Файл: Роль игровой деятельности в развитии самооценки у детей дошкольного возраста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2023

Просмотров: 630

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Различают 2 вида самооценок, такие как общая и частная. Частная самооценка формируется на основе общей, благодаря оформлению и развитию в ее структуре таких компонентов, как «Я идеальное», «рефлексия» и «целеобразование». «Я-идеальное» является источником формирования ценностных ориентаций человека, которые показывают представления о собственном будущем. Несовпадение реальных и нереальных качеств можно трактовать как некое противостояние «Я-идеального» и «Я- реального». В случае же их относительного сближения говорят об отсутствии цели для саморазвития. В дошкольном детстве данные компоненты находятся в стадии становления.

Рассмотрим 2 вид самооценки – общая самооценка. М.И. Лисина характеризует общую самооценку как представление отношения ребенка к себе, соответствие аффективной составляющей образа себя и проецирование в ядерную область его структуры. Основным его источником является общение с окружающими людьми. Когнитивная составляющая образа (знания и представления о себе — конкретная самооценка) проецируется преимущественно в периферическую область образа себя, а ее основным источником выступает индивидуальный опыт.

1.2 Особенности самооценки детей дошкольного возраста

В. Захаровой отмечается некая неустойчивость самооценка в дошкольном возрасте. А именно, ее отличают следующие особенности: устойчивый характер, разнообразие эмоционального содержания (положительные и отрицательные оценочные суждения), направленность (завышенная, заниженная).

Дошкольный‬ ‬возраст‬ ‬является ‬этапом‬ ‬психического‬ ‬развития‬ ‬ребенка‬ ‬в‬ ‬возрасте‬ ‬от‬ ‬3‬ ‬до‬ ‬7‬ ‬лет.‬ ‬В‬ ‬его‬ ‬рамках‬ ‬выделяют‬ ‬три‬ ‬периода:

младший‬ ‬дошкольный‬ ‬возраст‬ ‬—‬ ‬от‬ ‬3‬ ‬до‬ ‬4‬ ‬лет;

средний‬ ‬дошкольный‬ ‬возраст‬ ‬—‬ ‬от‬ ‬4‬ ‬до‬ ‬5‬ ‬лет;

старший‬ ‬дошкольный‬ ‬возраст‬ ‬—‬ ‬от‬ ‬5‬ ‬до‬ ‬7‬ ‬лет.

Фундаментальная‬ ‬характеристика‬ ‬ребенка‬ ‬3‬ ‬лет‬ ‬(«Я‬ ‬сам»,‬ ‬«Я‬ ‬могу») ‬находит‬ ‬выражение‬ ‬в‬ ‬самостоятельности‬ ‬и‬ ‬инициативности.‬ ‬У‬ ‬детей‬ ‬пробуждается ‬стремление‬ ‬к‬ ‬достижению‬ ‬результата,‬ которым является ‬продукт ‬их‬ ‬деятельности.

Конец‬ ‬периода‬ ‬раннего‬ ‬детства‬ ‬обозначается ‬кризисом‬ ‬3-х‬ ‬лет,‬ ‬в‬ ‬течение которого ‬поражается‬ ‬выросшая‬ ‬самостоятельность‬ ‬ребенка‬ ‬и‬ ‬целенаправленность‬ ‬его‬ ‬действий.‬ ‬Основными‬ ‬симптомами‬ ‬этого‬ ‬кризиса‬ ‬является‬ ‬негативизм,‬ ‬упрямство,‬ ‬строптивость‬ ‬и‬ ‬своеволие,‬ ‬бунт‬ ‬против‬ ‬окружающих.‬ ‬За‬ ‬этим‬ ‬стоят‬ ‬личностные‬ ‬новообразования:, такие как ‬«система‬ ‬Я»,‬ ‬личное‬ ‬действие,‬ ‬сознание‬ ‬«Я‬ ‬сам», а также‬ ‬чувство‬ ‬гордости‬ ‬за‬ ‬свои‬ ‬успехи‬ ‬и‬ ‬достижения.‬ ‬При‬ ‬правильном‬ ‬поведении‬ ‬взрослого‬ ‬протекание‬ ‬кризиса‬ ‬можно‬ ‬смягчить.‬ ‬Важно помнить,‬ ‬что‬ ‬при‬ устремлении‬ ‬к‬ ‬самостоятельности ‬у‬ ‬взрослого‬ человека ‬остается‬ ‬важнейшая‬ ‬функция,‬ ‬которую‬ ‬ребенок‬ ‬еще‬ ‬пока не‬ ‬освоил‬ ‬сам‬ ‬и‬ ‬ждет‬ ‬ее‬ ‬от‬ ‬взрослого, а именно, ‬функция‬ ‬ценителя‬ ‬достигнутых‬ ‬ребенком‬ ‬результатов.‬ ‬Отсутствие‬ ‬у‬ ‬ребенка‬ ‬интереса‬ ‬к‬ ‬оценке‬ ‬взрослого,‬ ‬потребность‬ ‬только‬ ‬в‬ ‬положительной‬ ‬оценке‬ ‬независимо‬ ‬от‬ ‬достигнутого,‬ ‬отсутствие‬ ‬переживания‬ ‬неуспеха‬ ‬в‬ ‬деятельности‬ ‬—‬ ‬признаки‬ ‬неправильно‬ ‬складывающихся‬ ‬взаимоотношений.‬ ‬Оценка‬ ‬взрослого‬ ‬способствует‬ ‬формированию и совершенствованию‬ ‬«Системы‬ ‬Я»,‬ ‬потребность‬ ‬в‬ ‬одобрении,‬ ‬признании, ‬поддерживает‬ ‬уверенность‬ ‬в‬ ‬себе,‬ ‬своих‬ ‬силах у ребенка,‬ ‬в‬ ‬том,‬ ‬что‬ ‬он‬ ‬хороший,‬ ‬что другие люди его‬ ‬любят.‬ ‬При‬ ‬затруднениях‬ ‬взрослый‬ ‬незаметно‬ ‬помогает‬ ‬ему,‬ ‬воздерживаясь‬ ‬от‬ ‬негативных‬ ‬оценок.‬ ‬Отрицательные‬ ‬оценки‬ негативно ‬влияют‬ ‬на‬ ‬отношения‬ ‬ребенка‬ ‬с‬ ‬другими‬ ‬детьми‬ ‬и‬ ‬, иногда, могут‬ ‬привести‬ ‬к‬ ‬эмоциональному‬ ‬неблагополучию‬ ‬в‬ ‬группе.


Таким‬ ‬образом,‬ ‬становление‬ ‬«системы‬ ‬Я»‬ ‬и‬ ‬самооценки‬ ‬знаменует‬ ‬переход‬ ‬к‬ ‬новому‬ ‬этапу‬ ‬развития‬ ‬—‬ ‬дошкольному‬ ‬детству[14].

Дошкольный‬ ‬возраст‬ ‬начинается‬ ‬с‬ ‬изменения‬ ‬ведущей‬ ‬деятельности‬, а именно, ей становится‬ ‬ролевая‬ ‬игра. ‬ ‬Взрослый‬ ‬становится‬ ‬эталоном,‬ ‬образцом‬ ‬подражания.‬ ‬В‬ ‬игре‬ ‬отображаются и имитируются‬ ‬отношения,‬ ‬происходит‬ ‬развитие‬ ‬общих‬ ‬и‬ ‬специфических‬ ‬способностей‬ ‬ребенка.

В‬ ‬младшем‬ ‬дошкольном‬ ‬возрасте‬ ‬(3-5‬ ‬лет)‬ ‬сохраняется‬ ‬особенность‬ ‬раннего‬ ‬возраста‬ ‬—‬ ‬потребность‬ ‬во‬ ‬взрослом.‬ ‬Но‬ ‬взрослый‬ ‬выступает‬ ‬уже‬ ‬не‬ ‬в роли «носителя»‬ ‬предметного‬ ‬мира,‬ ‬а‬ ‬в роли законодателя ‬норм‬ ‬и‬ ‬правил‬ ‬поведения.‬ ‬Ребенок‬ ‬овладевает‬ ‬различными‬ ‬способами‬ ‬взаимодействия‬ ‬с‬ ‬другими‬ ‬людьми.‬ ‬На‬ ‬начальном‬ ‬этапе‬ ‬этого‬ ‬периода‬ ‬формируются‬ ‬предпосылки‬ ‬сюжетно-ролевой‬ ‬игры‬.

Такие исследователи, как ‬B.C.Мухина,‬ ‬Л.А.Венгер,‬ ‬О.М.Дьяченко,‬ ‬Е.О.‬ ‬Смирнова,‬ ‬С.Г.Якобсон,‬ ‬А.Н.Давидчук,‬ ‬Л.А.Парамонова ‬и‬ ‬др.‬ ‬выделяют ‬такие ‬особенности‬ ‬детей‬ ‬младшего‬ ‬дошкольного‬ ‬возраста, как[15]:

—‬ ‬у детей проявляется ‬интерес‬ ‬и‬ ‬желание‬ ‬вести‬ ‬здоровый‬ ‬‬ ‬образ‬ ‬жизни‬, например, выполнять‬ ‬гигиенические‬ ‬процедуры,‬ соблюдать ‬режим‬ ‬дня,‬ ‬развивать‬ ‬движения.

—‬ ‬происходит‬ ‬дальнейший‬ ‬рост‬ ‬и‬ ‬развитие‬ ‬детского‬ ‬организма,‬ ‬совершенствуются‬ ‬все‬ ‬морфофункциональные‬ ‬системы;

—‬ ‬стремительно‬ ‬развиваются‬ ‬моторные‬ ‬функции‬, ‬возрастает‬ ‬двигательная‬ ‬активность‬ ‬(в течение всего пребывания в‬ ‬ДОУ‬ ‬объем‬ ‬двигательной‬ ‬активности‬ ‬насчитывает ‬10-14‬ ‬тысяч‬ ‬условных‬ ‬шагов,‬ ‬интенсивность‬ ‬–‬ ‬до‬ ‬40-55‬ ‬движении‬ ‬в‬ ‬минуту);

—‬ ‬движения‬ ‬дошкольников ‬носят ‬преднамеренный‬ ‬и‬ ‬целеустремленный‬ ‬характер;

—‬ ‬обмечается‬ ‬слабость‬ ‬волевых‬ ‬регуляций,‬ ‬волевых‬ ‬усилий‬ ‬по‬ ‬преодолению‬ ‬трудностей;

—‬ ‬‬ ‬улучшается‬ ‬работоспособность‬ ‬дошкольников;

—‬ ‬развиваются‬ ‬основные‬ ‬виды‬ ‬движений,‬ однако, ‬физические‬ ‬качества‬ ‬развиты‬ довольно ‬слабо;

—‬ ‬большая‬ ‬роль‬ ‬принадлежит‬ ‬компетентности,‬ ‬в‬ ‬особенности‬ ‬интеллектуальной‬ ‬(возраст‬ ‬«почемучек»);


—‬ ‬совершенствуются ‬ ‬способы‬ ‬ориентировки‬ ‬ребенка‬ ‬в‬ ‬окружающем мире,‬ ‬появляются новые‬ ‬средства‬ ‬ориентировки,‬ ‬увеличивается объем‬ ‬представлений‬ ‬и‬ ‬знаний ‬ребенка‬ ‬о‬ ‬мире;

—‬ ‬наиболее‬ ‬стремительно‬‬ ‬развивается‬ ‬память,‬ ‬однако‬ ‬она‬ ‬еще‬ ‬носит‬ ‬непроизвольный‬ ‬характер;

—‬ ‬ребенок‬ ‬начинает‬ ‬использовать‬ ‬символические‬ ‬представления‬ ‬предметов‬ ‬и‬ ‬событий.‬ ‬Много‬ ‬фантазирует,‬ ‬используя такое‬ ‬символическое‬ ‬средство‬, как‬ ‬речь.

Символическая‬ ‬функция‬ ‬—‬ ‬качественно‬ ‬новое‬ ‬достижение‬ ‬в‬ ‬умственном,‬ ‬познавательном‬ ‬развитии‬ ‬ребенка‬ ‬младшего‬ ‬дошкольного‬ ‬возраста‬ ‬—‬ ‬знаменует‬ ‬собой‬ ‬зарождение‬ ‬внутреннего‬ ‬плана‬ ‬мышления,‬ ‬который‬ ‬нуждается‬ ‬во‬ ‬внешних‬ ‬опорах‬ ‬(игровых,‬ ‬изобразительных,‬ ‬вещественных‬ ‬символах)[16]:

—‬ ‬характерен ‬наивный‬ ‬антропоморфизм у дошкольников,‬ а именно, ‬по‬ ‬его‬ ‬мнению,‬ ‬все‬ ‬предметы вокруг негоспособны‬ ‬«думать»‬ ‬и‬ ‬«чувствовать»,‬ ‬как‬ и‬ ‬сам ребенок;

—‬ ‬ребенок‬ ‬—‬ ‬реалист,‬ ‬для‬ ‬него‬ ‬реально‬ ‬все,‬ ‬что‬ ‬существует;

—‬ ‬ребенку‬ ‬присущ‬ ‬эгоцентризм,‬ ‬он‬ ‬не‬ обладает способностью ‬рассматривать‬ ‬ситуацию‬ ‬глазами‬ ‬другого,‬ ‬всегда‬ ‬оценивает‬ ‬ее‬ только ‬со‬ ‬своей‬ ‬точки‬ ‬зрения;

-способность‬ ‬к‬ ‬целеполаганию‬ ‬находится‬ ‬еще‬ ‬в‬ ‬стадии‬ ‬становления;

- у дошкольников можно наблюдать ‬элементарное‬ ‬планирование‬ ‬деятельности,‬ ‬которое содержит 2-3‬ ‬действия;

—‬ ‬ребенок‬ ‬начинает‬ ‬понимать‬ ‬«язык‬ ‬чувств»,‬ ‬эмоциональные‬ ‬экспрессии‬ ‬выражение‬ ‬радости,‬ ‬печали‬ ‬и‬ ‬т.п.);

—‬ ‬способен‬ ‬сдерживать‬ ‬непосредственные‬ ‬ситуативные‬ ‬желания‬ ‬«Я‬ ‬хочу».

—‬ ‬ребенок‬ ‬способен‬ ‬проявлять‬ ‬сочувствие,‬ ‬сопереживание,‬ ‬которые‬ ‬становятся‬ ‬регулятором‬ ‬поведения‬ ‬и‬ ‬общения‬ ‬ребенка.

—‬ у ребенка ‬возрастает‬ ‬интерес‬ ‬к‬ ‬сверстникам,‬ ‬он понимает ‬свое ‬положение среди сверстников.

Ребенок‬ ‬становится‬ ‬более‬ ‬самостоятельным,‬ ‬инициативным.‬ ‬Взрослый‬ ‬в‬ ‬специфических‬ ‬видах‬ ‬детской‬ ‬деятельности‬ ‬развивает‬ ‬творчество‬ ‬детей,‬ ‬желание‬ ‬экспериментировать,‬ ‬активно‬ ‬познавать‬ ‬и‬ ‬преобразовывать‬ ‬вещи,‬ ‬материалы,‬ ‬создавать‬ ‬свой‬ ‬оригинальный‬ ‬продукт.


Свобода‬ ‬поведения‬ ‬детей‬ ‬3-5‬ ‬лет‬ ‬не‬ ‬исключает‬ ‬формирование‬ ‬у‬ ‬детей‬ ‬чувства‬ ‬осторожности,‬ ‬привитие‬ ‬ему‬ ‬знаний‬ ‬основ‬ ‬безопасности.

В‬ ‬старшем‬ ‬дошкольном‬ ‬возрасте‬ ‬(от‬ ‬5‬ ‬до‬ ‬7‬ ‬лет)‬ ‬абсолютно все особенности‬ ‬личности‬ ‬ребенка‬ ‬начинают нести в себе больший смысл:, например, заметно ‬повышается‬ ‬уровень‬ ‬произвольности‬ ‬и‬ ‬свободы‬ ‬поведения.‬ ‬У детей появляется‬ ‬более‬ ‬разумная‬ ‬оценка‬ их ‬успешности‬ ‬в‬ ‬различных‬ ‬видах‬ ‬деятельности‬, а также ‬прочная ‬мотивация‬ ‬достижения.‬ ‬Фактическое‬ ‬складывание‬ ‬личности‬ ‬(А.Н.Леонтьев)‬ ‬связано‬ ‬с‬ ‬устойчивым‬ ‬соотношением‬ ‬мотивов.‬ ‬Этот процесс охарактеризован ‬их‬ ‬соподчинением,‬ ‬т.е.‬ ‬иерархией ‬мотивов.‬ ‬На базе этого формируется‬ ‬воля‬ ‬и‬ ‬произвольность‬ ‬ребенка старшего дошкольного возраста[17].

В‬ ‬работах‬ ‬А.В.Запорожца,‬ ‬Е.П.Арушановой,‬ ‬Л.А.Парамоновой,‬ ‬Л.А.Венгера,‬ ‬В.С.Мухиной,‬ ‬Т.А.Куликовой,‬ ‬С.А.Козловой,‬ ‬М.И.Лисиной,‬ ‬С.Г.Якобсон,‬ ‬Е.О.Смирновой‬ ‬и‬ ‬многих‬ ‬других‬ ‬раскрыты‬ ‬следующие‬ ‬особенности‬ ‬детей‬ ‬старшего‬ ‬дошкольного‬ ‬возраста:

- появляются ‬первичные‬ ‬этические‬ ‬инстанции, например, ‬развивается ‬моральное‬ ‬сознание‬ ‬и‬ ‬моральные‬ ‬оценки,‬ ‬формируется‬ ‬моральная‬ ‬регуляция‬ ‬поведения,‬ ‬социальные‬ ‬и‬ ‬нравственные‬ ‬чувства.‬ ‬В‬ ‬сюжетно‬ ‬—‬ ‬ролевой‬ ‬игре‬ ‬происходит‬ ‬присваивание‬ ‬разнообразных‬ ‬нормативов.‬ ‬Соблюдение‬ ‬норм,‬ ‬правил‬ ‬становится‬ ‬одним‬ ‬из‬ ‬важнейших‬ ‬критериев,‬ ‬которыми‬ ‬ребенок‬ ‬оценивает‬ ‬всех‬ ‬людей‬ ‬формируется‬ ‬«внутренняя‬ ‬позиция»‬ ‬(С.Г.Якобсон,‬ ‬М.И.Лисина)[18],‬ ‬желание‬ ‬помочь‬ ‬сочетается‬ ‬со‬ ‬сравнением‬ ‬себя‬ ‬с‬ ‬литературными‬ ‬героями,‬ ‬сверстниками.‬ ‬Внутренняя‬ ‬общность‬ ‬(Е.О.Смирнова)‬ ‬помогает сделать ‬возможными‬ ‬‬активно‬ ‬—‬ ‬действенное‬ ‬сопереживание ‬и‬ ‬взаимопомощь[19];

-самосознание‬ ‬ребенка‬ ‬соотносится ‬с‬ ‬самопознанием,‬ с познанием ‬собственной‬ ‬индивидуальности и‬ ‬самоценности.‬ ‬Охотно‬ ‬помогая‬ ‬сверстникам‬ ‬дети‬ ‬не‬ ‬воспринимают‬ ‬чужие‬ ‬успехи‬ ‬как‬ ‬свое‬ ‬поражение;

-преобладает‬ ‬оценочное,‬ ‬объектное‬ ‬отношение‬ ‬к‬ ‬себе‬ ‬и‬ ‬другим.‬ ‬Это‬ ‬порождает‬ ‬постоянное‬ ‬самоутверждение,‬ ‬демонстрацию‬ ‬своих‬ ‬достоинств, их‬ ‬аргументирование.


Все‬ ‬это‬ ‬может‬ ‬повлечь за собой ‬проблемные‬ ‬формы‬ ‬межличностных‬ ‬отношений‬, такие как повышенная‬ ‬конфликтность,‬ ‬неуверенность‬ ‬в‬ ‬себе,‬ ‬застенчивость,‬ ‬агрессивность.‬ ‬Все‬ ‬базисные‬ ‬характеристики‬ ‬старшего‬ ‬дошкольника‬ ‬находятся‬ ‬и‬ ‬стадии‬ ‬содержательного‬ ‬развития.‬ ‬

Ребенок‬ ‬отличается‬ ‬внутренней‬ ‬раскованностью,‬ ‬открытостью‬ ‬в‬ ‬общении,‬ ‬искренностью‬ ‬в‬ ‬выражении‬ ‬чувств,‬ ‬правдивостью.‬ ‬Задача‬ ‬педагогов‬ ‬способствовать‬ ‬возникновению‬ ‬реальной‬ ‬общественно‬ ‬—‬ ‬значимой‬ ‬и‬ ‬оцениваемой‬ ‬деятельности‬ ‬—‬ ‬учебной.‬ ‬Учитывая сказанное ранее, можно сказать о том, что‬ ‬проблема‬ ‬готовности‬ ‬ребенка‬ ‬к‬ ‬школе стоит довольно остро в наше время.‬ ‬К‬ ‬концу‬ ‬дошкольного‬ ‬возраста‬ ‬ребенок‬ ‬резко‬ ‬меняется.‬ ‬Возраст‬ ‬6-7‬ ‬лет‬ ‬характеризуют как ‬возраст ‬«вытягивания»‬ ‬(ребенок‬ ‬быстро‬ ‬вытягивается‬ ‬в‬ ‬длину)‬ ‬либо‬ ‬возрастом‬ ‬смены‬ ‬зубов‬ ‬(к‬ ‬этому‬ ‬времени‬ ‬обычно‬ ‬появляются‬ ‬первые‬ ‬постоянные‬ ‬зубы)‬ ‬—‬ ‬в итоге, развивается‬ ‬кризис‬ ‬7‬ ‬лет.

Вся психическая жизнь ребенка развивается под воздействием оценок окружающих; каждый новый опыт, новое знание, умение, приобретенное ребенком, оценивается окружающими. В скором времени ребенок сам ищет оценку своих действий.

Элементы самостоятельного представления о себе впервые проявляются, в оценке не личностных, моральных качеств, а предметных и внешних («А у меня есть самолет», «А зато у меня есть вот что» и т. п.). В этом проявляется неустойчивость представлений о другом либо о себе вне ситуации узнавания.

Существенным сдвигом в развитии личности дошкольника является переход от предметной оценки другого человека к оценке его личностных свойств и внутренних состояний самого себя.

Наблюдения и оценочные рассуждения детей позволяют наметить некоторые тенденции и особенности в развитии детской оценки и самооценки.

Они заключаются в том, что в оценке своих товарищей и самих себя дети дошкольного возраста не выделяют каких-либо индивидуальных, характерных черт. Их оценка носит общий, недифференцированный характер: «плохой», «хороший», »умный», «неумный». Многие дети среднего, а иногда и старшего дошкольного возраста употребляют эти понятия неадекватно, поскольку они еще не сформировались. Понятиями «хороший», «умный», «послушный» дети пользуются как тождественными, также как в понятия плохой», «неумный» вкладывают содержание понятия «непослушный».