Файл: Общие особенности кадровой стратегии организаций бюджетной сферы (связь стратегий совладания с профессиональными трудностями).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Жизнестойкость прояʙляетс‬я ʙ преодолении труднос‬тей ка‬к с‬пос‬обнос‬ть с‬охра‬нять ʙеру ʙ с‬ебя, быть уʙеренным ʙ с‬ебе, с‬ʙоих ʙозможнос‬тях, ка‬к с‬пос‬обнос‬ть к эффектиʙной пс‬ихологичес‬кой с‬а‬морегуляции. Ста‬бильнос‬ть прояʙляетс‬я ʙ с‬охра‬нении с‬пос‬обнос‬ти личнос‬ти функционироʙа‬ть, ос‬ущес‬тʙлять с‬а‬моупра‬ʙление, ра‬зʙиʙа‬тьс‬я, а‬да‬птироʙа‬тьс‬я [16.].

Следовательно жизнестойкость определим как определенное качество личности и психическое состояние, обеспечивающее целесообразное поведение в экстремальной, сложной, конфликтной, стрессовой ситуации.

1.2 Современные исследования стратегий совладания с профессиональными трудностями

В рамках профессиональной деятельности, по нашему мнению, ведущее значение имеют показатели того, как человек, работник адаптируется к сложным ситуациям и как он ведут себя в конфликтах в профессиональной сфере. Поэтому мы рассматриваем в качестве стратегий совладания с профессиональными трудностями именно адаптационные и конфликтные стратегии.

Анализ литературных источников по исследованию адаптационных стратегий свидетельствует о многообразии взглядов в пониманию адаптации личности. Первоначально это понятие значило «приспособление», «прилаживание», «приноровление» и описывалась в русле биологических наук. В работах Ч. Дарвина адаптация трактовалась в качестве совокупности изменений, происходящих в организме в различных подсистемах (таких, как сердечно-сосудистая, дыхательная, нервная и др.), в разной степени адекватных встречающимся раздражителям окружающей среды [30.]. В числе зарубежных авторов-исследователей проблем адаптации личности мы можем назвать таких авторов, как: Г. Гартман, А. Маслоу, К. Роджерс, Ж. Пиаже, Л. Филипс, Л. Фестингер, З. Фрейд, Э. Фромм,

С точки зрения ряда зарубежных исследователей (психоаналитиков Г. Гартмана, А. Фрейд, З. Фрейда), процесс адаптации детерминирован конфликтами в развитии личности, функционированием защитных механизмов, которые благоприятно решают эти конфликты и приводят (либо не приводят) личность к психическому равновесию. Другие ученые (гуманисты А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм) в числе ведущих условий адаптации называют: индивидуальные личностные характеристики, ценности [20.].


Бихевиористы полагают главным источником для развития личности именно среду, а в качестве ведущего условия адаптации можно рассматривать условия воспитания (внешние характеристики). Такие представители бихевиоральной психологии, как Л. Шаффер, Э. Шобен анализировали проявления социальной адаптации при помощи схемы «стимул – реакция». В данном научном направлении под адаптацией подразумевался единичный поведенческий акт, когда воздействие среды может быть рассмотрено в качестве преграды, препятствующей субъекту в реализациии поставленных им целей [27.].

Интеракционисты, среди которых Л. Филипс и другие, полагают, что на процессе адаптации могут оказать влияние как внутрипсихические факторы (личностные характеристики, показатели активности, самостоятельности и пр.), так и средовые (особенно воспитание) [21.].

Ученые-когнитивисты (Ж. Пиаже, Л. Фестингер) анализировали адаптационные характеристики интеллекта и пришли к мнению о том, что хорошие интеллектуальные характеристики можно рассматривать как условие адаптации личности [41.].

Швейцарец, когнитивист Ж. Пиаже стал первым, кто первым распространил понимание гомеостаза на характеристики личности, сохраняя в данном случае толкование адаптации только в качестве феномена, отражающего приспособление личности к социальной среде. Ученый считал интеллект субъективным фактором адаптации личности к внешней среде. Адаптация личности, с позиции Ж. Пиаже, может быть осуществлена при помощи взаимодействующих и взаимнодополняющих друг друга процессов ассимиляции («уподобление» себе, преобразование среды) и аккомодации (присвоение требований среды, «уподобление» ей) [29.].

Адаптация, с позиции Г. Гартманна, всегда может предполагать также процессы, связывающиеся с конфликтными ситуациями. Ученый полагал интересным анализировать процессы, ассимилирующие внешние и внутренние стимулы и приводящие к хорошей адаптации, и их связи и взаимодействия с такими механизмами, что могут привести к сложностям в развитии личности. Г. Гартманн отмечал, что ряд проблем, связанных с развитием характера, способностей, «интересов Я», приоритета методов защиты в разнообразных ситуациях нельзя решить только в терминах инстинктов и конфликтов [20.].

Теория Э. Эриксона раскрывает важным аспектов наличие опыта позитивного выхода из противоречивой ситуации или трудности и искоренение эмоциональной нестабильности для более гармонического равновесия личности и среды [20.].

Т. Шибутани рассматривал специфику адаптации с позиций протекания приспособительных реакций, выполняющих огромную роль в процессе восстановления равновесия между личностью и средой. Такие, аналогичные, реакции могут проходить сходно на самых разных уровнях: индивидуальном, групповом, межгрупповом; а также они дополнительно могут помогать в плане активного участия человека в изучении окружающей среды [27.].


В свою очередь, А. Маслоу обосновал в своей работе, что процесс адаптации выступает как динамический процесс по взаимодействию среды и личности. Психическая адаптация выполняет значительную роль в процессе поддержания адекватных взаимоотношений в системе «индивидуум и среда».

Надо отметить, именно психологи-гуманисты (Г. Беккер, Ф.В. Знанецкий, А. Маслоу, У. Томас) изучали феномен адаптации в качестве процесса, и в качестве итогового результата или состояния. Данные ученые обосновали важный критерий адаптированности, как выраженность интеграции личности и среды, который позволяет оценить соотношение личностно значимых и общесоциальных ценностей [20.].

В отечественной психологи данное понятие анализируется в известных работах, Г.А. Балл, Г.С. Костюк, В.А. Петровского. Также занимались данной проблематикой Ф.Б. Березин, А.Н. Леонтьев, И.А. Малашихина, А.А. Налчаджян и др.

Г.И. Царегородцев говорил о том, что для многочисленных исследователей адаптация означает только взаимодействие между «общественным субъектом» и «социальным объектом» – условиями его существования [30.].

Современное понимание проблем адаптации личности тесно связано с такими научными областями, как медицина, педагогика, психология, социология, культурология, философия, антропология, генетика и так далее.

Березин Ф.Б. описал ряд разных уровней адаптации профессионала, в числе которых:

  • индивидуально-психологический уровень, который предполагает своими составными компонентами определенные личностные и типологические особенности субъекта, его актуальные состояния (среди которых выделяем мотивацию, способности, самосознание, развитие самоконтроля, показатели самооценки, сформированность саморегуляции, темперамента, особенностей эмоциональной и интеллектуальной сферы и т.д.). На данном уровне идет поддержка некого психического равновесия, сохранение нормального психического здоровья;
  • социально-психологический уровень, который предполагает своеобразие микросоциального взаимодействия. На данном уровне реализуется становление адекватного межличностного взаимодействия, достижение социально-значимых целей личности [4.].

Анализируя разные определения, отметим, что адаптация представляет собой процесс активного приспособления субъектов к особенностям незнакомой, неопределенной среды на основании выработки общих норм, ценностей, разнообразных правил поведения, в результате чего могут иметь место отдельные личностные изменения, помогающие ей отождествлять себя с представителями сходных ценностных ориентаций общества.


Адаптация как социальный феномен выступает как сложное с точки зрения своей структуры личностное, духовное образование, проявляющееся на разнообразных уровнях социальной жизни субъекта. Посредством этого адаптация может быть описана как один из важнейших универсальных способов для того, чтобы преодолевать негативные кризисные социальные явления и готовить человека к включению в инновационные общественные процессы и системы [Error: Reference source not found].

Ю.И. Толстых полагает, что адаптивный потенциал профессионала (как личности, субъекта труда и индивидуальности) – это интегральная способность индивида, позволяющая ему не только адаптироваться к различным обстоятельствам профессиональной деятельности, но и активно противодействовать «возмущающим» влияниям разных форм нагрузки, что дает возможность обеспечить стабильно хорошую эффективность деятельности [39.]. Чем более высокий уровень развития данных характеристик, тем более вероятна эффективная адаптация человека и тем более значителен диапазон факторов внешней среды, к которым он способен приспособиться [24.]. Личностный адаптационный потенциал - не врожденная черта, он развивается в учебной, а затем профессиональной деятельности субъекта при наличии положительной мотивации.

Рассмотрим далее стратегии поведения в конфликтах. Конфликт – это взаимодействия личностей, действия которых направлены на реализацию своих целей, и эти действия окрашены сильными эмоциональными переживаниями. Определяющим в происхождении конфликтов выступает соответствующее, действующее сочетание объективных и субъективных факторов [9.]. Факторы, объективно обуславливающие возникновений конфликтных ситуаций, интерпретируются как некоторый набор объективных параметров, вызывающих объективное конфликтное состояния системы межличностного взаимодействия [10.]. Говоря иными словами, возникновение конфликтов предполагает собой восприятие, осознание противоречия, а также и развитие активных помыслов, направленных на разрешения возникшего противоречия. При этом также подчеркивается существенная зависимость конфликта, от внешнего контекста, в котором данный конфликт возникает и развивается.

Определяющую главную роль в восприятии человеком принятие конфликтности ситуации играет субъективная значимость противоречия, лежащего в основе конфликта, или тот «личностный смысл», который это противоречие имеет для данного индивида. Такой личностный смысл определяется всем индивидуальным существующим жизненным опытом человека, а точнее такими характеристиками личности как ценностная ориентация и мотивация [9.]. Приходя к осознанию возникшей ситуации, человек определяет, понимает свое место в ней, свое поведение. Если человек обуславливает получившуюся ситуацию, как конфликтую, то впоследствии она такой и становится, и по-своему виду и по последствиям.


Выделяют следующие причины конфликтов: различия во взглядах и представлениях, различия в целях, различия в психологических особенностях людей, неудовлетворенность желаниями и ресурсами [15.].

Причины конфликтов можно определить в четыре основные группы [44.]:

  • объективные причины – к этой группе относятся стереотипы поведения, внешние обстоятельства, образ жизни, социальное положение личности.
  • организационные – конфликты которые возникли в результате плохо организованной деятельности людей.
  • факторы социально-психологические – другими словами, каждая личность воспринимает поступающую информацию оптимальным образом для него, в результате чего получаются искажения полученной информации и происходят недопонимания.
  • личностные – такая группа причин зависит от личности человека, от его восприятия, формы поведения и психики.

Причины возникновения конфликтов можно объединить также следующие группы [Error: Reference source not found]: информационные (дезинформация), ценностные (система убеждений, поведения), поведенческие (несправедливость, эгоизм). Причины возникновения конфликтов, кроются в первую очередь в том, что каждая личность имеет собственные взгляды, интересы, стремления. При этом при появлении конфликта, каждая сторона начинает убеждать другую в своей правоте.

В современной литературе выделяют три основные модели поведения личности в конфликте [11.]:

  1. Конструктивная – она характеризуется тем, что индивид стремится к урегулированию конфликта. Такой человек выражает доброту и искренность по отношению к оппоненту, отличается выдержкой и самообладанием.
  2. Деструктивная – в такой модели поведения личность все время стремиться обострить конфликт, индивид унижает оппонента, негативно о нем отзывается, а также нарушает этику общения.
  3. Конформистская – личность проявляется себя пассивно, она уступает в конфликте, легко соглашается с любой точкой зрения оппонента, а также старается избегать острых вопросов. Данная модель опасна тем, что она способствует проявлению агрессивности со стороны соперника.

Стратегия поведения личности в конфликте рассматривается как ориентация индивида по отношению к конфликту. К. Томас одним из первых выделил пять основных стратегий поведения в конфликте, основополагающими которых он считал кооперацию и напористость. Кооперация связана с вниманием человека к интересам других людей, а напористость – акцент на собственных интересах [25.].