Файл: Программа пенсионной реформы и пути ее реализации (ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 296

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Современный период развития российского общества отмечен преобразованиями пенсионной системы страны, которые продолжаются более десяти лет и имеют своим итогом создание новых пенсионных институтов, формирование правовой основы обеспечения будущих пенсионеров. Необходимость реформирования институтов пенсионного обеспечения в России определяется демографическими и экономическими проблемами, характерными для российской пенсионной системы. Наряду с экономическими и демографическими факторами, являющимися внешними по отношению к пенсионной системе, в рамках последней сохраняются значительные внутренние проблемы, связанные с сохранением института досрочных пенсий, утратой пенсией функции страхования потери заработной платы в связи с достижением работниками возраста выхода на пенсию, несоответствием страховых тарифов и соответствующих обязательств по пенсионным выплатам и т.д.

Проводимые в Российской Федерации мероприятия, направленные на совершенствование пенсионной системы, достижение социально приемлемого уровня пенсий, позволили достичь ряда положительных результатов, однако в то же время, очевидно, что Российская система пенсионного обеспечения в настоящее время нуждается в дальнейших преобразованиях, поскольку проводимые в данной сфере реформы не позволили достичь долгосрочной финансовой устойчивости и сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ. Не вызывает сомнений тот факт, что формирующаяся в современной России пенсионная система должна быть адекватной реалиям социально-экономического развития нашей страны, соответствовать международным стандартам пенсионного обеспечения, мировым тенденциям развития пенсионных институтов. Степень эффективности функционирования пенсионной системы конкретной страны может быть определена на основании того, насколько высокий уровень социального обеспечения пенсионеров предоставляется существующими в этой стране пенсионными институтами. В то же время, в современном российском обществе именно лица пожилого возраста, как показывают данные исследований, относятся к тем категориям населения, которые меньше других удовлетворены собственной жизнью, ее качеством; помимо этого, в последнее время наблюдается тенденция относительного снижения уровня материальной обеспеченности пенсионеров.

Пенсионное обеспечение является один из важных аспектов современной рыночной экономики, которая в свою очередь создает систему социальной защиты населения. Реформа пенсионной системы должна обеспечивать соблюдение принципов социальной справедливости.


Актуальность темы курсовой работы не вызывает никаких сомнений, так как от состояния и эффективности пенсионной системы России зависит благосостояние и качество жизни самых уязвимых слоев нашего общества.

Целью данной курсовой работы является анализ современного состояния пенсионного обеспечения населения России.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть историю развития пенсионной системы Российской Федерации

- проанализировать предпосылки, основные цели и задачи пенсионной реформы в России

- исследовать основные этапы пенсионной реформы

- проанализировать тенденции развития современной пенсионной политики в России

- выявить проблемы реализации пенсионной реформы Российской Федерации

- определить пути и способы реформирования пенсионной системы Российской Федерации

Объектом курсовой работы выступает пенсионная реформа в Российской Федерации.

Предмет курсовой работы – экономические отношения, возникающие по поводу формирования пенсии в системе государственного пенсионного обеспечения.

Степень разработанности рассматриваемой проблемы является достаточно высокой. Изучению вопросов о пенсионном обеспечении посвящены работы таких авторов как: П.А. Аксенов, В. С. Аракчеев, / М. М. Аранжереев, В.И. Вьюницкий, И. В. Галимова, Г.И. Глухань, Т.В. Грянченко, Д.Б. Гусаков, С.В. Емельянов, С.С. Ерофеева, В.И. Жуков, М.Э. Казанцева, И.С. Карпикова, Н М. Каспарьянц, О.А. Кувшинова, О.В. Кузнецова, Л.Ф. Лебедева, С.А. Линева, А.С. Малинкин, Е.В. Михалкина, Т.Д. Одинокова, Ю.В. Панков, З.Ю. Переселкова, А.В. Пудовкин, Л.В Ракитская, В.Д. Роик, А.Н. Симонов, А.А. Соломеин, Л.В. Федоров, Л.И. Юзвович и др.

Методологическую основу работы составляют различные методы, как общенаучные, так и специальные методы научного познания. В частности, диалектический, метод системного анализа, сравнительно-правовой, формально-юридический, статистический методы.

Теоретическую основу работы составляют труды российских ученых в области конституционного права, трудового права, гражданского права и общей теории права.

Правовая основа работы сформирована на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов Российской Федерации, международно-правовых документов, указов Президента Российской Федерации.

Объем и структура курсовой работы определены логикой и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений.


ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ

1.1 История развития пенсионной системы Российской Федерации

Пенсионное обеспечение в России имеет довольно глубокие исторические корни. Историю развития пенсионной системы можно разделить на несколько этапов:

Первоначально, социальное обеспечение распространялось только на военнослужащих и их семьи, что означало признание их заслуг в качестве защитников Отечества. Это обеспечение выражалось только в натуральной форме и предоставлялось в виде земельных наделов (участков), приютов для престарелых, богаделен и т.д. Наиболее распространенным обеспечением являлось «поместное» обеспечение. Поместье – земельное владение, которое предоставлялось за государственную или воинскую службу в России.

Одновременно, в период феодальной раздробленности стали появляться уезды, так называемые административные единицы, управляемые наместниками на правах кормления. Кормление выражалось как натуральной, так и в денежной форме. Размер таких поступлений устанавливал сам князь. При этом, наместник одновременно с великокняжеским налогом собирал и «кормленичные деньги» - на собственное содержание. 1556 г. кормление было отменено[1].

Кроме того, материальное обеспечение получали престарелые и нетрудоспособные люди. Социально-правовыми формами материального обеспечения выступали опека, благотворительность и попечительство, гражданско-правовое обеспечение в рамках семейных отношений, государственное призрение для бедных слоев общества, коллективная взаимопомощь внутри крестьянской общины и т.д.

История зарождения пенсионного обеспечения в России начинается с начала XVIII в. и развивается в форме государственного материального обеспечения статских, военных, придворных чиновников и священнослужителей, за счет казны в зависимости от заслуг перед государством. Оно осуществлялось в соответствии с Табелью о рангах, который был издан Петром I от 24 января 1722 г. и действовал до октября 1917 г[2].


Начинания Петра I были одними из самых передовых в Европе, тем не менее, в дальнейшем реформы шли безуспешно. Пенсионная система, охватывающая всех государственных служащих, в России сложилась только во второй половине XIX века. Согласно данным обзора «Пенсионные накопления в дореволюционной России» Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, с 1853 г. по 1868 г. было произведено 127965 пенсионных назначений на 16 миллионов 493 тысячи 391 рублей 71 копейку. В 1828 г. один пенсионер приходился на 4,5 служащих, в 1843 г. на 2,5 служащих, а в 1868 г. – на одного служащего. Получается, уже в то время Россия столкнулась с одной из самых серьезных проблем пенсионной системы, которая и в современной России имеет место быть. Эта проблема подводит государство к тому, что оно вынуждено либо сокращать число получающих пенсионное обеспечение, либо сокращать размеры пенсионных выплат. В попытке уйти от этой проблемы, российское общество стремилось найти другие механизмы пенсионного обеспечения[3].

Так, Общество для содействия русской промышленности и торговли ставит вопрос об устройстве в России государственных пенсионных касс для трудящихся и государственных касс страхования рабочих от несчастных случаев на производстве. Пенсионные кассы страхового типа начали появляться в 1888 г. на железных дорогах, а в последующем стали образовываться в различных ведомствах. Эти кассы подразделялись на: страховые, пенсионные и эмеритальные. Эмеритальные кассы обеспечивали своим участникам такие выплаты как:

  • пенсия по выслуге лет;
  • пенсии по инвалидности;
  • вдовьи и сиротские пенсии;
  • пособия по увольнению или сокращению штатов до выслуги и установленного числа лет.

Третий этап развития пенсионного обеспечения берет начало после проведения Октябрьской социалистической революции. Совет Народных Комиссаров вынес решение о принятии первого Декрета от 10 ноября 1917 г.

«Об увеличении пенсий рабочим, пострадавшим от несчастных случаев». В нем Совет Народных Комиссаров постановил: «страховому товариществу предоставляется производить позаимствования из пенсионного фонда на увеличение пенсий пострадавшим от несчастных случаев, на 100%» [36].

Через год Совет Народных Комиссаров утверждает «Положение о социальном обеспечении трудящихся», которое вышло 31 октября 1918 г. В положении был намечен переход от принципов социального страхования к социальному обеспечению всех трудящихся.

В период НЭП был осуществлен переход от государственного социального обеспечения к социальному страхованию. Параллельно с социальным страхованием развивается и социальное обеспечение, которое имеет абсолютно другой механизм формирования и расходования денежных средств.


В 30-е годы государственная политика больше акцентирует внимание на развитии государственного обеспечения в области социальной защиты. В результате проведения реформы по социальной защите, пенсионное обеспечение переходит в руки государства. Расходы на выплату пенсий работающим стали финансироваться из бюджетных средств, а выплата таких пенсий была передана органам социального обеспечения[4].

Такая система пенсионного обеспечения была более прогрессивна по отношению к перераспределительным механизмам – механизм накоплений, предусматривающий инвестирование накапливаемых средств на лицевых счетах будущих пенсионеров. Расчеты по размерам взносов и выплат базировались на весьма серьезных статистических данных, в этой базе отслеживались все важнейшие показатели, связанные с трудовым возрастом, продолжительностью жизни, инвалидностью и статистикой заболеваний. Такие расчеты давали системе высокую эффективность, так как велись с учетом отраслевой и территориальной специфики.

Возможные варианты реформирования пенсионной системы современной России во многом были обусловлены особенностями системы пенсионного обеспечения СССР. Советская пенсионная система, окончательно сформировавшаяся в 1950–1960-х гг. считалась бесплатной, то есть работники из своих личных доходов ничего в пенсионную систему не уплачивали. В СССР пенсии финансировались из так называемых общественных фондов, которые, в свою очередь, формировались как за счет средств государственного бюджета, так и за счет отчислений предприятий.

Стоит отметить, что возраст выхода на пенсию как для женщин (55 лет), так и для мужчин (60 лет) был установлен в 1930 г. и с того времени остается неизменным. Несмотря на улучшение состояния здоровья населения в виду развития новых технологий в медицинской практике, увеличение пенсионного возраста не произошло, поскольку ранний выход на пенсию обеспечивал терпимое отношение граждан к низкому уровню пенсионных выплат.

Пенсионная система в СССР, несмотря на особый политический путь страны, формировалась в русле общемировых тенденций, но с существенным отставанием. Так, только в 1956 г. право на получение пенсии по старости получили все рабочие, и в 1964 г. это право распространилось и на колхозников.

В условиях демографического и экономического подъема, характерного для конца XIX века – 70-80-х годов XX века, перераспределительная система была эффективной и экономически оправданной. Так, за счет роста численности плательщиков и увеличения их совокупного дохода удавалось поддержать относительно высокий уровень социальных выплат[5].