Файл: Роль игровой деятельности в развитии самооценки у детей дошкольного возраста.pdf
Добавлен: 02.04.2023
Просмотров: 635
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ У ДОШКОЛЬНИКА
1.1Понятие, сущность и виды самооценки
1.2 Особенности самооценки детей дошкольного возраста
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.2 Игра и её роль в развитии детей дошкольного возраста
У дошкольника в содержание представлений о себе входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту ребенка образной деятельности, общения с взрослыми и сверстниками.
В дошкольном возрасте оценка и самооценка носят эмоциональный характер. Из окружающих взрослых наиболее яркую положительную оценку получают те из них, к которым ребенок испытывает любовь, доверие, привязанность. Старшие дошкольники чаще подвергают оценке внутренний мир окружающих взрослых, дают им более глубокую и дифференцированную оценку, нежели дети среднего и младшего дошкольного возраста.
Сравнение самооценки дошкольника в разных видах деятельности показывает неодинаковую степень ее объективности («переоценка», «адекватная оценка», «недооценка»). Правильность детской самооценки в значительной мере определяется спецификой деятельности, наглядностью ее результатов, знанием своих умений и опытом их оценки, степенью усвоения истинных критериев оценки в данной области, уровнем притязания ребенка в той или иной деятельности. Так детям легче дать адекватную самооценку выполненного им рисунка на конкретную тему, нежели верно оценить свое положение в системе личных отношений.
Установлено, что статус, положение ребенка в группе также влияет на самооценку дошкольника. Так, например, тенденцию к переоценке чаще обнаруживают «непопулярные» дети, чей авторитет в группе невысок; недооценку — «популярные» эмоциональное самочувствие которых достаточно хорошее.
На протяжении дошкольного детства сохраняется общая положительная самооценка, основанная на бескорыстной любви, заботе близких взрослых. Она способствует тому, что дошкольники склонны завышать представления о своих возможностях. Расширение видов деятельности, которые осваивает ребенок, приводит к формированию четкой и уверенной конкретной самооценки, в которой выражается его отношение к успеху отдельного действия.
Характерно, что в этом возрасте ребенок отделяет собственную самооценку от оценки себя другими. Познание дошкольником пределов своих сил происходит на основе не только общения с взрослыми, но и собственного практического опыта, дети с завышенными или заниженными представлениями о самих себе более чувствительны к оценочным воздействиям взрослых, легко поддаются их влияниям.
В возрасте трех—семи лет общение со сверстниками играет существенную роль в процессе самосознания дошкольника. Взрослый — это недосягаемый эталон, а с ровесниками можно себя сравнивать как с равными. При обмене оценочными воздействиями возникает определенное отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами. Умение ребенка анализировать результаты собственной деятельности прямо зависит от его умения анализировать результаты других детей. Так, в общении со сверстниками складывается способность оценивать другого человека, которая стимулирует развитие относительной самооценки. Она выражает отношение ребенка к себе в сопоставлении с другими людьми.
От возраста зависит степень значимости для детей оценки сверстников –чем старше дошкольники становятся, тем более значима для них оценка. В 3-4 года взаимооценки детей более субъективны, они намного чаще подвержены влиянию эмоционального отношения к сверстникам. В этом возрасте ребенок завышено оценивает свои возможности в достижении результата, мало знает о личностных качествах и познавательных возможностях, зачастую смешивает конкретные достижения с высокой личной оценкой. При довольно развитом опыте общения в пять лет ребенок знает о своих умениях, имеет небольшое представление о своих познавательных возможностях, собственных личностных качествах, внешности, а также адекватно реагирует на свои достижения и неудачи. В 6-7 лет дошкольники хорошо понимают свои физические возможности, оценивают их более правильно, у них складывается представление о личностных качествах и умственных возможностях. Малыши почти не могут обобщать действия товарищей в разных ситуациях, не дифференцируют близкие по содержанию качества. В младшем дошкольном возрасте позитивные и негативные оценки сверстников распределяются преимущественно равномерно. Среди старших дошкольников преобладают положительные оценки. Наиболее восприимчивы к оценкам сверстников дети 4,5—5,5 лет. Очень высокого уровня достигает умение сравнения себя со сверстниками у детей 5-7 лет. Значительный опыт индивидуальной деятельности помогает старшим дошкольникам критически оценивать воздействия ровесников.
С возрастом самооценка становится все более правильной, полнее отражающей возможности малыша. В первую очередь она возникает в продуктивных видах деятельности, а также в играх с правилами, где дети имеют возможность увидеть и сравнить свой результат с результатом других детей. Имея реальную опору в виде рисунка, конструкции дошкольникам легче дать себе соответствующую оценку.
Постепенно у дошкольников возрастает способность мотивировать самооценку, причем изменяется и содержание мотивировок. Исследование Т. А. Репиной показало, что у детей 3-4 лет чаще обычного можно заметить тенденцию обосновывать ценностное отношение к себе в первую очередь эстетической привлекательностью, а не этической («Нравлюсь себе, потому что красивая»).
Четырех — пятилетние дети связывают самооценку в основном не с собственным опытом, а с оценочными отношениями окружающих «Я хороший, потому что меня воспитательница хвалит». В данном возрасте дети часто имеют желание что-либо изменить в себе, хотя данное желание не распространяется на нравственный облик.
В 5—7 лет обосновывают положительные характеристики самих себя, с точки зрения наличия каких- либо нравственных качеств. Однако, даже в возрасте шести-семи лет далеко не все дети могут мотивировать самооценку. На седьмом году жизни у ребенка намечается дифференциации двух аспектов самосознания — познание себя и отношение к себе. Так, при самооценке: «Иногда хороший, иногда плохой» наблюдается эмоционально положительное отношение к себе («нравлюсь») или при общей положительной оценке: «Хороший» — сдержанное отношение («Нравлюсь себе чуть-чуть»).
В старшем дошкольном возрасте наряду с тем, что большинство детей удовлетворено собой, стремление изменить что-то в себе, стать другим возрастает.
К возрасту семи лет у ребенка происходит важное изменение в плане самооценки. Она из общей становится дифференцированной. Ребенок делает выводы о своих достижениях: он замечает, что с чем-то он справляется лучше, а с чем-то - хуже. До пяти лет дети обычно переоценивают свои умения. А в 6,5 лет дети редко хвалят себя, хотя тенденция похвалиться сохраняется. В то же время возрастает число обоснованных оценок. К 7 годам большинство детей уже правильно себя оценивают и осознают свои умения и успехи в разных видах деятельности.
В самооценке дошкольника находят отражение развивающиеся у него чувства гордости и стыда.
Развитие самосознания находится в тесной связи с формированием познавательной и мотивационной сферы ребенка. На основе их развития в конце дошкольного периода появляется важное новообразование — ребенок оказывается способным в особой форме сознавать и самого себя и то положение, которое он в данное время занимает, т. е. у ребенка появляется «осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренней позиции». Данный сдвиг в развитии самооценки имеет значение в психологической готовности дошкольника к обучению в школе, в переходе к следующей возрастной ступени. Возрастает к концу дошкольного периода и самостоятельность, критичность детской оценки и самооценки.
В дошкольном детстве начинает складываться еще один важный показатель развития самосознания — осознание себя во времени. Ребенок первоначально живет только настоящим. С накоплением и осознанием своего опыта ему становится доступным понимание своего прошлого. Старший дошкольник просит взрослых рассказать о том, как он был маленьким, и сам с удовольствием вспоминает отдельные эпизоды недалекого прошлого. Характерно, что, полностью не осознавая изменений, происходящих в самом с течением времени, ребенок понимает, что раньше был не таким, как теперь: был маленьким, а сейчас вырос. Его интересует и прошлое близких людей. У дошкольника складывается способность осознать и ребенок хочет пойти в школу, освоить какую-то профессию, расти, чтобы приобрести определенные преимущества. Осознание своих умений и качеств, представление себя во времени, открытие для себя своих переживаний — все это составляет начальную форму осознания ребенком самого себя, возникновение личного сознания. Оно появляется к концу школьного возраста, обусловливая новый уровень осознания своего места в системе взаимоотношений с взрослым (т. е. теперь ребенок понимает, что он еще не большой, а маленький).
Одной из самых важных составляющих самосознания можно назвать осознание своей принадлежности к мужскому либо женскому полу, то есть осознание половой идентичности. Первичное знание о половой идентичности, как правило, складывается примерно к полутора годам. В два года малыш, хотя и знает свой пол, обосновать свою принадлежность к нему не может. В возрасте 3-4 лет дети четко определяют пол окружающих их людей, а также знают о собственной половой принадлежности, однако, часто определяют ее не только с помощью определенных соматических и поведенческих свойств, но также с помощью рандомных внешних признаков, например, по прическе, одежде и, к тому же, допускают возможность изменения пола.
В течении всего дошкольного возраста остаются интенсивными процессы половой социализации и половой дифференциации. Они состоят в усвоении ориентаций на ценности своего пола, в усвоении социальных стремлений, установок, стереотипов поведения. То есть, дошкольник теперь обращает внимание на различия мужского и женского пола не только во внешности, одежде, но также и в манере вести себя. В этом возрасте закладываются основы представлений о таких категориях, как мужественность и женственность. Возрастают половые различия мальчиков и девочек в предпочтениях занятий, видов деятельности и игр, общения. К окончанию дошкольного возраста ребенок до конца понимает необратимость собственной половой принадлежности и старается построить свое поведение в соответствии с ней.
Кроме осознания своих качеств старшие дошкольники пытаются осмыслить мотивы своих и чужих поступков. Они стараются объяснять собственное поведение с опорой на знания и представления, полученные от взрослых людей, и собственный опыт.
В объяснении поступков других людей дошкольник зачастую исходит из своих интересов и ценностей, т.е. собственной позиции. Со временем ребенок осознает не только свои нравственные качества, но и переживания, собственное эмоциональное состояние. Старшего дошкольника интересуют и некоторые психические процессы, происходящие в нем самом.
В группе детского сада существует система ценностных ориентаций, которая создает взаимооценки детей. Постепенно расширяется диапазон моральных представлений. В возрасте четырех — пяти лет такой диапазон, который ассоциируется у ребенка с понятием: «хороший» в отношении сверстника и себя, достаточно невелик («не бить никого», «слушать воспитательницу, маму, папу»). В пять-шесть лет он становится больше, хотя по-прежнему называемые качества касаются только отношений в детском саду и семье (защищать детей, не кричать, не баловаться, быть аккуратным, не жалеть, когда что-то даешь, помогать маме, делиться игрушками). В шесть-семь моральные нормы осознаются дошкольниками намного точнее и относятся к людям более широкого окружения, чем ранее (не драться, слушаться, со всеми дружить, принимать в игру, угощать всех, не обзываться, не обманывать, уступать место старшим). В этом же возрасте большинство детей правильно понимают те нравственные качества, по которым оценивают сверстников: трудолюбие, аккуратность, умение дружно играть, справедливость и др.
Во всех возрастных группах дети обнаруживают способность объективнее, чем себя, оценивать других. Но здесь наблюдаются определенные возрастные изменения. Достаточно редко от старшего дошкольника в ответе на вопрос «Кто у вас самый хороший»? мы услышим «Я самый хороший», характерное для самых маленьких. Но это не означает, что детская самооценка собственной личности теперь низкая. Дети уже стали «большими» и знают, что хвастать нельзя, это нехорошо. Совсем необязательно прямо заявлять о своем превосходстве. В старших группах можно увидеть детей, которые оценивают себя с положительной стороны косвенным путем. На вопрос «Какая ты: «хорошая или плохая?» они обычно отвечают так: «Я не знаю… Я тоже слушаюсь», «Я тоже умею считать до 100», «Я всегда помогаю дежурным», «Я тоже никогда не обижаю детей, делюсь конфетами» и т. п.
К концу дошкольного возраста самооценка ребенка, его оценочные суждения об окружающих постепенно становятся все более полными, глубокими, детализированными, развернутыми.
Эти изменения объясняются в значительной степени появлением (увеличением) интереса старших дошкольников к внутреннему миру людей, переходом их к личностному общению, усвоением значимых критериев оценочной деятельности, развитием мышления и речи.
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.2 Игра и её роль в развитии детей дошкольного возраста
Игра – великое человека; она для его биологического, социального и развития не меньше, а, быть, даже и значение, чем и колесо.… В ней, как в зеркале история человечества со его трагедиями и комедиями, и слабыми . Еще в первобытном обществе игры, изображавшие , охоту, земледельческие , переживания по поводу смерти товарища. Игра связана с разными искусства. играли как дети, в входили пляски, , элементы драматического и искусства. играм приписывали действия. Таким образом, человеческая игра как деятельность, от продуктивной трудовой и представляющая собой отношений между людьми. Так появляется взрослых, игра как будущей эстетической, деятельности[20].