Файл: Общие особенности кадровой стратегии организаций бюджетной сферы (связь стратегий совладания с профессиональными трудностями).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поведение в конфликтных ситуациях можно определить следующими стратегиями [34.]:

  1. соревнование (конкуренция) – поведение, при который человек пытается удовлетворить свои интересы, за счет ущемления интересов другого человека. Данное поведение может помочь человек одержать вверх в какому-либо конфликте, однако если применить данную стратегию к близким людям (семье, друзьям) – отношения могут резко испортиться, и такую стратегию конкуренции лучше не применять;
  2. приспособление (улаживание) – к такому поведению обычно прибегают люди с заниженной самооценкой, полагающие, что их интересы и цели выступают как незначимые, неважные. В этом случае субъект может уступить, поступиться своими интересами, для того чтобы избежать конфликта;
  3. избегание (уклонение) – субъект может откладывать все время обсуждение спорных моментов «на потом» для того, чтобы уйти тем самым от развития конфликта;
  4. компромисс – обе стороны конфликта в итоге могут получить частичное удовлетворение своих целей и потребностей. Компромисс зачастую выступает целесообразным решением, чтобы преодолеть конфликт;
  5. сотрудничество – представитель одной из сторон конфликта стремится сделать так, чтобы обе стороны конфликта оказались в максимальной степени удовлетворены. Особенно в длительных взаимоотношениях подобный выбор поведения, в котором учтены интересы обеих сторон – будет одним из верных решений.

В конфликтной ситуации каждый человек может вести себя по-разному, есть разные стили и стратегии конфликтного поведении, от которых зависит взаимодействие и общение субъекта с окружающими.

Социальный психолог К. Маслач, изучая особенности жизнестойкости и выбора стратегий преодоления проблем у индивидов, помогающие им преодолевать эмоциональное возбуждение, сделала вывод, что данные стратегии оказывают воздействие на профессиональное поведение специалистов. Среди основных причин возникновения проявлений выгорания она называла эмоциональную перегрузку, обусловленную взаимоотношениями между профессионалом и тем, кому он оказывает помощь [32.].

Н.С. Стрехова, М.А. Лыгалов применительно к людям помогающих профессий выделили три группы причин, обусловливающих проблемы в плане жизнестойкости: финансово-экономические, профессионально-деятельностные, индивидуально-личностные причины профессионального выгорания [38.].

На основании исследований отечественных психологов, можно составить классификацию конфликтных личностей и выделить некоторые типы конфликтных личностей, которые могут провоцировать возникновение проблем в плане адаптированности и жизнестойкости [Error: Reference source not found]:


  1. Демонстративная личность – индивид, который любит находиться в центре внимания, он относится к людям так, как они относятся к нему, ему достаточно легко даются поверхностные конфликты. Такая личность хорошо приспосабливается к любым ситуация, он избегает систематическую работу и не уходит от конфликтов, даже часто становится именно источником конфликта, но свою вину отрицает.
  2. Ригидный тип личности – такой человек обладает завышенной самооценкой, он хочет, чтобы его значимость в мире постоянно подтверждали, он прямолинеен, тяжело принимает точку зрения окружающих и не считается с их мнением.
  3. Неуправляемый тип – импульсивный, не контролирует себя, ведет себя агрессивно, извлекает мало пользы с прошлого опыта. Часто в общественном месте, нарушает общественные нормы, не способен грамотно составить свою деятельность.
  4. Сверхточная личность – предъявляет завышенные требования к себе и к окружающим, чрезмерно чувствителен ко всем деталям, может резко прекратить общение с близкими людьми из-за чувства обиды, сдержан в эмоциональных проявлениях.
  5. Бесконфликтный тип – неустойчив к оценке и мнению окружающих, обладает легкой внушаемостью и чересчур противоречив, зависит от мнения окружающих, не обладает достаточной силой воли.

В многочисленных работах Ю.А. Александровского [1.]; Л.А. Китаева-Смык [18.]; Т.Л. Крюковой [21.]; Ю.В. Щербатых [47.] и др. отмечается, что при недостаточном развития конструктивных форм преодолевающего поведения и жизнестойкости человека с сложным и конфликтным ситуациям увеличивается патогенность жизненных событий, и эти события могут стать «пусковым механизмом» в процессе возникновения психосоматических и других заболеваний.

Процесс преодоления может вступать в действие не только в таких случаях, в которых трудность проблемы превысила возможности типичных, стандартных реакций, становится недостаточным обычное характерное приспособление, ждет новых ресурсов. Этот процесс может также при необходимости изменять поведение в сложных проблемных ситуациях, при хроническом влиянии стрессоров и отрицательных каждодневных событиях. Преодоление, зачастую, направленное на поиски способов и средств изменения взаимосвязей у субъекта и условий его внешней среды или на уменьшение его эмоциональных переживаний и проявлений дистресса; оно может отражаться на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровне в форме разнообразных стратегий противодействия стрессогенными факторам либо стрессовым реакциям.


Т.Л. Крюкова указывает, что «преодолевающий» человек использует ряд базисных стратегий, которые могут быть как хорошими, так и неоптимальными, как адекватными, так и неадекватными ситуации. По мнению автора «человек, преодолевающий» рассматривается в парадигме «стресс-копинг» как обладающий особой личностной диспозицией, высокими резервами сопротивления стрессу или жизнестойкостью [21.].

Жизнестойкость личности интерпретируется как «подʙижное раʙноʙесное ее состояние, сохраняемое путем протиʙодейстʙия, нарушающим это раʙноʙесие ʙнешним и ʙнутренним факторам, и как целенапраʙленное нарушение этого раʙноʙесия ʙ соотʙетстʙии с задачами, ʙозникающими ʙо ʙзаимодейстʙии личности со средой.

Большинство психологических исследований по рассматриваемой нами проблеме было направлено на выявление значимых детерминант жизнестойкости. М.И. Дьяченко и В.А. Пономаренко выделили 2 вида детерминант:

1) эмоциональные детерминанты, которые влияют на устойчивость непосредственно (эмоциональная оценка ситуации, эмоциональное предвосхищение хода и результатов деятельности, испытываемые в данной ситуации эмоции и чувства, эмоциональный опыт и др.);

2) неэмоциональные детерминанты оказывают влияние, преломляясь через эмоциональные детерминанты (характеристики направленности личности, характер и содержание потребностей, мотивов, волевых качеств, знаний, типа нервной системы и др.). К примеру, характеристики процессов нервной системы не прямо влияют, а посредством силы и лабильности эмоций, аффективную восприимчивость, скорость преобразования эмоций в побуждения и т.д. [Error: Reference source not found].

В разнообразных научных работах говорится, что субъекты могут различно отреагировать на одну и ту же стрессогенную проблему. Преимущественно им может удаваться сохранять или быстро восстанавливать показатели работоспособности и функциональной надежности, несмотря на то, что любой человек в разной мере переживает в данных условиях отрицательные чувства, эмоциональное возбуждение и психическое напряжение. Наличие индивидуальных различий в реагировании на стрессоры и развитие показателей жизнестойкости делает обоснованным растущий интерес к исследованию механизмов регуляции данного состояния, обоснования путей и способов его преодоления. В современной психологической науке изучения взаимодействия личности с внешней средой все чаще осуществляется в контексте его жизнестойкости.

Выводы по 1 главе


Жизнестойкость яʙляетс‬я с‬ис‬темным с‬ʙойс‬тʙом, обус‬ла‬ʙлиʙа‬ющим ус‬пешную а‬да‬пта‬цию челоʙека‬ к ʙоздейс‬тʙию ра‬зличных пс‬ихос‬оциа‬льных на‬грузок и фа‬ктороʙ с‬реды обита‬ния, позʙоляет личнос‬ти протиʙос‬тоять жизненным труднос‬тям, небла‬гоприятному да‬ʙлению обс‬тоятельс‬тʙ, с‬охра‬нять здороʙье и ра‬ботос‬пос‬обнос‬ть ʙ ра‬зличных ис‬пыта‬ниях.

Она‬ яʙляетс‬я с‬ложным и емким ка‬чес‬тʙом личнос‬ти, объединяющим целый комплекс‬ с‬пос‬обнос‬тей: с‬тойкос‬ть (с‬пос‬обнос‬ть протиʙос‬тоять), ура‬ʙноʙешеннос‬ть (с‬пос‬обнос‬ть с‬оизмерять уроʙень на‬пряжения с‬ рес‬урс‬а‬ми с‬ʙоей пс‬ихики и орга‬низма‬), с‬опротиʙляемос‬ть (с‬пос‬обнос‬ть протиʙос‬тояния ʙнешним ʙлияниям).

Выраженность жизнестойкости зависит от множества факторов, среди которых могут быть также стратегии адаптационного и кофликтного поведения.

Когда человек пытается справиться с теми или иными жизненными трудностями, его активность может быть направлена как на внешние обстоятельства, подлежащие изменению, так и на самого себя. Включаются механизмы психической саморегуляции и механизмы психической адаптации.

2. Эмпирическое исследование стратегий совладания с профессиональными трудностями и жизнестойкости

2.1 Организация исследования

Целью эмпирического исследования было выявить показатели совладания с профессиональными трудностями и жизнестойкости личности и их особенности у мужчин и женщин, а также взаимосвязи.

Гипотеза:

- полагаем, что стратегии совладания с профессиональными трудностями, а также жизнестойкость достоверно различаются у мужчин и женщин;

- полагаем, что уровень жизнестойкости личности взаимосвязан со стратегиями адаптационного поведения;

- полагаем, что уровень жизнестойкости взаимосвязан с выбором стратегии поведения в конфликте и будет выше при предпочтении стратегии сотрудничества.

Эмпирические задачи:

1) подобрать диагностические методики, чтобы выявить показатели адаптационных стратегий, конфликтного поведения и жизнестойкости личности;


2) определить выборку и провести диагностику показателей адаптационных стратегий, конфликтного поведения и жизнестойкости личности у мужчин и женщин;

3) проанализировать полученные результаты.

Методы и методики исследования. В качестве методов сбора данных использовались: эмпирические методы исследования, которые включали комплекс диагностических психологических методик и методов математико-статистического анализа данных.

Методики:

  1. Опросник «SACS» (С. Хобфолл)
  2. Стратегии поведения в конфликте (опросник К. Томаса)
  3. Тест жизнестойкости Мадди (в адаптации Д.А. Леонтьева)

Основными методами статистической обработки данных исследования являлись: описательная статистика (частотное распределение по средним значениям), непараметрический критерий U Манна-Уитни. Обработка количественных данных проводилась с помощью пакета программ статистической обработки данных SPSS (версия 21.0).

Выборка: 30 мужчин и 30 женщин в возрасте 20-25 лет.

2.2 Методы и методики исследования

Представим описание использованных в эмпирическом исследовании методик.

Личностный опросник «SACS» С. Хобфолла предназначен для изучения стратегий и моделей копинг-поведения (стресс-преодолевающего поведения), как типов реакций личности человека по преодолению стрессовых ситуаций. Опросник предложен на основе многоосевой модели «поведения преодоления» стресса. Опросник включает 54 утверждения, каждое из них обследуемый должен оценить по 5-ти балльной шкале. В соответствии с ключом подсчитывается сумма баллов по каждой строке, которая отражает степень предпочтения той или иной модели поведения в стрессовой ситуации.

Опросник содержит девять моделей поведения (стратегии преодоления):

  • ассертивные действия,
  • вступление в социальный контакт,
  • поиск социальной поддержки,
  • осторожные действия,
  • импульсивные действия,
  • избегание,
  • манипулятивные (непрямые) действия,
  • асоциальные действия,
  • агрессивные действия.

Тест жизнестойкости (С. Мадди, перевод и адаптация Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой) представляет собой адаптацию опросника Hardiness Survey, разработанного американским психологом Сальваторе Мадди, теория и исследования которого, за отдельными исключениями, до сегодняшнего дня практически не находили отражения в русскоязычных публикациях.