с обучающимися о любимых книгах: сказках, рассказах, былинах т.д.

В процессе беседы с учащимися были заданы следующие вопросы:

1. Любите ли вы читать?

2. Какие книги вас интересуют больше всего?

3. Что или кто вам в этих книгах нравиться?

4. Кто оказывает вам помощь в осознании этих книг?

5. Какую пользу вы получаете от чтения этих книг?

6. Чему учат вас эти книги?

При анализе ответов учащихся мы пришли к следующему выводу, что книги нравственной тематики есть у 73% учащихся, 27% читают эти книги в библиотеке, только 52% учащихся используют их при подготовке к урокам ознакомления с окружающим миром, 30% учащихся при подготовке к урокам чтения.

Также было выявлено, что у всех дома есть книги; в библиотеку записано больше половины учащихся; дети читают произведения разных жанров, но больше всего любят сказки, рассказы, меньше природоведческие статьи.

На следующем этапе была проведена работа с детьми. Сначала была использована методика «Сюжетные картинки» в обработке Р.Р. Калининой (Приложение 2).

Цель: выяснить осознают ли дети нравственную сторону взаимоотношений в предметной деятельности.

Методика выполнения. Каждому ребёнку даётся набор картинок, на которых изображены различные поступки детей. Он должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых изображены хорошие поступки, с другой – плохие. Затем ребёнок объясняет, почему он так разложил картинки. Сюжеты картинок подбираются в соответствии с изучаемым нравственным качеством. Все вопросы, замечания, высказывания, ответы и пояснения, а также особенности поведения ребёнка во время работы и последующей беседы записываются дословно. Их анализ даёт представление о восприятии и понимании детьми соответствующих нравственных категорий.

Далее в работе с детьми была использована методика диагностики нравственной мотивации (Приложение 3).


Цель: определить уровень духовно-нравственного развития детей.

Методика проведения. Детям предлагается ответить на четыре вопроса, каждый должен выбрать из предлагаемых вариантов ответов один, соответствующий его модели поведения в той или иной ситуации. Обработка результатов осуществляется на основании ключа положительных ответов.

Анализ по методике «Сюжетные картинки» показал, что 5 детей экспериментального класса (29,5%) и 5 детей контрольного класса (31,3%) получили высокие оценки теста, безошибочно разложили картинки по стопкам, с лёгкостью обосновали свой выбор, называя моральную норму, проявляли адекватные эмоциональные реакции; 9 детей экспериментального класса (52,9%) и 8 детей контрольного класса (50%) получили оценку в 2 балла, правильно разложили картинки по стопкам, обосновали свои действия, но эмоциональные реакции выражены слабо; 2 ребёнка экспериментального класса (11,7%) и 3 ребёнка контрольного класса (18,7%) получили оценку в 1 балл, они правильно разложили картинки, но не смогли обосновать свои действия; 1 ребёнок в экспериментальном классе (6%) получил самую низкую оценку, картинки были разложены неправильно, в одной стопке оказались картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции отсутствовали. Результаты также представлены в таблице 1 и на рисунке 1.

Таблица 1 - Результаты ответов детей по методике «Сюжетные картинки»

Выборка

Низкий уровень

(0 баллов)

Ниже среднего

(1 балл)

Средний уровень (2 балла)

Высокий уровень (3 балла)

Экспериментальный класс (17 ч.)

5,9%

11,7%

52,9%

29,5%

Контрольный класс (16 чел.)

0%

18,7%

50%

31,3%

Рисунок 1 - Уровень отношения детей к нравственным нормам

Таким образом, большинство детей (82%), принявших участие в исследовании, обладает высоким и средним уровнем понимания и эмоционального отношения детей к нравственным нормам. Оценка адекватности эмоциональных реакций на моральные нормы у этих детей была положительной на нравственный поступок (улыбка, одобрение, похвала и т.п.) и отрицательной – на безнравственный (осуждение, негодование и т.п.).

Невысоким уровнем понимания и эмоционального отношения к нравственным нормам обладают 18% детей, оценка адекватности их эмоциональных реакций показала, что некоторые дети посчитали нормой некоторые безнравственные поступки, признались, что сами так поступали.


Анализ результатов диагностики нравственной мотивации показал, что 4 ребёнка экспериментального класса (23,5%) и 3 ребёнка контрольного класса (18,7%) обладают высоким уровнем нравственной мотивации, в их ответах на вопросы преобладал положительный выбор, они имеют чёткое представление о нравственных качествах; 10 учащихся экспериментального класса (59%) и 11 учащихся контрольного класса (68,8%) обладают средним уровнем нравственной мотивации, они имеют правильное, но недостаточно чёткое и полное представление о нравственных качествах человека; 3 ребёнка экспериментального класса (17,5%) и 2 ребёнка контрольного класса (12,5%) показали низкий уровень нравственной мотивации, имеют неправильное представление о нравственных качествах. Эти дети испытывают затруднения в ответах, либо путаются в них. Результаты представлены в таблице 2 и на рисунке 2.

Таблица 2 - Результаты диагностики нравственной мотивации детей

Выборка

Низкий уровень

(1 балл)

Средний уровень

(2-3 балла)

Высокий уровень

(4 балла)

Экспериментальный класс (17 чел.)

17,5%

59%

23,5%

Контрольный класс

(16 чел.)

12,5%

68,8%

18,7%

Рисунок 2 – Уровень нравственной мотивации детей

По результатам данных методик можно сделать вывод о том, что не все дети имеют нравственные представления о честности, доброте, дисциплинированности, родители этих детей приложили минимум усилий для того, чтобы сформировать у них понятия о некоторых нравственных качествах.

Полученные данные в ходе диагностики нравственной мотивации подтверждают результаты предыдущего теста у детей «Сюжетные картинки».

Полученные в ходе исследования данные, позволяют сделать вывод о том, что необходима специальная программа, направленная на воспитание духовно-нравственных качеств младших школьников в процессе обучения в начальном звене школы.

2.2. Программа творческой мастерской для учащихся 2 класса «Русь моя родная!»

Нами была разработана программа творческой мастерской для учащихся 2 класса «Русь моя родная!»

В центре внимания:


- обряды, обычаи, сопровождающие человека от рождения до смерти;

- народный костюм;

- история России в произведениях древнерусской литературы, устного народного творчества;

- история родного края;

- работа ансамбля шумовых инструментов.

Системообразующим видом деятельности, способствующим освоению традиций и ценностей русской народной культуры, является познавательная коллективная деятельность. Ключевой этап проходит в форме театрализованного праздника, например, на тему «Кузьминки – об осени поминки», «Раз в крещенский вечерок», «Масленица-мокрохвостка» и др. Для участия в праздниках привлекаются школьные ансамбли шумовых инструментов, гармонистов, вокальная группа.

Таким образом, изучение народной культуры не только способствует развитию личности ребёнка, его познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов, но и формирует навыки межличностного общения, помогает классному руководителю вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей. В систему воспитательной работы включены также классные часы, цель которых – развитие у младших школьников нравственных качеств.

На этапе формирующего эксперимента проводилась работа по улучшению духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в экспериментальной группе.

Цель формирующего эксперимента – обосновать педагогические условия духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Задачи формирующего эксперимента: определить педагогические условия и методы, способствующие духовно-нравственному развитию младших школьников.

На данном этапы эксперимента использовались такие методы как: педагогическое проектирование, моделирование процесса обучения, наблюдение и оценивание. Для духовно-нравственного развития детей были определены следующие средства и методы: внеклассные занятия, фольклорные и творческие мастерские, познавательная коллективная деятельность, сотрудничество школы и родителей в процессе воспитания детей.

Представим основные компоненты программы на этапе формирующего эксперимента для 2 класса. Разделы внеклассных занятий и их темы:

Форма общения:

1) Здравствуйте все.

2) Будем беречь друг друга.

3) Дружим с добрыми словами.

4) Любим добрые поступки.

5) Подари учителю дело и слово доброе.

6) Умеем общаться.

7) Каждый интересен.

Человеческие отношения:

1) Душа - это наше творение.