Файл: Исключительные (имущественные) права на товарный знак ПАО «Сбербанк России».pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 236
Скачиваний: 3
Вопросы, относящиеся к правовой охране товарных знаков, обсуждались в ходе конференций и семинаров, проводимых в Роспатенте, а также в различных регионах Российской Федерации. Данные вопросы стали предметом рассмотрения и дискуссии на мероприятиях, проводимых под эгидой ВОИС, в рамках сессий Рабочей группы по правовому развитию Мадридской системы международной регистрации знаков и Комитета экспертов Ниццкого союза по международной классификации товаров и услуг (МКТУ).
В 2015 году начато проведение тематических встреч с патентными поверенными и другими специалистами в области интеллектуальной собственности по ознакомлению с подходами экспертизы по заявкам на государственную регистрацию товарных знаков, применяемыми в рамках действующего законодательства. В 2016 году будет продолжено проведение тематических встреч в данном формате.
7.2.2. Анализ текущего состояния, перспектив и тенденций развития отрасли, к которой относится объект оценки.[7]
За январь 2017 года активы банковского сектора выросли на 0,4% до 80,4 трлн рублей (в основном за счет увеличения межбанковских кредитов, предоставленных нерезидентам, и роста остатков на корреспондентских счетах в кредитных организациях); с устранением влияния валютной переоценки – прирост на 0,6%.[8]
Совокупный объем кредитов экономике[9] в январе сократился на 0,3% (без учета влияния курса – на 0,1%) до 40,8 трлн рублей. Такая динамика была обусловлена сокращением как кредитования нефинансовых организаций на 0,3% (+0,01%) до 30,1 трлн рублей, так и кредитов физическим лицам – на 0,4% (-0,3%) до 10,8 трлн рублей.
Объем просроченной задолженности в январе вырос по корпоративному портфелю на 2,9%; по розничному – на 1,9%. В результате удельный вес просроченной задолженности увеличился по кредитам нефинансовым организациям с 6,3 до 6,5%, а по розничным кредитам – с 7,9 до 8,1%.
Объем требований кредитных организаций к Банку России (по депозитам и корреспондентским счетам) за январь уменьшился на 1,6% до 2,5 трлн рублей, незначительно сократилась и их доля в активах банковского сектора (с 3,2 до 3,1%).
Сократился – на 5,6% – объем МБК, предоставленных банкам-резидентам (до 6,7 трлн рублей); одновременно кредиты банкам-нерезидентам выросли в 1,4 раза до 2,7 трлн рублей.
Портфель ценных бумаг (11,5 трлн рублей) за январь вырос на 0,1% за счет увеличения на 3,2% вложений в долевые ценные бумаги; вложения в долговые ценные бумаги, занимающие 82% портфеля, сократились на 0,1%.
В пассивах кредитных организаций заметно вырос объем депозитов и средств организаций на счетах – на 2,7% (+3,0%) до 25,0 трлн рублей. Одновременно вклады населения снизились за месяц на 0,8% (-0,6%) до 24,0 трлн рублей, прежде всего, из-за сезонности (к примеру, за январь 2016 года вклады сократились на 1,8%).
Сократился объем заимствований у Банка России: за месяц – на 28,5% до 1,9 трлн рублей. Одновременно на 0,7% уменьшился объем депозитов (до 0,3 трлн рублей), размещенных в кредитных организациях Федеральным Казначейством. Удельный вес привлеченных от Банка России средств в пассивах снизился с 3,4 до 2,4%, а средств Федерального Казначейства – практически не изменился (0,4%).
За январь 2017 года кредитными организациями получена прибыль в размере 114 млрд рублей (за аналогичный период 2016 года – прибыль 32 млрд рублей). Резервы на возможные потери3 за январь выросли на 1,7%, или на 93 млрд рублей (за январь 2016 года – прирост на 1,8%, или на 98 млрд рублей).
7.2.3. Анализ положения ПАО «Сбербанк России» на рынке[10]
Сбербанк является лидером российского банковского сектора по общему объему активов, на его долю приходится 28,7% совокупных банковских активов (по состоянию на 1 января 2016 года). Банк является основным кредитором российской экономики и занимает крупнейшую долю на рынке вкладов. На его долю приходится 46% вкладов населения, 38,7% кредитов физическим лицам и 32,2% кредитов юридическим лицам. Сбербанк сегодня — это 14 территориальных банков и более 16 тысяч отделений по всей стране, в 83 субъектах Российской Федерации, расположенных на территории 11 часовых поясов. Только в России у Сбербанка более 110 миллионов клиентов — больше половины населения страны, а за рубежом услугами Сбербанка пользуются около 11 миллионов человек. Спектр услуг Сбербанка для розничных клиентов максимально широк: от традиционных депозитов и различных видов кредитования до банковских карт, денежных переводов, банковского страхования и брокерских услуг. Все розничные кредиты в Сбербанке выдаются по технологии «Кредитная фабрика», созданной для эффективной оценки кредитных рисков и обеспечения высокого качества кредитного портфеля. В банке создана система удаленных каналов обслуживания, в которую входят:
- онлайн-банкинг «Сбербанк Онлайн» (более 30 млн активных пользователей);
- мобильные приложения «Сбербанк Онлайн» для смартфонов (более 18 млн активных пользователей);
- SMS-сервис «Мобильный банк» (более 30 млн активных пользователей);
- одна из крупнейших в мире сетей банкоматов и терминалов самообслуживания (более 90 тыс. устройств).
Сбербанк является крупнейшим эмитентом дебетовых и кредитных карт. Совместный банк, созданный Сбербанком и BNP Paribas, занимается POS-кредитованием под брендом Cetelem, используя концепцию «ответственного кредитования».
Среди клиентов Сбербанка — более 1 млн предприятий (из 4,5 млн зарегистрированных юридических лиц в России). Банк обслуживает все группы корпоративных клиентов, причем на долю малых и средних компаний приходится более 35% корпоративного кредитного портфеля банка. Оставшаяся часть — это кредитование крупных и крупнейших корпоративных клиентов. Сбербанк сегодня — это команда, в которую входят более 260 тыс. квалифицированных сотрудников, работающих над превращением банка в лучшую сервисную компанию с продуктами и услугами мирового уровня.
7.2.4. Анализ сделок с объектом оценки
На дату оценки в отношении товарного знака ПАО «Сбербанк России» (свидетельство на товарный знак № 445809 от 14.10.2011) не заключено не одной сделки.[11].
7.3. Основные выводы относительно рынка создания и использования объекта оценки
Выводы по анализу рынка/сегмента рынка, к которому относится объект оценки, могут быть представлены Оценщиком в форме следующей таблицы:
Таблица 16
№ |
Показатель |
Единица измерения |
Значения /диапазон значений показателя |
1 |
Ставка роялти (аренды) за использование прав на ОИС аналогичного назначения и сравнимой полезности |
% |
0-1 |
2 |
Доля рынка, приходящаяся на услуги, оказываемые с использованием объекта оценки |
% |
46% вкладов населения[12] 38,7% кредитов физическим лицам 32,2% кредитов юридическим лицам |
3 |
Тенденции изменения спроса (емкости рынка) на аналогичные услуги |
увеличение |
|
4 |
Уровень доходности от реализации продукции, производимой с использованием ОИС, аналогичных объекту оценки |
% |
10%[13] |
5 |
Средний срок сохранения конкурентного преимущества на рынке (полезный срок использования объекта оценки, в течение которого сохраняется конкурентное преимущество, достигнутое за счет использования объекта оценки) |
лет |
5 |
8. описание процесса оценки объекта оценки
Основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы.[14] При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком.
Таблица 17
Выбор используемых при проведении оценки подходов
Подход |
Затратный |
Сравнительный |
Доходный |
Цели и задачи оценки |
+ |
||
Определение рыночной стоимости |
|||
Предполагаемое использование результатов оценки |
+ |
||
Купля-продажа объекта оценки |
|||
Полнота исходной информации |
+ |
+ |
|
Достоверность исходной информации |
+ |
+ |
|
С точки зрения цели оценки и предполагаемого использования результатов оценки основным в оценке стоимости исключительных прав ПАО «Сбербанк России» на товарный знак № 445809 должен быть сравнительный подход. Однако ввиду неразвитости рынка товарных знаков применение этого подхода затруднено. С точки зрения полноты и достоверности исходных данных результаты использования доходного и затратного подходов являются более обоснованными.
Таблица 18
Предпочтительность применения подходов к оценке стоимости товарных знаков[15]
Вид неосязаемого актива |
В первую очередь |
Во вторую очередь |
Слабо применим |
|
Право на товарный знак (ТЗ), знак обслуживания |
Доходный |
Затратный |
Сравнительный |
|
Право на фирменное наименование |
Доходный |
Сравнительный |
Затратный |
|
Право на наименование места происхождения товаров (услуг) |
– |
– |
– |
Если учитывать предпочтительность применения подходов к оценке стоимости товарных знаков, то определение рыночной стоимости исключительных прав ПАО «Сбербанк России» на товарный знак № 445809 должно опираться прежде всего на результаты использования доходного подхода.
Доходный подход – совокупность методов оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от использования объекта оценки. Доходный подход рекомендуется применять, когда существует достоверная информация, позволяющая прогнозировать будущие доходы, которые объект оценки способен приносить, а также связанные с объектом оценки расходы. В рамках доходного подхода применяются различные методы, основанные на дисконтировании денежных потоков и капитализации дохода.
При применении доходного подхода оценщик учитывает следующие положения[16]:
а) оценщик определяет будущие денежные потоки, формируемые из экономической выгоды, генерируемой объектом оценки. В общем случае выгода может образовываться из экономий на издержках, освобождения от роялти, преимуществ в прибыли, реальных лицензионных платежей, платежей по роялти, избыточного дохода или других выгод;
б) период, в течение которого объект оценки способен приносить экономические выгоды, как правило, ограничивается сроком действия правовой охраны или сроком действия лицензионного договора;
в) ставка дисконтирования рассчитывается одним из следующих методов:
- на основе анализа рыночных показателей, отражающих доходность аналогичных объекту оценки объектов;
- на основе средневзвешенной стоимости капитала организации (бизнеса), использующей объект оценки;
- кумулятивным способом, основанным на определении безрисковой ставки использования денежных средств, ожидаемого уровня инфляции и размера премиальной надбавки за риски, связанные с инвестицией в объект оценки.
Основные методы доходного подхода:[17]
- метод освобождения от роялти;
- метод преимущества в доходах (в прибыли);
- метод выигрыша в себестоимости;
- метод дробления прибыли.
Использование метода преимущества в доходах и метода выигрыша в себестоимости возможно только в том случае, если организация стала использовать товарный знак или любой другой объект интеллектуальной собственности в своей деятельности недавно. В этом случае можно сравнивать финансовые результаты компании до и после использования объекта интеллектуальной собственности, и на основе этой разницы делать выводы о стоимости такого товарного знака. Для оцениваемого товарного знака эти методы неприменимы, т.к. он используется ПАО «Сбербанк России» с 2011 года. Метод дробления прибыли используется для оценки стоимости объектов патентного права – изобретений, полезных моделей, промышленных образцов. Таким образом, в настоящем отчете при применении доходного подхода применяется метод освобождения от роялти.