Файл: Организация управленческого учета в компании».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сейчас уже известно, что обеспечение непрерывности развития любого предприятия можно достичь только при условии постоянного достижения конкурентных преимуществ. Сегодня выдержать конкуренцию можно, используя одновременно стратегию минимизации расходов и стратегию дифференциации (увеличение ценности). Эти две принципиально разные концепции требуют разных подходов к анализу затрат и управления ими.

Таким образом, современные концепции, развивающиеся в системе управленческого учета, выходят за рамки традиционных представлений. Сегодня управленцы не ограничиваются традиционными моделями, а все чаще обращаются к информации, которая имеет нефинансовый характер. Для менеджеров не имеет особого значения, в какой системе возникла информация, гораздо важнее чтобы она была полезной для принятия оптимальных управленческих решений.

Поэтому в последние годы все большее распространение получают стратегические системы управленческого учета, как результат попытки расширить информационную базу для принятия управленческих решений путем включения показателей нефинансового характера.

1.2. Особенности организации учета по центрам финансовой ответственности

Успешное управление деятельностью предприятий возможно при наличии рационального использования товаров и каналов их реализации. Усиление конкуренции, изменение условий экономической среды функционирования предприятий приводят к необходимости усовершенствования информационно-методического обеспечения поддержки управленческих решений.

Обеспечение экономической самостоятельности, стабильности хозяйствования и завоевания устойчивого положения на рынке требуют совершенствования бухгалтерского учета товаров для нужд управления.

Соглашаюсь с А.Н. Чабанюк и Н.А. Юганович [56, С. 298], что «бухгалтерский учет товаров и их реализации являются основным участком бухгалтерского учета торгового предприятия, который обеспечивает определение и контроль за точностью и объективностью основного показателя деятельности предприятия - объема товарооборота и дохода торговли как источники покрытия издержек обращения и создания прибыли предприятия».

Теоретические основы управленческого учета по центрам ответственности изучали зарубежные и отечественные ученые, такие как Е.Аткинсон, Р.Банкер, С.Ф. Голов, И.Е. Давыдович, Д.Дойл, К.Друри, Р.Каплана, Е.Е. Кузьмин, В.С. Лень, А.Г. Мельник, Л.В. Нападовская, С.А. Котляров, В.М. Панасюк, С.Н. Петренко, Л. Сухарева, К.Уорд и др. Анализируя наследие отечественных и зарубежных ученых в части обработки предложений по совершенствованию управленческого учета операций по продаже товаров предприятиями, следует сделать вывод об отсутствии комплексных наработок по данному направлению. Фрагментарные исследования отдельных аспектов управленческого учета реализации товаров приводят к ненадлежащему аналитическому обеспечению принятия управленческих решений. В связи с этим, необходимость получения релевантной информации о понесенных расходах и полученных доходах от операций по реализации товаров предприятиями по различным каналам распределения, приводит к необходимости углубления исследований в части управленческого учета такого вида операций.


Осложнения экономических отношений, использование посреднических услуг, появление новых методов и средств управления хозяйственной деятельностью, отличие информационных запросов внешних и внутренних пользователей обусловливают потребность формирования новой системы накопления и предоставления информации для анализа, выбора и обоснования управленческих решений.

Реализация товаров предприятиями с использованием различных каналов сбыта, в том числе и с использованием посредников, приводит к формированию дифференцированных видов расходов. Предоставление оперативной и достоверной информации для нужд управления по понесенным расходам при реализации товаров по различным каналам сбыта является неотъемлемой составляющей успешного управления товарооборотом предприятия. В связи с этим, считаем целесообразным учет расходов, связанных с реализацией товаров по различным каналам сбыта осуществлять по центрам ответственности.

Среди ученых и исследователей до сих пор отсутствует единый подход к определению сущности понятия «центр ответственности». Проведенный анализ различных определений содержания данного понятия дает возможность утверждать, что основными сущностными признаками его идентификации является обособленность от других структурных подразделений предприятия и установление ответственности менеджера за показателями деятельности, которые он контролирует.

В связи с отсутствием единого подхода к трактовке понятия «центр ответственности» среди авторов также ведутся дискуссии относительно установления его составляющих и классификации (таблица 1).

Таблица 1

Виды центров ответственности предприятий, предложенные различными авторами

п/п

Автор

Вид центров ответственности

1

Н.В. Фирсова [54, С. 44];

П.А. Куцик,

Ф.Ф. Макарук [25, С. 159]

центр дохода, центр затрат, центр маржинального дохода, центр прибыли, центр инвестиций

2

Г.А. Партиния,

И.П. Вознюк [40, С. 254]; Н.Б. Фирка, И.В. Канак [53, С. 344], Н.В. Бондарчук [8, С. 32], Б.Б. Боковая [6, С. 20], С.Ф. Голов [16],

С. Вербовецкая [11, С. 47]

центры затрат, центры доходов, центры прибыли, центры инвестиций

3

И.В. Милаш,

Н.М. Гаркуша [33, С. 115]

центр закупки,

центр продолжение производственных

функций в

торговли,

центр товарных запасов;

центры реализации товаров и оказания

услуг

покупателям, центр управления


Приведенные в таблице 1 данные свидетельствуют, что выделение видов центров ответственности на предприятиях зависит от специфики их деятельности, а также использования различных признаков классификации.

Считаем, что при выделении центров ответственности на предприятиях следует учитывать их иерархическое построение, которое предусматривает выделение центров дохода, центров затрат, центра прибыли и центра инвестиций.

Организация системы учета по центрам ответственности на предприятиях может осуществляться в определенной последовательности. Изучение наработок авторов по разработке отчетности центров ответственности свидетельствует об отсутствии единого подхода к установлению показателей и статей такой отчетности, выделении ее видов и процедур к ее составлению. В частности К.А. Ягмур [60, С. 279] предлагает выделять три вида отчетности центров ответственности: информационная отчетность (выборочный обзор нефинансовых аспектов функционирования центра ответственности); отчетность об экономических и финансовых показателях (состояние материальных запасов и основных средств - дает представление о необходимом количестве работников и эффективности их работы); результативная отчетность (оценка работы структурного подразделения и успешности управления менеджером, который его возглавляет). Ю.Д. Майкова [31, С. 74] только подчеркивает необходимость разработки форм внутренней отчетности деятельности центров ответственности, которые целесообразно применять для осуществления контроля за соблюдением сметы расходов. Вместе с тем, авторами не указаны показатели, которые должны отражаться в такой внутренней отчетности, порядок ее составления и предоставления заинтересованным пользователям. Среди наработок ученых стоит также выделить работы, в которых авторы приводят перечень показателей и предлагают форму отчета о результатах деятельности центра ответственности. «В конце отчетного периода в каждом центре ответственности необходимо составлять отчет о результатах деятельности, - как отмечает Г.А. Партиния и И.П. Вознюк, - в котором целесообразно выделить переменные и постоянные затраты, контролируемые руководителем центра, а также распределенные на подразделение постоянные расходы, которые менеджер подразделения не контролирует» [40, С. 254]. Вместе с тем, исследователи не акцентируют внимание на необходимости предоставления информации об эффективности функционирования центров ответственности, результаты анализа отклонений и причин их возникновения.


ГЛАВА 2. Анализ организации управленческого учета в ООО «Таштыпский хлебокомбинат»

2.1.Характеристика деятельности ООО «Таштыпский Хлебокомбинат»

Хлебокомбинат был основан в сентябре 1992 года. На его основе в ходе приватизации было создано акционерное общество открытого типа «Хлебокомбинат».

Целью деятельности ООО «Таштыпский Хлебокомбинат» является получение прибыли путем производства и реализации хлебобулочных изделий и других товаров народного потребления для обеспечения потребностей населения Республики Хакасии.

Осуществление централизованного сбыта хлебобулочных изделий и расчетов с покупателями на договорных условиях с каждым предприятием хлебопекарной отрасли с. Таштып независимо от вида собственности.

Уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами, и составляет 276784 рублей. Все акции общества являются именными.

На балансе предприятия числиться производственное здание стоимостью 1837 тыс. рублей, здание пекарни.

Высшим органом управления ООО «Таштыпский Хлебокомбинат» является общее собрание акционеров. Совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью общества, за исключением решения вопросов, отнесенных законом компетенции общего собрания акционеров.

Для осуществления контроля над финансово - хозяйственной деятельностью Общества общим собранием акционеров большинством голосов сроком на 1 год избирается ревизионная комиссия. Организация обязана вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность в порядке установленными актами Российской Федерации.

Все отделы и структуры предприятия подчинены генеральному директору Кутузовой Наталье Леонидовне, он является единоличным исполнительным органом Общества.

У предприятия ООО «Хлебокомбинат» существует сезонная динамика производства. В 1 и 4 квартале (т.е. в зимний сезон) производиться 41% годового объема продукции. Во 2 и 3 квартале (т.е. в летний период) около 59%.


В состав основного производства входит:

- хлебопекарный цех с оборудованием: три печи, работающие на твердом топливе, расстоечная камера, три тестомеса, два разделочных стола,

пятнадцать деж, лотковые вагонетки;

склад готовой продукции;

склад муки с мукопросеивателями - 2 шт.;

магазин с подсобными помещениями;

материальный склад;

котельная;

бытовые помещения;

кабинеты администрации;

душевые;

санузел.

Инженерное обеспечение:

водоснабжение централизованное;

водоотведение местное;

теплоснабжение местное от котельной;

вентиляция приточно- вытяжная.

Освещение помещений естественное и искусственное. Искусственное - предоставлено 3х100 энергосберегающих ламп.

Здание соответствует противопожарным требованиям.

Количество работающих 10 человек. Режим работы в одну смену, ночная смена с 20:00 до 7:00.

Проектная мощность предприятия 42 т /сутки, фактическая - 300 кг7 сутки.

Хлебокомбинат производит за год 536 тыс. хлебобулочных изделий в следующем ассортименте:

хлеб пшеничный I сорт (рецепт);

калач «Домашний» (высший сорт);

булочка «Домашняя» (высший сорт);

булочка с повидлом (высший сорт);

булочка с маком (высший сорт);

шаньга «Сибирская» (высший сорт).

При производстве хлебобулочных изделий пользуются готовым сырьем. Годовой расход сырья:

мука пшеничная 1 и 2 сортов - 400т,

мука высшего сорта - 20т,

дрожи прессованные - 5000 кг,

соль поваренная - 5000 кг,

масло растительное - 800 кг,

маргарин - 350 кг,

сахар - 1,200 кг,

яйцо - 7000 шт,

мак,

повидло.

Мука пшеничная в количестве 400 тонн в год, закупается у индивидуального предпринимателя Чурбанов И. К. г. Черногорск. Мука поступает упакованная по 50 кг в полипропиленовых мешках. Используемое сырье имеет удостоверение и сертификаты качества. Завоз сырья производится по мере необходимости. Хранение муки и вспомогательного сырья осуществляется в складских помещениях, в соответствии с требованиями санитарных правил.

Выпечка хлебобулочных изделий производится в следующей последовательности.

Для просеивания муки и очищения от металлопримесей используется мукопросеиватель. Дрожжи разводят в части воды, идущей на замес теста, и процеживают через сито. Яйцо дезинфицируется, промывается.

Тесто готовят опарным способом. Замес теста производится на тестомесильной машине. Готовность теста определяют по увеличению объёма в полтора раза и по органолептическим показателям. Тестовые заготовки укладываются в формы, смазанные растительным маслом. Расстойка теста происходит в расстоечной камере в зависимости от качества муки и дрожжей 25 - 50 минут. Продолжительность выпечки 50 - 55 минут при температуре 210 - 220 градусов. Хлебобулочные изделия выпекаются на листах, смазанных растительным маслом. Сырье расходуется согласно рецептуре.