Файл: Наглядность как принцип обучения (Авторский подход о принципе наглядности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В настоящее время в обществе сложилось новое понимание основной цели образования. Прежде всего, учитель должен обеспечить формирование потенциала личного развития ученика, что обеспечит интеграцию личности в национальную и мировую культуру. В рамках этих изменений большое значение придается совершенствованию методов обучения. Методы обучения являются одним из компонентов целостной методологической системы обучения. Основную роль среди этих компонентов методологии играют цели обучения. Изменение учебных целей не только повлияло на содержание обучения, но также привело к значительным изменениям в других компонентах методологии и, что наиболее важно, в методах обучения. Это проявилось в том, что для школы были созданы новые учебники, разработаны новые методы и создана новая система учебных материалов.

До недавнего времени не было четкого различия между понятиями права, закона, принципа и правила в дидактике. Однако в ходе обсуждений было доказано, что содержание принципов было реорганизовано, тем самым сохраняя свое значение в новых условиях и раскрывая новые принципы, отражающие новые требования к обучению общества.

Принципы обучения выступают в органическом единстве, образуя некоторую концепцию дидактического процесса, которую можно представить как систему, компонентами которой они являются.

Практика обучения показывает, что при систематическом включении наглядных средств увеличивается самостоятельность учащихся, возрастает их активность, формируется положительное отношение к предмету. Данное обстоятельство является очень важным для обеспечения развития в процессе обучения личности.

Принцип наглядности в обучение важен потому что: помогает человеку воссоздать форму, сущность явления, его структуру, связи; формирует визуальную и слуховую культуру человека; дает учителю обратную связь, насколько ученик усвоил учебный материал, понял его и осмыслил. Принцип наглядности не утверждает, что образ в процессе обучения создается мгновенно и непроизвольно. Необходима активная умственная работа по его созданию человеком. Все это обусловило актуальность темы исследования.

Объект исследования: процесс обучения в начальной школе.

Предмет исследования: деятельность учителя по использованию средств наглядности на уроках в начальной школе.

Цель исследования: выявление эффективных условий использования наглядности на уроках в начальной школе.


Задачи исследования:

  • проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
  • рассмотреть понятие, классификацию и практическое применение наглядных средств на уроках в начальной школе;
  • проверить эффективность использования наглядных пособий.

Глава 1. Психолого-педагогические основы использования наглядных средств обучения в начальных классах

1.1 Наглядность: понятие, суть, виды наглядности и методические условия их использования в образовательном процессе

Понятие «наглядность» не имеет одной, четко очерченной трактовки. В контексте разных тематических материалов (психология, философия, педагогика) оно имеет разный «оттенок» трактовки, хотя суть и смысл понятия везде одинаковы.

Наглядность - это:

1) свойство, выражающее степень доступности и понятности психических образов объектов познания для познающего субъекта;

2) один из принципов обучения. В процессе создания образа восприятия объекта наряду с ощущением участвуют память и мышление. Образ воспринимаемого объекта является наглядным только тогда, когда человек анализирует и осмысливает объект, соотносит его с уже имеющимися у него знаниями. Наглядный образ возникает не сам по себе, а в результате активной познавательной деятельности человека [1].

Наглядные учебные пособия - плоскостные и объёмные изображения предметов и явлений, создаваемые для целей обучения, производственные и природные объекты в их естественном или препарированном виде. Применение наглядных учебных пособий способствует формированию у учащихся материалистических представлений и понятий, выработке у них умений и навыков. Наглядные учебные пособия используются в школе на различных этапах учебного процесса: при объяснении учителем нового материала, при закреплении его учащимися, во время повторения изученного материала и при проверке учителем знаний учащихся, а также во внеклассной, кружковой работе. Наглядные учебные пособия должны соответствовать содержанию программ и учебников, методам и приёмам обучения, возрастным особенностям учащихся, а также удовлетворять определённым научным, эстетическим, санитарно-гигиеническим, техническим и экономическим требованиям. Наглядные учебные пособия очень разнообразны по своему назначению, содержанию, способам изображения, материалам и технологии изготовления, по методам и приёмам использования [8].


B зависимости от дидактических функций различаются следующие виды наглядности [1, 7, 13]:

1. Естественная наглядность (растения, животные, полезные ископаемые); ее функция - знакомство учащихся с реальными объектами природы.

2. Экспериментальная наглядность (явления испарения, таяния льда); функция - знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов, наблюдений.

3. Картинная и картинно-динамическая наглядность (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино); функция - познакомить с какими-то фактами, предметами, явлениями через их отображение.

4. Объемная наглядность (макеты, муляжи, геометрические фигуры); функция - знакомство с теми предметами, где объемное, а не плоскостное изображение играет роль в восприятии.

5. Звуковая наглядность (грамзаписи, магнитофонные записи, радио); функция - воспроизведение звуковых образов.

6. Символическая и графическая наглядность (чертежи, схемы, карты, таблицы); функция - развитие абстрактного мышления, знакомство с условно-обобщенным, символическим отображением реального мира.

7. Смешанная наглядность - учебный звуковой кинофильм; функция - воссоздание наиболее полного живого отображения действительности.

Средства ясности могут быть источником знаний для организации независимых творческих работ и исследований. В этом случае учитель определяет задачу, руководит деятельностью учащихся.

Средства визуализации могут использоваться в качестве визуальной поддержки во время собеседований со студентами: используя, например, содержимое кинофильмов, учащиеся рассказывают выдержку из литературного произведения.

Количество учебных пособий, используемых в уроке, определяется конкретными целями урока в области образования, образования и развития. Вполне возможно, что учитель считает достаточным использовать только один учебник на уроке, не прибегая к другим средствам обучения. В то же время в ряде случаев необходимо комплексное применение различных типов визуализации.

В начальных классах формируются не только идеи учащихся об исследуемых объектах, но и понятия. Выполнение каждой из этих задач способствует использованию различных типов видимости. Это требование для комплексного подхода к использованию инструментов обучения связано со спецификой их функций.

При формировании идей основное место отводится образной видимости. Самые простые, наиболее распространенные и самые традиционные изображения - это печатные изображения и иллюстративные таблицы, как демонстрации, так и документация.


Живопись как инструмент обучения, известный с XIX века. В учебном процессе (в классе и внеклассной работе) он используется в виде крупномасштабных демонстрационных росписей; как иллюстративный материал для индивидуального и группового использования в интригующих фотоальбомах; в лентах иллюстраций (открытки, вырезки) для эпидемиоскопов; в виде рисунков в учебниках. Изображения могут быть специально созданы для отдельных предметов программы, художественные репродукции известных мастеров могут также служить полезным учебным инструментом.

У картин есть характеристика, которая объясняет их систематическое использование в школе: художник изображает основные признаки объектов и явлений в более концентрированной форме, чем в жизни. Размещение принципала на переднем плане четко отделяет принципала от вторичного. Графические средства способствуют блестящему, образному и полному восприятию картины, стимулируют дискурс ученика.

Таблицы различаются по назначению и оформлению. Основу одних из них составляют художественно выполненные изображения изучаемых объектов или соответствующие фотоснимки, объединенные общей темой (таблицы с изображениями животных, растений: "Грибы", "Береза и ель", "Птицы" и т.п.).

Другие таблицы представляют собой сочетание цифрового, текстового или графического материала с одним либо несколькими рисунками или без них. К ним относятся, например, таблицы по обучению грамоте, по русскому языку, для составления и решения задач, к урокам внеклассного чтения. Одни таблицы используются в качестве иллюстраций при объяснении нового материала, другие - как источник дополнительной информации для уточнения, расширения знаний учащихся, как материал для организации тренировочных упражнений.

Особое место занимают справочные и инструктивные таблицы: "Правильно черти и измеряй", "Правильно сиди при письме", "Правила дорожного движения" и т.д. Они предназначены для длительного пользования.

К статичной иллюстративной наглядности относятся иллюстрации учебника. Сейчас при цветном исполнении учебников, при наличии в них фотографий многие иллюстрации могут выполнять не менее важные обучающие функции, чем наглядные демонстрационные пособия. Так, например, в учебниках русского языка много рисунков. Они позволяют организовать разнообразную работу. В одних случаях рисунки являются простой иллюстрацией к тексту: например, рисунки к урокам по теме "Обозначение мягкости согласных гласными буквами" (телята, ягнята, котята, щенята), рисунок к упражнению "Зима" и т.п. В других случаях рисунки подсказывают детям, какие слова нужно написать. К примеру, задание "Допишите предложение (Девочки рвут. На озере шумят...)" ученики могут выполнить по-разному, то есть дописать любое из слов (в данном случае - цветы, ветки, траву и ребята, тростники, утки). Рисунки же (здесь - ландыши, камыши) направят мысль ребенка в нужное русло - предложение будет дополнено словами с определенной орфограммой (ши).


Наконец, согласно рисункам учебника, студенты пишут ответы на вопросы, предложения и новости.

В дополнение к иллюстрациям учебники на русском языке содержат диаграммы для окончания существительных и прилагательных, изменения глаголов и т. д. По их мнению, организуется наблюдение того или иного лингвистического явления: они могут служить обобщением, сравнением и ссылкой при выполнении самостоятельной работы и во время личного экзамена.

Функции рисунков в учебниках по математике и естественным историям аналогичны. В значительной степени это иллюстрации текста (задачи, статьи), но часть их, особенно в естественной истории, - это учебный материал, сопровождаемый практическими задачами (создание задачи из рисование, выполнение задания определения горизонта и т. д.). Чтение рисунков учебников часто играет иллюстративную роль.

Природные объекты. Это живые растения, объекты неживой природы (образцы минералов). Природные объекты дают четкое представление о размере, форме и объеме предмета, о котором идет речь. Природные объекты доступны для восприятия не только зрением, но и другими средствами: прикосновение, запах. Мониторинг живых существ в их среде обитания помогает установить характеристики их жизни. Использование естественных визуальных средств дает правильные и полные идеи и концепции об изученных растениях и животных. Природные объекты используются как демонстрация и документ.

Однако следует сказать, что школа по тем или иным причинам не всегда может жить живыми растениями и животными. Поэтому в образовательных целях создаются специальные природные визуальные средства в форме гербариев, коллекций, натурального материала, моделей, моделей, препаратов и т. д.

Коллекции. Это коллекции однородных объектов, объединенных общим атрибутом. Первичные классы используют коллекции минералов, тканей, семян, почв и т. д. Коллекции, как правило, используются в естественной истории и трудовых уроках для изучения соответствующих тем в качестве источника знаний и для организации независимых исследований.

Модели, модели, модели представляют собой трехмерные изображения объекта (его части или группы объектов) в уменьшенной или увеличенной форме. На начальном уровне используется глобус, компас и некоторые технические модели - циферблат часов, термометр и т. д. Модели используются в качестве демонстрационных инструментов для объяснения учебных материалов и тестирования знаний учащихся. Работать с уроками, например, - как образцы при выполнении задач, в качестве основы для технических изменений (модель автомобиля с заменой кузова).