Файл: Общие особенности кадровой стратегии организаций бюджетной сферы (связь стратегий совладания с профессиональными трудностями).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сопоставим далее полученные результаты на основании методов математической статистики, используя коэффициент корреляции Спирмена.

Результаты представлены в таблицах 4, 5 и 6.

Таблица 4 – Анализ взаимосвязей адаптационных стратегий и жизнестойкости личности

Вовлечен-ность

Контроль

Принятие риска

Жизнестой-кость

Ассерт. действия

0,028

0,421**

0,039

0,281*

Вст. в соц. контакт

0,135

0,313*

0,000

0,209

Поиск соц. подд.

0,028

0,276*

-0,225

0,102

Осторож. дейст.

-0,064

0,022

0,044

-0,057

Импульс. дейст.

0,187

-0,003

0,202

0,187

Избегание

-0,284*

-0,153

-0,097

-0,295*

Манип. дейст.

0,027

-0,131

0,124

-0,003

Асоц. дейст.

-0,001

-0,200

0,201

-0,055

Агресс. дейст.

-0,247

0,181

0,171

0,083

По итогам анализа взаимосвязей адаптационных стратегий и жизнестойкости личности было выявлено, что показатель ассертивных действий имеет прямые корреляционные взаимосвязи с выраженностью такого показателя как контроль (r = 0,421; р ≤0,01). Это говорит о том, что ассертивная личность, способная не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать свое поведение и нести ответственность за него, чаще всего в сложной ситуации будет стараться контролировать ситуацию, бороться за то, чтобы повлиять на результат происходящего.

Показатель ассертивных действий имеет прямые корреляционные взаимосвязи с выраженностью такого общего показателя жизнестойкости личности (r = 0,281; р ≤0,05). Ассертивная личность достоверно отличается более выраженными показателями жизнестойкости.

Показатель поиска социальной поддержки имеет прямые корреляционные взаимосвязи с выраженностью такого показателя как контроль (r = 0,276; р ≤0,05). Показатель вступления в социальный контакт также имеет прямые корреляционные взаимосвязи с выраженностью такого показателя как контроль (r = 0,313; р ≤0,05).То есть, человек, стремящийся контролировать ситуацию, бороться за себя и свои потребности, более активно может искать помощи окружения, обращаться к другим людям.


Показатель избегания имеет обратные корреляционные взаимосвязи с выраженностью такого показателя как вовлеченность (r = -0,284; р ≤0,05). Это говорит о том, что человек, склонный избегать проблем, редко получает удовольствие от собственной деятельности, это может порождать чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни.

Показатель избегания имеет обратные корреляционные взаимосвязи с выраженностью такого общего показателя жизнестойкости личности (r = -0,295; р ≤0,05). Избегаюшая личность достоверно отличается более низкими показателями жизнестойкости.

Таблица 5 – Анализ взаимосвязей конфликтного поведения и жизнестойкости личности

Приспо-собление

Сотрудни-чество

Компромисс

Избегание

Доминиро-вание

Вовлечен-ность

-0,047

0,182

0,057

-0,129

0,193

Контроль

0,005

-0,025

0,199

-0,186

0,176

Принятие риска

0,032

0,135

-0,170

0,101

0,145

Жизнестой-кость (интегральный показатель)

-0,007

0,124

0,052

-0,143

0,241

Результаты анализа взаимосвязей конфликтного поведения и жизнестойкости личности в данном исследовании скорее говорят о том, что здесь достоверные взаимосвязи не обнаружены. Возможно увеличение выборки и использование иных методик позволит в дальнейшем уточнить данный вывод.

Таблица 6 – Анализ взаимосвязей адаптационных стратегий и конфликтного поведения

Приспо-собление

Сотрудни-чество

Компромисс

Избегание

Доминиро-вание

Ассерт. действия

0,080

0,061

0,063

0,029

-0,019

Вст. в соц. контакт

-0,192

0,022

0,308*

-0,340**

0,122

Поиск соц. подд.

-0,119

0,042

0,372**

-0,329*

-0,003

Осторож. дейст.

0,023

0,006

-0,036

0,090

0,014

Импульс. дейст.

0,137

-0,221

-0,119

-0,183

0,137

Избегание

-0,023

0,123

0,184

-0,022

-0,082

Манип. дейст.

0,039

0,157

-0,101

0,037

-0,054

Асоц. дейст.

0,050

-0,159

-0,067

0,241

-0,109

Агресс. дейст.

0,037

-0,041

-0,104

0,063

0,249


По итогам анализа взаимосвязей адаптационных стратегий и конфликтного поведения было выявлено, что показатель вступления в социальный контакт имеет прямые корреляционные взаимосвязи с выраженностью такого показателя как компромисс (r = 0,308; р ≤0,05) и обратные – с выраженностью избегания конфликта (r = -0,340; р ≤0,01). Поиск социальной поддержки также имеет прямые взаимосвязи с выраженностью такого показателя как компромисс (r = 0,372; р ≤0,01) и обратные – с выраженностью избегания конфликта (r = -0,329; р ≤0,05). Это говорит о том, что личность, ориентированная на контакты с окружающими, чаще будет стараться найти общее решение проблемы, достичь компромисса в споре, а также реже будет уходить от обсуждения трудностей и разногласий.

Таким образом, действительно подтвердилось следующее: стратегии адаптационного и конфликтного поведения, а также жизнестойкости достоверно различаются у мужчин и женщин; уровень жизнестойкости личности взаимосвязан со стратегиями адаптационного поведения. Гипотеза о том, что уровень жизнестойкости взаимосвязан с выбором стратегии поведения в конфликте и будет выше при предпочтении стратегии сотрудничества – в полной мере не подтвердилась.

Выводы по главе 2

Эмпирическое исследование было направлено на то, чтобы выявить показатели адаптационных стратегий, конфликтного поведения и жизнестойкости личности и их особенности у мужчин и женщин, а также взаимосвязи.

Было выявлено, что показатели жизнестойкости в мужской и женской выборках согласно их статистической значимости различаются согласно данным расчета U-критерия Манна-Уитни по многим шкалам. Различия были установлены по шкале «контроль» – этот показатель более характерен для мужчин, то есть они больше управляют, меняют свою жизнь, чувствуют себя хозяевами своей судьбы. Различия также установлены по шкале «принятие риска» – этот показатель более характерен для мужчин, то есть они больше склонны рисковать и пробовать новое. Различия также установлены по интегральной шкале «жизнестойкость» – этот показатель также более характерен для мужчин, то есть они обладают большим ресурсом жизнестойкости в целом.

Выявлено, что показатели конфликтного поведения в мужской и женской выборках по их статистической значимости различаются согласно данным расчета U-критерия Манна-Уитни по многим шкалам. Различия были установлены по шкале «сотрудничество» – этот показатель более характерен для женщин. Различия также установлены по шкале «компромисс»– этот показатель также более характерен для женщин. Различия также установлены по шкале «избегание» и «доминирование»– эти показатели более свойственны мужчинам.


По итогам анализа взаимосвязей адаптационных стратегий и жизнестойкости личности было выявлено, что показатель ассертивных действий имеет прямые корреляционные взаимосвязи с выраженностью такого показателя как контроль. Показатель ассертивных действий имеет прямые корреляционные взаимосвязи с выраженностью такого общего показателя жизнестойкости личности. Показатель поиска социальной поддержки имеет прямые корреляционные взаимосвязи с выраженностью такого показателя как контроль. Показатель вступления в социальный контакт также имеет прямые корреляционные взаимосвязи с выраженностью такого показателя как контроль. Показатель избегания имеет обратные корреляционные взаимосвязи с выраженностью такого показателя как вовлеченность. Показатель избегания имеет обратные корреляционные взаимосвязи с выраженностью такого общего показателя жизнестойкости.

Результаты анализа взаимосвязей конфликтного поведения и жизнестойкости личности в данном исследовании скорее говорят о том, что здесь достоверные взаимосвязи не обнаружены. Показатель вступления в социальный контакт имеет прямые корреляционные взаимосвязи с выраженностью такого показателя как компромисс и обратные – с выраженностью избегания конфликта. Поиск социальной поддержки также имеет прямые взаимосвязи с выраженностью такого показателя как компромисс и обратные – с выраженностью избегания конфликта. Гипотезы были подтверждены частично.

Заключение

Целью данного исследования было теоретически проанализировать и эмпирически изучить связь стратегий совладания с профессиональными трудностями и жизнестойкости. Было определено, что жизнестойкость яʙляетс‬я с‬ис‬темным с‬ʙойс‬тʙом, обус‬ла‬ʙлиʙа‬ющим ус‬пешную а‬да‬пта‬цию челоʙека‬ к ʙоздейс‬тʙию ра‬зличных пс‬ихос‬оциа‬льных на‬грузок и фа‬ктороʙ с‬реды обита‬ния, позʙоляет личнос‬ти протиʙос‬тоять жизненным труднос‬тям, небла‬гоприятному да‬ʙлению обс‬тоятельс‬тʙ, с‬охра‬нять здороʙье и ра‬ботос‬пос‬обнос‬ть ʙ ра‬зличных ис‬пыта‬ниях.

Жизнестойкость прояʙляетс‬я ʙ преодолении труднос‬тей ка‬к с‬пос‬обнос‬ть с‬охра‬нять ʙеру ʙ с‬ебя, быть уʙеренным ʙ с‬ебе, с‬ʙоих ʙозможнос‬тях, ка‬к с‬пос‬обнос‬ть к эффектиʙной пс‬ихологичес‬кой с‬а‬морегуляции. Ста‬бильнос‬ть прояʙляетс‬я ʙ с‬охра‬нении с‬пос‬обнос‬ти личнос‬ти функционироʙа‬ть, ос‬ущес‬тʙлять с‬а‬моупра‬ʙление, ра‬зʙиʙа‬тьс‬я, а‬да‬птироʙа‬тьс‬я. Жизнестойкость ‬ яʙляетс‬я с‬ложным и емким ка‬чес‬тʙом личнос‬ти, объединяющим целый комплекс‬ с‬пос‬обнос‬тей: с‬тойкос‬ть (с‬пос‬обнос‬ть протиʙос‬тоять), ура‬ʙноʙешеннос‬ть (с‬пос‬обнос‬ть с‬оизмерять уроʙень на‬пряжения с‬ рес‬урс‬а‬ми с‬ʙоей пс‬ихики и орга‬низма‬), с‬опротиʙляемос‬ть (с‬пос‬обнос‬ть протиʙос‬тояния ʙнешним ʙлияниям).


Выраженность жизнестойкости зависит от множества факторов, среди которых могут быть также стратегии адаптационного и кофликтного поведения. Адаптационные стратегии обуславливают особенности адаптационных возможностей человека и своеобразие протекания адаптации личности в результате воздействия тех или других факторов и условий среды. Стратегия поведения личности в конфликте рассматривается как ориентация индивида по отношению к конфликту. Когда человек пытается справиться с теми или иными жизненными трудностями, его активность может быть направлена как на внешние обстоятельства, подлежащие изменению, так и на самого себя. Включаются механизмы психической саморегуляции и механизмы психической адаптации. Наличие индивидуальных различий в реагировании на стресс и формирование стрессоустойчивости определяет растущий интерес к изучению механизмов регуляции этого состояния, обоснования путей и способов его преодоления. В современной психологической науке изучения взаимодействия личности с внешней средой все чаще осуществляется в контексте его жизнестойкости.

Эмпирическое исследование было направлено на то, чтобы выявить показатели совладания с профессиональными трудностями и жизнестойкости личности и их особенности у мужчин и женщин, а также взаимосвязи.

В качестве методов сбора данных использовались: эмпирические методы исследования, которые включали комплекс диагностических психологических методик и методов математико-статистического анализа данных. Для выявления различий между двумя группами был применен расчет достоверности различий между эмпирическими распределениями по непараметрическому U-критерию Манна-Уитни. Для измерения силы линейной корреляционной связи количественных признаков использовался линейный коэффициент корреляции К. Спирмена.  

В ходе диагностики подтвердилось следующее: стратегии адаптационного и конфликтного поведения, а также жизнестойкости достоверно различаются у мужчин и женщин; уровень жизнестойкости личности взаимосвязан со стратегиями адаптационного поведения. Гипотеза о том, что уровень жизнестойкости взаимосвязан с выбором стратегии поведения в конфликте и будет выше при предпочтении стратегии сотрудничества – в полной мере не подтвердилась.

Список литературы

  1. Александровский Ю. А. Социально-стрессовые расстройства / Ю. А. Александровский // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. Бехтерева. – 1992. – В.2. – С. 5-10.
  2. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. – Москва, 2009 – 62-65 с.
  3. Аширов Д.А. Управление персоналом / Д.А. Аширов. - М.: Проспект, 2009. - 342 с.
  4. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. – СПб.: Питер , 2015. – 270 с.
  5. Ванакова Г.В. Психологическая поддержка развития жизнестойкости студентов: Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук: 19.00.13 – ПГУ. Биробиджан. 2014. — 462 с.
  6. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Гардарика, 2013. – 432с.
  7. Гардашников В.Я. Образование и здоровье студентов медицинского колледжа/ В.Я. Гардашников. – М.: Академия естествознания, 2009. – 228 с.
  8. Глоточкин А.Д. О личностной, социально-психологической адаптации / А.Д. Глоточкин // Актуальные психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания в школе и вузе. – Тверь: [б/и], 2014. – С. 102-105.
  9. Гришина Н.В. Психология конфликта. – Санкт-Петербург, 2002 – 221, 420 с.
  10. Гришина Н.В. Я и другие. Общение в трудовом коллективе. – Л.: Наука, 1990 – 34 с.
  11. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – Санкт-Петербург, 2009 – 39 с.
  12. Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?book=bozhovich_lichnost-i-ee-formirovanie_2008&bookhl=
  13. Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности: Учебное пособие. - М.: ПЕР СЭ, 2013.
  14. Изард К. Методы изучения эмоций человека // Психология мотиваций и эмоций / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б. – М.: МПСИ, 2009. – С.431-439.
  15. Кишкель Е.Н. Управленческая психология. – Москва, 2002 – 137 с.
  16. Каверин С.Б. Мотивация труда. М.: Дело, 2014. – 354с.
  17. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: учеб. / А.Я. Кибанов.- М.: ИНФРА-М, 2015. – 304 с.
  18. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса/ Л.А.Китаев-Смык. - М.: Академический Проект, 2009. - С. 368.
  19. Комаров М.А. Менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 2014.- 412 с.
  20. Костяк Т.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду / Т.В. Костяк. – М.: Академия, 2015. – 176 с.
  21. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения / Т.Л.Крюкова. – Кострома КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. – 296 с.
  22. Леоненко Н.О., Чечурина К.С. Жизнестойкость как ресурс позитивного развития личности студентов // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования . – 2014 . – № 2 . – С .170—172 .
  23. Линчевский Э.Э. Конфликты в общении и общение в конфликтах. – Санкт-Петербург, 2000 – 11-12 с.
  24. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1. С. 16-24.
  25. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1996 – 220 с.
  26. Наливайко Т.В. Исследование жизнестойкости и ее связей со свойствами личности: дисс.канд.психол.наук; 19.00.05. – Челябинск, 2006. – 175 с.
  27. Налчаджан A.A. Социально-психологическая адаптация личности / А.А. Налчаджан. – СПб.: Питер, 2011. – С. 270-275.
  28. Петросянц В.Р. Особенности жизнестойкости студентов-психологов в зависимости от курса обучения // Психологическая наука и образование . 2017 . – Т . 22 . – № 6 . – C . 109—117 .
  29. Пиаже Ж. Психология ребенка: научное издание / Ж. Пиаже. – СПб.: Питер, 2013. – 159 с.
  30. Плахтиенко В.А., Блудов Ю.М. Надежность в [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?book=bozhovich_lichnost-i-ee-formirovanie_2008&bookhl=
  31. Позднякова О.В. Социальная адаптация как стадия социализации личности / О.В. Позднякова // Социально-экономические явления и процессы. – 2011. – № 5-6. – С. 183-188.
  32. Попова Т. А. Экспериментальное исследование эмоционального выгорания, самоотношения и самоактуализации практических психологов // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы. – М.: МГППУ, 2014. – С.537-542.
  33. Пугачев В. П. Руководство персоналом / В.В. Пугачев. - М.: Аспект-Пресс, 2008. - 416 с.
  34. Подопригора М.Г. Организационное поведение: Конфликты. – Таганрок, 2008 – 209-213 с.
  35. Реан А.А. Психология адаптации личности / А.А. Реан. - СПб.: Медицинская пресса, 2012. – 352 с.
  36. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2014. – 720 с.
  37. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. – Ростов-на-Дону, 2005 – 353 с.
  38. Стрехова Н.С., Лыгалов М.А. Исследование состояния проблемы профессионального выгорания профессионала образовательной организации // Символ науки. – 2016. - № 5-3 (17). – С. 242-245.
  39. Толстых Ю. И. Современные подходы к категории «адаптационный потенциал» // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2011. - № 1.
  40. Уварова О.М. Черты личности и копинг-стратегии подростков с разным уровнем жизнестойкости // Материалы VII Международной конференции молодых ученых «Психология – наука будущего». Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. – М.: ИП РАН, 2017. С. 861–864.
  41. Фестингер JI. Теория когнитивного диссонанса / Л. Фестингер. – СПб.: Ювента, 2011. – 145 с.
  42. Хаммад С.М. Жизнестойкость как основа самореализации личности в трудных жизненных ситуаицях: дисс. канд.психол. наук; 19.00.01. – М., 2016. – 236 с.
  43. Чебыкин А.Я., Аболин Л.М. Исследование эмоциональной устойчивости и психологические средства ее формирования у спортсменов // Психологический журнал. – 1984. – Т.5. - №4. – С.83.
  44. Черняк Т. В. Конфликты в организации и технология их разрешения. – Новосибирск, 1998 – 14 с.
  45. Шапиро С.А., Основы управления персоналом в современных организациях. Экспресс-курс/С.А., Шапиро, О.В. Шатаева. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2014. – 400 с.
  46. Шапиро С.А. Мотивация и стимулирование персонала.- М.: Гросс Меди, 2015.-224 с.
  47. Щербатых Ю. В. Психология стресса - М.: Эксмо, 2008. - 304 с.