Файл: Основные функции в системе менеджмента (Google).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Многолетний практический опыт управления выработал определенные рекомендации для начинающих менеджеров:

не стоит делать все самостоятельно;

не следует считать себя лучше других;

не нужно браться за все дела сразу;

нельзя переносить на завтра то, что можно сделать сегодня;

следует четко разграничивать функции работников, определять для них конкретные обязанности и задания;

не следует перекладывать собственные просчеты в работе на других.

Не следует забывать о социальной ориентации менеджмента. Социальная сторона деятельности менеджера предполагает, с одной стороны, заботу о создании для своих подчиненных благоприятных условий работы (достойный уровень заработной платы, комфортные условия в производственных помещениях и др.). Однако существует и другая сторона социальных обязанностей менеджера, о которой многие менеджеры, к сожалению, забывают. Речь здесь идет о необходимости честного отношения к стране, обществу, народу, создавших объективные условия для плодотворной деятельности менеджера и компании, которую он возглавляет. Возможности для участия менеджера в решении социальных проблем воистину безграничны. Сюда относится не только своевременная уплата налогов, но и различные формы благотворительной деятельности.

Менеджмент не является догмой. Современный менеджмент представляет собой многообразие альтернативных действий в конкретных условиях, за прошедшие сто лет в мире накоплен богатый управленческий опыт. Определены закономерности, сформулированы принципиальные выводы и рекомендации. Считается, что если предприятие функционирует плохо, то это говорит об отсутствии эффективного менеджмента. Плохой менеджмент представляет собой основную причину спада в деятельности предприятия.

Как свидетельствует практический опыт деятельности всемирно известных компаний и выдающихся менеджеров, это правило работает. К примеру, Генри Форд говорил, что если предприятию требуются деньги в результате дурного руководства, то следует убрать плохих руководителей. Необходимо недуг лечить изнутри, а не наклеивать снаружи пластырь. Принцип фирмы IBM гласит: ≪Вы можете свалять дурака в чем угодно и вам дадут шанс исправиться. Но если вы хоть немного схалтурите в том, что касается управления людьми, то вам конец. Здесь все просто: либо высший уровень работы, либо нам придется расстаться≫.

Такую же точку зрения разделяют и в фирме General Motors: ≪Руководитель не может позволить себе роскошь учиться на ошибках≫.


И еще: ≪Успех нашего бизнеса тесно связан с дарованием и преданностью наших менеджеров. Прибыль течет туда, где есть мозги≫.

Менеджмент является не только профессией, но и образом мышления, деятельности, жизни. Менеджер является творцом конкретной деловой ситуации. Он не ждет, когда кто-то сформирует для его деятельности благоприятные условия, а создает эти условия самостоятельно. Никакая выгода не стоит того, чтобы получить ее любой ценой. Менеджер категорически воздерживается от участия в незаконном или безнравственном деле и предпримет все возможное, чтобы не допустить его.

1.2. Функции менеджмента и его виды

Для процесса управления (менеджмент) характерны четыре основные взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация и контроль.

Основной функцией менеджмента является функция планирования, которая представляет собой деятельность по созданию средств воздействия, направленных на достижение поставленных целей. Планирование используется для разработки важных решений, которые определяют дальнейшее развитие организации. Сущность планирования заключается в конкретизации целей развития организации в целом и каждого ее подразделения в отдельности на конкретный период: формулировку производственных задач, путей их достижения, последовательности и сроков реализации, поиск материальных, финансовых и трудовых ресурсов для решения намеченных задач.

Планирование позволяет заранее учесть внешние и внутренние факторы, которые обеспечивают благоприятные условия для стабильного функционирования и развития организации в целом или ее структурного подразделения.

В зависимости от направленности и характера решаемых задач можно выделить три вида планирования: стратегическое (перспективное); среднесрочное и тактическое (текущее).

Планирование дает возможность точно определить вектор развития, достичь целевого использования ресурсов и наиболее эффективного понимания окружающей среды.

Значимой функцией менеджмента является функция организации, состоящая в установлении постоянных либо временных взаимоотношений между подразделениями, установление порядка и условий функционирования предприятия. Как процесс, организация представляет собой функцию по координации большинства задач.

Эффективность достижения поставленных целей организации, реализации разработанной стратегии, взаимодействия с внешней средой определяются, прежде всего, рациональностью построения организационной структуры [6, с. 38].


Под организационной структурой предприятия понимается ее организация из отдельных подразделений в их взаимосвязи, которые определяются целями, поставленными перед предприятием и его подразделениями, а также распределением функций между ними.

Организационная структура предполагает распределение функций и полномочий на принятие решений между руководством предприятия, ответственным за деятельность структурных подразделений, составляющих организацию фирмы.

Эффективное управление персоналом без понимания мотивов и потребностей человека и правильного применения мотивов и стимулов невозможно. Почему в одних и тех же условиях некоторые люди работают с удовольствием и интересом, а другие постоянно ворчат и всем недовольны? Почему одного человека для получения требуемого результата следует похвалить, а другому – повысить зарплату?

Прежде чем ответить на эти вопросы, в первую очередь надо разобраться, что мы понимаем под мотивацией.

Мотивация представляет собой процесс побуждения человека к деятельности для достижения поставленных целей.

Мотивация подразделяется на внутреннюю и внешнюю.

Внутреннюю мотивацию определяет содержание и значимость работы. Если работа человека интересует, дает возможность реализовать его природные способности, это является сильнейшим мотивом к продуктивному труду. Внутренним мотивом также является значимость работы для развития определенных качеств человека, ее полезность для общества. Внешняя мотивация может выступать в двух формах: административная и экономическая. Административная мотивация – это выполнение работы по приказу, команде, т.е. в результате прямого принуждения с применением соответствующих санкций за нарушение принятых норм. Экономическая мотивация характеризуется побуждением к труду посредством экономических стимулов [16, с. 79].

Влияние мотивации на поведение человека определяется множеством факторов, оно очень индивидуально и под воздействием мотивов и обратной связи с деятельностью человека может изменяться.

Менеджеры предпочитают работать с позитивно мотивированными сотрудниками, т.к. те стремятся найти наилучший способ выполнения своей работы. Они хотят работать, быть частью общей команды и заинтересованы в помощи и поддержке со стороны коллег, поощрении в работе. Но единого подхода, который мог бы в каждом конкретном случае применяться менеджерами, не существует.

Мотив – то, что вызывает определенное действие человека, это его внутренние и внешние движущие силы.


Мотив определяет, что и как следует делать, чтобы удовлетворить потребности конкретного человека. Мотивы поддаются осознанию, и человек может оказывать воздействие на них, приглушая или усиливая их действие, иногда и полностью устраняя их.

Четвертой основной функцией менеджмента является функция контроля.

Контроль представляет собой процесс, который обеспечивает достижение намеченных целей организации. Контроль требуется для обнаружения и разрешения возможных проблем до того, как они станут слишком серьезными, и также может использоваться для стимулирования эффективной деятельности.

Можно выделить три основных вида контроля: предварительный, текущий и заключительный.

Предварительный контроль включает в себя финансовый и административный.

Финансовый контроль реализуется на основании сопоставления с финансовым планом предприятия достигнутых результатов, он производится посредством получения финансовой отчетности от каждого подразделения по основным экономическим индикаторам деятельности по стандартным формам, которые разработаны на предприятии [12, с. 67].

Административный контроль осуществляется за соответствием финансовых результатов индикаторам, заложенным в текущем бюджете; такой контроль осуществляется путем сравнения объема фактических и планируемых продаж; оценивается изменение доли фирмы как в целом по рынку, так и по отдельным продуктам или сегментам.

В качестве форм проведения предварительного контроля применяются должностные инструкции, положения о структурных подразделениях, правила трудового распорядка и т.п.

Текущий контроль. Как следует из названия, текущий контроль непосредственно организуется в процессе осуществления работ.

Заключительный контроль проводят непосредственно после завершения работ. Фактически полученные результаты сопоставляются с требуемыми показателями либо сразу по завершению деятельности, либо по истечении некоторого, заранее определенного периода времени. Здесь производится сопоставление запланированного объема прибыли с фактически полученным, запланированный уровень производительности труда, текучести кадров, объем продаж, издержки и т.д.

2. Функции менеджмента в рамках школы человеческих отношений


2.1. Зарождение школы человеческих отношений

В начале ХХ в. в России, США и Европе менеджмент базировался на принципах научного управления, которые были разработаны представителями классической школы.

Последователей классической школы не особенно заботили социальные аспекты управления. Их работы основывались на личных наблюдениях, а не на научной методологии. «Классики» рассматривали организацию с позиции широкой перспективы, пытаясь выделить общие закономерности развития и характерные черты организации. Цель классической школы состояла в разработке универсальных принципов менеджмента. При этом классическая школа основывалась на идее, что следование этим принципам, вне сомнения, повысит эффективность организации [9].

Принципы управления касались двух основных аспектов. Одним из аспектов выступало формирование рациональной и эффективной системы управления организацией. Теоретики – «классики», при определении основных функций бизнеса, были твердо уверены в том, что могут установить наилучший способ разделения организации на отдельные подразделения (рабочие группы). Такими функциями традиционно считались производство, финансы, маркетинг. Вторая группа классических принципов была связана с построением структуры организации и управления персоналом.

Главным недостатком классической школы можно назвать отношение к человеку. Хотя представителями классического подхода признавалось значение человеческому фактора, однако в общем их дискуссии ограничивались лишь такими аспектами, как справедливый уровень оплаты труда, экономическое стимулирование и мотивацию, формализацию деловых отношений.

Концепция человеческих отношений возникла в ответ на неспособность классической школы осознать человеческий фактор в качестве основного элемента эффективности организации. Хотя школа человеческих отношений возникла как реакция на выявленные недостатки классической школы, тем не менее, ее называют также неоклассической школой.

Зарождение школы человеческих отношений приходится на 20-30-е г. ХХ в., а центром ее исследования выступал человек.

Одно из основных отличий школы человеческих отношений заключается во внесении в нее принципов бихевиоризма (теории человеческого поведения). Бихевиоризм базируется на необходимости исследования поведения человека, непосредственно связанное со стимулами, оказывающими на него влияние. Бихевиоральный подход был нацелен на преодоление известных недостатков школы «человеческих отношений».