Файл: Исключительные (имущественные) права на товарный знак ПАО «Сбербанк России».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 236

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопросы, относящиеся к правовой охране товарных знаков, обсуждались в ходе конференций и семинаров, проводимых в Роспатенте, а также в различных регионах Российской Федерации. Данные вопросы стали предметом рассмотрения и дискуссии на мероприятиях, проводимых под эгидой ВОИС, в рамках сессий Рабочей группы по правовому развитию Мадридской системы международной регистрации знаков и Комитета экспертов Ниццкого союза по международной классификации товаров и услуг (МКТУ).

В 2015 году начато проведение тематических встреч с патентными поверенными и другими специалистами в области интеллектуальной собственности по ознакомлению с подходами экспертизы по заявкам на государственную регистрацию товарных знаков, применяемыми в рамках действующего законодательства. В 2016 году будет продолжено проведение тематических встреч в данном формате.

7.2.2. Анализ текущего состояния, перспектив и тенденций развития отрасли, к которой относится объект оценки.[7]

За январь 2017 года активы банковского сектора выросли на 0,4% до 80,4 трлн рублей (в основном за счет увеличения межбанковских кредитов, предоставленных нерезидентам, и роста остатков на корреспондентских счетах в кредитных организациях); с устранением влияния валютной переоценки – прирост на 0,6%.[8]

Совокупный объем кредитов экономике[9] в январе сократился на 0,3% (без учета влияния курса – на 0,1%) до 40,8 трлн рублей. Такая динамика была обусловлена сокращением как кредитования нефинансовых организаций на 0,3% (+0,01%) до 30,1 трлн рублей, так и кредитов физическим лицам – на 0,4% (-0,3%) до 10,8 трлн рублей.

Объем просроченной задолженности в январе вырос по корпоративному портфелю на 2,9%; по розничному – на 1,9%. В результате удельный вес просроченной задолженности увеличился по кредитам нефинансовым организациям с 6,3 до 6,5%, а по розничным кредитам – с 7,9 до 8,1%.

Объем требований кредитных организаций к Банку России (по депозитам и корреспондентским счетам) за январь уменьшился на 1,6% до 2,5 трлн рублей, незначительно сократилась и их доля в активах банковского сектора (с 3,2 до 3,1%).

Сократился – на 5,6% – объем МБК, предоставленных банкам-резидентам (до 6,7 трлн рублей); одновременно кредиты банкам-нерезидентам выросли в 1,4 раза до 2,7 трлн рублей.

Портфель ценных бумаг (11,5 трлн рублей) за январь вырос на 0,1% за счет увеличения на 3,2% вложений в долевые ценные бумаги; вложения в долговые ценные бумаги, занимающие 82% портфеля, сократились на 0,1%.


В пассивах кредитных организаций заметно вырос объем депозитов и средств организаций на счетах – на 2,7% (+3,0%) до 25,0 трлн рублей. Одновременно вклады населения снизились за месяц на 0,8% (-0,6%) до 24,0 трлн рублей, прежде всего, из-за сезонности (к примеру, за январь 2016 года вклады сократились на 1,8%).

Сократился объем заимствований у Банка России: за месяц – на 28,5% до 1,9 трлн рублей. Одновременно на 0,7% уменьшился объем депозитов (до 0,3 трлн рублей), размещенных в кредитных организациях Федеральным Казначейством. Удельный вес привлеченных от Банка России средств в пассивах снизился с 3,4 до 2,4%, а средств Федерального Казначейства – практически не изменился (0,4%).

За январь 2017 года кредитными организациями получена прибыль в размере 114 млрд рублей (за аналогичный период 2016 года – прибыль 32 млрд рублей). Резервы на возможные потери3 за январь выросли на 1,7%, или на 93 млрд рублей (за январь 2016 года – прирост на 1,8%, или на 98 млрд рублей).

7.2.3. Анализ положения ПАО «Сбербанк России» на рынке[10]

Сбербанк является лидером российского банковского сектора по общему объему активов, на его долю приходится 28,7% совокупных банковских активов (по состоянию на 1 января 2016 года). Банк является основным кредитором российской экономики и занимает крупнейшую долю на рынке вкладов. На его долю приходится 46% вкладов населения, 38,7% кредитов физическим лицам и 32,2% кредитов юридическим лицам. Сбербанк сегодня — это 14 территориальных банков и более 16 тысяч отделений по всей стране, в 83 субъектах Российской Федерации, расположенных на территории 11 часовых поясов. Только в России у Сбербанка более 110 миллионов клиентов — больше половины населения страны, а за рубежом услугами Сбербанка пользуются около 11 миллионов человек. Спектр услуг Сбербанка для розничных клиентов максимально широк: от традиционных депозитов и различных видов кредитования до банковских карт, денежных переводов, банковского страхования и брокерских услуг. Все розничные кредиты в Сбербанке выдаются по технологии «Кредитная фабрика», созданной для эффективной оценки кредитных рисков и обеспечения высокого качества кредитного портфеля. В банке создана система удаленных каналов обслуживания, в которую входят:

  • онлайн-банкинг «Сбербанк Онлайн» (более 30 млн активных пользователей);
  • мобильные приложения «Сбербанк Онлайн» для смартфонов (более 18 млн активных пользователей);
  • SMS-сервис «Мобильный банк» (более 30 млн активных пользователей);
  • одна из крупнейших в мире сетей банкоматов и терминалов самообслуживания (более 90 тыс. устройств).

Сбербанк является крупнейшим эмитентом дебетовых и кредитных карт. Совместный банк, созданный Сбербанком и BNP Paribas, занимается POS-кредитованием под брендом Cetelem, используя концепцию «ответственного кредитования».

Среди клиентов Сбербанка — более 1 млн предприятий (из 4,5 млн зарегистрированных юридических лиц в России). Банк обслуживает все группы корпоративных клиентов, причем на долю малых и средних компаний приходится более 35% корпоративного кредитного портфеля банка. Оставшаяся часть — это кредитование крупных и крупнейших корпоративных клиентов. Сбербанк сегодня — это команда, в которую входят более 260 тыс. квалифицированных сотрудников, работающих над превращением банка в лучшую сервисную компанию с продуктами и услугами мирового уровня.

7.2.4. Анализ сделок с объектом оценки

На дату оценки в отношении товарного знака ПАО «Сбербанк России» (свидетельство на товарный знак № 445809 от 14.10.2011) не заключено не одной сделки.[11].

7.3. Основные выводы относительно рынка создания и использования объекта оценки

Выводы по анализу рынка/сегмента рынка, к которому относится объект оценки, могут быть представлены Оценщиком в форме следующей таблицы:

Таблица 16

Показатель

Единица измерения

Значения /диапазон значений показателя

1

Ставка роялти (аренды) за использование прав на ОИС аналогичного назначения и сравнимой полезности

%

0-1

2

Доля рынка, приходящаяся на услуги, оказываемые с использованием объекта оценки

%

46% вкладов населения[12]

38,7% кредитов физическим лицам

32,2% кредитов юридическим лицам

3

Тенденции изменения спроса (емкости рынка) на аналогичные услуги

увеличение

4

Уровень доходности от реализации продукции, производимой с использованием ОИС, аналогичных объекту оценки

%

10%[13]

5

Средний срок сохранения конкурентного преимущества на рынке (полезный срок использования объекта оценки, в течение которого сохраняется конкурентное преимущество, достигнутое за счет использования объекта оценки)

лет

5


8. описание процесса оценки объекта оценки

Основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы.[14] При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком.

Таблица 17

Выбор используемых при проведении оценки подходов

Подход

Затратный

Сравнительный

Доходный

Цели и задачи оценки

+

Определение рыночной стоимости

Предполагаемое использование результатов оценки

+

Купля-продажа объекта оценки

Полнота исходной информации

+

+

Достоверность исходной информации

+

+

С точки зрения цели оценки и предполагаемого использования результатов оценки основным в оценке стоимости исключительных прав ПАО «Сбербанк России» на товарный знак № 445809 должен быть сравнительный подход. Однако ввиду неразвитости рынка товарных знаков применение этого подхода затруднено. С точки зрения полноты и достоверности исходных данных результаты использования доходного и затратного подходов являются более обоснованными.

Таблица 18

Предпочтительность применения подходов к оценке стоимости товарных знаков[15]

Вид неосязаемого актива

В первую

очередь

Во вторую

очередь

Слабо

применим

Право на товарный знак (ТЗ), знак обслуживания

Доходный

Затратный

Сравнительный

Право на фирменное наименование

Доходный

Сравнительный

Затратный

Право на наименование места происхождения товаров (услуг)


Если учитывать предпочтительность применения подходов к оценке стоимости товарных знаков, то определение рыночной стоимости исключительных прав ПАО «Сбербанк России» на товарный знак № 445809 должно опираться прежде всего на результаты использования доходного подхода.

Доходный подход – совокупность методов оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от использования объекта оценки. Доходный подход рекомендуется применять, когда существует достоверная информация, позволяющая прогнозировать будущие доходы, которые объект оценки способен приносить, а также связанные с объектом оценки расходы. В рамках доходного подхода применяются различные методы, основанные на дисконтировании денежных потоков и капитализации дохода.

При применении доходного подхода оценщик учитывает следующие положения[16]:

а) оценщик определяет будущие денежные потоки, формируемые из экономической выгоды, генерируемой объектом оценки. В общем случае выгода может образовываться из экономий на издержках, освобождения от роялти, преимуществ в прибыли, реальных лицензионных платежей, платежей по роялти, избыточного дохода или других выгод;

б) период, в течение которого объект оценки способен приносить экономические выгоды, как правило, ограничивается сроком действия правовой охраны или сроком действия лицензионного договора;

в) ставка дисконтирования рассчитывается одним из следующих методов:

  • на основе анализа рыночных показателей, отражающих доходность аналогичных объекту оценки объектов;
  • на основе средневзвешенной стоимости капитала организации (бизнеса), использующей объект оценки;
  • кумулятивным способом, основанным на определении безрисковой ставки использования денежных средств, ожидаемого уровня инфляции и размера премиальной надбавки за риски, связанные с инвестицией в объект оценки.

Основные методы доходного подхода:[17]

  • метод освобождения от роялти;
  • метод преимущества в доходах (в прибыли);
  • метод выигрыша в себестоимости;
  • метод дробления прибыли.

Использование метода преимущества в доходах и метода выигрыша в себестоимости возможно только в том случае, если организация стала использовать товарный знак или любой другой объект интеллектуальной собственности в своей деятельности недавно. В этом случае можно сравнивать финансовые результаты компании до и после использования объекта интеллектуальной собственности, и на основе этой разницы делать выводы о стоимости такого товарного знака. Для оцениваемого товарного знака эти методы неприменимы, т.к. он используется ПАО «Сбербанк России» с 2011 года. Метод дробления прибыли используется для оценки стоимости объектов патентного права – изобретений, полезных моделей, промышленных образцов. Таким образом, в настоящем отчете при применении доходного подхода применяется метод освобождения от роялти.