Файл: Учет наличных денежных средств в кассе предприятия (Организация учета денежных средств на предприятии «Advanserv»).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты организации учета денежных средств
1.1. Понятие и значение денежных средств
1.2. Организация учета денежных средств в кассе предприятия
2. Организация учета денежных средств на предприятии «Advanserv»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Организация учета денежных средств в кассе компании
2.3. Направления совершенствования учета денежных средств
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
– издать приказ, в котором утверждаются сроки сдачи первичной документации в бухгалтерию. Для соблюдения распоряжения, содержащегося в приказе, стоит предусмотреть назначение дисциплинарной или материальноц ответственности за нарушение установленных сроков для сотрудников, которые отвечают за своевременную сдачу данных документов в бухгалтерию. Это позволит более качественно управлять денежными средствами и обеспечить поступление на предприятие большего количества денежных средств.
В соответствии с тем, что на предприятии не существует практики анализа результатов инвентаризации, может иметь место неправильное представление о сумме дебиторской и кредиторской задолженности предприятия. В этой связи существует опасность возникновения соответствующих ошибок и расхождений в отчетности. В соответствии с этим необходимо:
1) назначить ответственного за проведение анализа результатов инвентаризации из числа сотрудников бухгалтерии, включить соответствующие полномочия в его должностную инструкцию;
2) сформировать соответствующие регистры, которые станут основой учета расчетов с контрагентами. На их основе можно отслеживать наличие и правильность оформления первичной документации, осуществлять контроль документооборота с контрагентами.
В соответствии с практикой организации бухгалтерского учета разработкой данных регистров занимает главный бухгалтер, утвердить его должен руководитель предприятия. Принятие данного регистра станет основой совершенствования работы по взысканию дебиторской задолженности, позволит сформировать меры для своевременного выявления просроченной задолженности.
В составе регистра должны отражаться:
– документы, в соответствии с которыми производится отгрузка или организуется поступление товаров, работ, услуг;
– сведения о товарах, услугах.
Акт должен подписываться администрацией.
Представим пример подобного регистра, сформированного для расчетов с покупателями (таблица 4).
Таблица 4
Регистр организации учета расчетов с покупателями
Контрагент |
№, дата договора |
Предмет договора |
Сумма по договору |
Срок оплаты по договору |
Выставленный счет |
Платежный документ |
№, дата выданного документа |
Фактическая оплата |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
ООО «Сервис+» |
Договор № 2/223 от 11.10. 2018 |
Поставка запасных частей |
12000 |
28.10.2018 |
СМС 256 от 14.10. 2018 |
Выписка банка от 25.10. 2018 |
- |
12000 |
Для того, чтобы организация учета дебиторской задолженности предприятия была более эффективной, необходимо учитывать следующие данные: сумма выставленных покупателям счетов, которые не оплачены на текущий момент времени; время просрочки по каждому счету; причины просрочки, наличие данных о результатах переговоров; размеры сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности.
Для определения размеров задолженности поставщикам в разрезе основных статей и видов может быть использован дополнительный регистр учета, который позволит своевременно проводить оплату и избежать нарушения сроков оплаты по договорам и штарфных санкций (таблица 5).
Заполнение регистра аналогично технологии формирования предыдущего документа. Информация берется из договора купли-продажи или поставки и в соответствии с данными расчетных документов.
Таблица 5
Регистр для организации бухгалтерского учета расчетов с поставщиками
Контрагент |
№ договора, дата |
Предмет договора |
Сумма оплаты по договору |
Срок оплаты |
Наименование платежного документа |
Счет-фактура, №, дата |
Сумма фактической оплаты |
ООО «Веста» |
№ 112 от 21.06. 2018 |
Приобретение канц. товаров |
5000 |
21.07.2018 |
Банковская выписка от 20.07. 2018 |
51 от 28.06.2018 |
5000 |
Важным элементом управления предприятием и повышения качества формирования наличных денежных средств выступает также учет и управление кредиторской задолженностью. В соответствии с этим управление кредиторской задолженностью представляет собой формирование такой системы договорных отношений, на основании которой размеры и сроки необходимых платежей будут соответствовать поступлению денежных средств на предприятие от покупателей, заказчиков и прочих дебиторов. Таким образом, понятна зависимость поступающих и исходящих платежей. Для финансовой устойчивости компании необходимо, чтобы сумма поступающих платежей была выше суммы платежей кредиторам.
Для сохранения финансовой устойчивости предприятие не должно попадать в зависимость от кредиторов. В этой связи в целях организации контроля над кредиторской задолженностью «ADVANSERV» рекомендуется:
1. Организовать ежедный контроль движения кредиторской задолженности с подготовкой укрупненных еженедельных отчетов.
2. Сформировать и использовать форму отчета о кредиторской задолженности по каждому контрагенту. Это позволит тщательно отслеживать движение денежных потоков.
Наконец, в заключение отметим, что важно использовать также современные способы и методы формирования отчетности о движении денежных средств. Одним из них является матричный отчет.
Матричные модели нашли широкое применение в области прогнозирования и планирования. Матричная модель представляет собой прямоугольную таблицу, элементы которой отражают взаимосвязь объектов. Она удобна для финансового анализа, так как является простой и наглядной формой совмещения разнородных, но взаимоувязанных экономических явлений.
Матричный баланс - это производный формат от стандартной формы баланса фирмы. Аналитическая ценность матричного баланса несравненно выше по сравнению со стандартным балансом. В отличие от последнего, где отсутствует привязка источников финансирования к конкретным статьям активов, матричный баланс как раз и демонстрирует эту привязку. В этом его огромная аналитическая ценность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Денежными средствами называется совокупность денег в кассе предприятия, на его расчетных и специальных счетах. На основании международных стандартов финансовой отчетности (МСФО - (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств») в состав денежных средств включаются: наличные средства, депозитные вклады, выдаваемые по требованию вкладчика, любые эквиваленты денежных средств. Кроме того, в состав денежных средств входят краткосрочные, высоколиквидные инвестиции, совокупность которых может быть конвертирована в конкретную сумму денег вне рисков изменения своей ценности. В соответствии с практикой финансового учета в качестве эквивалентов денежных средств обычно характеризуются финансовые вложения, которые рассчитаны на срок не более трех месяцев.
Основными этапами управления денежными средствами современного предприятия являются:
– исследование и мониторинг денежных потоков предприятия и суммы денежных средств по данным предыдущего периода;
– определение основных платежей, сроков по ним и особенностей;
– поиск путей оптимизации остатков наличности;
– выбор наиболее эффективного регулирования остатка денежных средств на счетах предприятия;
– поиск способов размещения имеющихся денежных средств предприятия с целью получения прибыли.
В качестве основного счета для организации учета денежных средств в кассе предприятия используется счет 50 «касса» и открытые субсчета к нему.
С учетом теоретических основ проведенного исследования в аналитической части работы было проведено исследование организации бухгалтерского учета денежных средств «ADVANSERV». В соответствии с проведенным исследованием организация учета денежных средств на анализируемом предприятии соответствует основным требованиям.
В соответствии с этим могут быть обобщены следующие направления совершенствования учета наличных денежных средств в кассе предприятия.
1. В настоящее время в составе учетной политики предприятия не сформированы положения относительно особенностей ведения учета денежных средств. В этой связи предлагается внести в ее состав на 2010 год следующие изменения: обозначить лиц, ответственных за правильность заполнения первичных учетных документов и сохранность денежных средств в кассе предприятия.
2. Для сохранения качества кассовой дисциплины и осуществления своевременного контроля за осуществлением кассовых операций, а также в соответствии с необходимостью повышения эффективности оперативного управления денежными средствами рекомендуется составление и ведение платежного календаря. Это позволит: контролировать поступления и расходование денежных средств, планировать размеры денежных средств.
3. Для организации синтетического учета денежных средств в настоящее время предприятие использует счет 50 «Касса» с выделением субсчета 50.1 «Касса организации». В связи со значительным количеством хозяйственных операций, связанных с движением денежных средств, необходимо открытие субсчетов: 50.1 «Касса организации», 50.2 «Денежные документы». Это позволит повысить качество учета и эффективность контроля за состоянием и движение денежных средств.
4. Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с особенностями взаимосвязей в системе учета, важно оптимизировать структуру расчетов с дебиторами и кредиторами, так как от этого зависит качество высвобождения и поступления денежных средств, их расходования.
В рамках системы учета для повышения эффективности и качества контроля необходимо:
– предусмотреть в системе внутреннего контроля разработку документов, которые регулировали бы порядок проведения контроля, основные требования к правильности оформления, обработки и своевременности для регистрации данных, содержащихся в первичной документации;
– издать приказ, в котором утверждаются сроки сдачи первичной документации в бухгалтерию. Для соблюдения распоряжения, содержащегося в приказе, стоит предусмотреть назначение дисциплинарной или материальноц ответственности за нарушение установленных сроков для сотрудников, которые отвечают за своевременную сдачу данных документов в бухгалтерию. Это позволит более качественно управлять денежными средствами и обеспечить поступление на предприятие большего количества денежных средств.
5. Наконец, в заключение отметим, что важно использовать также современные способы и методы формирования отчетности о движении денежных средств. Одним из них является матричный отчет.
Предложенные направления организации учет денежных средств и их контроля позволят повысить эффективность учетного процесса, расходования и контроля денежных средств.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации 12.12.1993 г. (с изм.от 09.06.01 г.)//РГ. – 2009. – 21 января.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 03.08.2018 № 339-ФЗ). // http://www.consultant.ru/popular/tkrf/ (Консультант Плюс, дата обращения: 11.11.2018).
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в ред. от 03.08.2018 № 302-ФЗ)// http://www.consultant.ru/popular/tkrf/ (Консультант Плюс, дата обращения: 11.11.2018).
4. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» ПБУ-1/98.Утв. приказом МФ РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н. // http://www.consultant.ru/popular/tkrf/ (Консультант Плюс, дата обращения: 11.11.2018).
5. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ-4/99. Утв. приказом МФ РФ от 6 июля 1999 г. № 43 н с изменениями и дополнениями. // http://www.consultant.ru/popular/tkrf/ (Консультант Плюс, дата обращения: 11.11.2018).
6. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99. Утв. приказом МФ РФ от 6 мая 1999 г. № 32н с изменениями и дополнениями. // http://www.consultant.ru/popular/tkrf/ (Консультант Плюс, дата обращения: 11.11.2018).
7. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99. Утв. приказом МФ РФ от 6 мая 1999 г. № 33 н с изменениями и дополнениями. // http://www.consultant.ru/popular/tkrf/ (Консультант Плюс, дата обращения: 11.11.2018).
8. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. Утв. Приказом МФ РФ от 31 октября 2000 г. № 94 н с изменениями и дополнениями. // http://www.consultant.ru/popular/tkrf/ (Консультант Плюс, дата обращения: 11.11.2018).
9. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. утв. приказом МФ РФ от 29 июля 1998 г. № 34 н (в ред. Приказов Минфина РФ от 30 декабря 1999 г. № 107н, от 24 марта 2000 г. № 31н). // http://www.consultant.ru/popular/tkrf/ (Консультант Плюс, дата обращения: 11.11.2018).
10. Указание Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» // http://www.consultant.ru/popular/tkrf/ (Консультант Плюс, дата обращения: 11.11.2018).