Файл: Роль игровой деятельности в развитии самооценки у детей дошкольного возраста.pdf
Добавлен: 02.04.2023
Просмотров: 630
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ У ДОШКОЛЬНИКА
1.1Понятие, сущность и виды самооценки
1.2 Особенности самооценки детей дошкольного возраста
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.2 Игра и её роль в развитии детей дошкольного возраста
Различают 2 вида самооценок, такие как общая и частная. Частная самооценка формируется на основе общей, благодаря оформлению и развитию в ее структуре таких компонентов, как «Я идеальное», «рефлексия» и «целеобразование». «Я-идеальное» является источником формирования ценностных ориентаций человека, которые показывают представления о собственном будущем. Несовпадение реальных и нереальных качеств можно трактовать как некое противостояние «Я-идеального» и «Я- реального». В случае же их относительного сближения говорят об отсутствии цели для саморазвития. В дошкольном детстве данные компоненты находятся в стадии становления.
Рассмотрим 2 вид самооценки – общая самооценка. М.И. Лисина характеризует общую самооценку как представление отношения ребенка к себе, соответствие аффективной составляющей образа себя и проецирование в ядерную область его структуры. Основным его источником является общение с окружающими людьми. Когнитивная составляющая образа (знания и представления о себе — конкретная самооценка) проецируется преимущественно в периферическую область образа себя, а ее основным источником выступает индивидуальный опыт.
1.2 Особенности самооценки детей дошкольного возраста
В. Захаровой отмечается некая неустойчивость самооценка в дошкольном возрасте. А именно, ее отличают следующие особенности: устойчивый характер, разнообразие эмоционального содержания (положительные и отрицательные оценочные суждения), направленность (завышенная, заниженная).
Дошкольный возраст является этапом психического развития ребенка в возрасте от 3 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода:
младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет;
средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет;
старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет.
Фундаментальная характеристика ребенка 3 лет («Я сам», «Я могу») находит выражение в самостоятельности и инициативности. У детей пробуждается стремление к достижению результата, которым является продукт их деятельности.
Конец периода раннего детства обозначается кризисом 3-х лет, в течение которого поражается выросшая самостоятельность ребенка и целенаправленность его действий. Основными симптомами этого кризиса является негативизм, упрямство, строптивость и своеволие, бунт против окружающих. За этим стоят личностные новообразования:, такие как «система Я», личное действие, сознание «Я сам», а также чувство гордости за свои успехи и достижения. При правильном поведении взрослого протекание кризиса можно смягчить. Важно помнить, что при устремлении к самостоятельности у взрослого человека остается важнейшая функция, которую ребенок еще пока не освоил сам и ждет ее от взрослого, а именно, функция ценителя достигнутых ребенком результатов. Отсутствие у ребенка интереса к оценке взрослого, потребность только в положительной оценке независимо от достигнутого, отсутствие переживания неуспеха в деятельности — признаки неправильно складывающихся взаимоотношений. Оценка взрослого способствует формированию и совершенствованию «Системы Я», потребность в одобрении, признании, поддерживает уверенность в себе, своих силах у ребенка, в том, что он хороший, что другие люди его любят. При затруднениях взрослый незаметно помогает ему, воздерживаясь от негативных оценок. Отрицательные оценки негативно влияют на отношения ребенка с другими детьми и , иногда, могут привести к эмоциональному неблагополучию в группе.
Таким образом, становление «системы Я» и самооценки знаменует переход к новому этапу развития — дошкольному детству[14].
Дошкольный возраст начинается с изменения ведущей деятельности, а именно, ей становится ролевая игра. Взрослый становится эталоном, образцом подражания. В игре отображаются и имитируются отношения, происходит развитие общих и специфических способностей ребенка.
В младшем дошкольном возрасте (3-5 лет) сохраняется особенность раннего возраста — потребность во взрослом. Но взрослый выступает уже не в роли «носителя» предметного мира, а в роли законодателя норм и правил поведения. Ребенок овладевает различными способами взаимодействия с другими людьми. На начальном этапе этого периода формируются предпосылки сюжетно-ролевой игры.
Такие исследователи, как B.C.Мухина, Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, Е.О. Смирнова, С.Г.Якобсон, А.Н.Давидчук, Л.А.Парамонова и др. выделяют такие особенности детей младшего дошкольного возраста, как[15]:
— у детей проявляется интерес и желание вести здоровый образ жизни, например, выполнять гигиенические процедуры, соблюдать режим дня, развивать движения.
— происходит дальнейший рост и развитие детского организма, совершенствуются все морфофункциональные системы;
— стремительно развиваются моторные функции, возрастает двигательная активность (в течение всего пребывания в ДОУ объем двигательной активности насчитывает 10-14 тысяч условных шагов, интенсивность – до 40-55 движении в минуту);
— движения дошкольников носят преднамеренный и целеустремленный характер;
— обмечается слабость волевых регуляций, волевых усилий по преодолению трудностей;
— улучшается работоспособность дошкольников;
— развиваются основные виды движений, однако, физические качества развиты довольно слабо;
— большая роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (возраст «почемучек»);
— совершенствуются способы ориентировки ребенка в окружающем мире, появляются новые средства ориентировки, увеличивается объем представлений и знаний ребенка о мире;
— наиболее стремительно развивается память, однако она еще носит непроизвольный характер;
— ребенок начинает использовать символические представления предметов и событий. Много фантазирует, используя такое символическое средство, как речь.
Символическая функция — качественно новое достижение в умственном, познавательном развитии ребенка младшего дошкольного возраста — знаменует собой зарождение внутреннего плана мышления, который нуждается во внешних опорах (игровых, изобразительных, вещественных символах)[16]:
— характерен наивный антропоморфизм у дошкольников, а именно, по его мнению, все предметы вокруг негоспособны «думать» и «чувствовать», как и сам ребенок;
— ребенок — реалист, для него реально все, что существует;
— ребенку присущ эгоцентризм, он не обладает способностью рассматривать ситуацию глазами другого, всегда оценивает ее только со своей точки зрения;
-способность к целеполаганию находится еще в стадии становления;
- у дошкольников можно наблюдать элементарное планирование деятельности, которое содержит 2-3 действия;
— ребенок начинает понимать «язык чувств», эмоциональные экспрессии выражение радости, печали и т.п.);
— способен сдерживать непосредственные ситуативные желания «Я хочу».
— ребенок способен проявлять сочувствие, сопереживание, которые становятся регулятором поведения и общения ребенка.
— у ребенка возрастает интерес к сверстникам, он понимает свое положение среди сверстников.
Ребенок становится более самостоятельным, инициативным. Взрослый в специфических видах детской деятельности развивает творчество детей, желание экспериментировать, активно познавать и преобразовывать вещи, материалы, создавать свой оригинальный продукт.
Свобода поведения детей 3-5 лет не исключает формирование у детей чувства осторожности, привитие ему знаний основ безопасности.
В старшем дошкольном возрасте (от 5 до 7 лет) абсолютно все особенности личности ребенка начинают нести в себе больший смысл:, например, заметно повышается уровень произвольности и свободы поведения. У детей появляется более разумная оценка их успешности в различных видах деятельности, а также прочная мотивация достижения. Фактическое складывание личности (А.Н.Леонтьев) связано с устойчивым соотношением мотивов. Этот процесс охарактеризован их соподчинением, т.е. иерархией мотивов. На базе этого формируется воля и произвольность ребенка старшего дошкольного возраста[17].
В работах А.В.Запорожца, Е.П.Арушановой, Л.А.Парамоновой, Л.А.Венгера, В.С.Мухиной, Т.А.Куликовой, С.А.Козловой, М.И.Лисиной, С.Г.Якобсон, Е.О.Смирновой и многих других раскрыты следующие особенности детей старшего дошкольного возраста:
- появляются первичные этические инстанции, например, развивается моральное сознание и моральные оценки, формируется моральная регуляция поведения, социальные и нравственные чувства. В сюжетно — ролевой игре происходит присваивание разнообразных нормативов. Соблюдение норм, правил становится одним из важнейших критериев, которыми ребенок оценивает всех людей формируется «внутренняя позиция» (С.Г.Якобсон, М.И.Лисина)[18], желание помочь сочетается со сравнением себя с литературными героями, сверстниками. Внутренняя общность (Е.О.Смирнова) помогает сделать возможными активно — действенное сопереживание и взаимопомощь[19];
-самосознание ребенка соотносится с самопознанием, с познанием собственной индивидуальности и самоценности. Охотно помогая сверстникам дети не воспринимают чужие успехи как свое поражение;
-преобладает оценочное, объектное отношение к себе и другим. Это порождает постоянное самоутверждение, демонстрацию своих достоинств, их аргументирование.
Все это может повлечь за собой проблемные формы межличностных отношений, такие как повышенная конфликтность, неуверенность в себе, застенчивость, агрессивность. Все базисные характеристики старшего дошкольника находятся и стадии содержательного развития.
Ребенок отличается внутренней раскованностью, открытостью в общении, искренностью в выражении чувств, правдивостью. Задача педагогов способствовать возникновению реальной общественно — значимой и оцениваемой деятельности — учебной. Учитывая сказанное ранее, можно сказать о том, что проблема готовности ребенка к школе стоит довольно остро в наше время. К концу дошкольного возраста ребенок резко меняется. Возраст 6-7 лет характеризуют как возраст «вытягивания» (ребенок быстро вытягивается в длину) либо возрастом смены зубов (к этому времени обычно появляются первые постоянные зубы) — в итоге, развивается кризис 7 лет.
Вся психическая жизнь ребенка развивается под воздействием оценок окружающих; каждый новый опыт, новое знание, умение, приобретенное ребенком, оценивается окружающими. В скором времени ребенок сам ищет оценку своих действий.
Элементы самостоятельного представления о себе впервые проявляются, в оценке не личностных, моральных качеств, а предметных и внешних («А у меня есть самолет», «А зато у меня есть вот что» и т. п.). В этом проявляется неустойчивость представлений о другом либо о себе вне ситуации узнавания.
Существенным сдвигом в развитии личности дошкольника является переход от предметной оценки другого человека к оценке его личностных свойств и внутренних состояний самого себя.
Наблюдения и оценочные рассуждения детей позволяют наметить некоторые тенденции и особенности в развитии детской оценки и самооценки.
Они заключаются в том, что в оценке своих товарищей и самих себя дети дошкольного возраста не выделяют каких-либо индивидуальных, характерных черт. Их оценка носит общий, недифференцированный характер: «плохой», «хороший», »умный», «неумный». Многие дети среднего, а иногда и старшего дошкольного возраста употребляют эти понятия неадекватно, поскольку они еще не сформировались. Понятиями «хороший», «умный», «послушный» дети пользуются как тождественными, также как в понятия плохой», «неумный» вкладывают содержание понятия «непослушный».