Файл: Учет наличных денежных средств в кассе предприятия (Организация учета денежных средств на предприятии «Advanserv»).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты организации учета денежных средств
1.1. Понятие и значение денежных средств
1.2. Организация учета денежных средств в кассе предприятия
2. Организация учета денежных средств на предприятии «Advanserv»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Организация учета денежных средств в кассе компании
2.3. Направления совершенствования учета денежных средств
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
2.2. Организация учета денежных средств в кассе компании
В процессе осуществления основной деятельности компания «ADVANSERV» постоянно ведет расчеты с поставщиками и заказчиками (своими клиентами). Для проведения денежных расчетов используются, преимущественно, безналичные расчеты, хотя имеют место и расчеты наличными деньгами.
Для приема и расходования денежных средств на предприятии используется приходный и расходный кассовые ордера, которые подписываются главным бухгалтером предприятия или замещающим его лицом. Пример такого документа представлен в приложении 1.
Для организации синтетического учета денежных средств используется счет 50 «Касса». По его дебету оформляется поступление денежных средств в кассу предприятия, по кредиту – их расходование.
Для этого используются проводки: Дебет 50 «Касса» - Кредит 51, 52, 55 – проводка для оформления снятия наличных денежных средств со счета в банке; Дебет 50 «Касса» - Кредит 60, 62 – проводка для оформления поступления денежных средств от покупателей в кассу за оказание услуг и продажу товаров; Дебет 50 «Касса» - Кредит 71 «Расчет с подотчетными лицами» - оформление возврата неизрасходованных денежных средств в кассу от подотчетных лиц; Дебет 50 «Касса» - Кредит 90 «Продажа» - оформление поступления денежных средств в кассу как выручки от продаж.
Дебет 51, 52, 55 - Кредит 50 «Касса» - внесение на счета в банках денежных средств из кассы.
Дебет 71 – Кредит 50 – оформление выдачи подотчетных сумм.
Счета учета денежных средств также корреспондируют со счета учета расчетов с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками – таблица 1.
Таблица 1
Учет денежных средств при расчетах
№п/п |
Содержание хозяйственной операции |
Сумма, руб. |
Корреспонденция счетов |
|
дебет |
кредит |
|||
1 |
Оплата (аванс) ООО Виктория Дог. №4/КП-49 от 01.01.18 ОСБ N 8624 (Расчетный) за текущий ремонт автотранспорта |
7 325,20 |
60,02 |
51 |
2 |
Оплата (аванс) INTEQNION B.V. CONTRACT от 01.07.2018 ОСБ N 8624 (Расчетный, EUR) Сервисное и техническое обслуживание сторонними организациями В валюте : EUR |
13 077,95 руб. |
60,22 |
52 |
3 |
Оплата (аванс) ТДС ООО СП №46 от 03.03.14. Д№ ТДС -1302-4820 от 14.02.18 ОСБ N 8624 (Расчетный) Поставка оборудования. В валюте: EUR |
86 032,58 |
60,32 |
51 |
В соответствии с данными учетной политики предприятия инвентаризация кассы проводится один раз в квартал, а также при смене кассира.
Основными целями проведения инвентаризации выступают:
– выявление наличия и суммы денежных средств;
– выявление данных о наличии и сумме дебиторской и кредиторской задолженности;
– сопоставление данных с информацией, имеющейся в бухгалтерской отчетности.
В соответствии с тем, что основное количество операций предприятия осуществляется в безналичной форме, для обобщения информации о денежных средствах, находящихся на счетах, используется активный счет 51 «Расчетный счет». Для отражения основных хозяйственных операций, связанных с движением денежных средств используются проводки:
Дебет счета 51 «Расчетный счет» - Кредит 50 «Касса» - поступили денежные средства на расчетный счет предприятия из кассы;
Дебет счета 51 «Расчетный счет» - Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - поступили денежные средства от заказчиков и покупателей
Дебет счета 51 «Расчетный счет» - Кредит счета 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» - поступили денежные средства по претензиям, расчетам с прочими дебиторами
Дебет счета 51 «Расчетный счет» - Кредит счета «Продажи» - поступила выручка от продажи товаров и услуг
Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - Кредит счета 51 «Расчетный счет» - оплачены товары и услуг поставщикам и подрядчикам
Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» - Кредит счета 51 «Расчетный счет» - оплачены расходы, связанные с арендой, сомнительные долги и прочие виды расходов.
Основой оформления расчетов служат банковские выписки. На основании корреспонденции счетов, проставленных на банковских выписках, перечисленные в ней суммы разносятся в журнал-ордер №2 - поступление и ведомость по счету 51 «Расчетные счета» выбытие. Сопоставление дебетовых и кредитовых за отчетный период, выводится конечный остаток по счету на определенную дату, который должен совпадать с суммой средств, отраженных в банковской выписке и имеющихся на счете на эту дату.
Для организации и оптимизации расчетов активно используется информационная система. Для учета хозяйственных операций и отражения расчетов на предприятии используется бухгалтерская программа 1С:8 «Управление производственным предприятием». Формирование необходимой отчетности, связанной с учетом денежных средств в кассе предприятия, оформление проводок и ведения отчетной документации, равно как и проведение анализа денежных средств в значительной мере облегчается. В частности, заявка на расходование денежных средств создается следующим образом:
1. Заявка на расходование средств - Операция - Выдача денежных средств подотчетнику – рисунок 2.
Рис. 2. Формирование заявки
Рис. 3. Оформление заявки
Используемая валюта – рубли. В основании указывается заказ покупателя. Денежные средства выдаются строго после полной оплаты заказа. После получения денежных средств необходимо создать в базе авансовый отчет – рис. 4.
Рис. 4. Форма авансового отчета
Таким образом, используемая на предприятии система финансового учета в полной мере отвечает основным нормативно-правовым и организационным требованиям к организации учета денежных средств. В соответствии с этим может считаться приемлемой в силу соответствия существующим принципам финансового учета и организацией контроля за движением денежных потоков предприятия.
2.3. Направления совершенствования учета денежных средств
В соответствии с проведенным исследованием организация бухгалтерского учета денежных средств на анализируемом предприятии соответствует основным требованиям. Организация учета денежных средств на предприятии в полной мере соответствует требованиям законодательства, отклонений в порядке оформления первичных документов, оформлении проводок - не имеется. Кассовая дисциплина соблюдается. Плановая инвентаризация денежных средств в кассе предприятия проводится своевременно.
При этом важно отметить, что на предприятии не проводится мониторинг использования финансовых ресурсов с целью выявления потенциальных направлений использования денежных средств и выявления возможных направлений экономики. В соответствии с этим могут быть обобщены следующие направления совершенствования учета наличных денежных средств в кассе предприятия.
1. В настоящее время в составе учетной политики предприятия не сформированы положения относительно особенностей ведения учета денежных средств. В этой связи предлагается внести в ее состав на 2019 год следующие изменения: обозначить лиц, ответственных за правильность заполнения первичных учетных документов и сохранность денежных средств в кассе предприятия.
2. Для сохранения качества кассовой дисциплины и осуществления своевременного контроля за осуществлением кассовых операций, а также в соответствии с необходимостью повышения эффективности оперативного управления денежными средствами рекомендуется составление и ведение платежного календаря. Это позволит: контролировать поступления и расходование денежных средств, планировать размеры денежных средств. Пример такого календаря представлен в таблице 2.
Таблица 2
Пример платежного календаря
№ |
Наименование статей |
Июль |
Август |
Сентябрь |
ПЛАТЕЖИ |
||||
1 |
За сырье, материалы, топливо, электроэнергию |
25652 |
19043 |
21345 |
2 |
Финансовые вложения |
1200 |
1230 |
1340 |
3 |
Платежи в бюджет и внебюджетные фонды |
4567 |
4512 |
7213 |
4 |
Проценты за кредит |
1200 |
1350 |
1410 |
5 |
Оплата труда |
13457 |
14100 |
15422 |
6 |
Перечисление средств в депозиты |
1198 |
2134 |
2213 |
7 |
Прочие |
34562 |
35678 |
33451 |
8 |
ИТОГО ПЛАТЕЖИ |
81836 |
78047 |
82394 |
ПОСТУПЛЕНИЯ СРЕДСТВ |
||||
1 |
За реализованную продукцию |
56789 |
59542 |
61231 |
2 |
Авансы полученные |
8762 |
9123 |
10123 |
3 |
Прочие |
1876 |
1981 |
2134 |
ИТОГО ПОСТУПЛЕНИЯ |
67427 |
70646 |
73488 |
|
Превышение платежей над поступлениями |
14409 |
7401 |
8906 |
|
Превышение поступлений над платежами |
Х |
Х |
Х |
Использование платежного календаря позволяет финансовым подразделениям организации оперативно контролировать получение и расходы денежных средств, вовремя отмечать изменения в финансовой ситуации и принимать меры по корректировке и синхронизации положительного и отрицательного денежного потока, а значит, поддерживать устойчивую платежеспособность данного предприятия.
3. Для организации синтетического учета денежных средств в настоящее время предприятие использует счет 50 «Касса» с выделением субсчета 50.1 «Касса организации». В связи со значительным количеством хозяйственных операций, связанных с движением денежных средств, необходимо открытие субсчетов:
50.1 «Касса организации»
50.2 «Денежные документы»
Это позволит повысить качество учета и эффективность контроля за состоянием и движение денежных средств.
4. Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с особенностями взаимосвязей в системе учета, важно оптимизировать структуру расчетов с дебиторами и кредиторами, так как от этого зависит качество высвобождения и поступления денежных средств, их расходования. Основные рекомендации представлены в таблице 3.
Таблица 3
Рекомендации по совершенствованию учета расчетов с дебиторами
Проблема |
Возможные последствия |
Мероприятия, направленные на устранение выявленного нарушения |
Ослабление внутреннего контполя учета расчетных операций по расчетам с дебиторами |
Возникновение ошибок при формировании финансовой и бухгалтерской отчетности |
Разработка и формирование плана мероприятий по повышению надежности системы бухгалтерского учета: разработка направлений совершенствования управления задолженностью. |
Отсутствие практики анализа результатов инвентаризации дебиторской задолжености. |
Отсутствие возможности для проведения детального анализа и сравнения результатов инвентаризации, проведенной в различные периоды времени, возникновение рисков расхождения данных учета и реального состояния задолженности. |
Формирование макетов для проведения анализа данных инвентаризации с помощью составления внутренних регистров учета |
Таким образом, в рамках системы учета для повышения эффективности и качества контроля необходимо:
– предусмотреть в системе внутреннего контроля разработку документов, которые регулировали бы порядок проведения контроля, основные требования к правильности оформления, обработки и своевременности для регистрации данных, содержащихся в первичной документации;