Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические подходы к управлению
1.1. Понятие менеджмента его сущность, задачи, роль в экономике
1.2. Функции менеджмента и его виды
2. Функции менеджмента в рамках школы человеческих отношений
2.1. Зарождение школы человеческих отношений
2.2. Содержание «хоторнского эксперимента» и применение принципов Мэйо в практической деятельности
3. Функции менеджмента в компании Google
3.1. Краткая характеристика компании
Введение
В настоящее время высокоразвитое состояние мира можно объяснить эффективным управлением. Управление характерно для каждой стадии функционирования современных организаций.
Менеджмент представляет собой самостоятельный вид профессиональной деятельности, ориентированной на достижение поставленных целей посредством наиболее оптимального использования имеющихся материальных и трудовых ресурсов на основе принципов, функций и методов управления.
Менеджмент как современная система управления предприятием, предполагает формирование условий, которые требуются для эффективного функционирования и развития предприятия. Имеется в виду такая организация управления, которая обусловлена объективной необходимостью и закономерностями рыночных отношений хозяйствования. Характерная черта современного менеджмента заключается в его нацеленности на обеспечение эффективной организации управления предприятием.
Термин «менеджмент» можно считать аналогом термина «управление», однако полными синонимами их считать нельзя. Термин «управление» намного объемнее, т.к. может применяться относительно различных сфер человеческой деятельности; разных сфер деятельности; органов управления.
В свою очередь, термин «менеджмент» может применяться только относительно управления социально-экономическими процессами на уровне организации, функционирующей в условиях рынка, хотя в последнее время он стал использоваться и в отношении некоммерческих организаций.
Главная цель менеджмента заключается в обеспечении прибыльности или доходности деятельности организации посредством эффективной организации процесса производства, куда также входят управление производством и развитием технико-технологической базы, а также эффективное использование человеческого потенциала при постоянном повышении квалификации, творческой активности и лояльности всего персонала.
Содержание менеджмента можно раскрыть посредством его функций, которые возникли в результате разделения и специализации труда в сфере управления как специфического вида деятельности. Исчерпывающий перечень функций менеджмента дать крайне проблематично. Тем не менее, несмотря на многообразие управленческих функций, их можно подразделить на общие и конкретные.
Все вышеизложенное подтверждает актуальность темы исследования.
Цель исследования – изучение мирового опыта управления развитием бизнеса.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
- оценить роль и значение менеджмента;
- изучить функции менеджмента;
- рассмотреть мировой опыт и модели менеджмента.
Объект исследования – менеджмент.
Предмет исследования – мировой опыт управления.
1. Теоретические подходы к управлению
1.1. Понятие менеджмента его сущность, задачи, роль в экономике
Менеджмент происходит от английского слова management, что в переводе означает «управление, организация», и представляет собой систему программно-целевого управления, текущего и перспективного планирования, организации производства и продаж продукции. Менеджмент изучает наиболее рациональную организацию и управление производством и трудовыми ресурсами [27, с. 12].
Менеджмент представляет собой комплекс следующих взаимосвязанных действий, представленных на рис. 1.
Менеджмент
Организация и управление (производством и коллективом)
Формулировка задач и внесение корректировок
Проектирование этапов работы
Принятие решений
Организация коммуникаций (передачи информации)
Регулирование производственных процессов
Сбор и анализ информации
Подведение итогов деятельности
Рис. 1. Менеджмент как комплекс взаимосвязанных действий
Известно свыше 200 трактовок менеджмента. Одно из самых известных и распространенных на данный момент определений приведено в английском издании ≪Международного справочника по менеджменту≫: ≪Менеджмент представляет собой эффективное использование и координацию таких ресурсов, как капитал (финансовый, производительный и человеческий) для достижения целей с максимальной эффективностью≫.
В последние годы в менеджменте растет значимость информационных ресурсов, потому определение, представленное выше, можно расширить, добавив информационные ресурсы.
Цели и задачи менеджмента представлены на рис. 2.
Менеджмент
Цели
Задачи
Получение (прирост) прибыли
Рост эффективности деятельности
Удовлетворение рыночных потребностей
Решение социальных вопросов
Организация выпуска конкурентоспособной продукции
Совершенствование процесса производства
Внедрение современных наукоемких технологий
Повышение качества выпускаемой продукции
Сокращение затрат на производство
Рис. 2. Цели и задачи менеджмента [24, с. 44]
Менеджмент представляет собой самостоятельный вид профессиональной деятельности, которая нацелена на достижение в процессе любой хозяйственной деятельности организации, работающей в рыночных условиях, конкретных поставленных целей через эффективное использование материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов менеджмента.
Можно сделать вывод, что менеджмент представляет собой управление в рыночных условиях, что означает следующее:
- нацеленность организации на спрос и рыночные потребности, на запросы конкретных групп потребителей и организацию выпуска продукции, пользующейся спросом и способной принести организации запланированный объем прибыли;
- постоянное стремление к росту эффективности производства, снижению затрат, получение запланированных результатов;
- хозяйственная самостоятельность, которая должна обеспечивать свободу принятия решения тем, что несёт конечные результаты деятельности фирмы или её подразделений;
- постоянное внесение корректив в цели и программы в зависимости от рыночной инфраструктуры.
- конечный результат деятельности организации в целом или ее хозяйственно самостоятельных подразделений выявляется на рынке в процессе обмена;
- необходимость использования современной информационной базы и вычислительной техники для проведения многовариантных расчётов в процессе принятия оптимальных и обоснованных решений [14, с. 28].
По сути, термин «менеджмент» можно считать аналогом термина «управление», однако полными синонимами их считать нельзя. Термин «управление» намного объемнее, т.к. может применяться относительно различных сфер человеческой деятельности (к примеру, управление транспортом); разных сфер деятельности (управление в природе, в биологических системах, управление государством); органов управления (подразделения в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях).
В свою очередь, термин «менеджмент» может применяться только относительно управления социально-экономическими процессами на уровне организации, функционирующей в условиях рынка, хотя в США в последнее время он стал использоваться и в отношении некоммерческих организаций.
Главная цель менеджмента заключается в обеспечении прибыльности или доходности деятельности организации посредством эффективной организации процесса производства, куда также входят управление производством и развитием технико-технологической базы, а также эффективное использование человеческого потенциала при постоянном повышении квалификации, творческой активности и лояльности всего персонала.
Менеджмент нацелен на создание условий для эффективного функционирования организации, на основе того, что прибыль является не причиной существования фирмы, а результатом ее функционирования, который в конечном итоге определяется рынком. Прибыль формирует определенные гарантии для дальнейшего функционирования организации, т.к. лишь прибыль и её аккумуляция на предприятии в виде различных резервных фондов дает возможность снизить и преодолеть риски, которые связаны с реализацией товаров на рынке.
Как известно, ситуация на рынке динамично изменяется, происходят изменения среди фирм-конкурентов, в условиях и формах финансирования, состояния инфраструктуры в отрасли или в стране в целом, в условиях выхода на мировые товарные рынки.
Цель менеджмента в таких условиях заключается в постоянном преодолении риска или рисковых ситуаций как в настоящем, так и в будущем, для чего необходимо наличие определенного объема денежных средств и предоставление менеджерам определенной степени свободы и самостоятельности в хозяйственной деятельности для оперативного реагирования и адаптации к постоянно изменяющимся условиям. В связи с этим, к задачам менеджмента можно отнести:
- обеспечение автоматизации производства и переход к использованию труда работников с наиболее высокой квалификацией;
- стимулирование работы персонала организации посредством создания лучших условий труда и установление более высокой заработной платы;
- постоянный контроль за эффективностью деятельности организации, координация деятельности всех подразделений организации;
- постоянный поиск и освоение новых рынков.
К задачам, которые решаются в менеджменте, также относятся:
- выработка конкретных целей деятельности организации;
- расстановка приоритета целей, их очередности и последовательности принятия решений;
- подготовка стратегии развития организации – постановка хозяйственных задач и способов их решения;
- разработка системы мероприятий для решения выявленных проблем на определенные временные периоды;
- определение требуемых ресурсов и их источников;
- контроль за решением поставленных задач.
Достижение задач менеджмента по регулированию организации, координации и контроля за производственным процессом и достижение поставленных целей получают оценку на рынке [24, с. 45].
По мере роста масштабов производства, которое требует обеспечения все возрастающими объемами материальных, финансовых, трудовых и прочих ресурсов, задачи управления усложняются.
Менеджмент в упрощенном понимании представляет собой умение добиваться намеченных целей на основе труда, интеллекта, мотивов поведения других людей. Менеджмент представляет собой функцию, вид деятельности по руководству людьми в самых различных организациях.
Менеджмент представляет собой также область человеческого знания, которая помогает эту функцию осуществить. И, наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров, представляет собой определенную категорию людей, социальный слой осуществляющих управленческую деятельность. А управление представляет собой процесс, т.к. работа по достижению целей при помощи других людей – это не какое-то разовое действие, а серия взаимосвязанных непрерывных действий. При этом указанные действия, каждое из которых само по себе можно считать процессом, имеют большое значение для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Любая управленческая функция также представляет собой процесс, т.к. также включает серию взаимосвязанных действий. Процесс управления можно представить в виде общей суммы всех функций.
Основными функциями менеджмента являются организация и управление производством продукции. Эти задачи призван решать менеджер.
Для современного менеджера необходимыми являются следующие качества:
глубокие знания в организации производства, экономике, финансах и выбранной отрасли деятельности;
знания в сфере человеческих отношений, которые позволяют успешно взаимодействовать с людьми, мотивировать их на повышение экономических результатов деятельности предприятия;
предприимчивость (способность достигать конкретных экономических и социальных целей при помощи поиска и реализации нестандартных решений);
изобретательность, новаторство;
смелость, напористость, целеустремленность.
Менеджеру необходимо быть лидером в полном смысле слова: уметь общаться, мотивировать работников на творческий подход к деятельности; отмечать и оценивать любое достижение своих подчиненных; находить решение конфликтных ситуаций; быть максимально объективным вне зависимости от личных симпатий; подбирать, обучать и продвигать сотрудников; уметь подчиняться и соблюдать субординацию; иметь навыки ведения деловых переговоров.