Файл: Создание концепции пивного ресторана ( ИП Алиев А.Б. ).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы формирования товарных запасов на торговом предприятии
1.1 Понятие и виды товарных запасов
1.2 Анализ обеспеченности предприятия товарными ресурсами
1.3 Оптимизация управления товарными запасами
2 Оценка управления товарными запасами магазина полуфабрикатов ИП Алиев А.Б.
2.1 Общая характеристика предприятия и анализ его экономических показателей
2.2 Анализ товарных запасов предприятия
2.3 Анализ управления товарными запасами на предприятии
Рис. 4. Динамика общего объема поступления и реализации товаров в магазине в 2014-2015 гг.
3 Разработка мероприятий по их оптимизации товарных запасов на предприятии
Уменьшение времени и увеличение скорости товарного обращения позволяют осуществлять больший объем товарооборота при меньших размерах товарных запасов, что способствует снижению товарных потерь, уменьшению расходов по хранению товаров, оплате процентов за пользование кредитами и т.п.
Из приведенной системы оценочных показателей целесообразно провести их группировку. Систему показателей можно объединить в две группы и предложить в виде следующего рисунка.
Первая группа формирования и динамики товарных ресурсов включает в себя: показатели объемов товарных ресурсов, их структуры, обеспеченности, соответствия плану, динамики товарных ресурсов. Во второй группе отражены показатели эффективности использования товарных ресурсов, которые разделены на обобщающие и частные. В состав обобщающих показателей входят товарооборот на 1 рубль товарных ресурсов, оборачиваемость товаров в днях и в количестве оборотов, рентабельность товарных ресурсов и др. Частные показатели отражают отношение неходовых, уцененных и других товаров к товарообороту.
Рис. 2. Система показателей оценки товарных ресурсов
На оборачиваемость товаров оказывает влияние множество факторов, таких как насыщенность товарных рынков, звенность товародвижения, объемы импорта, распределение запасов товаров между оптовыми и розничными звеньями торговли, уровень цен на конкретные товары, организация рекламы и продажи товаров, организация труда, квалификация кадров и уровень руководства торговым процессом и т. п.
Изменения перечисленных факторов могут влиять на величину товарных запасов и товарооборачиваемость, улучшая или ухудшая эти показатели.
1.3 Оптимизация управления товарными запасами
В торговых организациях, осуществляющих розничную продажу товаров населению, товарные запасы служат гарантией бесперебойной торговли и наиболее полного удовлетворения потребительского спроса.
Система управления товарными запасами основана на их минимизации, ускорении товарооборачиваемости и хорошо налаженном учете и контроле за их формированием и использованием.
Цель управления запасами – снизить затраты на продвижение товарных запасов через организацию, при обеспечении высокого уровня качества торговли и одновременно максимизировать возвраты на инвестиции в товарные запасы.
Создание системы управления товарными запасами позволяет решить следующие задачи: бесперебойности снабжения, минимального вложения денег, минимального риска, обеспечение простоты процедуры заказа на пополнение запасов, устойчивости товарного процесса.
Широкое распространение в развитых странах получил классификационный подход к управлению запасами (ABC system).
Сущность АВС-анализа строится на основании принципа Парето: «за большинство возможных результатов отвечает относительно небольшое число причин», в настоящий момент более известного как «правило 20 на 80». Считается, что 20% товарного ассортимента дают 80% общего объема продаж. Благодаря своей универсальности и эффективности данный метод получил большое распространение.
Его идея состоит в использовании классификации запасов и выделении трех групп – А, В, и С, в зависимости от степени влияния данного вида запасов на возрастание товарооборота предприятия. К группе А относят запасы, реализация которых вносит наибольший вклад в объем товарооборота в денежном выражении. К этой группе относятся запасы, которые обеспечивают 70% объема реализации. Как правило, это наиболее дорогие товары, и их удельный вес в объеме запасов в натуральном выражении не превышает 10%. Запасы этого вида требуют особого внимания менеджеров и использования количественных средств и моделей для оптимизации принятия решений. К группе В относят запасы среднего уровня важности, которые обеспечивают 20% объема реализации предприятия. Их удельный вес в натуральном выражении, как правило, составляет около 20%. Выбор средств управления запасами группы В должен быть основан на сопоставлении затрат на управление и экономического эффекта от их использования. Товарные запасы, реализация которых имеет незначительный вклад в объем товарооборота, порядка 10%, относят к группе С. Достаточно часто они составляют значительную часть в объеме запасов в натуральном выражении, – около 70%. К управлению запасами группы С нецелесообразно применять сложные количественные методы управления, так как при этом, затраты на управление могут быть больше экономического эффекта от их использования. Принцип классификации запасов на группы по их важности для предприятия приведен в таблице 1.
Таблица 1- Классификация запасов (АВС system).
Группы запасов |
Доля в объеме товарооборота в денежном измерении |
Доля объеме запасов в натуральном измерении |
Следует ли использовать сложные количественные методы управления |
1. Группа А |
70% |
10% |
Да. |
2. Группа В |
20% |
20% |
В некоторых случаях. |
3. Группа С |
10% |
70% |
Не следует. |
Относительно новым подходом к управлению запасами, есть принцип управления Just-In-Time ("просто своевременно"). Этот подход впервые был использован японскими корпорациями, а после этого нашел распространение во всем мире. Основная идея состоит в том, что запасы практически не создаются, а процесс доставки товаров поставщиками жестко согласован с технологическим процессом на предприятии. В нынешнее время такой подход эффективно используется компаниями Toyota, General Motors и многими другими. Эта система разрешает получить значительный экономический эффект за счет доведения затрат хранения к нулю. Однако, высокий уровень требований к точности функционирования системы снабжений и риск возможных ошибок, которые приведут к нарушению технологии, не разрешает использовать этот подход в странах с неразвитой информационной и коммуникационной инфраструктурой.
Управления большинством торговых компаний развитых стран основано на использовании компьютерной технологии. Системы управления включают автоматизированную систему учета запасов и размещения заказов у поставщиков. Движение каждой единицы товаров, с помощью магнитного штрихового кодирования, отражается в базе данных, которая охватывает информацию по всей торговой сети компании. Система управления базами данных разрешает постоянно обновлять информацию о состоянии запасов, автоматически размещать заказы через компьютерную сеть и учитывать информацию о пополнении запасов. При этом информация о реализации товаров поступает в систему управления товарными запасами, дебиторской задолженностью и денежными средствами и обрабатывается на основе встроенного в систему модельного инструментария.
Как правило, совместно с АВС-анализом проводят XYZ-анализ. XYZ-анализ – математически-статистический метод, позволяющий анализировать и прогнозировать стабильность продаж отдельных видов товаров и колебания уровня потребления тех или иных ресурсов. Этот метод обычно применяется для ранжирования и группирования ассортиментных позиций по степени прогнозируемости объема спроса или оборачиваемости товара.
Метод XYZ-анализа сходен с АВС-анализом и основывается на том же принципе – товары подразделяются на три группы X, Y, Z, исходя из значения коэффициента вариации за определенный период времени. Этот анализ делит объекты по степени отклонения от среднего показателя, высчитываемого за несколько периодов. XYZ-анализ показывает, насколько стабилен или нестабилен спрос на товар. Чем стабильнее спрос на товар, тем легче им управлять, тем ниже потребность в товарных запасах, тем легче планировать движение продукта. Таким образом, результаты XYZ-анализа служат дополнительным материалом для принятия решений о пребывании товара в ассортиментной матрице.
Важным этапом управления запасами является планирование. Цель, которую преследует планирование товарных запасов – это установление такого запаса товаров в днях, который обеспечивает бесперебойную продажу широкого ассортимента товаров при минимальных затратах. Товарные запасы можно разделить на запасы текущего хранения, которые обеспечивают обычную повседневную реализацию товаров, и запасы сезонного хранения, которые создаются для обеспечения розничной торговли по сезонам. Планирование товарных запасов предусматривает установление двух уровней товарных запасов: минимального, ниже которого объем запасов опускаться не должен, и максимального, превышение которого чревато замедлением товарооборота и всеми сопутствующими проблемами для торговой компании. Максимальный уровень товарных запасов устанавливается по каждому товарному наименованию и может меняться в процессе деятельности компании в соответствии с ситуацией.
Для планирования товарных запасов необходимо разработать общий и потоварные нормативы. Для потоварных нормативов обычно используется технико-экономический метод расчета, при котором норматив рассчитывается суммированием запаса товаров на среднесуточную реализацию, запаса товаров представительного ассортиментного набора, запаса товаров на время осуществления приемки товаров и их подготовки к продаже, запаса текущего пополнения и страхового (гарантийного) запаса. Основную часть норматива составляет торговый запас, состоящий из рабочего товарного запаса, постоянно находящегося в торговом зале, и запаса текущего пополнения, необходимого для бесперебойной торговли до очередного поступления товаров. В случае возникновения форс-мажорных обстоятельств бесперебойную торговлю должен обеспечить гарантийный запас. Представительский ассортиментный набор является демонстрационным запасом товаров, которые находятся в торговом зале, и обеспечивают покупателям широкий выбор в рамках представленного ассортимента данной товарной группы. Там же, в торговом зале, хранится и запас в размере среднесуточного оборота, который пополняется ежедневно за счет товарного запаса текущего пополнения.
Следовательно, формула, по которой рассчитывается норматив, имеет следующий вид:
Н = ВПП+РЗ+1/2 ЗТП+ ГЗ, (10)
где Н – это норма товарного запаса, выраженная в днях,
ВПП – выраженное в днях время на приемку товаров и подготовку их к продаже,
РЗ – выраженный в днях рабочий запас товаров,
ЗТП – выраженный в днях запас текущего пополнения,
ГЗ – гарантийный запас, также выраженный в днях.
Впрочем, осуществляя планирование товарных запасов, норматив можно рассчитывать и опытно – статистическим методом: экстраполяция данных за прошлые периоды.
Управление запасами наряду с планированием, предусматривает организацию контроля за их фактическим состоянием. Контроль за состоянием запасов – это изучение и регулирование уровня запасов продукции с целью выявления отклонений от норм запасов и принятия оперативных мер к ликвидации отклонений.
2 Оценка управления товарными запасами магазина полуфабрикатов ИП Алиев А.Б.
2.1 Общая характеристика предприятия и анализ его экономических показателей
Объектом исследования является магазин полуфабрикатов ИП Алиев А.Б., созданный 10 декабря 2004 года. В соответствии с учредительными документами основной вид деятельности предприятия – розничная торговля.
Общая численность работающих в ИП Алиев А.Б. составляет 9 человек. Форма собственности – частная.
Торговое предприятие имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, быть истцом и ответчиком в суде .
Предметом деятельности ИП Алиев А.Б. является торгово-закупочная деятельность, в том числе оптовая и розничная торговля, посреднические, консультационные, информационные услуги, закупка, хранение и реализация продовольственных товаров. Все перечисленные виды деятельности осуществляются в соответствии с действующим законодательством РФ.
Высшим органом предприятия является директор Алиев А.Б., который осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и трудовым кодексом РФ.
Директор
Бухгалтер
Продавец (4 чел)
Водитель (2 чел)