Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях ( Золотые правила «неконфликтных» людей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

полное, когда конфликт разрешается и на уровне реального поведения, и на психологическом (эмоциональном) уровне.

Если оппоненты вынуждены прекратить конфликтную ситуацию (временно), но у них остается желание достичь первоначальных целей, то конфликт разрешен частично. Если руководитель вводит административные наказания и санкции, не вникая в суть конфликтной ситуации, конфликт разрешается лишь частично.

Для успешного разрешения конфликтов руководителю прежде всего следует объективно оценить конфликтную ситуацию, а это предполагает:

  • различать повод конфликта и его причины;
  • определить предмет конфликта;
  • охарактеризовать работников, понять их взгляды и убеждения, основные интересы и причины, побудившие их вступить в конфликт;
  • определить мотивы действий участников конфликта;
  • выслушать обе конфликтующих стороны.

При управлении конфликтом основное внимание следует сосредоточить на предмете конфликта и позициях его участников, не делая акцента на их личностных особенностях. Руководитель должен понимать, что при урегулировании конфликта важна беспристрастность и сдержанность. Необходимо разобраться в причинах конфликта, не делая поспешных выводов.

3.2. Управление конфликтной ситуацией

Существуют несколько эффективных способов управления конфликтной ситуацией.

Способы управления конфликтными ситуациями

Межличностные

Структурные

Табл.4

Как мы уже говорили, руководителям не следует считать причиной конфликтных ситуаций простое различие в характерах. Конечно, это различие может явиться причиной конфликта в каком-то конкретном случае, но оно — лишь один из факторов, которые могут вызвать конфликт. Руководитель должен начать с анализа фактических причин, а затем использовать соответствующую методику. Уменьшить возможность конфликта можно, применяя методики разрешения конфликта.

Существуют четыре структурных метода разрешения конфликта:

  1. разъяснение требований к работе
  2. использование координационных и интеграционных механизмов
  3. установление общеорганизационных комплексных целей
  4. использование системы вознаграждений.

Разъяснение требований к работе. Один из лучших методов управления, предотвращающих дисфункциональный конфликт, — разъяснение того, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения. Здесь должны быть упомянуты такие параметры, как уровень результатов, который должен быть достигнут, кто предоставляет и кто получает различную информацию, система полномочий и ответственности, а также четко определены политика, процедуры и правила. Причем руководитель уясняет все эти вопросы не для себя, а с тем, чтобы его подчиненные хорошо поняли, чего ждут от них в каждой данной ситуации.


Координационные и интеграционные механизмы. Еще один метод управления конфликтной ситуацией — это применение координационного механизма. Один из самых распространенных механизмов — цепь команд. Как еще давно отмечал Вебер и представители административной школы, установление иерархии полномочий упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. Если два или более подчиненных имеют разногласия по какому-то вопросу, конфликта можно избежать, обратившись к их общему начальнику, предлагая ему принять решение. Принцип единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, так как подчиненный прекрасно знает, чьим решениям он должен подчиняться.

Общеорганизационные комплексные цели. Эффективное осуществление этих целей требует совместных усилий двух или более сотрудников, отделов или групп. При постановке комплексных целей направляются усилия всех участников на достижение общей цели, наблюдается большая слаженность в деятельности всего персонала.

Структура системы вознаграждений. Она должна быть такой, чтобы прежде всего поощрялись люди, вносящие свой вклад в достижение организационных комплексных целей, помогающие другим группам организации. Вознаграждения могут быть в оформлении премий, благодарности, признания или повышении по службе. Важно также, чтобы система вознаграждений не поощряла неконструктивное поведение отдельных лиц или групп. Управление конфликтами включает и межличностные способы разрешения конфликтных ситуаций на основе учета психологии участников конфликта. К ним относятся беседа, убеждение, принципиальные переговоры, психотренинги и психотерапия.

Вот некоторые предложения по использованию этого стиля разрешения конфликта:

  • Определить проблему в категориях целей, а не решений.
  • Сосредоточить внимание на проблеме, а не на личных качествах другой стороны.
  • После того как проблема определена, определить возможные решения, приемлемые для всех сторон.
  • Создать атмосферу доверия, увеличив взаимное влияние и обмен информацией.
  • Во время общения создать положительное отношение друг к другу, проявляя симпатию и выслушивая мнение другой стороны.

Руководитель должен начать с анализа фактических причин, а затем использовать соответствующую методику.

Для того чтобы избежать конфликтов с сотрудниками и между сотрудниками, необходимо:

  • в общении с подчиненными использовать спокойный тон и вежливость в сочетании с твердостью, не допускать грубости в обращении с сотрудниками, потому что грубостью нельзя добиться желаемого эффекта, наоборот, руководитель чаще всего получает отрицательный результат, так как подчиненный вместо работы зацикливается на обиде и переживаниях;
  • ругать сотрудника за некачественную работу только с глазу на глаз, так как кулуарный разговор спасает его от позора, а взамен руководитель может рассчитывать на благодарность и заверения, что подобное больше не повторится; в противном случае сотрудник вместо того, чтобы исправлять ошибку, будет тратить время на переживания по поводу пережитого позора;
  • хвалить сотрудника за качественную работу при всем коллективе, так как человеку всегда приятно, когда его усилия замечает руководитель, и тем более делает это при всех сотрудниках; в противном случае он станет считать, что его успехи никому не нужны, и в дальнейшем не будет стараться работать качественно;
  • не допускать панибратства в отношениях с подчиненными, соблюдение субординации необходимо, иначе станет невозможно ничего потребовать от своих подчиненных;
  • быть вне конфликта, не участвовать в склоках и дрязгах, не передавать сплетни, так как, находясь вне конфликта, легче вовремя его ликвидировать;
  • решительно пресекать склоки, сплетни и ябедничество, для чего можно на первый раз оштрафовать уличенного в этом сотрудника и строго предупредить его о недопустимости подобного поведения, а если это не поможет, то этого сотрудника нужно уволить, чтобы не создавать прецедентов; так же следует поступать и с теми, кто привык "выступать" по любому поводу, тем самым мешая работать другим;
  • если примирение между двумя сотрудниками невозможно, не обходимо обязать их общаться по делу, так как работа не должна страдать из-за чьих-то эмоций.

Наилучшими предпосылками в выборе оптимального подхода разрешения конфликта являются жизненный опыт и желание не осложнять ситуацию и не доводить человека до стресса. Можно добиться компромисса, приспособиться к нуждам другого человека (особенно партнера или близкого человека); настойчиво добиваться осуществления своих истинных интересов в другом аспекте; уклониться от обсуждения конфликтного вопроса, если он не очень важен; использовать стиль сотрудничества для удовлетворения наиболее важных интересов обеих сторон. Поэтому лучшим способом разрешения конфликтной ситуации является сознательный выбор оптимальной стратегии поведения.

Точно так же, как ни один стиль руководства не может быть эффективным во всех без исключения ситуациях, так и ни один из рассмотренных стилей разрешения конфликта не может быть выделен как самый лучший. Необходимо научиться эффективно использовать каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства.

Заключение

Подводя итоги, можно сказать, что в общении с людьми и в деловых контактах возможно возникновению скрытых или явных конфликтов из-за непонимания истинных мотивов поведения. В контактах с людьми необходимо проявлять терпимость, сдержанность и понимать, что мотивы поведения человека совсем не те, которые можно ему приписать. Заносчивость и наглость иногда могут скрывать под собой робость и застенчивость, страх и беспокойство маскируются под злостью и гневом и т.д.

Так же следует помнить, что, если в коллективе возник конфликт, не следует уходить от него. Очень важно уметь не переводить конфликтную ситуацию в конфликт. Если же это произошло, то очень важно работать с эмоциональным настроем участников. Умение решать конфликты зависит от способности менять взаимное представление участников из врагов в партнеров - и это является одним из важных качеств хорошего руководителя.

Нужно понимать, что конфликт нужно взять под контроль прежде, чем он станет настолько сильным, что приобретет деструктивные свойства. Основная причина конфликта в том, что люди зависят друг от друга, но каждый хочет добиться определенных целей.

Важно помнить, что существует всего два метода разрешения конфликта. Негативный и позитивный

Негативный включается в себя все виды борьбы, его целью является достижение победы одной стороны над другой.

Позитивный - это разнообразные виды переговоров и конструктивного диалога с возможным привлечением посредника спорных вопросов с целью достижения согласия обеих сторон конфликта.


Библиография

Печатные издания

1. БАКАЛАВР ЭКОНОМИКИ (Хрестоматия) Т.2 Автор: ВИДЯПИНА В.И страницы 130-131

Основные ресурсы

1. Источник- Википедия. Конфликт -[https://ru.wikipedia.org/wiki/Конфликт]

2. Источник- Википедия. Конфликт в психологии [https://ru.wikipedia.org/wiki/Конфликт_(психология) ]

3. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге [https://hr-portal.ru/tool/test-na-stressoustoychivost-holmsa-i-rage]

4. Новейший философский словарь. [http://terme.ru/termin/konflikt.html]

5.Психологос. Энциклопедия практической психологии. Автор Н.И.Козлов. [https://www.psychologos.ru/articles/view/vsegda-li-pl..] 

6. Школа жизни- [https://shkolazhizni.ru/job/articles/62733/]

7. Щербаков И.Д. «Конфликты в организации, причины их возникновения и способы разрешения». Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014.

8. AdMe.ru-статья [https://www.adme.ru/svoboda-psihologiya/psihologi-dali-9-sovetov-kotorye-pomogut-pogasit-konflikt-na-rabote-i-ostatsya-na-kone-1776065/]

9.Lifejournal. Автор Денис Кортунов [https://kortunov.livejournal.com/512535.html] 

10. Psychology togay. By Neil Parmar, published July 1, 2004 - last reviewed on June 9, 201 [https://www.psychologytoday.com/intl/articles/200407/handling-oddball-co-workers]

11.Studme.org [https://studme.org/41283/menedzhment/prichiny_vozniknoveniya_konfliktov]

12.Studme.org. Психология управления персоналом. [https://studme.org/41283/menedzhment/prichiny_vozniknoveniya_konfliktov]

.

Приложение

Тест на стрессоустойчивость Холмса и Раге

Инструкция

Внимательно прочтите весь перечень, чтобы иметь общее представление о том, какие ситуации, события и жизненные обстоятельства, вызывающие стресс, в нем представлены. Затем повторно прочтите каждый пункт. Далее укажите в соответствующем столбце количество раз, когда 
ситуация имела место быть за последние два года.

Тестовое задание

Жизненные события

Ответы
Кол-во раз
за год

1

Смерть супруга (супруги)

2

Развод

3

Разъезд супругов (без оформления развода), разрыв с партнером

4

Тюремное заключение

5

Смерть близкого члена семьи

6

Травма или болезнь

7

Женитьба, свадьба

8

Увольнение с работы

9

Примирение супругов

10

Уход на пенсию

11

Изменение в состоянии здоровья членов семьи

12

Беременность партнерши

13

Межполовые проблемы

14

Появление нового члена семьи, рождение ребенка

15

Реорганизация на работе

16

Изменение финансового положения

17

Смерть близкого друга

18

Изменение профессиональной ориентации, смена места работы

19

Усиление конфликтности отношений с супругом

20

Ссуда или заем на крупную покупку (например, дома)

21

Окончание срока выплаты ссуды или займа, растущие долги

22

Изменение должности, повышение служебной ответственности

23

Сын или дочь покидают дом

24

Проблемы с родственниками мужа (жены)

25

Выдающееся личное достижение, успех

26

Супруг бросает работу (или приступает к работе)

27

Начало или окончание обучения в учебном заведении

28

Изменение условий жизни

29

Отказ от каких-то индивидуальных привычек, изменение стереотипов 
поведения

30

Проблемы с начальством, конфликты

31

Изменение условий или часов работы

32

Перемена места жительства

33

Смена места обучения

34

Изменение привычек, связанных с проведением досуга или отпуска

36

Изменение привычек, связанных с вероисповеданием

36

Изменение социальной активности

37

Ссуда или заем для покупки менее крупных вещей (машины, телевизора)

38

Изменение индивидуальных привычек, связанных со сном, нарушение сна

39

Изменение числа живущих вместе членов семьи, изменение характера 
и частоты встреч с другими членами семьи

40

Изменение привычек, связанных с питанием (количество потребляемой 
пищи, диета, отсутствие аппетита и т. п.)

41

Отпуск

42

Рождество, встреча Нового года, день рождения

43

Незначительное нарушение правопорядка (штраф за нарушение правил 
уличного движения)


 
Спасибо за ваши ответы!

Ключ к тесту на стрессоустойчивость Холмса и Раге

Описание

Методика Холмса и Раге диагностирует стрессоустойчивость и социальную адаптацию у сотрудников.

Под стрессоустойчивостью следует понимать способность выдерживать определенные психофизические нагрузки и переносить стрессы без ущерба для организма и психики. Сложно поддается корректировке, если речь идет о реакции на стресс. А вот стрессор (источник стресса) и/или постстрессовое поведение корректировать можно.

Социальная адаптация – процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Одним из видов социальной адаптации является адаптация социально-психологическая, то есть такое взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы. Этот вид приспособления предполагает поисковую активность личности, осознание ею своего социального статуса и социально-ролевого поведения, идентификацию личности и группы в процессе выполнения совместной деятельности, принятие индивидом норм, ценностей и традиций социальной группы.

Адаптационный потенциал – степень скрытых возможностей субъекта оптимально включаться в новые или изменяющиеся условия окружающей его социальной среды. Он связан с адаптивной подготовкой – накоплением человеком такого потенциала в процессе особым образом организованной деятельности по приспособлению к социальным условиям. Внешние трудности, болезнь, состояние затяжной экстремальности, голод и т. д. снижают адаптационный потенциал индивида, и при встрече с ситуацией, угрожающей его жизненным целям, может возникнуть дезадаптация.

Доктора Томас Холмс и Ричард Райх (или Холмс и Раге, США) изучали зависимость заболеваний, в том числе инфекционных болезней и травм, от различных стрессогенных жизненных событий у более чем 5000 пациентов. Они пришли к выводу, что 151 психической и физической болезни обычно предшествуют определенные серьезные изменения в жизни человека. На основании своего исследования они составили шкалу, в которой каждому важному жизненному событию соответствует определенное число баллов в зависимости от степени его стрессогенности.

Ключ к тесту

Оцениваемый в бланке с ситуацией отмечает события, которые с ним случились в течение последнего года. Необходимо посчитать баллы в соответствии с ниже приведенной таблицей. Если какая-либо ситуация возникала чаще одного раза, то количество баллов следует умножить на указанное испытуемым количество раз.