Файл: Создание концепции пивного ресторана ( ИП Алиев А.Б. ).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы формирования товарных запасов на торговом предприятии
1.1 Понятие и виды товарных запасов
1.2 Анализ обеспеченности предприятия товарными ресурсами
1.3 Оптимизация управления товарными запасами
2 Оценка управления товарными запасами магазина полуфабрикатов ИП Алиев А.Б.
2.1 Общая характеристика предприятия и анализ его экономических показателей
2.2 Анализ товарных запасов предприятия
2.3 Анализ управления товарными запасами на предприятии
Рис. 4. Динамика общего объема поступления и реализации товаров в магазине в 2014-2015 гг.
3 Разработка мероприятий по их оптимизации товарных запасов на предприятии
Введение
В современных условиях для осуществления непрерывного процесса товарного обращения на любом торговом предприятии необходимы определённые запасы товаров. Именно товарные запасы можно рассматривать как материальную основу розничного товарооборота, так как они представляют собой массу товаров, поступившую на предприятие из различных источников, которая предназначена для последующей продажи конечному потребителю для личного или коллективного потребления.
Поэтому в курсовой работе ставится вопрос об организации обеспечения торгового предприятия оптимальными товарными ресурсами. Определенный вклад в научную разработку отдельных теоретических, организационных, экономических аспектов проблемы внесли труды российских исследователей - А.Н. Соломатин, А.И. Гребнёв, которые рассматривали понятие «товарных запасов» как совокупность товарной массы, предназначенной для реализации, размеры которой должны быть оптимальными.
Актуальность исследования обусловлена тем, что товарные запасы являются основными денежными вложениями для торговых фирм, основным источником получения прибыли, основной проблемой ежедневного контроля. В настоящее время торговые компании в условиях ужесточения конкуренции вынуждены уменьшать процент устанавливаемой наценки. Поэтому для обеспечения необходимой отдачи от вложенных в бизнес средств, для обеспечения необходимых темпов роста фирмы актуальным является оптимизация необходимой величины товарных запасов.
Целью данной работы является анализ и управление товарными запасами и разработка мероприятий по их оптимизации.
В связи с этим в настоящей работе ставятся следующие задачи:
- Раскрыть теоретические основы управления товарными запасами.
- Дать организационно-экономическую характеристику объекту исследования по ряду показателей хозяйственной деятельности.
- Провести анализ обеспеченности товарными запасами предприятия, рассматриваемого в качестве объекта исследования.
- Спланировать сумму товарных запасов на предстоящий год.
- Сделать соответствующие выводы и дать рекомендации по проделанной работе.
Объектом исследования данной дипломной работы является хозяйственная деятельность магазина полуфабрикатов ИП Алиев А.Б. В работе использовались данные отчетности за 2013 - 2015 года, материалы статистической отчетности.
Предмет исследования – управление товарными запасами торгового предприятия.
При написании работы используются следующие методы и приемы анализа: поиск, сбор и обработка информации, установление логических связей между явлениями, обобщение данных и формулировка выводов на основании проделанной работы.
1 Теоретические основы формирования товарных запасов на торговом предприятии
1.1 Понятие и виды товарных запасов
Товарные запасы представляют собой совокупность товарной массы, находящейся в сфере обращения и предназначена для продажи.
Товарные запасы – это количество товаров определенного вида, находящихся в данный момент в сфере товарного обращения, в перевозке и на складах, в хранилищах. Наличие товарных запасов служит важным условием непрерывности процесса производства и обращения товаров. В то же время запасы не должны быть избыточными, так как при этом увеличиваются издержки производства и обращения.
Цель создания товарного запаса – обеспечение бесперебойной торговли всем ассортиментом товаров, что является условием удовлетворения спроса населения, повышение качества обслуживания, развития розничного товарооборота и, в конечном итоге, повышения конкурентоспособности торговой организации.
Необходимость существования товарных запасов обусловлена рядом причин:
- несовпадение во времени и в пространстве производства и потребления товаров;
- асинхронность изменения спроса и предложения товаров;
- дискретность (прерывность) процесса поставки товаров при относительно непрерывном потреблении или, наоборот, непрерывность производства при дискретном характере потребления;
- наличие случайных колебаний спроса и предложения товаров.
Перечисленные факторы, действуя порознь или группируясь в различных сочетаниях, создают тенденцию к увеличению запасов.
Товарные запасы классифицируются по различным признакам, что отражает рисунок 1.
Рис. 1. Классификация товарных запасов
Любой товар относится к категории товарного запаса вплоть до момента продажи. И он является постоянно существующей величиной, поскольку товарные запасы продаются не сразу, а постепенно, т. е. регулярно возобновляются. Размер товарных запасов различен в зависимости от конкретных хозяйственных условий. Абсолютная величина товарных запасов все время изменяется в зависимости от поступления и реализации товаров.
Товарные запасы как категория товарного обращения обеспечивают стабильный процесс обращения товаров и выполняют определенные функции:
- являясь формой товарного предложения, удовлетворяют платежеспособный спрос населения;
- характеризуют соотношение между объемом и структурой спроса и товарного предложения;
- обеспечивают непрерывность расширенного производства и обращения, в процессе которых происходит их образование и расходование.
Товарные запасы являются важным, но не единственным элементом товарных ресурсов предприятия. Другим составляющим элементом является объем поступления товаров. Величина поступления и соответственно закупок товаров зависит от объема розничного товарооборота и состояния товарных запасов. Взаимосвязь между этими показателями прослеживается в процессе их анализа, она же должна быть обеспечена на оптимальном уровне и в процессе выявления потребности предприятия в товарных ресурсах на планируемый период.
Размер товарных запасов в значительной степени определяется объемом и структурой товарооборота торгового предприятия. Поддержание оптимальной пропорции между величиной товарооборота и размерами товарных запасов – одна из важнейших задач торговых предприятий.
Большие запасы позволяют привлечь покупателей широким ассортиментом товаров, обеспечить регулярную, бесперебойную торговлю всеми наименованиями товаров. Вместе с тем большие запасы связаны с опасностями на предприятии: повышение расходов по их содержанию, замедление оборачиваемости средств, вложенных в товары. Возникает риск потери качества товаров при длительном хранении, устаревания фасона, модели, что в свою очередь может привести к трудностям сбыта, росту расходов, снижению прибыли.
Таким образом, слишком малые и слишком большие размеры товарных запасов могут отрицательно сказаться на финансовых результатах торговой деятельности.
1.2 Анализ обеспеченности предприятия товарными ресурсами
Анализ товарных ресурсов торговых предприятий начинается с составления и изучения товарного баланса.
При этом в товарный баланс входят все товарные запасы (текущие, сезонные и целевые). Если отсутствуют плановые данные по поступлению товаров, то их можно определить по формуле:
П=РТО+В+ТЗк-ТЗн (1)
где П — объем поступления товаров, руб.;
РТО — объем розничного товарооборота, руб.;
Т3н, Т3к — товарные запасы соответственно на начало и конец года, руб.;
В – прочее выбытие товаров, руб.
Товарные ресурсы являются материальной основой для развития товарооборота торгового предприятия. Они состоят из поступления товаров и товарных запасов и находятся с объемом товарооборота в балансовой взаимосвязи:
ТЗн +П=РТО +ТЗк (2)
Данная формула показывает, что товарные ресурсы должны превышать объем товарооборота на величину нормального товарного запаса. При этом подразумевается, что товарные запасы характеризуют объем предложения товаров, объем товарооборота определяется платежеспособным спросом, а товарный запас, с одной стороны, должен быть достаточным для обеспечения бесперебойной торговли, с другой стороны, не должен привести к затовариванию торгового предприятия
Товарные запасы анализируются и учитываются в абсолютных и относительных показателях.
Абсолютные показатели, как правило, выражаются в стоимостных (денежных) и натуральных единицах. Они удобны при выполнении чисто бухгалтерских операций (например, при проведении инвентаризаций), но абсолютные показатели имеют один большой не достаток - невозможность (с их помощью) определить степень соответствия величины товарного запаса потребностям развития товарооборота. Поэтому более широкое распространение получили относительные показатели, позволяющие сопоставить величину товарного запаса с товарооборотом торговых предприятий [13, c. 132].
Наиболее важным относительным показателем, применяемым при анализе, является показатель величины товарных запасов в днях товарооборота (иногда этот показатель называют уровнем товарных запасов). Он характеризует обеспеченность торгового предприятия товарными запасами на определенную дату и показывает, на какое число дней торговли (при сложившемся уровне товарооборота) хватит имеющихся запасов. Величина товарных запасов в днях товарооборота рассчитывается по формуле:
(3)
где Утз – уровень обеспеченности торгового предприятия товарными запасами;
ТЗ – товарные запасы на определенную дату, руб.;
РТОодн - планируемый однодневный товарооборот, руб.
Анализируя данный показатель, следует заметить, что, сравнивая величину товарного запаса в днях с нормой товарных запасов, можно не только установить степень обеспеченности предприятия товарными запасами, но и предвидеть возможные затруднения в виде затоваривания или необеспеченности запасами. Если уровень обеспеченности товарными запасами больше нормы товарных запасов, то существует угроза затоваривания, если меньше – возможны перерывы в продаже товаров.
Средний товарный запас за анализируемый период рассчитывается по формуле средней хронологической моментного ряда. Если при анализе берут только начальный и конечный запас товаров, то их средний запас вычисляют как среднеарифметический:
(4)
где ТЗ1, ТЗ2 ... ТЗn - запасы товаров на отдельные даты изучаемого периода, руб.;
n - число дат, за которые взяты данные [14, c.45-46].
Или по формуле средней арифметической простой:
ТЗср = (ТЗн + ТЗк) / 2 (5)
где ТЗн - товарные запасы на начало периода, руб.;
ТЗк - товарные запасы на конец периода, руб.
Эффективность использования товарных ресурсов чаще всего характеризуется временем обращения товаров в днях оборота и числом оборотов, т.е. скоростью товарооборота (товарооборачиваемостью).
Товарооборачиваемость, являясь одним из показателей эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия в целом, позволяет оценить и количественно измерить два параметра: время и скорость их обращения.
Время товарного обращения, или товарооборачиваемость в днях товарооборота, рассчитывается по следующим формулам:
(6)
или
(7)
где Обдн – товарооборачиваемость в днях товарооборота, дни;
ТЗср – средняя величина товарных запасов за рассматриваемый период, руб.;
РТО – объем товарооборота за анализируемый период, руб.;
РТОодн – однодневный товарооборот за анализируемый период, руб.;
Д – количество дней в периоде [10, c. 43].
Товарооборачиваемость в днях товарооборота показывает время, в течение которого товарные запасы находятся в сфере обращения, т.е. число дней, за которое оборачивается средний товарный запас.
Товарооборачиваемость в числе оборотов, или скорость товарного обращения, рассчитывается по следующим формулам:
(8)
или
(9)
где Обр – товарооборачиваемость в числе оборотов;
Обдн – товарооборачиваемость в днях товарооборота, дни;
РТО – товарооборот за анализируемый период, руб.;
ТЗср – средняя величина товарных запасов за период, руб.;
Д – число дней в анализируемом периоде.
Товарооборачиваемость в числе оборотов показывает количество оборотов среднего товарного запаса за анализируемый период.