Файл: Роль кадровой службы в формировании и реализации кадровой стратегии на примере АО «АМУРСТРОй».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 147

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Современные организации функционируют в условиях быстро меняющейся внешней среды и острейшей конкуренции. В таких условиях предприятию недостаточно быть стабильным, для устойчивости необходимо непрерывное развитие, являющееся ведущим фактором в конкурентной борьбе на рынке. Функционирование и развитие каждой организации связаны с постоянным стремлением сохранить и укрепить свои стратегические позиции.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что современные экономические отношения характеризуются признанием кадров как главного ресурса предприятия. Это объясняется тем, что именно персонал во многом определяет внедрение инноваций, создание новых товаров и способов их продвижения на рынке. В таком случае, именно от кадров во многом зависит конкурентная позиция предприятия, а также реализация общей стратегии его развития.

Кадровая стратегия предприятия является неотъемлемой частью общей стратегии предприятия. Она создает условия для принятия решений, удовлетворяющих и организацию, и ее персонал. С ее помощью определяется, насколько реализуема общая стратегия организации и что необходимо изменить в работе с персоналом. Разрабатывая кадровую стратегию, организация подтверждает уникальность, высокую значимость сотрудников в ее деятельности, развитии ее конкурентной позиции. Кадровая стратегия позволяет сформировать конкурентное преимущество, основанное на эффективном управлении кадрами. При этом ключевой предпосылкой к созданию конкурентного преимущества является способность производить продукцию или услуги, отличные от продукции или услуг конкурентов, во многом, за счет формирования и совершенствования отношений сотрудничества и партнерства между персоналом и организацией.

Цель исследования – выявить роль кадровой службы в формирование и реализации кадровой стратегии.

Цель курсовой работы предопределила решение следующих задач:

  • рассмотреть определение стратегии и ее видов;
  • изучить определение и виды кадровой стратегии;
  • анализ отечественного и зарубежного опыта процесса разработки кадровой стратегии;
  • общая характеристика АО «Амурстрой»;
  • анализ кадровой деятельности АО «Амурстрой»;
  • рекомендации по совершенствованию кадровой стратегии АО «Амурстрой

Предмет исследования – роль кадровой службы в процессе разработки и реализации кадровой стратегии компании.

Объектом исследования в работе выступает АО «Амурстрой».


Использовались следующие методы и приемы исследования в работе: сравнений, группировок, синтез, индукции и дедукции. Появление научного интереса к проблеме кадровой стратегии обусловлено как тенденциями мирового общественного развития, так и внутренними проблемами развития страны. Проблемами разработки и реализации кадровой стратегии занимаются многие отечественные ученые, такие как О. В. Ижбулатова, А. Я. Кибанов, В. И. Маслов, Ю. Г. Одегов и т.д.

1. Теоретические аспекты формирование кадровой стратегии

1.1. Определение стратегии и ее видов

«Стратегия – сложное и потенциально мощное оружие, с помощью которого современная фирма может противостоять меняющимся условиям. Стратегия – это инструмент, который может серьёзно помочь фирме, оказавшейся в условиях нестабильности».[24]

Термин «стратегия» происходит от греческого слова «strategia» или «военное руководство», что буквально означает «stratos» – войско и «ago» – веду, т.е. по происхождению это военный термин. Сначала она представляла собой часть военного искусства и охватывала вопросы подготовки и ведения войн, искусство или науку быть полководцем. Понятие «стратегия» возникло в Древнем Китае в период между 480 и 221 гг. до н.э. уже была написана книга под названием «Искусство войны». Это классический труд Сунь-Цзы считается первым трактатом о стратегии. Таким образом, уже 23 века тому назад понятие стратегии стало неотъемлемым элементом мировоззрения людей. [25]

«Военная стратегия и бизнес-стратегия имеют ряд общих концепций и принципов, среди которых основное – это различие между стратегией и тактикой. [24]

Стратегия – это общий план по использованию ресурсов для установления благоприятного положения. [20, с.67]

Тактика – это схема определенного действия. Если тактика занимается маневрами, необходимыми для того, чтобы выиграть сражение, то стратегия – вопросами победы в войне». [20, с.67]

Впервые термин «стратегия» позаимствовал у военных и использовал в экономике для определения одного из видов руководства любым коммерческим предприятием в 1962 г. Альфред Чандлер-младший – основоположник современной истории бизнеса, оказавший значительное влияние на развитие стратегического менеджмента. Собственно, с того времени и начался этап стратегического планирования на предприятиях в условиях рыночной экономики. [20, с.68]


Научная дисциплина, которая занимается проблематикой стратегии деятельности организации, называется стратегическое управление (менеджмент). «Стратегическое управление – такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, в ответ на вызов со стороны окружения, осуществляет гибкое реагирование и проводит своевременные изменения в организации, позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности позволяет организации выживать и достигать намеченные цели в долгосрочной перспективе». [17, с.69]

А также стратегический менеджмент – это трудное искусство управления развитием организации в течение длительного периода времени так, чтобы максимально использовать появляющиеся возможности и избегать угроз, возникающих во внешнем окружении. Стратегический менеджмент является объектом интереса таких научных дисциплин, как экономика, финансы, экономика предприятия, а также теория организации и менеджмент. [18, с.57]

Вопросу определения стратегии в настоящее время посвящен значительный объем публикаций и учебных пособий как российских, так и зарубежных авторов. Как и многие другие термины из области менеджмента, стратегия – это широко используемое понятие, которое для разных людей имеет разное значение. Даже общепризнанные преподаватели менеджмента и руководители высшего звена с трудом могут дать четкое определение этого термина и прийти к компромиссу по поводу определения понятия стратегии. Таким образом, можно сделать вывод, что определение стратегии не может быть универсальным и единственным ввиду сложности данного понятия. [19, с.90]

Понятие «стратегия» сегодня используется во многих сферах общественной жизни. В современной экономической науке можно встретить множество различных определений стратегии фирмы. [5, с.67]

Так, например, в книге «Менеджмент» О. С. Виханского «стратегия рассматривается как долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и форм ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде. Если цели организации определяют то, на достижение чего должна быть направлена деятельность организации, что должно быть получено в результате ее деятельности, то стратегия дает ответ на вопрос, каким способом, с помощью каких действий организация сумеет достичь стоящих перед ней целей в условиях изменяющегося и конкурентного окружения. Такое понимание стратегии исключает однозначность в определении поведения организации, так как стратегия, помогая продвигаться в сторону конечного состояния, оставляет свободу выбора в изменяющейся ситуации». [4, с.60]


Известный специалист в области стратегического планирования Игорь Ансофф дал следующее определение стратегии: «набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности». Но, несмотря на свою простоту и популярность среди отечественных специалистов в области стратегического менеджмента, данное определение носит скорее слишком общий характер. [7, с.86]

Р. А. Фатхутдинов раскрывает понятие стратегии следующим образом: «стратегия – программа, план, генеральный курс субъекта управления по достижению им стратегических целей в любой области деятельности». [23, с.76]

Общим среди всех определений является то, что понятие «стратегия» и ее понимание изменялось, наряду с усложнением условий ведения бизнеса. Таким образом, объединив все определения рассматриваемого понятия, можно дать наиболее общее определение стратегии, как генеральной программы действий организации, устанавливающей приоритет проблем, ресурсов и последовательности шагов для достижения цели и включающей механизм изменения программы, в случае изменения среды организации. Стратегию можно рассматривать как главное связующее звено между тем, что организация хочет достичь – ее целями, и линией поведения, выбранной для достижения этих целей, т.е. стратегия формирует цели и основные пути их достижения таким образом, что предприятие получает единое направление движения. Главная задача стратегии состоит в том, чтобы перевести организацию из ее настоящего состояния в желаемое руководством будущее состояние. [7, с.86]

Разнообразие стратегий, применяемых в стратегическом управлении, затрудняет их классификацию. Среди классификационных признаков рассмотрим следующие:

  1. по уровням принятия решений;
  2. по характеру;
  3. по учету отдельных элементов при разработке стратегии развития организации (базовые или эталонные стратегии);
  4. по содержанию;
  5. по функциональным видам деятельности фирмы.

Первая классификация – по уровням принятия решений. Выделяются:

  1. Корпоративная (общая, базовая или портфельная)
  2. Деловая (бизнес-стратегия)
  3. Функциональная
  4. Операционная [14, с.96]

В организации стратегии планируются и осуществляются одновременно или последовательно на нескольких уровнях. Чаще всего, авторами выделяется три стратегических уровня: корпоративной стратегии, отражающей общее направление роста компании; деловой, формируемой на уровне структурных бизнес-единиц (СБЕ), ведущих самостоятельную деятельность; функциональной стратегии, разрабатываемой на уровне функциональных отделов. [16, с. 30]


Три уровня стратегий образуют их иерархическую структуру: корпоративная стратегия состоит из ряда деловых и функциональных стратегий (рисунок 1).

Корпоратив

-

ная стратегия

Деловые

стратегии

Функциональ

-

ные стратегии

Рис.1 – Иерархическая структура стратегий по уровням принятия решений

Ряд исследователей выделяет еще один вид стратегий по уровням принятия решений

– операционная или оперативная (может быть включена в функциональную). Она определяет, как управлять ключевыми организационными звеньями: заводами, отделами продаж, складами; как обеспечить выполнение стратегически важных оперативных задач (закупка материалов, правление запасами, ремонт оборудования, транспортировка, проведение рекламы). Здесь создаются предпосылки и условия для решения стратегических задач. Это могут быть, например, требования разработать и ввести программу овладения несколькими профессиями или автоматизировать производственный процесс. [15, с.80]

Стратегии могут так же различаться по своему характеру. В этом отношении можно выделить 3 вида стратегий:

  1. Наступательные
  2. Оборонительные (стратегия выживания)
  3. Наступательно-оборонительные (стратегия стабилизации)

Наступательная стратегия, чаще всего, реализуется через процессы диверсификации производства, его кооперации или интенсификации рынка. [11, с.83]

В общем случае, на предприятии может быть разработано и реализовано четыре основных типа стратегий, которые, в свою очередь, включают подстратегии (таблица 1).

Таблица 1 – Виды стратегий развития организации

Стратегии концентрированного роста

1) стратегия усиления позиций на рынке, 2) стратегия развития рынка,

3) стратегия развития продукта.

Стратегии интегрированного роста

  1. стратегия обратной вертикальной интеграции,
  2. стратегия вперед идущей вертикальной интеграции.

Стратегии диверсифицированного роста

  1. стратегия центрированной диверсификации,
  2. стратегия горизонтальной диверсификации,
  3. стратегия конгломеративной диверсификации.

Стратегии сокращения

  1. стратегия ликвидации,
  2. стратегия «сбора урожая»,
  3. стратегия сокращения,
  4. стратегия сокращения расходов.