Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические подходы к управлению
1.1. Понятие менеджмента его сущность, задачи, роль в экономике
1.2. Функции менеджмента и его виды
2. Функции менеджмента в рамках школы человеческих отношений
2.1. Зарождение школы человеческих отношений
2.2. Содержание «хоторнского эксперимента» и применение принципов Мэйо в практической деятельности
3. Функции менеджмента в компании Google
3.1. Краткая характеристика компании
В основе доктрины "человеческих отношений" лежат следующие принципы:
1. Человек представляет собой "социобильное существо", которое ориентировано на принадлежность к определенной группе и включено в контекст группового поведения.
2. Бюрократическая организация по причине ее жесткой иерархии с природой человека и его свободой несовместима.
3. Руководителям предприятий следует в основном ориентироваться на работников, а не на продукцию. Для повышения производительности труда необходимо создавать работникам благоприятные условия труда и общения.
4. Групповое вознаграждение за труд эффективнее индивидуального вознаграждения, социальное вознаграждение более эффективно, чем экономическое. Демократический стиль руководства, рост степени удовлетворенности трудом и межличностными взаимоотношениями, формирование атмосферы сотрудничества представляют собой элементы социального вознаграждения.
По мнению Мэйо, концентрация внимания администрации на социальных и психологических аспектах трудовой деятельности персонала представляет собой основное направление разрешения общественных противоречий и обеспечения в обществе социальной стабильности [12].
Хоторнский эксперимент задолго до начала теоретических изысканий Маслоу на тему человеческих потребностей представил доказательства того, что требуется учитывать социальные взаимоотношения между работниками. При проведении Хоторнского исследования в целях совершенствования организационной эффективности впервые были апробированы науки о человеческом поведении. Исследование продемонстрировало тот факт, что помимо экономических потребностей, на которых настаивали авторы более ранних исследований, рабочие имеют и социальные потребности.
Теоретики управления Скотт и Митчелл, ссылаясь на Хоторнское исследование, писали: "Эти ученые привели убедительные аргументы в пользу того, что согласно классической теории, даже в прекрасно спроектированных организациях могут появляться малые группы и отдельные личности, поведение которых не вписывается в разумные с точки зрения экономиста рамки".
3. Функции менеджмента в компании Google
3.1. Краткая характеристика компании
Поисковая система Google постоянно у всех на слуху, и в центре внимания Интернет–общественности. Это не удивительно – постоянное внедрение новых сервисов и возможностей делает эту систему одной из самых популярных и распространенных во всем мире. Google, как проект, родился в стенах Стэндфордского университета. Два студента, Сергей Брин и Ларри Пейдж, изучавшие в то время информатику, были заинтересованы идеей поиска нужной информации в большом массиве данных.
В процессе решения этой задачи был разработан поисковый сервер BackRub, анализирующий так называемые back links – обратные ссылки, которые указывали на ту или иную страницу. Чтобы создать сервер, друзья объединили несколько обычных университетских машин. Мало-помалу система начала работать, набирать популярность, и о ней узнали за пределами университета. Стало ясно, что для того, чтобы развивать проект дальше, нужны средства, и немалые.
В самом начале с финансированием помог сам родоначальник Yahoo!, Девид Фило, а уже к началу 1998 года Брин и Пейдж сумели привлечь в свой проект более миллиона долларов инвестиций. 7 сентября 1998 года была зарегистрирована компания Google Inc, и открыт первый ее офис.
Название компании происходит от слова googol (гугол) – число десять в сотой степени. Логика тут проста – друзья хотели сделать доступной для поиска всю информацию, находящуюся в Сети, и назвали свой сервис соответственно. После того, как был открыт первый офис компании (находящийся, кстати, в здании автомойки), ее штат пополнился еще одним сотрудником. Это был Крейг Сильверстоун, который сегодня является директором технологий Google.
Поисковик продолжает расти и привлекать все новых и новых пользователей, обрабатывая уже около 10 тыс. запросов в день. Релевантность поиска была настолько высока, что проект попал в поле зрения СМИ, которые начали восхвалять его достоинства на своих страницах. О Google, таким образом, узнает все больше людей.
В 1999 году компания переезжает в первый полноценный офис в Пало-Альто, (Калифорния). В компании в это время уже работает 8 сотрудников, а количество запросов, обрабатываемых системой, возросло до 500 000 в день. У Google в это время появился первый финансовый партнер – фирма Red Hat, которая инициирует установку на большую часть поисковых серверов компании операционной системы Linux. Спустя какое-то время компания Google смогла привлечь инвестиции в размере 25 миллионов долларов от двух крупнейших венчурных компаний Силиконовой Долины – Kleiner Perkins Caufield & Byers, и Sequoia Capital. Впоследствии представители этих компаний были включены в состав директоров Google.
После таких серьезных инвестиций, компания Google начала активный набор в свой штат наиболее известных специалистов в ИТ-сфере, среди которых были Омид Кордестани и Урс Хельцле. С расширением штата компании Google вновь пришлось сменить место расположения, в этот раз уже на постоянное – в Маутин-Вью в Калифорнии.
По достижении количества запросов 100 миллионов в сутки, Google удалила приставку Beta, и стала полноценной поисковой системой. Новая система буквально взорвала киберпространство, заставив писать о себе все газеты,а такой авторитетнейший журнал, как Time, включает Google в десятку лучший ИТ-технологий 1999 года.
Компания начинает сотрудничество с Yahoo!, код поисковой системы добавляют на свои страницы крупный китайский портал NetEase и японский Neg Biglobe. Следующее завоевание Интернет-пространства заключалось в создании сервиса контекстной рекламы AdWords. Таким образом, компании удалось привлечь малый бизнес, для которого поисковая реклама оказалась очень эффективным инструментом.
К 2000 году сервера Google уже обрабатывают более 100 млн. запросов в день. Соответственно выросли и доходы компании, и в 2001 году Google объявляет о самоокупаемости проекта. Изучения «недр» Всемирной Паутины продолжаются, сервис извлекает все новые объемы информации. В частности, компания занимается очень трудоемким процессом преобразования самого крупного в Сети архива Usenet в поисковый формат.
Начало нового века стало для Google своеобразным трамплином в завоевании мирового киберпространства – некоторые радикально настроенные наблюдатели даже начали обвинять компанию в склонности к монополизму, как в свое время Microsoft. В 2004 году Google объявляют брендом года, а количество поисковых запросов переваливает за 4 миллиарда в день. Также компания запускает бесплатный почтовый сервис Gmail.
В ноябре 2006 года Google купила самый крупный видеосервис в Интернете – YouTube, заплатив за него 1.65 миллиарда долларов. В 2008 Интернет-общественность получает новый браузер от Google – Chrome. На очереди – своя операционная система. Это реальная угроза для монополиста Microsoft, которую уже сейчас серьезно настораживает такой конкурент. Особенно после выхода ОС Android, предназначенной для мобильных устройств.
Подводя итог, можно сказать, что компания Google совершила стремительный взлет всего за десять лет существования, и очень уверенно и оптимистично смотрит в будущее. Чистая прибыль компании в 2008 году составила более $6,5 миллиардов долларов. Распоряжаясь такими средствами, Google в состоянии реализовать все десять в сотой степени своих идей, и постоянно радовать пользователей новыми возможностями и услугами.
3.2. Организация управления в Google
Рассмотрим принципы корпоративной управления в корпорации Google и выясним, почему компания на сегодняшний день является ведущей на рынке поисковых систем.
Основателями корпорации являются Ларри Пейдж и Сергей Брин, познакомившиеся в Стенфордском университете в 1995 году. В 1996 году они создали поисковый механизм BackRub, определяющий важность отдельных веб-страниц с помощью ссылок. Спонсировал корпорацию на начальном этапе Энди Бехтольшайм, один из основателей компании Sun, выписав чек на 100 тысяч долларов.
В основе создаваемой компании была задача, чтобы каждый пользователь сети Интернет мог мгновенно найти интересующую его информацию. Иными словами, слоган «Первым делом – пользователь», как нельзя лучше описывает подход корпорации к делу.
Существует еще несколько принципов, заложенных в основу менеджмента компании Google. Они представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Базовые принципы Google
1. Лучше быстрее, чем медленнее |
Время очень ценно в современном мире, поэтому, чем быстрее появляется результат поиска, тем лучше. |
2. Нужно верить в Интернет-демократию |
Каждый пользователь «создает» поисковую систему, публикуя ссылки на материалы, значимые на его взгляд. |
3. Чтобы пользоваться Интернетом, не нужен компьютер |
Современные портативные гаджеты, имеющие доступ к сети Интернет. |
4. Информации много не бывает |
Со временем открывается все больше информации, которая раньше была недоступна: поиск по номеру телефона, поиск новостей и научных статей. |
5. Информация должна быть доступна для всех |
Поисковая система переведена более чем на 130 языков. |
6. Отлично - это еще не предел |
К стремлению к большему, добиваешься большего. |
Исходя из данных таблицы «Базовые принципы Google», можно сделать вывод, что корпорация не останавливается на достигнутом и делает все, чтобы пользователям было комфортнее и удобнее работать с их продуктом.
Таким образом, базовые основы менеджмента компании являются основанием «долгой жизни» Google и не спадающим интересом со стороны потребителей.
Рассмотрев внешнюю составляющую корпорации, перейдем к анализу корпоративной культуры компании.
В компании поддерживается дух стартапа, что позволяет абсолютно любому сотруднику делиться своими идеями и мыслями непосредственно с начальством.
При найме новых сотрудников предпочтения отдаются в пользу оригинальных идей и творческого потенциала (а не опыта, как это бывает в большинстве случаев при приеме на работу) [5].
Про условия труда в Google ходит множество разговоров [19]. Удобные офисы, комнаты для отдыха, социальный пакет, возможность карьерного роста, хорошие зарплаты (даже есть «посмертные» выплаты — после смерти работника его семье выплачивается 50% зарплаты сотрудника плюс оплачиваются мелкие расходы детей до достижения совершеннолетия), щедрые бонусы и надбавки (компания даже оплачивает полностью отпуск по уходу за ребенком, в том числе матерям с двумя или большим количеством детей, — суть в том, что работник знает, что его ждут обратно, а не ищут судорожно нового сотрудника на его место), чувство сопричастности, бесплатный буфет (кофе/яблоки и т.д.), компенсация затрат на транспортные расходы, курсы повышения квалификации, возможность работы без специального — принимаются работники даже без какого-либо образования и весьма на выгодных условиях; скидки на продукцию и многое другое, включая грамотное и в каком-то смысле демократическое начальство. Как признаются сами работники компании, это значительно увеличивает уровень их мотивации на работу и инновации [10].
Проведенный анализ показывает, что американский кадровый менеджмент характеризуется тем, что персонал компании рассматривается как совокупность индивидуальностей, но при этом для организации сотрудники — это только средство достижения ее целей.
Корпорация постоянно расширяется и в одном офисе часто можно услышать, как люди говорят на десятках разных языков. Это позволяет им понимать пользователей по всему миру и совершенствовать систему на основе отзывов.
У компании существуют офисы по всему миру. Они выполнены в едином стиле, чтобы поддерживать корпоративный дух. В них, помимо рабочих мест, есть зоны питания и отдыха (настольные игры, приставки). Проводятся культурные мероприятия для всех сотрудников вне рабочего времени (турнир по футболу), что способствует укреплению дружеских отношений в коллективе.
На сегодняшний день всемирная паутина предоставляет доступ к огромному числу ресурсов. Главная задача компании Google как поисковой системы сводится к упорядочиванию информации сети Интернет и предоставление ее в любой точке мира на любом носителе. Для этого необходимы средства, которыми смогут с легкостью пользоваться все, в том числе люди с ограниченными возможностями.