Файл: Выбор стиля руководства в организации («Центр социальной поддержки населения г. Твери»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 209

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. В процессе управления необходимо принимать решения. Механизм поиска решений повышения результативности функционирования учреждения - это совокупность всех процессов и средств разработки и реализации портфеля стратегий предприятия, острого и быстрого реагирования на изменения в рыночной среде с целью получения конкурентных преимуществ на долгосрочную перспективу.

С учетом, что организационные коммуникации осуществляются и внутри организаций, то важное место в менеджменте занимает деловое общение и стили делового общения, что и обусловило актуальность темы работы.

Деловому общению в сфере государственного и муниципального управления, а именно конкретным, практическим проблемам делового общения современного руководителя при работе с коллективом в настоящее время уделяется много внимания. Среди многих таких проблем основной появляется проблема эффективного разрешения конфликтов, которые возникают в коллективах в процессе выполнения сотрудниками своих обязанностей.

Степень разработанности проблемы исследования. В России проблеме этики и делового общения посвящено немалое количество научных трудов, например, таких исследователей, как Л.В. Акопов, Ю.Е. Благов, С.А. Васнев, В.В. Захарченко, В.Я. Кикотя, С.О. Некучаев и др., однако серьезного исследовательского анализа и фундаментальных научных трудов по данной проблеме в достаточном количестве нет. Изучение и поиск путей решения проблем формирования эффективных внутренних и внешних деловых коммуникаций необходимо продолжать в условиях изменчивых социально-экономических реалий.

Объект исследования – научно-практические подходы к разработке стиля делового общения в учреждении.

Предмет исследования – управленческие отношения в системе формирования стиля управления в ГОКУ «Центр социальной поддержки населения г. Твери».

Цель исследования - по результатам теоретического и практического исследования предложить мероприятия по совершенствованию (выбору) стиля управления в ГОКУ «Центр социальной поддержки населения г. Твери».

Задачи исследования:

- описать понятие делового общения в системе управления организацией;

- представить классификацию стилей управления;

- дать общую характеристику ГОКУ «Центр социальной поддержки населения г. Твери»;


- исследовать стиль управления в учреждении;

- предложить мероприятия по совершенствованию стиля управления и оценить их эффективность.

Методы исследования. В работе использованы методы изучения научной литературы, системного подхода, методы экономического анализа, графический и табличный методы, опрос, наблюдение, описание и пр.

Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Понятие делового общения в системе управления организацией

Важным аспектом профессиональной компетентности менеджера является его уровень психологической культуры, который включает в себя знание психологических закономерностей развития и проявлений психики личности, психологических аспектов общения и взаимодействия в различных социальных группах, знание психологии управления, а также умение использовать полученные знания [5, С. 72].

Психологическая культура является важным, но недостаточным условием успешного бизнеса и управления. Современный менеджмент должен базироваться на этических ценностях [4, С. 21]. Именно поэтому, при подготовке менеджеров, руководителей, возрастает роль наук этического направления – «Этика», «Этика бизнеса», «Деловая этика», «Этика деловых отношений», «Этика делового общения», «Конфликтология» и др.

Как составляющая этики бизнеса и теории управления, этика деловых отношений определяет систему нравственных ценностей, критериев и параметров в отношениях между производителями и потребителями, между организациями, предприятиями и государством, а также в отношениях между руководителями и сотрудниками организации и в организации в целом [8, С. 92].

Этика деловых отношений выполняет функции не только моральной оценки, но и присутствует в принятии решений, что позволяет решать спорные этические проблемы в бизнесе и организациях. Именно поэтому разрабатываются и воплощаются в практику правила и требования этики деловых отношений, которые должен усвоить будущий менеджер, руководитель, как в процессе обучения, так и в его практической работе.


Этика менеджмента представляет собой науку, которая рассматривает поступки, а также поведение любого человека, который действует в сфере управления, причем в том аспекте, в каком действия этого менеджера соотносятся с общечеловеческими этическими требованиями [6, С. 25], так как она охватывает большое количество вариантов поведения менеджеров и подчиненных. Она акцентируется как раз на достижении целей и средств руководителей и их подчиненных.

Культура делового общения, прежде всего, отражает взаимосвязь понятий «культура» и «деловое общение» [12, С. 41]. В таком словосочетании культура выступает в своем узком значении. В широком смысле культура есть совокупность способов организации всей жизнедеятельности человечества [17, С. 22].

Культура делового общения имеет узкий и широкий смысл. В широком смысле культура общения, включает нормы и средства их реализации в человеческих отношениях. Но существует и более узкий смысл в понимании культуры общения: в этом случае она будет определяться степенью владения людьми навыками общения, созданными и принятыми в конкретном обществе.

Культура общения – это умение установить обратную связь, реагировать на мысли, чувства, заботы и проблемы другого человека [13, С. 36]. Культура делового общения является составной частью культуры общения вообще, это культура общения по поводу производства, труда и управления. Именно в этих отраслях жизнедеятельности и реализуется деловое общение.

Деловое общение есть одна из важнейших управленческих процедур наряду с планированием, организацией, мотивацией, контролем и принятием решений, она занимает от 50 % до 90 % рабочего времени менеджера [17, С. 24]. Ни одна из указанных управленческих процедур не может реализоваться без делового общения.

Деловое общение играет особую, можно сказать, решающую роль и в принятии управленческих решений в том, что обеспечивает менеджера необходимой информацией, без которой принятие любого решения фактически невозможно.

Деловое общение включает в основном три элемента, это [19, С. 15]:

- восприятие;

- передача информации;

- понимание информации.

От эффективности каждого из них зависит и степень понимания информации. В этом аспекте деловое общение подразделяется на вербальное и невербальное. Они отличаются средствами передачи информации: в вербальном общении таким средством выступает слово, а в невербальном – жесты, мимика и движения тела [22, С. 252]. Вербальные и невербальные средства делового общения находятся в тесной взаимосвязи, в определенном отношении друг к другу, которое еще зависит от конкретной ситуации – избыток жестикуляции может уменьшить эффективность восприятия информации слушателями; но и недостача жестов, мимики тоже может вести к снижению понимания значения слов.


В последнее время возрастает интерес к анализу роли и места невербальных средств передачи информации, так называемой «невербалике», потому что она является универсальным общедоступным и понятным языком, но она вызывает интерес и как мощное дополняющее слова средство повышения эффективности делового общения в целом [18, С. 30].

Таким образом, даже такая краткая и общая информация о деловом общении позволяет сделать вывод, что оно является очень важной, сложной и широкой сферой, как теории, так и практики менеджмента; оно занимает значительную часть рабочего времени любого руководителя. В этом аспекте очень важно подчеркнуть вопрос о сущности делового общения, которой является обменом информацией.

Понятие «деловой общение» диалектически связано с понятием «стиль управления», поскольку они взаимодополняют друг друга и оказывают взаимное влияние на формирование системы управления организацией. Далее уделим внимание классификации и методам оценки стиля управления в организации.

1.2. Классификация стилей управления

Как было выяснено ранее, деловое общение представляет собой вид взаимодействия между людьми по поводу профессиональной деятельности. У делового общения всегда есть определенная цель, которую собеседники пытаются достичь в ходе разговора. Кроме того, в ходе такого общения происходит обмен информацией, знаниями, опытом [21, С. 10].

Примерами делового общения могут служить отношения между коллегами, руководителем и подчиненными, партнерами по бизнесу, конкурентами, руководителем организации и представителями контролирующих органов, управляющим и собственником компании. Причем любое деловое общение имеет определенную стилевую окраску, которая определяет выбор способов и методов коммуникации для достижения цели разговора [22, С. 252].

Стили управления – это определенные устойчивые наборы способов общения или действий, которые направлены на получение результата. Стиль управления представляет собой своего рода маску или выработанную модель поведения, благодаря которой участник коммуникации не только пытается добиться намеченных целей, но и подкрепить представления о себе как о хорошем руководителе или высококлассном специалисте [5, С. 32].

Это своеобразный ритуал, правила которого всем участникам известны заранее. Этих установок необходимо придерживаться.


Факторы, влияющие на формирование стиля:

- личностные особенности;

- навыки владения техникой деловой коммуникации;

- конкретная ситуация общения (общение с коллегами, руководителем, подчиненным, партнерами) [1, С. 22].

В целом, стиль руководства выбирается в зависимости от конкретной ситуации в организации. Существует не одна классификация стилей руководства, но более известная их них основана на представлениях Курта Левина. Типология была создана на основе исследований и экспериментов, проводимых в 30-е годы ХХ века психологом Куртом Левином и его учениками, направленных на выявление стилей управления. Согласно данной типологии выделяют три стиля деловых коммуникаций, которые отличаются по степени участия его и коллектива в принятии решений, и по сосредоточенности у руководителя функций управления [7, С. 26].

1. Авторитарный. Основная характеристика этого стиля – это единоличное принятие решений одним участником коммуникаций. При этом решения эти касаются не только вопросов деятельности данного субъекта, но и общей с другими участниками деятельности. При таком типе коммуникативного взаимодействия один участник выступает субъектом взаимодействия (определяет цели коммуникации и самостоятельно прогнозирует ее результаты), а другой – объектом (на него направляется авторитарное воздействие) [9, С. 105].

Этот стиль отличает автократическое общение, когда все действия диктуются только одним человеком, остальные стороны не принимают участия в обсуждении даже касающихся их самих вопросов, инициатива не поощряется. Реализуется авторитарный стиль путем диктата и постоянного контроля. При проявлении со стороны объектов воздействия несогласия возникают длительные конфликты.

Приверженцы данного стиля подавляют в других людях проявление инициативы, творческого подхода, самостоятельности. Других людей они оценивают только на основе своего собственного субъективного мнения.

2. Демократический. Этот тип межличностной деловой коммуникации предполагает ориентацию субъекта коммуникации на партнера по общению [14, С. 23]. Характерные особенности стиля – стремление к взаимопониманию, принятию партнера, совместное обсуждение проблем и нахождение путей их решения, доверие, стимулирование инициативы и творчества, создание благоприятных для самореализации условий. Основные методы воздействия на партнера в таком взаимодействии – просьба, мотивация к выполнению задания, рекомендация.

Люди, реализующие демократический стиль управления, обычно испытывают удовлетворение от своей профессиональной деятельности, положительно настроены к партнерам, адекватно их оценивают и стремятся понять их цели, обладают способностью предвидеть результаты взаимодействия [22, С. 253].