Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основные аспекты создания системы корпоративной культуры на предприятии
1.1 Категория корпоративная культура, роль и общая характеристика
1.2 Процесс создания корпоративной культуры и способы поддержания
1.3. Роль корпоративной культуры в управлении персоналом
2. Оценка корпоративной культуры на предприятии ООО «ТЕМПСТРОЙ»
2.1 Краткая характеристика ООО «Темпстрой»
2.2 Корпоративная культура на ООО «Темпстрой» и ее роль в управление персоналом
2.Общее ознакомление предполагает знакомство и формирование общего представления об истории, стратегии корпоративной культуры предприятия. На втором этапе новый работник имеет общее представление о предприятии; знакомится с Коллективным договором предприятия, с существующей политикой и стратегией, с положениями выплаты заработной платы, с дополнительными льготами, с положениями внутреннего трудового распорядка, с профсоюзом, со службой сбыта.
3.Третьий этап адаптации заключен во внедрении в подразделение (организацию) нового работника. Он предполагает знакомство и получение сведений о подразделении (цех, отдел). На данном этапе работник: знакомится со своим подразделением и работающими сотрудниками; изучает положение о подразделении; рассматривает основы формирования процессов материального стимулирования и премирования работников; исследует процедуры, положения, которые функционируют на предприятии.
4.Введение в должность (профессию) предполагает знакомство принятого работника с важнейшими целевыми установками рабочего процесса и технологическими правилами подразделения.
На этом этапе должны быть затронуты следующие темы: должностная инструкция работника; целевые установки и положения формирования рабочего процесса; правила взаимодействия с разного рода звеньями рабочего процесса, нормы и параметры качества осуществления рабочих операций в систематики общего рабочего процесса; правила взаимопомощи и согласованной работы в отделе в итоге отсутствия сотрудника; правила исполняемой документации и имеющиеся положения отчетности; правила сохранности, использования информационных данных и уничтожения рабочей документации; границы компетенции и инициативы сотрудника; технологические положения предприятия.
1.2 Процесс создания корпоративной культуры и способы поддержания
Корпоративная культура определяет контроль исполнения, взаимоотношения руководитель-подчиненный, стиль управления в компании в целом, постановку целей, систему мотивации персонала. Все, что связано с людьми (социальная политика, принципы, по которым персонал нанимается и увольняется, возможности для роста и развития и пр.) - это основные рычаги влияния на корпоративную культуру, это комплекс вырабатываемых и признаваемых коллективом организации социальных норм, установок, ориентаций, стереотипов поведения, верований, обычаев, которые заставляют человека, группу вести себя в тех или иных ситуациях определенным образом. На видимом уровне культура группы людей принимает форму ритуалов, символов, мифов, легенд, языковых символов и артефактов.
Процесс создания корпоративной культуры вырабатывается с учетом, как интересов руководства организации, так и интересов ее персонала. Ее суть заключается в следующем:
- определение целей управления персоналом, т.е. при принятии решений в сфере управления персоналом должны быть учтены как экономические аспекты (принятая стратегия управления персоналом), так и потребности, и интересы работников (достойная оплата труда, удовлетворительные условия труда, возможности развития и реализации способностей работников и др.);
- формирование идеологии и принципов кадровой работы, т.е. идеология кадровой работы должна быть отражена в виде документа и реализоваться в повседневной работе всеми руководителями структурных подразделений организации начиная с руководителя организации. Этот документ должен представлять собой набор этических, не подлежащих нарушению норм в работе с кадрами организации. По мере развития организации и изменения внешних условий кадровой работы организации он может уточняться;
- определение условий для обеспечения баланса между экономической и социальной эффективностью использования человеческого капитала в организации.
Обеспечение экономической эффективности в области создания корпоративной культуры
означает оптимальное использование персонала для достижения целей предпринимательской деятельности организации (например, увеличение объемов производства) при ограниченности соответствующих организации трудовых ресурсов [7, с.55].
Социальная эффективность обеспечивается реализацией системы мер, направленных на удовлетворение социально-экономических ожиданий, потребностей и интересов работников организации.
Развитие корпоративной культуры, обеспечивающей эффективное и гибкое управление человеческими ресурсами организации на основе реализации современных научных подходов к управлению этим видом ресурса, содержит в себе:
- достижение глубокого осознания руководителями всех уровней решающей роли человеческого капитала в обеспечении процветания организации, понимание социальной сущности и социальной ответственности действий по управлению человеческим ресурсом;
- реализация социальной направленности корпоративной культуры на основе учета влияния внешних социальных факторов, удовлетворения социальных потребностей сотрудников на уровне, обеспечивающем их реальный социальный статус, ориентация на их жизненный цикл;
- формирование единой организационной культуры организации, разделяемой персоналом и обеспечивающей коллективный подход к реализации стоящих перед организаций задач, как в масштабах организации, так и в масштабах ее отдельных структурных подразделений;
- достижение высокой эффективности средств, направляемых организацией на развитие человеческого капитала как ресурса. Сокращение издержек, обусловленных неэффективным использованием имеющегося кадрового потенциала и избыточными трудовыми ресурсами организации;
- постепенное изменение содержательных приоритетов в управлении человеческим капиталом: от простого оперативного разрешения проблем к определению будущих потребностей людей и развитию их потенциала. Это так называемое упреждающее управление, опирающееся на новаторское лидерство и интеграцию функций управления персоналом [15, с.78].
Основными направлениями корпоративной культуры выработанными на основе стратегии управления персоналом, являются:
- проведение маркетинговой деятельности в области персонала;
- планирование потребности организации в персонале;
- прогнозирование создания новых рабочих мест с учетом внедрения новых технологий;
- организация привлечения, отбора, оценки и аттестации кадров, профориентация и трудовая адаптация персонала;
- подбор и расстановка кадров;
- разработка систем стимулирования и мотивационных механизмов повышения заинтересованности и удовлетворенности трудом, оплаты труда;
- рационализация затрат на персонал организации;
- разработка программ развития персонала в целях решения не только сегодняшних, но и будущих задач организации на основе совершенствования систем обучения, служебного продвижения работников и подготовки резерва для выдвижения на руководящие должности;
- организация труда и рабочих мест;
- разработка программ занятости и социальных программ;
- эффективное распределение и использование занятых в организации работников, оптимизация их численности;
- управление нововведениями в кадровой работе;
- обеспечение безопасности и охраны здоровья персонала;
- анализ причин высвобождения персонала и выбор наиболее рациональных его вариантов;
- обеспечение высокого уровня качества труда, трудовой жизни и результатов труда [9, с.26].
Реализация корпоративной культуры предполагает перестройку работы службы управления персоналом организации. Главной целью службы управления персоналом является обеспечение организации кадрами, их эффективное использование, профессиональное и социальное развитие, причем кадрами, способными эффективно решать задачи организации в рыночных условиях.
Стратегия управления персоналом зависит от стратегии кадровой политики. Более того, стратегия кадровой политики определяет стратегию управления персоналом организации [10, с.33].
Стереотипы поведения - это видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения определенных работ. Поведение включает в себя наследованные и приобретенные реакции на ситуации, и ситуационные раздражители. В поведении людей проявляются ценности, этика, убеждения и реакция на окружающий мир. Когда человек демонстрирует уверенность в себе, формирует из коллег команду или проявляет склонность к действиям, его поведение соответствует требованиям организации.
Компетенция имеет понятное для сотрудников организации детализированное описание, что существенно облегчает возможность ее диагностики.
Вот, например, как описывается компетенция "Гибкость", присущая работнику:
- Быстро адаптируется к работе в разнообразных ситуациях, с разными людьми и группами.
- Меняет свои подходы к работе в соответствии с переменами внутри и вне организации.
- Понимает и ценит достоинства нескольких подходов к решению вопроса.
- Даже после выбора оптимального плана стремится сохранить возможность возвращения к альтернативным решениям.
- Сохраняет способность к продуктивному труду даже в тех случаях, когда надежды на первоначально избранный путь не оправдались [11, с.51].
1.3. Роль корпоративной культуры в управлении персоналом
Роль корпоративной культуры в управлении персоналом представлена на рисунке 1.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ |
Обеспечение компании человеческим капиталом, его результативное применение, профессиональное и социальное совершенствование |
|||||
Цели второго уровня |
Создание концепции управления персоналом, учитывая использование современных технологий |
Прогноз и эффективное планирование кадровых ресурсов |
Разработка мотивационных процессов управления, структуры соц. обеспечения |
|||
Цели третьего уровня |
Исследование требование передовых технологий к человеческому капиталу, рабочим местам. Создание списка новых специальностей, вакансий |
Исследование динамики совершенствования человеческого капитала. Исследование персональных планов развития работников. |
Исследование процессов труда. Исследование качества жизнедеятельности. Прогнозирование социального развития человеческого капитала |
Рисунок 1 - Роль корпоративной культуры в управлении персоналом
Повышение эффективности управления персоналом в существенной степени устанавливается изменением отношения к значению человека в экономическом развитии, его производственным возможностям, а также утверждением того фактора, что человеческий капитал в современное время считается одним из основных условий экономического прироста и совершенствования [12, с.88].
В результате этого, на данный момент уровень конкурентоспособности предприятия и степень совершенствования устанавливается не только материальными активами и ресурсами, а уровнем квалификации работников.
Таким образом, к новейшим условиям экономического прироста относятся: объем инвестиционных вложений в образование, сферу здравоохранения; уровень развития масштабных и прикладных исследований; информатизацию секторов экономики; образовательный уровень в государстве; система человеческого капитала, задействованного в экономике; степень НТП [14, с.27].
Управление персоналом в контексте развития корпоративной культуры может исследоваться с различных позиций:
- как система создания и осуществления взаимодействующих, подробно продуманных решений по поводу регламентирования отношений труда и занятости на уровне организации;
- как направление управленческой деятельности, в которой человеческий капитал предприятия исследуется как: одно из важных ресурсов ее успешного функционирования и развития, показатель ее эффективности и роста, средство достижения стратегических целей.
В начале двадцать первого века в сфере теории управления персоналом были выделены и развиты три главных подхода - экономический, органический (организационный), гуманистический.
В пределах экономического подхода главная роль отведена технической подготовке сотрудников в организации (которая направлена на овладение трудовыми приемами), а не управленческой. Организация исследуется как большой механизм, все части которого взаимосвязаны друг с другом.
Данная организация построена на таких принципах, как:
- обеспечение единства руководства — подчиненные будут получать указания лишь от одного руководителя;
- строгое соблюдение управленческой вертикали - иерархическая цепь управления применяется как канал для коммуникации и принятия решений;
- подчинение индивидуальных интересов общей деятельности посредством твердости, личного примера, честных соглашений и непрерывного контроля;