Файл: Создание концепции пивного ресторана ( ИП Алиев А.Б. ).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы формирования товарных запасов на торговом предприятии
1.1 Понятие и виды товарных запасов
1.2 Анализ обеспеченности предприятия товарными ресурсами
1.3 Оптимизация управления товарными запасами
2 Оценка управления товарными запасами магазина полуфабрикатов ИП Алиев А.Б.
2.1 Общая характеристика предприятия и анализ его экономических показателей
2.2 Анализ товарных запасов предприятия
2.3 Анализ управления товарными запасами на предприятии
Рис. 4. Динамика общего объема поступления и реализации товаров в магазине в 2014-2015 гг.
3 Разработка мероприятий по их оптимизации товарных запасов на предприятии
На основании полученных данных можно говорить о том, что в 2015 г. поставки в магазин были более равномерными (98,04%), чем в 2014 г. (95,94%).
Так как товарные ресурсы необходимо тесно рассматривать с объёмами реализации, поэтому проведем анализ ритмичности реализации товаров по кварталам в таблице 11.
Таблица 11 – Расчет коэффициента равномерности реализации
квартал |
2014 год |
2015 год |
Темп роста 2014 от 2013 гг. |
Темп роста 2015 от 2014 гг. |
расчет 2014 год |
расчет 2015 год |
||
(х1-) |
(х1-)2 |
(х1-) |
(х1-)2 |
|||||
I |
2328,5 |
3118,0 |
133,5 |
133,9 |
8,4 |
70,56 |
1,8 |
3,24 |
II |
2343,7 |
3102,5 |
140,5 |
132,4 |
15,49 |
239,94 |
0,3 |
0,09 |
III |
2313,4 |
3112,5 |
112,98 |
134,5 |
-12,03 |
144,72 |
2,4 |
5,76 |
IV |
2495,4 |
3194,0 |
117,51 |
127,9 |
-7,5 |
56,25 |
-4,2 |
17,64 |
Итого: |
9481,0 |
12527,0 |
125,01 |
132,1 |
- |
511,47 |
- |
26,73 |
Среднеквадратичное отклонение, % |
11,31 |
2,59 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Коэффициент вариации, % |
9,04 |
1,96 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Коэффициент равномерности товарооборота, % |
90,96 |
98,04 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
На основании полученных данных можно говорить о том, что в 2015 г. Объём реализации также как и объем поставок в магазин были более равномерным (98,04%), чем в 2014 г. (90,96%).
Рассмотрим и сравним динамику поступления товаров и их объём реализации магазина полуфабрикатов на рисунке 4.
Рис. 4. Динамика общего объема поступления и реализации товаров в магазине в 2014-2015 гг.
При анализе динамики поступления и реализации товаров был выявлен явный увеличение во всех кварталах как поступления товаров, так и реализации, что можно проследить по графику (рисунок 9), однако необходимо заметить что в 2015 году объемы поставок значительно превышают объемы реализации, что привело к затовариванию товаров на складе магазина.
Подсистема управления товарными запасами содержит средства классификации групп товаров пo двум критериям: пo привлекательности (ABC-классификация) и пo регулярности закупок (XYZ-классификация). Данные средства классификации предназначены для формирования стратегии товарных запасов предприятия.
ABC-классификация основана на правиле Парето. АВС-классификация позволяет разбить группы товаров на три группы важности: Высокая (класс «А»); Средняя (класс «В»); Низкая (класс «С»).
Таблица 12 – Анализ участия групп товаров в объеме продаж предприятия
Группы товаров |
Объем продаж, тыс.р. |
Удельный вес в продажах предприятия, % |
Удельный вес с нарастающим итогом |
Категория товара |
Пельмени |
4133,9 |
33,0 |
33,0 |
А |
Котлеты |
1991,8 |
15,9 |
48,9 |
А |
Блинчики с начинкой |
1691,2 |
13,5 |
62,4 |
А |
Фаршированные овощи |
1252,7 |
10,0 |
72,4 |
В |
Манты, хенкали |
1202,6 |
9,6 |
82,0 |
В |
Готовые замороженные блюда |
1165,0 |
9,3 |
91,3 |
С |
Овощи и фрукты глубокой заморозки |
1089,8 |
8,7 |
100,0 |
С |
Итого |
12527 |
100 |
- |
- |
Таблица 12 показывает наиболее выгодных для магазина группы товаров, менее выгодных групп товаров, и группы товаров которые отрицательно влияют на объем продаж (выручки) магазина полуфабрикатов.
Результаты АВС –анализа представлены в таблице 13.
Таблица 13 – Результаты АВС – анализа групп товаров магазина полуфабрикатов
Группы товаров |
Категории в объеме продаж, тыс.р. |
||
А |
В |
С |
|
Пельмени |
4133,9 |
- |
- |
Котлеты |
1991,8 |
- |
- |
Блинчики с начинкой |
1691,2 |
- |
- |
Фаршированные овощи |
- |
1252,7 |
- |
Манты, хенкали |
- |
1202,6 |
- |
Готовые замороженные блюда |
- |
- |
1165,0 |
Овощи и фрукты глубокой заморозки |
- |
- |
1089,8 |
Итого |
7816,9 |
2455,3 |
2254,8 |
Судя по таблице 13 мы можем сказать что 42,86% групп товаров обеспечивают 62,4% выручки и 28,57% групп товаров обеспечивают 19,6% выручки. Следовательно, предприятию розничной торговли при работе с товарными запасами имеет смысл направлять свои основные усилия на оптимизацию поставок товаров которые пользуются наибольшим спросом.
Проведём анализ по вкладу товароведных групп в запасы предприятия. За основу будут взяты параметры товарных запасов по группам товаров (таблица 14).
Таблица 14 – АВС – анализ по вкладу товарных групп в товарные запасы предприятия
Товарная группа |
Средние товарные запасы |
Доля в товарных запасов, % |
Доля в с накопительным итогом, % |
Группа |
|||
за 2014 год |
2015 год |
за 2 года |
|||||
Манты, хенкали |
37,3 |
48,6 |
85,9 |
Первые 10% |
8,96% |
8,96% |
А |
Фаршированные овощи |
39,2 |
47,2 |
86,4 |
Еще 20% |
9,01% |
17,97% |
В |
Овощи и фрукты глубокой заморозки |
43,5 |
58,2 |
101,7 |
10,61% |
28,58% |
В |
|
Блинчики с начинкой |
66,0 |
78,8 |
144,8 |
Остальные 70% |
15,1% |
43,68% |
С |
Готовые замороженные блюда |
67,0 |
78,8 |
145,8 |
15,21% |
58,89% |
С |
|
Котлеты |
84,0 |
99,8 |
183,8 |
19,17% |
78,06% |
С |
|
Пельмени |
96,0 |
114,3 |
210,3 |
21,94% |
100,0% |
С |
|
Всего |
433 |
525,7 |
958,7 |
100,00 |
- |
- |
Результатом совмещенного анализа является следующая таблица 15.
Таблица 15 – Классификация запасов (АВС system)
Группы запасов |
Доля в объеме товарооборота в денежном измерении |
Доля объеме запасов в натуральном измерении |
Следует ли использовать сложные количественные методы управления |
1. Группа А |
Пельмени, Котлеты, Блинчики с начинкой 70% |
Манты, хенкали – 10% |
Да. |
2. Группа В |
Фаршированные овощи, Манты, хенкали 20% |
Фаршированные овощи, Овощи и фрукты глубокой заморозки 20% |
В некоторых случаях. |
3. Группа С |
Готовые замороженные блюда, Овощи и фрукты глубокой заморозки 10% |
Блинчики с начинкой, Готовые замороженные блюда, Котлеты, Пельмени 70% |
Не следует. |
Судя по таблице 15 группы товаров которые являются наиболее продаваемыми (пельмени, котлеты и блинчики с начинкой) занимают большую долю в запасах предприятия.
Такие товары как фаршированные овощи, овощи и фрукты глубокой заморозки относятся к товарам среднего уровня важности, их уровень запаса оптимален для участия в обороте предприятия.
Товарная группа «готовые замороженные блюда» занимают наименьший удельный вес в объеме продаж, но и доля их запаса является также наименьшей.
В дополнение к АВС-классификации существует дополнительная классификация групп товаров пo регулярности закупок: стабильные закупки (X-класс); нерегулярные закупки (Y-класс); эпизодические закупки (Z-класс).
Таблица 16 – Рассчитываем XYZ – анализ по магазину полуфабрикатов, тыс.р.
Группы товаров |
Закупки за 2014 год |
Закупки за 2015 год |
Общие закупки за 2 года |
Среднее значение |
Промежуточ-ное значение |
Коэффициент вариации |
Группа |
Пельмени |
3189 |
4287 |
7476 |
3738 |
301401,0 |
14,69% |
Y |
Котлеты |
1690 |
2079 |
3769 |
1884,5 |
37830,25 |
10,32% |
Y |
Блинчики с начинкой |
1406 |
1819 |
3225 |
1612,5 |
42642,25 |
12,8% |
Y |
Манты, хенкали |
1016 |
1384 |
2400 |
1200,0 |
33856 |
15,33% |
Y |
Фаршированные овощи |
739 |
1372 |
2111 |
1055,5 |
100172,25 |
29,99% |
Z |
Овощи и фрукты глубокой заморозки |
728 |
1209 |
1937 |
968,5 |
57840,25 |
24,83% |
Z |
Готовые замороженные блюда(пицца, лазанья и т.д.) |
1212 |
1319 |
2531 |
1265,5 |
2862,25 |
4,23% |
Х |
Всего |
9980 |
13469 |
23449 |
11724,5 |
- |
- |
- |
XYZ-классификация групп товаров по регулярности закупок магазина полуфабрикатов показал, что большинство товаров относятся к Y-класс, что говорит о не регулярности их поставок. Внутри этой группы можно выделить как высокого уровня стабильности поставок (это такие товары как Манты, хенкали и пельмени), так и не совсем стабильные по поставкам (это такие товарные группы как блинчики с начинкой, котлеты). Такие группы товаров как фаршированные овощи и овощи и фрукты глубокой заморозки относится к группе эпизодических закупок (Z-класс).
Результаты XYZ –анализа представлены в таблице 17.
Таблица 17 – Результаты XYZ –анализа товаров магазина полуфабрикатов
Группа |
Объем поставляемой продукции |
Количество групп товаров |
||
Тыс.р. |
Доля,% |
единиц |
Доля, % |
|
X |
1319 |
9,79 |
1 |
14,28 |
Y |
9569 |
71,04 |
4 |
57,14 |
Z |
2581 |
19,16 |
2 |
28,57 |
Итого: |
13469 |
100,0 |
7 |
100,0 |
Графическая интерпретация XYZ –анализа групп товаров по регулярности закупок представлена на рисунке 5.
Рис. 5. Распределение поставляемых групп товаров предприятия по XYZ –анализу
Судя по рисунку 5 мы можем сказать, что к группе товаров класса Х по стабильности закупок у магазина полуфабрикатов относится готовые замороженные блюда (пицца, лазанья), их доля в объёме закупок составляет 9,79%, класс Y – составляет 57,14% из общего количества групп товаров, на которые приходится 71,04% объема закупок. Класс Z – это 28,57% групп товаров магазина, обеспечивающие 19,16% объема поставок.
3 Разработка мероприятий по их оптимизации товарных запасов на предприятии
Для эффективной работы любого предприятия, в том числе и ИП Алиев А.Б. магазин полуфабрикаты, необходимо разрабатывать систему мероприятий с чётко продуманными и проанализируемыми предложениями (рисунок 6).