Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией (ПАО «Фармстандарт»).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 200
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Жизненный цикл организации и теория управления ею
1.1 Понятие жизненного цикла организации
1.2 Этапы жизненного цикла организации
1.3 Типы управления организацией определяемых стадий жизненного цикла
Глава 2. Анализ жизненного цикла на примере ПАО «Фармстандарт»
2.1. Краткая характеристика ПАО «Фармстандарт»
2.2. Исследование стиля управления применяемого в организации
2.3 Анализ жизненного цикла ПАО «Фармстандарт»
Глава 3. Совершенствование стратегии деятельности ПАО «Фармстандарт»
Введение
В условиях развития экономики уделяют всё большее внимание исследованиям в области развития организаций. На сегодняшний момент российские ученые-экономисты всё больше и больше анализируют этапы развития фирм, стараясь изучить зарубежный опыт.
Основу теории жизненных циклов организации можно сравнивать с биологическими объектами. Но российские ученые утверждают, что таких соответствий довольно таки мало(в ограниченном количестве). Биологические объекты умирают в самом начале своего рождения. Смерть неизбежна в будущем для них. С другой стороны, ежедневно создается много новых компаний. И далеко не все из них могут уверенно развиваться, добиваться успехов и поставленных задач. Совсем немногие могут похвастаться значительно долгим существованием, и каждая организация обязательно подвергается разным изменениям. Не сумевшие приспособиться к сложной постоянно меняющейся внешней среде гибнут.
В то же время сильнейшие компании, управляющие которых, грамотно вникают в ситуацию, имеют способность прогнозировать и спокойно реагировать на изменения вокруг, благополучно преуспевают. Однако для стабильности организации умения предвидеть события недостаточно. Руководитель должен точно определить, на какой стадии развития находится фирма, чтобы усилить те задачи, которые на этом этапе самые важные и их решением нужно.
Актуальность данной работы определяет необходимость руководителей уделять должное внимание теоретическим основам функционирования организации. Это имеет большое значение для того, чтобы средства развития, внедряемые менеджерами, соответствовали уровню естественного развития организации. Использование графических, визуальных моделей при определении тенденций развития компании, построенных на основе теории жизненного цикла, позволяет с большей долей вероятности прогнозировать внутренние изменения, ожидающие компанию. Помимо этого менеджеру в целях совершенствования процесса управления необходимо отслеживать появляющиеся в результате новых исследований аспекты теории жизненного цикла организации.
В качестве теоретической основы в написании работы были взяты результаты исследований российских и зарубежных ученыхв области теории систем, корпоративного управления, теорий жизненных циклов организаций и антикризисного управления (И. Адизеса, Л. Грейнера, Б.З. Мильнера, В., Е.В. Глуховой, В. А. Федорова).
Информационную основу курсовой составили материалы экономической и статистической литературы, материалы, опубликованные в глобальной сети Internet.
Объектом изучения в данной работе является организация её жизненный цикл и управления ею.
Предмет исследования – фармацевтический завод ПАО «Фармстандарт».
Цель данной работы: показать закономерности в развитии организаций и раскрыть навыки управления компаниями.
Задачи данной работы:
- Дать определения и характеристику жизненным циклам и стадиям развития организаций;
- Рассмотреть стадии и этапы организации;
- Установить связь между жизненным циклом организации и товара;
- Раскрыть суть типов управления организациями;
- Проанализировать жизненный цикл на примере организации.
Глава 1. Жизненный цикл организации и теория управления ею
1.1 Понятие жизненного цикла организации
Организации образовываются, прогрессируют, достигают успехов,идут на спад и в итоге прекращают свое существование. Мало таких предприятий, которые существуют бесконечно долго, каждое из них подвергается изменениям. Каждый день создается новая организация. Одновременно с этим ежедневно закрываются сотни организаций навсегда. Способные приспосабливаться – благополучно развиваются, недостаточно сильные – погибают. Некоторые справляются со своим делом быстрее и лучше других.
Жизненный цикл организаций – этопрогнозируемые перемены с определенным порядком обстоятельств в течение времени. Используя понятие жизненного цикла, можно заметить, что присутствуют определенные этапы, через которые следуют организации, и что скачки от одного этапа к другому являются вполне предвидимыми, а неслучайными [7, c. 93].
Жизненный цикл организации очень тесно связан с жизненным циклом продукции – временным промежутком, включающим в себя несколько стадий, каждая из которых имеет специальные отличительные черты характера процесса, изменяющего объём производства во времени.
Можно выделить несколько видов жизненного цикла:
- полный жизненный цикл продукции;
- жизненный цикл продукции в сфере производства;
- жизненный цикл продукции в сфере потребителя.
Полный жизненный цикл продукции содержит время создания, долговременность выпуска и время использования продукта клиентом. Это определение применяется для планирования маркетинга поставляюще-сбытовой деятельности, формирования послепродажного обслуживания товаров, выбора соответствующих моделей регулирования и основание обязательных структурных частей.
Понятие "жизненный цикл" обширно находит применение в деятельности менеджмента.Оно взаимодействует с такими структурами, как отрасль, организация, работник, производственная технология, продукт(изделие),проектная деятельность.
В настоящий момент большой смысл придается теории жизненного цикла социально-экономических систем, что связано с переходом от промышленной экономики к экономике информационного типа(экономике знаний), которая имеет несколько особенностей:
-рост нематериальной составляющей в функционировании организации;
-усиление значения новых идей и инноваций в залоге конкурентоспособных достижений организации;
-неустойчивость организационных условий, рост интенсивности развития во внутренней и во внешней среде организации;
-последующее разделение потребностей потребителя, мотивационное образование новых видов продуктов;
-повышение творческого труда человека и его умственных способностей по сравнению с физическим и ручным трудом [11, c. 165].
Жизненный цикл имеет следующий вид: зарождение и становление, рост, когда фирма активно заполняет выбранный ею сегмент рынка, зрелость, когда фирма пытается сохранить имеющуюся долю рынка под своим контролем и старость, когда фирма быстро теряет свою долю рынка и вытесняется конкурентами. В дальнейшем организация либо ликвидируется, либо вливается в более крупную, либо разбивается на более мелкие организации, которые в зависимости от ситуации могут оказаться на стадии роста или зрелости (реже - других стадиях). Сколько организаций, столько и разных типов жизненного цикла.
Модель жизненных циклов является одним из известных инструментов, используемых для описания процесса развития любой экономической системы. На основе модели жизненных циклов можно проанализировать отдельные факторы, влияющие на организационную эффективность. Разнообразие видов жизненных циклов позволяет анализировать изменения, происходящие на различных уровнях управления промышленным предприятием.
Также, по мнению Мильнера, жизненный цикл организации представляет собой совокупность предсказуемых изменений с определенной последовательностью состояний в течение времени.
Жизненным циклом организации можно назвать этапы развития и кризисы роста компании. Стоит подчеркнуть, что изменения в организации происходят непроизвольно (неформально). Организация это как живой организм, также многообразна и зависима от внешних факторов.
1.2 Этапы жизненного цикла организации
Теории жизненного цикла уделяется огромное внимание в литературе по исследованию рынков. Жизненный цикл применяется для пояснения того, как продукт проходит через этапы рождения или же формирования, подъема, зрелости и кризиса. Организации имеют кое-какие редкие свойства, которые необходимы для трансформации понятия жизненного цикла. Один из вариантов деления жизненного цикла организации на соответствующие временные отрезки предусматривает следующие этапы [8, c. 162].
- Этап предпринимательства. Организация находится в стадии развития, складывается жизненный цикл продукции. Цели считаются еще неотчетливыми, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему шагу настоятельно просит размеренного обеспечения ресурсами.
- Этап коллективности. Развиваются процессы предыдущего этапа, формируется задача организации. Коммуникации в рамках организации и ее структура остаются, в сущности, неформальными. Члены организации затрачивают большое количество времени на развитие механических контактов и демонстрируют высокие обязательства.
- Этап формализации и управления. Структура организации становится более устойчивой, устанавливаются правила, определяется последовательность действий. Роль высшего управляющего звена организации значительно повышается, соответственно процесс принятия решений становится более продуманным и рассчитанным, правильным. Упор делается на эффективность инноваций и стабильность. Роли настолько отточены, что выбывание каких-либо сотрудников организации не вызывает для нее значительной угрозы.
- Этап выработки структуры. Увеличивая выпуск продукции, организация тем самым усиливает рынок оказания услуг. Руководители современные возможности развития. Организационная структура становится более сложной, но в то же время комплектной и корректно освоенной. Механизм принятия решений рассредоточен.
- Этап упадка. Вследствие конкуренции, когда рынок сокращается, организация сталкивается с такой проблемой, как уменьшение спроса на продукцию и ее услуги. Руководители ищут всевозможныеприемы сохранения рынков и использования новых возможностей. Потребность в ценных сотрудниках значительно увеличивается, особенно тех, кто занимает важные должности. К управляющим приходят новые люди, способные попытаться изменить ход событий [14, c. 58].
Основные этапы жизненного цикла организации графически представлены на рис. .1.
Рисунок 1 – Основные этапы жизненного цикла организации
На рисунке часть кривой, имеющая положительный наклон, отражает стадии создания, роста и зрелости организации, другая ее часть с отрицательным наклоном – стадия упадка организации.
При создании организации, когда творческий процесс протекает свободно, проявляется стремление к стабильному и устойчивому развитию. При этом решаются две задачи – обеспечение доступа к необходимым ресурсам и овладение механизмом конкуренции. Ключевую роль здесь играет анализ ситуации, получение объективной информации. Для анализа ситуации может быть использована табл.1.2.Главным же критерием при выборе типа управления должно быть поддержание стабильного баланса между постоянством и новшествами, осуществление эффективной деятельности в настоящем с одновременным планированием будущего.
Таблица 1.2Анализ ситуации на стадии создания организации
Направления и этапы |
Цель |
Методы |
Результаты |
1. Выбор товара или услуги |
Выбрать сферу на рынке |
Изучить объем продаж и спрос (емкость рынка), а также конкурентоспособность товаров и услуг на рынке |
Спрогнозировать возможный объем продаж товара |
2. Оценка действий конкурентов |
Выявить с какими конкурентами имеешь дело в конкретной нише |
Узнать работу подобных компаний: их технологию, организацию, качество продукции, издержки, обеспечение |
Главный фактор конкуренции |
3. Анализ схемы предпринимательства |
Выявить необходимые ресурсы и способ их приобретения |
- |
Развитие всей структуры стартовых условий и предпосылок |
4. Анализ общего окружения |
Найти значимость внешней среды воздействия |
Неопределенность значений факторов. Устойчивость значений факторов. Скорость изменений факторов |
Зрелость организации проявляется в том, что упор делается на эффективность инноваций и стабильность, увеличивается выпуск продукции и расширяется рынок оказания услуг, руководители выявляют новые возможности организационного развития. Все это нацеливается на обеспечение стратегической дееспособности организации, сохранение и упрочение устойчивого положения на рынке. На стадии зрелости особенно важно периодически и своевременно корректировать структуру управления организации, упразднять органы, выполнившие свою задачу, своевременно вводить в структуру новые подразделения, идти на создание временных целевых структурных единиц для решения определенных проблем, выделять специалистов для проведения анализа состояния дел и разработки перспектив развития и т. п. [12, c. 198]