Файл: Программа пенсионной реформы и пути ее реализации (ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ)).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 292
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ
1.1 История развития пенсионной системы Российской Федерации
1.2 Предпосылки, основные цели и задачи пенсионной реформы в России
1.3 Основные этапы пенсионной реформы.
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Тенденции развития современной пенсионной политики в России
2.2 Проблемы реализации пенсионной реформы Российской Федерации
2.3 Пути и способы реформирования пенсионной системы Российской Федерации
По состоянию на 2013 г. клиентская база частных управляющих компаний и НПФ достигла 25 млн человек, сумма средств под их управлением составила почти 1 трлн руб., а общий объем пенсионных накоплений превысил 2,5 трлн руб. (с учетом денег на счетах ВЭБа, где хранятся деньги так называемых «молчунов» - граждан, не выбравших НПФ или УК для своих накоплений).
В сентябре 2013 г. при подготовке государственного бюджета было объявлено, что в 2014 г. перечисление средств в накопительную часть пенсий будет заморожено, и все деньги пойдут в страховую часть ПФР. Заморозка пенсий впоследствии была продлена на 2015 г., велось обсуждение о возможной отмене накопительной компоненты. 23 апреля 2015 г. премьер- министр РФ Дмитрий Медведев объявил, что накопительная часть пенсии будет сохранена. 7 октября глава ПФР Антон Дроздов сообщил, что принято решение о заморозке пенсионных накоплений на 2016 г.
Заморозка перечислений накопительной части пенсий предпринималась и другими странами мира. Например, в 2011 г. от накопительной системы отказалась Венгрия, в 2010-2011 гг. не производились выплаты в накопительную, вторую, ступень пенсионной системы Эстонии, в Словакии был сокращен с 9% до 4% размер накопительных выплат[28].
Кроме заморозки накопительной части пенсий обсуждались и другие варианты балансировки бюджета ПФР РФ. В частности, в 2010-2011 гг. началась активная дискуссия о повышении пенсионного возраста. 16 апреля 2015 г. Владимир Путин заявил, что, по его мнению, Россия в настоящий момент не готова к резкому повышению пенсионного возраста, однако это возможно в будущем «при открытом и активном диалоге с обществом», причем не должно коснуться людей предпенсионного возраста. Среди других вариантов снижения дефицита ПФР - сокращение индексации и выплат пенсий чиновникам или работающим пенсионерам, в частности, имеющим большие трудовые доходы.
Краткий обзор этапов реформирования пенсионной системы России свидетельствует об определённом противоречии. С одной стороны, постоянно предпринимаются попытки усовершенствовать российскую пенсионную систему с учетом мировых тенденций пенсионной реформы, в том числе и опыта развитых индустриальных стран. С другой стороны, оптимальная модель пенсионной системы по-прежнему не найдена и мероприятия в рамках реформы носят далеко не всегда последовательный характер. Всё это происходит на фоне сохранения низкого уровня пенсионных выплат.
Таким образом, пенсионную реформу в России очевидно нельзя признать завершенной. В пользу высказанной гипотезы говорят следующие обстоятельства:
- Неустойчивая ситуация в экономике создаёт постоянные проблемы в бюджетной сфере. Государство испытывает регулярную нехватку средств в пенсионном фонде и постоянно вносит изменения в пенсионную модель с целью изыскать средства для финансирования текущих пенсий.
- Меры по внедрению накопительной части пенсии правильны и в целом соответствуют мировой практике. Однако непоследовательность действий (фактическое исключение многих участников из накопительной модели и её «заморозка» в 2014-2017 гг.) дестабилизируют ситуацию в данной сфере.
- Позитивным шагом, несомненно, является усиление роли НПФ как участников российской пенсионной системы. В то же время очевидно, что эта роль зависит от возможностей НПФ инвестировать и реинвестировать средства. Здесь большое значение имеет уровень развития финансового рынка и возможность НПФ вкладывать средства за рубежом. Как известно, и в этих сферах в России достаточно проблем. По оценкам Мирового экономического форума 2016-2017 гг. Россия по развитию финансовых рынков находится на 108 месте из 140 стран[29].
Таким образом, можно предположить, что пенсионная реформа в России в ближайшие годы будет продолжена. Прежде всего, необходимо окончательно решить вопрос о месте и роли накопительной части пенсии как элемента пенсионной системы. Непоследовательные шаги в данной области, несомненно, снижают эффективность российской пенсионной системы в целом. Кроме того, до сих пор в недостаточной мере учитывается опыт других стран, связанный с развитием профессиональных пенсионных программ.
Следует предоставить возможности для отдельных предприятий самостоятельно формировать пенсионные программы для своих сотрудников. Такие программы могли бы способствовать развитию рынка пенсионных услуг и в перспективе привели бы к общему повышению благосостояния российских пенсионеров. Необходимо также продолжать предпринимаемые в настоящее время меры по стимулированию деятельности НПФ. Однако эти меры не могут осуществляться отдельно от стратегических мер по развитию финансового сектора в целом и его интеграции в мировую финансовую систему.
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Тенденции развития современной пенсионной политики в России
Отечественная пенсионная система на протяжении всего постсоветского периода является объектом критики. Регулярные изменения, вносимые в пенсионное законодательство на протяжении 20 последних лет, привели к тому, что пенсионная реформа в нашей стране приняла непрекращающийся, перманентный характер. Базовый документ ее проведения (Программа пенсионной реформы в Российской Федерации, утвержденная Правительством РФ), был принят почти 20 лет назад – в 1998 г. Ежегодно вносятся новации в пенсионное законодательство. Несмотря на это до настоящего времени не удалось построить оптимальную модель пенсионной защиты населения.
Институт пенсионной защиты играет важную роль в жизни современного общества: пенсионеры составляют четверть населения страны; через бюджет Пенсионного фонда России перераспределяется около 10% ВВП страны. Вместе с тем, отечественная пенсионная система функционирует на достаточно низком уровне, она не решает все поставленные перед ней задачи современным обществом. Граждане, ставшие пенсионерами, благодаря данному социальному статусу переходят в категорию малоимущего, и даже, бедного населения. Начиная с конца ХХ в. наблюдались тенденции неуклонного снижения размера пенсии, который в XXI в. составил 22-47% от уровня 1990 г. Тот размер пенсии, который сложился в России в настоящее время не позволяет обеспечивать нормальную жизнедеятельность человека. Снижение коэффициента замещения пенсией предыдущего заработка до уровня 35% свидетельствует о том, что при выходе на пенсию доходы российского гражданина снижаются практически в три раза. Несмотря на то что в последнее время предпринимается немало шагов по повышению материального уровня российских пенсионеров, решить эту проблему в полной мере не удается[30].
Пенсионная система РФ достаточно изменилась за последние годы. Пережив несколько реформ, она продолжает осуществлять модернизацию до настоящего времени. Первым сигналом к значительным переменам стало создание Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФРФ) в 1990 году. Он выступал в качестве места аккумулирования, хранения и размещения страховых взносов, которые имели направленность на выплату пенсий
Мировой опыт развития пенсионных систем не был в достаточной мере востребованным в отечественной практике. В нашей стране до 90-х годов не отмечалось серьезных попыток пересмотра систем социального обеспечения, отсутствовали условия применения достижений экономической науки и применения результатов практического опыта зарубежных стран к российским системам. Результатом неспособности пенсионного обеспечения выполнять свои основные функции привели к тому, что пенсионная система РФ столкнулась с серьезными трудностями, а в конце 90-х годов оказалась в кризисном состоянии[31].
Поддержание на высоком уровне пенсионных показателей требует наращивания государственных расходов на финансирование национальной пенсионной системы, что неуклонно увеличивало долю расходов на государственную пенсионную защиту в консолидированном бюджете России.
Развитие пенсионного обеспечения в России носит догоняющий характер. Во-первых, в силу исторического наследия наша страна не успела, как это было сделано на Западе, вовремя и адекватно принять превентивные меры по обеспечению стабильности пенсионной системы. Сегодня, когда первые шаги уже сделаны, а главные решения приняты, можно с уверенностью предположить, что при правильном продолжении реформ через 50 лет эффективность пенсионного обеспечения в России не будет ни в чем уступать западным аналогам. Помимо этого, уже сегодня отметился ряд направлений деятельности в рамках пенсионной системы, в которых опыт Российской Федерации является одним из ведущих в мире. В первую очередь, это относится к информатизации систем пенсионного обеспечения.
Уже довольно-таки долгое время пенсионная система России находится в состоянии реформирования. 2002 год ознаменовался переходом России к смешанной (распределительно-накопительной) модели пенсионного обеспечения. Реформа была направлена на повышение благосостояния пенсионеров, а также установление тесной взаимосвязи продолжительности трудовой деятельности каждого работника с размером его будущей пенсии. Однако системный финансовый кризис и не всегда продуманная финансово-экономическая политика в области пенсионного страхования и накопления привели к тому, что в докладе Министра труда и социального развития РФ Татьяны Голиковой от 25 октября 2010 года[1] по сути, был сделан официальный вывод о том, что пенсионная реформа, проводимая в нашей стране с 1 января 2002 года, не достигла своих целей и не соответствует тем целям и задачам, которые были изначально в ней заложены.В большей степени этот вывод относится к накопительным принципам пенсионного обеспечения, которые министр назвала абсолютно не адекватными специфике развития нашей системы пенсионного обеспечения из-за макроэкономических и демографических особенностей. В то же время нельзя забывать и о том, что «провалу» накопительных принципов пенсионной модели способствовало недостаточное участие граждан РФ в процессе развития накопительной системы пенсионного обеспечения. Уровень активности граждан в этом вопросе был минимален – менее 1/3 работающих граждан нашей страны самостоятельно распорядились накопительной частью своей трудовой пенсии, остальные же, так называемые «молчуны», отдавали эти средства в управление государству. Это положило начало развитию новой концепции пенсионного обеспечения, которая поэтапно вводится в России с 1 января 2015 года.
К сожалению, уровень современного пенсионного обеспечения в РФ оставляет желать лучшего, несмотря на то, что государство стремится постоянно повышать размер пенсии, оно не в силах обеспечить достойный уровень жизни пенсионеров. Объясняется это как экономическими, таки демографическими причинами. Соотношение занятых в экономике и пенсионеров в РФ весьма наглядно показывает рост нагрузки на занятое население.
Сложившуюся ситуацию можно объяснить как постоянным повышением численности пенсионеров на фоне стабильного количества занятого в экономике населения, так и весьма большим количеством пенсионеров, продолжающих работать. Общее количество работающих пенсионеров в нашей стране и их удельный вес в общем количестве пенсионеров также весьма значительны. Около3/4пенсионеров продолжают работать на тех местах, в связи с работой на которых они получили льготные трудовые пенсии (льготные пенсионеры). Льготными считаются пенсионеры, получающие трудовые пенсии до достижения ими общеустановленного пенсионного возраста[32].
Начиная с 1998 года, законодательная база, устанавливающая ограничения в получении пенсионного обеспечения для тех пенсионеров, продолжающих трудиться, еще не существовала. Но правительство сочло, что подобные «послабления» приводят к довольно неэффективному расходованию бюджетных средств. Как известно, закон»О страховых пенсиях» был принят в 2013 году, однако процесс его вступления в силу будет постепенным, а точнее основная часть начнет действовать с начала 2015 года, а все остальные законодательные распоряжения – с 1 января 2016 года.
С 2015 года Правительство приняло решение ввести определенные ограничения для работающих граждан, получающих пенсию.
Когда у пенсионера, который работает, не происходит формирование накопительной части будущей пенсии, то при перерасчете он сможет получить максимальное количество балов не более 3.
В случае формирования накопительной части пенсии, при перерасчете количество баллов будет составлять не более 1, 875. (если брать перерасчет на рубли, то сумма составит 120, 19 руб.).
Существенной особенностью грядущей реформы является то, что теперь приоритетной задачей пенсионной реформы 2015 года является стимулирование более позднего выхода граждан РФ на пенсию. Например, если мужчина захочет выйти на пенсию на 57 лет позже общеустановленного пенсионного возраста, то сумма его пенсионное начисление будет на 85%вышеот размера пенсии, которую бы ему выплатили в 60 лет.