Файл: Учет наличных денежных средств в кассе предприятия (Организация учета денежных средств на предприятии «Advanserv»).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты организации учета денежных средств
1.1. Понятие и значение денежных средств
1.2. Организация учета денежных средств в кассе предприятия
2. Организация учета денежных средств на предприятии «Advanserv»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Организация учета денежных средств в кассе компании
2.3. Направления совершенствования учета денежных средств
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
При определении направлений расходования денежных средств из кассы предприятия необходимо руководствоваться положениями Указания Банка России от 7 октября 2013 г. № 3073-У [10], на основании которого хозяйствующие субъекты, между которыми имеются различные виды договорных отношений, вправе расходовать поступившие в их кассы наличные деньги за проданные ими товары, выполненные ими работы и (или) оказанные ими услуги, по следующим направлениям:
– для организации выплат работникам, связанных с оплатой труда и выплатами социального характера;
– оплаты товаров, работ, услуг (за исключением ценных бумаг);
– выдачи денежных средств работникам под отчет;
– осуществление выплат, связанных с возвратом за ранее оплаченными наличными деньгами товары, работы, услуги, которые были возвращены, не выполнены или не оказаны;
– выдачи наличных денег на личные (потребительские) нужды индивидуального предпринимателя, не связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности [15, c. 205].
В Российской Федерации установлена предельная величина расчетов с использованием наличных денежных средств для одного договора, заключенного юридическими лицами, юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем. Нарушение установленного размера может привести к наложению штрафа на предприятие.
Организация бухгалтерского учета денежных средств в кассе предприятия предполагает использование счета 50 «Касса». Этот счет активный, к нему могут быть открыты субсчета:
1. «Касса организации»;
2. «Операционная касса»;
3. «Денежные документы» и др.
В соответствии с этим по дебету счета отражают операции, связанные с поступлением денежных средств в кассу предприятия, по кредиту – с их выбытием [20, c. 18].
Субсчет 50-3 «Денежные документы» используется для организации учета находящихся в кассе предприятия почтовых марок, марок государственной пошлины, вексельных марок, оплаченных авиабилетов и других денежных документов. Денежные документы учитываются на счете 50 «Касса» в сумме фактических затрат на приобретение. Аналитический учет денежных документов ведется по их видам.
Отражение прихода в кассу денежных средств осуществляется по дебету счета 50 «касса» в соответствии с приходным кассовым ордеров. При поступлении денежных средств в кассу предприятия с расчетного счета оформляется бухгалтерская проводка:
Дебет 50 – Кредит 51 – с расчетного счета предприятия в кассу поступили денежные средства (указывается сумма) [28, c. 233].
Расходование денежных средств из кассы предприятия отражается по кредиту счета 50 «Касса». В частности, операции по расчетам с персоналом по выдаче заработной платы или суммы денежных средств под отчет оформляется проводкой:
Дебет 70 (71...) – Кредит 50 – выдана заработная плата сотрудникам (подотчетная сумма) [28, c. 234].
Для организации контроля качества учета денежных средств в кассе предприятия проводится инвентаризация кассы. Периодичность ее проведения определяет сам хозяйствующий субъект в том же порядке, в котором определяются сроки проведения инвентаризации прочих активов предприятия. Но при этом важно учесть, что проведение инвентаризации кассы необходимо не реже одного раза в год. Инвентаризация кассы должна предшествовать составлению годовой бухгалтерской отчетности [17, c. 16].
При наличии различных обстоятельств, требующих срочной проверки, проводится внеплановая инвентаризация, сроки которой заранее неизвестны. Особенности и сроки проведения инвентаризации в этом случае определяются на основании приказа об инвентаризации кассы, который формируется в произвольном порядке или на основании формы № ИНВ-22. В положении об инвентаризации могут устанавливаться сроки плановых проверок кассы, а также количество внезапных ревизий кассы в течение года [26, c. 194].
В случае обнаружения в кассе недостачи она оформляется проводкой:
Дебет 94 – Кредит 50
При отнесении недостачи на кассира как материально ответственное лицо оформляется проводка:
Дебет 73 – Кредит 94.
Излишки, обнаруженные при проведении инвентаризации, оформляются проводкой:
Дебет 50 - Кредит 91
и приходуются в доход предприятия [26, c. 195].
Таким образом, в данной части работы определены особенности и нормативно-правовые основы регулирования финансового учета денежных средств. В соответствии с этим возможно перейти к практическим аспектам реализации принципов учета на примере конкретного предприятия.
2. Организация учета денежных средств на предприятии «Advanserv»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
Решение о создании предприятия «ADVANSERV» было принято осенью 2013 года. В основу работы будущего предприятия положен принцип интеграционного подхода к ведению бизнеса, ориентированного на информационные решения, которые необходимы современному клиенту.
В течение периода функционирования специалистами компании был приобретен богатый опыт, необходимый для решения всевозможных задач корпоративных клиентов: от организации корпоративных поставок специфического оборудования до формирования сложнейших проектов по защите и внедрению комплексных проектов под ключ.
Сегодня компания предлагает:
– формирование ИТ-структуры офиса;
– реализация серверных решений любой сложности: в том числе, по визуализации, созданию кластерных систем и частного облака;
– создание решений для организации хранения данных и резервного копирования информационных ресурсов;
– создание стационарных и мобильных рабочих мест, решений удаленного и терминального доступа;
– поставка систем для организации Видео-Конференц-Связей и объединенных коммуникаций;
– поставка сетевых и стационарных систем печати и работы с изображениями;
– предоставление проводных и беспроводных решений, необходимых для обеспечения информационной и сетевой инфраструктуры и безопасности – от периметра до демилитаризованной зоны;
– создание и организация функционирования рабочих станций и специализированного софта для работы с графикой и проектирования;
– создание сверхскоростных решений для обработки потоковых данных PCI-E SSD.
Поставщиками компании выступают крупнейшие производители профессионального оборудования и программного обеспечения, среди которых HP, Fujitsu Siemens Computers, IBM, Microsoft, SUN, INTEL, DELL и другие. В соответствии с ассортиментом услуг сфера работы предприятия охватывает полный спектр работы с серверами и системами хранения данных.
Предприятие создано в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО). Высшим органом Общества является Общее собрание участников Общества. Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом Общества - Генеральным директором Общества. Им, в частности, обеспечивается выполнение решений собрания участников, он представляет предприятие в государственных органах, учреждениях, при проведении переговоров и заключении договоров, осуществляет непосредственное руководство в соответствии с особенностями производственного процесса, открывает расчетные счета в кредитных учреждениях, контролирует финансовые потоки.
Исполнительным органом ООО является Директор. На должность директор назначается в соответствии с решением Общего Собрания Участников. Срок полномочий – пять лет.
По решению Общего Собрания Участников Директор может быть отстранен от занимаемой должности по ряду оснований, предусмотренных действующим законодательством. Директор осуществляет руководство текущей деятельностью. Директор наряду с генеральным директором представляет предприятие в государственных органах, учреждениях, при проведении переговоров и заключении договоров, осуществляет непосредственное руководство в соответствии с особенностями производственного процесса, открывает расчетные счета в кредитных учреждениях.
Непосредственным определением финансовых аспектов работы предприятия и управление ими осуществляет бухгалтерская служба.
Бухгалтерская служба, являясь самостоятельным структурным подразделением предприятия, создается и ликвидируется приказом директора одновременно с созданием или ликвидацией предприятия. Бухгалтерская служба подчиняется исполнительному директору. Службу возглавляет главный бухгалтер.
Главный бухгалтер назначается на должность в соответствии с приказом генерального директора.
На период его отсутствия в связи с командировкой, болезнью или отпуском бухгалтерией руководит заместитель главного бухгалтера. Главный бухгалтер подчиняется руководителю и несет ответственность за формирование учетной политики предприятия, организацию бухгалтерского учета. В его подчинении находится заместитель главного бухгалтера и бухгалтера.
Работа сотрудников бухгалтерии строится в соответствии с правами и обязанностями, определяемыми в составе должностных инструкций каждого работника.
Основные направления деятельности бухгалтерской службы осуществляются в соответствии с нормативно-правовыми актами: в их числе Федеральный закон «О бухгалтерском учете»; ПБУ, регулирующие учет по отдельным направлениям, а также локальные акты: положение о финансовой службе, должностные инструкции. В соответствии с положениями Учетной политики «ADVANSERV» основными принципами организации бухгалтерского учета являются следующие положения:
– рабочий план счетов сформирован на основе типового плана счетов;
– обобщение информации проводится в соответствии с классификацией счетов;
– для оформления данных учета используются первичные документы установленной формы;
– порядок и сроки инвентаризации устанавливаются администрацией;
– начисление амортизации проводится линейным способом.
Прибыль «ADVANSERV» подлежит налогообложению в порядке, предусмотренном действующим законодательством. В соответствии с особенностями учетной политики предприятия в целях налогообложения оно находится на общем режиме налогообложения в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ.
Под общим режимом налогообложения понимают совокупность налогов и сборов, установленных НК РФ и иными федеральными законами и подлежащих уплате организациями всех форм собственности и физическими лицами.
В целях контроля и обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности проводятся плановые инвентаризации имущества и обязательств; внеплановые инвентаризации в соответствии с приказом по предприятию.
Рабочий план счетов бухгалтерского учета предприятия составлен на основе «Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» (утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н).
Организация бухгалтерского учета на предприятии основана на его учетной политике. Учетная политика «ADVANSERV» формируется главным бухгалтером. При этом параллельно утверждаются:
– рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
– формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
– порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
– способы оценки активов и обязательств;
– правила документооборота и технология обработки учетной информации;
– порядок контроля за хозяйственными операциями;
– другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
В ходе анализа Учетной политики «ADVANSERV» на 2018 год для целей бухгалтерского учета, было выявлено, что она составлена полностью в соответствии с требованиями текущего законодательства и удовлетворяет условиям хозяйствования предприятия.
Таким образом, анализируемое предприятие является современным хозяйствующим субъектом, работающим в одном из приоритетных и перспективных направлений развития современной экономики. Организационная структура компании и система управления финансами, в том числе, организация бухгалтерского учета на предприятии в полной мере соответствует его направлениям, особенностям и масштабам деятельности.