Файл: Выбор стиля руководства в организации («Центр социальной поддержки населения г. Твери»).pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 206
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Понятие делового общения в системе управления организацией
1.2. Классификация стилей управления
2. АНАЛИЗ СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ В ГОКУ «ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ Г. ТВЕРИ»
2.1. Общая характеристика учреждения
2.2. Исследование стиля управления в учреждении
3.1. Мероприятия по совершенствованию стиля управления
Приложение 3
Определение стиля управления персоналом (адаптированный вариант экспертной методики В.П. Захарова)
Инструкция к тесту
Опросник содержит 16 групп утверждений, характеризующих качества менеджера как руководителя. Каждая группа состоит из трех утверждений, обозначенных буквами А, Б, В. Вам следует внимательно прочесть все три утверждения в составе каждой группы и выбрать одно, которое в наибольшей степени соответствует вашему представлению об исследуемом руководителе. Отметьте выбранное утверждение знаком «+» под соответствующе буквой.
Если вы оцениваете одновременно двух или более руководителей, сравните их по трем приведенным утверждениям, выбрав по одному из утверждений, характеризующих каждого руководителя (или одно утверждение, характеризующее двух или более руководителей) и отметьте ваше мнение о каждом разными знаками: «+», «!», «1» и т. д.
Тестовый материал
А |
Б |
В |
1. Вышестоящее начальство требует, чтобы обо всех делах докладывали только ему. |
Старается все решать вместе с подчиненными, а лично решает только самые срочные и оперативные вопросы. |
Некоторые важные дела разрешаются фактически без участия менеджера, его функции выполняют другие работники. |
2. Всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, требует, но никогда не просит. |
Приказывает так, что хочется выполнить. |
Приказывать не умеет. |
3. Старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами. |
Менеджеру безразлично, кто работает у него заместителем, помощником. |
Он добивается безотказного исполнения и подчинения у заместителей, помощников. |
4. Его интересует только выполнение служебных обязанностей, а не отношение людей друг к другу. |
В службе не заинтересован, подходит к делу формально. |
Решая служебные задачи, старается создать хорошие отношения между работниками в коллективе. |
5. Наверное, он консервативен, так как боится нового. |
Инициатива подчиненных менеджером не принимается. |
Способствует тому, чтобы подчиненные работали самостоятельно. |
6. На критику вышестоящего руководителя обычно не обижается, прислушивается к ней. |
Не любит, когда его критикуют, и не старается это скрыть. |
Критику выслушивает, даже собирается принять меры, но ничего не предпринимает. |
7. Складывается впечатление, что менеджер боится отвечать за свои действия. |
Ответственность распределяет между собой и подчиненными. |
Менеджер единолично принимает решения или отменяет их. |
8. Регулярно советуется с подчиненными, особенно с опытными работниками. |
Подчиненные не только советуют, но и могут давать указания своему руководителю. |
Не допускает, чтобы подчиненные ему советовали, а тем более возражали. |
9. Обычно советуется с заместителями и нижестоящими менеджерами, но не с рядовыми подчиненными. |
Регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть. |
Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных. |
10. Всегда обращается к подчиненным вежливо, доброжелательно. |
В обращении в подчиненными часто проявляет равнодушие. |
По отношению к подчиненным бывает нетактичным и даже грубым. |
11. В критических ситуациях менеджер плохо справляется со своими обязанностями. |
В критических ситуациях менеджер, как правило, переходит к более жестким методам управления. |
Критические ситуации не изменяют стиля его управления. |
12. Сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком. |
Если что-то не знает, то не боится этого показать, обращается за помощью к другим. |
Он не может действовать сам, а ждет «подталкиваний» со стороны, указаний сверху. |
13. Пожалуй, он не очень требовательный человек. |
Он требователен, но одновременно и справедлив. |
О нем можно сказать, что он бывает слишком строгим, придирчивым. |
14. Контролируя результаты, всегда замечает положительную сторону, хвалит персонал. |
Всегда строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом. |
Контролирует работу от случая к случаю. |
15. Менеджер умеет поддерживать дисциплину и порядок. |
Часто делает подчиненным замечания, наказывает их. |
Не может влиять на состояние дисциплины. |
16. В присутствии менеджера персонал все время находится в напряжении. |
С руководителем работать интересно. |
Подчиненные предоставлены сами себе. |
Ключ к тесту
№ |
а |
б |
в |
№ |
а |
б |
в |
1 |
А |
Д |
Л |
9 |
А |
Д |
Л |
2 |
А |
Д |
Л |
10 |
Д |
Л |
А |
3 |
Д |
Л |
А |
11 |
Л |
А |
Д |
4 |
А |
Л |
Д |
12 |
А |
Д |
Л |
5 |
Л |
А |
Д |
13 |
Л |
Д |
А |
6 |
Д |
А |
Л |
14 |
Д |
А |
Л |
7 |
Л |
Д |
А |
15 |
Д |
А |
Л |
8 |
Д |
Л |
А |
16 |
А |
Д |
Л |
Обработка и интерпретация результатов теста
Проводится на основе сопоставления данных в бланке ответов с ключом. По доминированию совпадающих ответов, соответствующих тому или иному стилю руководства, делается заключение о наличии ведущего или смешанного стиля руководства.
Авторитарный (директивный) стиль (А). Ориентация на собственное мнение и оценки. Стремление к власти, уверенность в себе, склонность к жесткой формальной дисциплине, большая дистанция с подчиненными. Нежелание признавать свои ошибки. Пренебрежение к инициативе и творческой активности подчиненных. Единоличное принятие решений. Контроль за действиями подчиненных.
Либеральный стиль (пассивное невмешательство) – Л. Снисходительность к подчиненным. Отсутствие требовательности и строгой дисциплины, контроля, либеральность, панибратство с подчиненными. Склонность перекладывать ответственность в принятии решений.
Демократический (коллегиальный) стиль (Д). Требовательность и контроль сочетаются с инициативой и творческим подходом к выполнению служебных обязанностей и сознательным соблюдением дисциплины. Стремления делегировать полномочия и разделять ответственность, демократичность в принятии решений.
Приложение 4
Карта фотографии рабочего дня
дата «___» _______________ 20_____ г.
Подразделение _______________________________________________________________
Должность ______________________________________
Начало рабочего дня _______ Окончание рабочего дня ________
№ п/п |
Наименование работы |
Текущее время |
Продолж. мин. |
Итог проделанной работы |
1 |
||||
2 |
||||
3 |
ИТОГО: ______________________________________ мин.
- Подготовительно-заключительное время _____________________________________ мин.
- Время основной работы _____________________________________________________ мин.
- Время на регламентированный перерыв ______________________________________ мин.
Исполнитель ______________________________________________________________
(подпись, фамилия, инициалы)
Приложение 5
Комментарии к Положению о Правилах внутреннего трудового
распорядка ГОКУ ТО «ЦСПН г. Твери»
Правила регламентируют порядок приема на работу и увольнения работников, основные права и обязанности работника и работодателя, режим рабочего времени и времени отдыха, порядок и сроки выплаты заработной платы, меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений в организации .
Положения Правил распространяются на всех Работников организации которые имеют равные права по приему на работу, профессионального роста и продвижения по службе независимо от происхождения, социального и имущественного статуса, национальности, религиозных и политических убеждений, возраста и пола.
Охрана труда - это система правовых, социально-экономических, организационно технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, направленных на сохранение жизни, здоровья и работоспособности Работников организации в процессе трудовой деятельности.
Работодатель обязан создать на рабочем месте каждого структурного подразделения условия труда в соответствии с нормативно-правовых актов, а также обеспечить соблюдение требований законодательства относительно прав работников в области охраны труда.
Рабочее время - это время, в течение которого Работник обязан выполнять трудовую функцию согласно трудовому договору и законодательства о труде.
В организации установлена пятидневная рабочая неделя с продолжительностью 8 рабочих часов в день и 40 часов в неделю.
В организации установлен гибкий график работы.
Работник, прибывший на работу в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, к работе не допускается.
Для определенных категорий Работников организации может устанавливаться ненормированный рабочий день. Перечень должностей утверждается приложением к ПВТР или коллективного договора организации .
Ненормированный рабочий день - это особый режим - работы, устанавливается в случае невозможности нормирования времени трудового процесса. На работников с ненормированным рабочим днем распространяется установленный в организации режим рабочего времени. Но если возникает необходимость, эта категория работников выполняет работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени (эта работа не считается сверхурочной). Работникам, работающим в таком режиме согласно коллективного договора предоставляются гарантии и компенсации, например, дополнительный отпуск, доплата тому подобное.
В случае неявки на работу Работник обязан до начала рабочего дня (до 9:00), но не позднее 11:00 предупредить о причине своего отсутствия непосредственного руководителя или сотрудника отдела персонала.
Отсутствие на работе более трех часов в течение рабочего дня без уважительных причин, согласно пункту 4 статьи 40 ТК считается прогулом и может быть основанием для расторжения трудового договора.
Время отдыха - это время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.
Перерыв для отдыха и питания в течение рабочего дня определяется работником самостоятельно. Продолжительность перерыва составляет один час в период с 12:00 до 14:00.
Выходными днями в организации установлены субботу и воскресенье.
В случае, когда праздничный или нерабочий день совпадает с выходным днем, выходной день переносится на следующий за праздничным или нерабочим днем.
Продолжение Приложения 5
Работникам организации предоставляются ежегодные и дополнительные отпуска в соответствии с законодательством РФ и коллективным договором.
Продолжительность ежегодного отпуска, предоставляемого каждому Работнику организации - 24 календарных дня. Исключение составляют инвалиды III групп, для которых продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска - 30 календарных дней, для инвалидов III группы - 26 календарных дней.
Право на полный отпуск за первый рабочий год Работник получает через 6 месяцев работы. По решению непосредственного руководителя Работнику может быть предоставлена часть ежегодного основного отпуска до истечения 6 месяцев. В этом случае его продолжительность определяется пропорционально отработанному времени.
Очередность предоставления ежегодных отпусков определяется Работодателем на основе графика отпусков с учетом потребностей обеспечения нормальной производственной деятельности организации и создание благоприятных условий для отдыха работников. График утверждается руководителем организации до 5 января ежегодно и доводится до сведения всех работников под роспись.
Ежегодный отпуск может быть перенесен на другой период, как по инициативе работодателя, так и по требованию Работника в соответствии с законодательством РФ.
В случае переноса ежегодного отпуска, новый срок его предоставления устанавливается по соглашению между работником и Работодателем.
По просьбе Работника ежегодный отпуск может предоставляться по частям, при условии, что основная непрерывная его часть будет составлять не менее 14 календарных дней.
По решению работодателя в случаях, предусмотренных законодательством РФ Работники с их согласия могут быть отозваны из ежегодного отпуска.
По семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику может предоставляться отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью не более 15 календарных дней в году.
Работник может пользоваться другими видами отпусков, предусмотренных ТК и Законом РФ «Об отпусках».
При увольнении Работника:
- при наличии неиспользованного отпуска работнику выплачивается денежная компенсация;
- при увольнении работника до окончания рабочего года, за который он уже получил отпуск полной продолжительности, для покрытия его задолженности Общество осуществляет отчисления с заработной платы за дни отпуска, предоставленные в счет неотработанной части рабочего года. Отчисления не производятся в случаях, предусмотренных законом «Об отпусках».
Работник обязан:
- заботиться о личной безопасности и здоровье, а также о безопасности и здоровье окружающих людей при выполнении любых работ или во время пребывания на территории организации ;
- знать и выполнять требования нормативно-правовых актов по охране труда, правила обращения с механизмами, оборудованием и другими средствами;
- проходить в установленном законодательством порядке предварительные и периодические медицинские осмотры;
- немедленно сообщать о несчастном случае, который произошел с ним или в его присутствии с другим работником организации , или с другим лицом, которое находится на территории организации , своему непосредственному руководителю, а также в отдел персонала.