Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях ( Золотые правила «неконфликтных» людей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

[https://shkolazhizni.ru/job/articles/62733/]

1.2 Плюсы и минусы конфликта


Мы знаем, что конфликт это столкновение. Но с точки зрения психологии конфликт не является таким страшным событием, как нам кажется. Жизнь намного интересней, она многогранна. Если человек вступает в конфликт, значит он отстаивает свою точку зрения и свою позицию. Все знают что в любой ситуации можно найти плюсы и минусы. Конфликт не исключение. 

Плюсы конфликта: 
1. Во время конфликта люди раскрываются, их внутреннее я выходит наружу. Многие замалчивают свою точку зрения, во благо других, любо боясь обидеть кого либо и благодаря конфликту они высказываются в полной мере 
2. Конфликтующие люди-живые и активные. На свете нет ни одного животного, которое не вступало бы в конфликт с другими представителями фауны. Абсолютно пассивные животные, как и люди, не выживут при естественном отборе. 
3. Конфликты побуждают сотрудников расти
4. Благодаря конфликтам можно выявить все изъяны производства. 
5. Конфликты на производстве помогают коллективу сплотиться и более эффективно взаимодействовать между собой. 
6. Благодаря конфликтам появляются идеи, альтернативы решения проблем. Мозг начинает активно работать, выдавая самые необычные решения. 
7. Конфликт помогает отслеживать межличностную и межгупповую динамику в коллективе, в результате чего атмосфера остаётся свежей.

Минусы конфликта:
1. Конфликты портят эмоциональное состояние, сжигают время, портят отношения и отнимают здоровье. 
2. Конфликты, которые происходят стихийно, как правило абсолютно контрпродуктивны: обе стороны больше теряют, нежели получают. 
3. Конфликт порождает неоправданную конкуренцию, которая абсолютно ничего не приносит.

4. Переживания и волнения которые приводят к психическим расстройствам.

5. Возникает неудовлетворенность профессиональной деятельностью.

6. Становится намного сложнее строить коммуникации в дальнейшей работе.


[https://www.psychologos.ru/articles/view/vsegda-li-pl..]

Любой конфликт можно использовать как средство манипуляции. Этот факт нельзя отнести ни к плюсам, ни к минусам. Это как хорошо, так и плохо. Хорошо для манипулятора, плохо для того, кем манипулируют. Есть люди, абсолютно не конфликтные, которые обходят конфликт любой стороной. Такими людьми легко манипулировать. Из за страха конфликта они могут потерять многое в жизни. Они врятли рискнут показать характер, не станут отстаивать свою позицию. Но нужно быть уверенным, что человек не конфликтный. Если вдруг он окажется таковым, то данная манипуляция на него не только не подействует, но и заставит вступить в такой конфликт, в котором не будет ни конца ни края. 

[https://kortunov.livejournal.com/512535.html]


1.3 Причины возникновения конфликта

Причин возникновения конфликта очень много, ровно как и самих конфликтов.

На предприятиях можно выделить основные причины:

1. Частичное отсутствие либо недостаточное количество(ограниченность) ресурсов. Потребности людей, в отличии от количества ресурсов неограниченны и каждый человек пытается удовлетворить свои потребности любыми доступными и правильным, по его счету, действиями. Любая организация испытывает дефицит ресурсов, даже самая богатая. А люди стремятся получать все больше и больше. Отсюда и конфликт.

2. Взаимозависимость задач. Возможности возникновения конфликтов существуют везде, где люди зависят друг от друга в выполнении общих задач. В организациях тесно взаимосвязан линейный и штабной персонал. Неудовлетворение взаимных требований приводит к конфликтам.

3. Различия в целях. Возрастание вероятности конфликтов такого рода происходит по мере увеличения организации и выделения специализированных подразделений. Например, вновь созданный на предприятии «Отдел маркетинга» имеет цель обеспечить организацию как можно большим объемом заказов с перспективой сбыта продукции на самых выгодных условиях. Производственные подразделения имеют свою цель — выпускать продукцию, не требующую внедрения новых технологий, переподготовки кадров и т. д. У высшего руководства свои цели — и обновить портфель заказов, и поменьше потратиться на нововведения. Отдельные работники организации преследуют часто собственные цели, отличающиеся от целей других.
4.Разные взгляды и разные точки зрения. Сотрудники и их руководители могут представлять себе абсолютно по-разному путь решения одной и той же задачи. Каждый считает свою точку зрения правильной и единственной верной, а своего оппонента принимать за врага.

5. Обещания, которые не выполняются. Обещал вам руководитель отпуск и не дает, и вот уже который месяц "кормит завтраками", и кому это понравится?

6. Недостаточная и некорректная коммуникация. Зачастую на предприятии информация, переданная некорректно заставляет ломать голову. Любой взбесится когда тебе дают задачу, не сформулировав ее. Или же просто из-за того, что информация передана не полностью возникает конфликт, которым трудно управлять.

7. Различие в психологических особенностях людей. Разный темперамент, мотивы, убеждения и устои могут стать основной причиной межличностного конфликта. Порой встречаются люди агрессивно настроенные, конфликтные и противоречивые. Любое слово, сказанное в их сторону воспринимается в штыки. Они всегда, либо "защищаются", либо "нападают".


Психологи утверждают, что такие люди обладают низким уровнем самоуважения и низкой самооценкой, стараясь компенсировать это показной самоуверенностью. Люди, обладающие достаточно хорошей самооценкой, как правило, не вступают в бессмысленные конфликты пытаясь что-то кому-то доказать.

Они уверены в себе и своих словах и им этого достаточно.

Такие люди обладают определенными качествами :

1. Они верны своей позиции и своим словам.

2. Они способны жить и делать все как им нужно, не боясь общественного мнения и неодобрения социума.

3.Они не особо беспокоятся о завтрашнем дне, уверенность-это их стихия.

4. Они верят в свои силы. Верят, что у них все получится, несмотря на обстоятельства и временные трудности.

5. Не делят людей по группам. Принимают людей такими, какие они есть, несмотря ни на что. Ценят индивидуальность и искренность.

6. Умеют принимать похвалу без лишней скромности.

7.Они отстаивают свою позицию, если нужно "показывают коготки", но тем не менее умеют соглашаться с другим мнением и непринужденно общаться.

8. Получают удовольствие от всего, что их окружает. От работы, от быта, от хобби и т.д.

Все причины возникновения конфликтов можно разделить на несколько групп:

1. Объективные.

2. Личностные.

3. Организационно-управленческие.

4. Информационные.

5. Поведенческие.

6.Факторы отношений

7. Ценностные

8. Структурные

1.Объективные причины-обстоятельства социального взаимодействия людей, в ходе которого произошли столкновения интересов, взглядов и мнений. В основном эти причины приводят к созданию предконфликтной ситуации.

Например, в обычной жизни люди постоянно сталкиваются с тем, что их мнение не единственное и не всегда верное, отсюда столкновение взглядов на ту или иную ситуацию.

2. Личностные причины конфликтов связаны с индивидуально-психологическими особенностями его участников. Обусловлено это спецификой психологических процессов человека в процессе общения с окружающими.

В основном конфликты происходят по таким причинам как:

  • низкий уровень социально-психологической компетенции
  • плохо развитая способность к эмпатии
  • особенность темперамента, характера.
  • оценка поведения других людей.( в принципе недопустимое явление, в следствии которого постоянно происходят конфликты. Оценивая поведение других мы считаем его недопустимым, так как у нас другое мышление и видение мира. все люди разные и у каждого своя правда и своя жизнь)
  • нестабильная или недостаточная психическая устойчивость.
  • завышенный или заниженный уровень притязаний.

[https://studme.org/41283/menedzhment/prichiny_vozniknoveniya_konfliktov]

Если говорить конкретно о конфликтах на предприятиях, то можно выделить такие факторы как:

  • разные цели
  • разные ожидания
  • плохая координация или ее отсутствие
  • распределение ресурсов
  • взаимозависимость задач
  • разные ценности
  • различия в манере поведения и опыте
  • отсутствие или неудовлетворительные коммуникации

3. Организационно-управленческие факторы связаны с развитием, функционированием и созданием групп, коллективов или организаций.

Эти группы условно можно разделить на четыре разные группы:

1.Функционально-организационные- неоптимальная связь между организацией и внешней средой, а также между структурными элементами организации. Внешние функциональные связи организации должны максимально соответствовать решаемым задачам и обеспечивать их выполнение. Налаженные функциональные связи между внешней средой и организацией -залог эффективной работы. Конфликтов не избежать если эта связь будет нарушена.

2. Структурно-организационные. Каждая организация должна решать те или иные задачи и достигать цели, которые организация определяет для себя. несоответствие этой структуре, нарушает и тормозит работу организации, тем самым вызывая конфликты.

3. Ситуативно-управленческие. В процессе решения управленческих задач руководители могут допускать ошибки в управлении, которые в той или иной ситуации создают сложность между участниками конфликта и его исполнителями.

4. Личностно-функциональные - Когда профессиональность и качество работы сотрудников не соответствует заявленным требованиям. В следствии этого могут возникать конфликты между сотрудником и начальством, между другими сотрудниками(которые соответствуют заявленным качествам, и тут как раз конфликт взглядов и интересов).


4. Информационные факторы - это та информация, которая приемлема и необходима одним людям, но вредна и не приемлема другим. Так же конфликты возникают из-за неточности информации или ее неактуальности. Ненадежная информация, искаженные источники и т.п.-все это может вызвать конфликт

Самые популярные информационные факторы, вызывающие конфликт:

  • слухи, сплетни
  • неполные и \ или неточные факты
  • конфиденциальная информация, при разглашении которой может пострадать чья-то репутация, либо просто оскорбить или унизить человека.
  • подозрения в умышленном скрытии фактов, тайны
  • невольная дезинформация
  • вопросы законов и политики, часто спорные и непоколебимые.

5. Поведенческие факторы - все, что связано с поведением человека и проявлением собственного "я". Агрессия, эгоизм, грубость, авантюризм, стремление всегда и во всем быть первым, лидерство и т.п.

Если говорить о конфликтах, то они возникают из-за поведения, которое:

  • подрывает самооценку
  • постоянно отвлекает и нервирует
  • оскорбляет нас или кого-то из наших близких
  • угрожает нашей безопасности
  • безответственное
  • эгоистичное
  • вызывает страх, пугает
  • непредсказуемое
  • эксплуатирует отношения
  • нарушает обещание
  • является причиной конфликта в прошлом, в следствии чего неуместно в данной ситуации.

6. Факторы отношений связаны с наличием удовлетворения от взаимодействия между двумя или более сторонами или его отсутствием. Это любой дисбаланс в отношениях, например, разный образовательный уровень, несовместимость интересов, манеры поведения, разные ценностные ориентиры в жизни, классовые различия, низкий уровень доверия и авторитетности.

Следует обратить внимание на такие аспекты, как:

• основа отношений (добровольные/принудительные);

• сущность отношений (независимые, зависимые, взаимозависимые);

• ожидания от взаимоотношений;

• важность взаимоотношений;

• ценность отношений для разных сторон;

• длительность отношений;

• совместимость сторон в плане ценностей, поведения, личных и/или профессиональных целей и личного общения;

• вклад сторон в отношения (надежды и мечты, деньги, время, эмоции, энергия и репутация);

• баланс сил в отношениях;

• различия в образовательном уровне, жизненном и профессиональном опыте, классовые различия;

• история отношений;

• обещание, данное непосредственно или подразумеваемое, сдержанное, нарушенное или еще не выполненное;

• уровень доверия и авторитетности;

• негативный осадок от прошлых конфликтов;

• ценности религии, общества, групп, к которым принадлежат стороны, и их давление на отношения сторон.

7. Ценностные факторы -это принципы, которые мы провозглашаем или отвергаем, которых придерживаемся либо пренебрегаем ими, о которых забываем или сознательно и даже намеренно нарушаем; следования которым другие люди ожидают от нас, а мы от них. Ценности вносят в социальную группу порядок, сознательность и цель существования. Они разнятся по силе действия (от санкции до цензуры) и по важности (от мандата до обычаев или общепринятых действий).