Файл: Программа пенсионной реформы и пути ее реализации (ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 290

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Значительную проблему для пенсионного обеспечения представляют лица, родившиеся до 1967 г., которые не вошли в новую пенсионную систему, основанную на одновременном существовании базовой, страховой и накопительной частей пенсии. Именно данная категория пенсионеров будет получать «недостойную» пенсию. Вместе с этим плачевно смотрятся итоги инвестирования пенсионных накоплений за последние 3 года во Внешэкономбанк. Доходность инвестирования пенсионных накоплений составила всего лишь 8,01 % годовых. В итоге получается, что инфляция «съела» существующую часть пенсионных накоплений[43].

Вместе с тем частные управляющие компании принесли своим клиентам в среднем 21,23 % (10,56 % с учетом инфляции), а НПФ – 15,93 % (6,86 % с учетом инфляции). По мнению экспертов нужно забирать денежные средства у государства и передавать их в частные фонды. Однако свыше 90 % будущих пенсионеров стараются оставлять денежные средства в государственном управлении, и применение насильственных мер не изменят эту ситуацию[44].

На российскую пенсионную систему негативно влияют также демографические факторы. В условиях уменьшения населения трудоспособного возраста, снижения рождаемости, увеличения инвалидности и негативной трансформации рынка труда пенсионное обеспечение недостаточно.

Низкий размер пенсий является одной из наиболее проблемных характеристик деятельности ПФР. Недостаточная ресурсная база не позволяет достичь рекомендованного Международной организацией труда (МОТ) уровня пенсионного обеспечения. По оценке МОТ достаточный уровень жизни может обеспечить пенсия в 40 % от заработной платы[45]. Решением проблемы низких пенсий эксперты считают повышение пенсионного возраста и соответственно увеличение минимального страхового стажа и существенное повышение пенсий для граждан, добровольно откладывающих свой уход на пенсию. В 2015 году введена альтернатива повышению пенсионного возраста - бонусы за каждый год откладывания выхода на пенсию. Соцопросы показали, что это предложение устраивает только 20 % пенсионеров от общего количества пенсионеров[46].

Низкий уровень пенсионной грамотности населения также является еще одной важной проблемой. В условиях недостаточной информированности граждан невозможно повышение качества услуг, предоставляемых негосударственными пенсионными фондами.

Для того, чтобы решить данную проблему нужно обязать все задействованные сферы предоставлять информацию доступную для понимания гражданам о пенсионной системе в целом.


Разрешение рассмотренных проблем особенно важно для гарантирования социально-экономического развития страны. Возможны такие перспективы развития системы пенсионного обеспечения:

  • создание и развитие самостоятельных пенсионных систем для каждого региона в отдельности, для того чтобы учитывать индивидуальные особенности каждого из регионов, и уже отталкиваясь от этого вводить необходимые коррективы в систему. Такая система позволит учитывать особенности населения каждого региона и соответственно более эффективно выполнять свою главную цель – достойное пенсионное обеспечение;
  • повышение пенсионного возраста как для получателей страховых пенсий, так для получателей пенсий по государственному пенсионному обеспечению;

- государство должно четко устанавливать величину гарантий и ответственность, которые сможет взять на себя в ходе пенсионного обеспечения граждан, сформировав им условия для образования их пенсионных накоплений в границах частно-государственного партнерства, как с привлечением работодателей, так и самих граждан страны;

  • основным рычагом разрешения пенсионных проблем может стать формирование и становление региональных накопительных пенсионных фондов которые, принимая в расчет региональную специфику, могут привести, с одной стороны, к улучшению качества жизни пенсионеров, а с другой стороны, к социальному и экономическому развитию регионов посредством направления на данные цели образованных в них ресурсов.
  • также Правительство РФ должно вызывать интерес работодателей к участию в пенсионном обеспечении своих сотрудников. С этой целью нужно предоставлять налоговые льготы и прочие формы мотивирования для добровольных корпоративных пенсионных программ, а также модернизировать их нормативно-правовое регулирование.
  • необходимость проведения разъяснительных выступлений для населения о необходимости и целесообразности формирования накопительных принципов финансирования пенсий, как в обязательной, так и в добровольной части.

Пенсионное обеспечение населения требует дальнейшего совершенствования и реформирования. Построение эффективного пенсионного обеспечения требует скорейшего решения институциональных проблем и повышения результативности деятельности пенсионного фонда, увеличения количества пенсионеров и повышения нагрузки на бюджет фонда в связи с присоединением новых субъектов.


2.3 Пути и способы реформирования пенсионной системы Российской Федерации

Пенсионная система Российской Федерации, оставаясь по-прежнему недостаточно отлаженным механизмом пенсионного обеспечения, в очередной раз проходит фазу законодательного реформирования.

В параграфе 2 второй главы я постарался раскрыть сущность основных проблем пенсионного обеспечения России. Теперь перейдём к поиску наиболее приемлемых путей их решения.

Начнём с проблемы под условным названием «Увеличение числа пенсионеров». Для решения данной проблемы, на мой взгляд, необходимо:

1. Повышать производительность труда;

2. Создавать пенсионерам благоприятные рабочие условия (для их дальнейшей трудовой деятельности);

3. Провести реформирование системы здравоохранения (для повышение качества оказания медицинских услуг);

4. Привлекать в качестве трудовых ресурсов мигрантов (в допустимых государством размерах);

5. Осуществлять поддержку института семьи и брака (для повышения рождаемости в долгосрочной перспективе);

Безусловно, ряд данных мероприятий реализуется как на территории нашей страны, так и за рубежом, но существует ряд неразрешённых вопросов (в основном касающиеся приоритетных направлений использования средств федерального бюджета) которые тормозят деятельность органов власти относительно разработки эффективной социально-экономической политики государства.

Следующая проблема ПС РФ, затронутая мной чуть выше «Низкий размер и неравномерность пенсионного обеспечения».

Основными путями решениями данной проблемы:

1. Осуществление перерасчёта пенсий чиновников различного уровня;

2. Сокращение численности госслужащих (по рекомендациям Минфин примерно на 25 % реально это сделать);

3. Выравнивание бюджетной обеспеченности регионов (до разумных пределов: разница в доходных источниках всё равно останется, необходимо попытаться снизить существующий разрыв между «богатыми» и «бедными», либо приступить к разработке межбюджетных трансфертов).

4. Стабилизация государством цен на продукты питания и ЖКХ (основные направления расходов граждан РФ). И др.

К сожалению, на сегодняшний день у граждан РФ нет того уровня доверия и заинтересованности к деятельности ПФР. Согласно мнению Экономической экспертной группе (ЭЭГ), представленному в докладе «Налогово-бюджетная политика в средне- и долгосрочной перспективе: «в России действует одна из худших пенсионных систем в мире. Несмотря на высокие пенсионные взносы, отношение пенсий к зарплатам в 1,5 2 раза ниже, чем в сопоставимых развитых и развивающихся странах сохранить даже нынешний уровень пенсий правительство в будущем просто так не сможет»[47].


Одной из наиболее насущных проблем для пенсионного обеспечения является постоянно растущий дефицит бюджета ПФР.

Безусловно, Правление ПФР совместно с правительством РФ предпринимает различные попытки к снижению дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ. За последние годы к таким попыткам можно отнести:

1. Заморозку накопительной части пенсии (2014-2016 гг.);

2. Предложения по повышению пенсионного возраста (на сегодняшний день у женщин -55 лет, у мужчин 60);

3. Политика, направленная на отсрочку выхода на пенсию (стимулирование дополнительными баллами за более поздний выход на пенсию);

4. Программа софинансирования пенсионных накопления граждан (привлечение средств граждан, в качестве накопительной части к размеру их трудовых пенсий);

5. Трансферты из федерального бюджета (на 2015 год -2,8трлн.руб.);

Из данного списка мне ближе всего варианты 3, остальные, на мой взгляд, малоэффективны при сложившейся на сегодняшний день социально-экономической ситуации в стране.

Представители Правительства РФ, отвечающие за пенсионную реформу, убеждают будущих пенсионеров в безусловных преимуществах более позднего выхода на пенсию и реальной выгодности такого шага.

Но если приступить к расчётам и взять, например двух мужчин (ну пусть им исполнилось 60 лет в январе 2015 г), с одинаковым размером трудовой пенсии по старости, только один продолжает работать и выходить на пенсию, а второй продолжает работать и откладывает оформление пенсии ещё на 5 лет.

Учтём индексации по уровню инфляции пенсии первого и пенсионного капитала второго (на 5%), а также перерасчёт пенсии в соответствии с размером отчислений в ПФР. Спустя 5 лет оба пенсионера перестают трудиться. Пенсия второму начисляется с учетом премиальных коэффициентов.

На сегодняшний день, в связи с постоянными изменениями в пенсионном законодательстве, должны быть разработаны специальные меры, побуждающие граждан с большим доверием относиться к политике ПФР.

В рамках «Информационно-разъяснительной кампании по повышению пенсионной и социальной грамотности молодежи» специалисты Пенсионного фонда РФ ежедневно проводят массу различных мероприятий, в том числе беседы с пенсионерами, учащимися школ, высших учебных заведений. Граждане больше узнают о пенсионной системе РФ, о правилах

Когда обоим исполнится по 66 лет, размеры пенсий будут отличаться значительно. Пенсия «второго» составит руб. и превысит пенсию «первого» ( руб.) на рублей (на 42 %). Однако, если посчитать суммарные пенсионные выплаты первого за 10 лет составят руб. у первого, который вышел на пенсию по старости в 60 и руб. - у второго (меньше на руб.). А сравняются они по суммарной величине пенсионных выплат только на 74 году жизни (спустя 14 лет выхода на пенсию, что тут уж говорить про среднюю продолжительность жизни у мужчин)[48].


Таким образом, поздний выход на пенсию выгоден практически всем - ПФР, Минфину, Федеральному Бюджету, но никак не пенсионерам.

Но, не смотря на всё вышесказанное, я считаю, что данную программу (Более позднего выхода на пенсию) надо усовершенствовать, предложить такие бонусные баллы, чтобы люди не считали себя обманутыми и пошли навстречу Пенсионному фонду РФ.

Следующая проблема «Низкий уровень пенсионной грамотности граждан».

Что такое «пенсионная грамотность» мы рассмотрели в предыдущем пункте, теперь перейдём к способам преодоления данной проблемы

1. Проведение различных встреч с гражданами по поводу разъяснения сути проходящих пенсионных реформ (в форме лекций, круглых столов и т.д);

2. Открытие дополнительных отделений обслуживания населения по вопросам, относящимся к компетенции ПФР (в первую очередь в сельской местности);

3. Создание упрощённых вариантов научных пособий по пенсионному обеспечению (подходящих как для молодёжи, так и для старшего поколения);

4. Организация различных конкурсов, для привлечения внимания граждан к теме ПФР (возможность гражданам самим поучаствовать в управлении ПФР, предложить нестандартное решение проблемы и т.д.)

Кроме всего вышеперечисленного на сегодняшний день активно стали обсуждаться предложения Министерства труда и социальной защиты.

За счет вышеперечисленных мер бюджет ПФР надеется сэкономить более 600 млрд.руб. Кроме этого предлагают более чем вдвое увеличить взносы для самозанятых, изменить условия предоставления отраслевых льгот по взносам и отменить обязательную накопительную систему, заменив ее добровольной (22% будет идти на страховую часть и 6% граждане могут вносить на накопительную по своему желанию).

В Министерстве труда свои предложения пока еще никак не комментируют. Экономисты говорят, что все меры в принципе уже давно обсуждаемы, это необходимые меры, и действительно хотя бы часть из них надо принять, чтобы в первую очередь сократить трансферты из федерального бюджета и в целом способствовать сбалансированности бюджета ПФР. Но насколько реализуемы эти меры, остается вопросом. Экономисты не могут дать однозначную оценку и сомневаются, что это будет проведено, потому что такая работа уже ведется еще с 2002 года и реализовать ее еще никак не удается.

Негативный отклик Правительство РФ услышало от ИП, потому что для них повышается фактически нагрузка и для совсем небольших предпринимателей это уже может быть слишком ощутимый удар, который приведет и к повышению цен или еще хуже к завершению предпринимательской деятельности.