Файл: Социально-психологический климат организации (салон красоты «ЛЯБОМ»).pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА
1.1 Понятие и структура социально-психологического климата
1.2. Социально-психологический климат трудового коллектива
1.3. Методы исследования социально-психологического климата в коллективе и его оптимизация
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ПСХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА САЛОНА КРАСОТЫ «ЛЯБОМ»
2.1 Краткая характеристика салона красоты «ЛЯБОМ»
2.2 Диагностика социально-психологического климата
ГЛАВА 3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПТИМИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА
Основной критерий когнитического компонента - переменная "знание - незнание особенностей членов коллектива".
Социометрия
Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп[17].
Цель - определить социально-психологический климат в коллективе; степень сплоченности – разобщенности группы, наличие «лидеров» и «отвергнутых». Таким образом, социометрия позволит выявить структуру группы, кто в какой роли оказался.
Надежность процедуры зависит, прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы
Исходя из целей и задач исследования и учитывая основные признаки благоприятного психологического климата в группе, мы выделяем следующие критерии выбора:
- Назвать наиболее приятного члена группы;
- Назвать наихудшего члена группы.
Количество выборов: членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии.
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ПСХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА САЛОНА КРАСОТЫ «ЛЯБОМ»
2.1 Краткая характеристика салона красоты «ЛЯБОМ»
Салон красоты «ЛЯБОМ» был основан в апреле 2006 года. Салон красоты находится по адресу: 162600, г.Череповец, ул. Гоголя, 1.
«ЛЯБОМ» - это салон красоты класса люкс.
В «ЛЯБОМ» работают только самые высококвалифицированные мастера парикмахерского и маникюрного дела, косметологи и визажисты.
К услугам клиентов весь спектр косметологических услуг - парикмахеры-стилисты, маникюр, педикюр, косметологи, вип-зал, солярий. Существует система премирования постоянных клиентов.
Деятельность салона «ЛЯБОМ» ориентированна на жителей города Череповца, с высоким достатком, работает непосредственно с большим количеством людей, объясняется это тем, что салон предоставляет качественные косметические услуги. Вместе с тем каждый посетитель может приобрести любое косметическое средство, которое ему понравится.
Далее, рассмотрим организационную структуру управления персоналом салона, которая представлена в приложении.
Как видно из данных приложения, в салоне красоты «ЛЯБОМ» структура управления относится к линейно – функциональному типу. Путем делегирования линейных полномочий устанавливается нормы управляемости, которые определяют число подразделений и число уровней управления.
Подробнее рассмотрим функциональные обязанности сотрудников салона.
Исполнительный директор салона красоты «ЛЯБОМ» целенаправленно проводит мероприятия, по повышению удовлетворенности персонала работой на предприятии, используя разнообразные методы мотивации работников труда – материальное стимулирование, обеспечение социальными благами, поощрения за успехи и достижения. Директор решает самостоятельно все вопросы деятельности салона красоты, организует всю работу предприятия и несет ответственность за его состояние и деятельность. Заключает договора, в том числе по найму работников. Издает приказы и распоряжения, обязательные к исполнению всеми работниками салона. Она несет в пределах своих полномочий полную ответственность за деятельность предприятия, обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей, денежных средств и другого имущества предприятия[18].
Администратор является организатором всей работы внутри салона красоты. Основная задача администратора заключается в доброжелательном приеме гостей, причем, организовать это все нужно так, чтобы гости чувствовали себя комфортно, не нуждаясь ни в чем.
Только после вышеуказанных распоряжений администратор приступает к выполнению своей основной задачи – встречи клиентов. В течение целого дня он должен держать в памяти много важной информации, а в первую очередь число свободных мест.
Администратор также принимает участие в работе по оценке качества труда, ведет журнал учета.
В обязанности парикмахера входит:
- выполнение стрижки, бритье кожи головы, Наложение компрессов и массажа лица;
- осуществление завивки и укладки волос химическим и электрическим способом;
- выполнение вечерних и свадебных причесок;
- окрашивание волос в различные цвета и оттенки, учитывая особенности кожи и структуру волос (через шапочку или фольгу);
- необходимость содержать в чистоте свое рабочее место, используемые инструменты.
В обязанности мастера маникюра и педикюра входит:
- маникюр (классический, французский, худ. маникюр);
- наращивание ногтей акрилом или гелем, реставрация ногтей;
- лечение и реставрация и дизайн ногтей;
- педикюр аппаратный;
- необходимость содержать в чистоте свое рабочее место, используемые инструменты.
В обязанности косметолога входит:
- восковая депиляция;
- бикини-дизайн;
- пирсинг, прокалывание ушей;
- оформление и окрашивание бровей и ресниц;
- наращивание ресниц;
- необходимость содержать в чистоте свое рабочее место, используемые инструменты;
- интенсивный массаж талии и линии бедер;
- лечебный массаж осанки;
- массаж стоп и кистей рук;
- необходимость содержать в чистоте свое рабочее место, используемые инструменты.
Помощник администратора в салоне красоты «ЛЯБОМ» выполняет хозяйственные функции по уборке помещения салона, а так же готовит и приносит горячие и прохладительные напитки клиентам салона.
2.2 Диагностика социально-психологического климата
На 1 января 2017 года среднесписочная численность персонала красоты насчитывала 21 человек. Нужно отметить тот факт, что в салоне красоты отсутствует текучесть кадров. Основной персонал работает со времени открытия салона.
Как показал проведенный анализ, морально-психологическое состояние в коллективе салона «ЛЯБОМ» нормальное, ярко выраженные конфликтогенные зоны отсутствуют, коллектив достаточно сплоченный, разногласия между коллективами и отдельными работниками в целом носят скорее рабочий и конструктивный, недели личностный и деструктивный характер, систематических нарушений трудовой дисциплины нет.
Оценка атмосферы на работе в салоне «ЛЯБОМ» по данным опроса сотрудников организации представлена на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 - Атмосфера в салоне «ЛЯБОМ» по мнению персонала организации
Как видно из данных рисунка 2.1, большая часть сотрудников (55%) оценивают атмосферу в своей организации как благоприятную, отмечают выраженный деловой настрой коллектива. Таким образом, рабочая среда фактически воспринимается в сознании персонала как среда реализации своих профессиональных возможностей. Для руководителя знание этого факта имеет практическое значение, так как поддержка подобного делового настроя – важное условие повышение эффективности работы предприятия в целом.
Отсутствие интереса к работе отметили 9% работников салона, а 17% охарактеризовали атмосферу в организации как напряженную и конфликтную, что, вероятно, связано с межличностными конфликтами в данных группах.
В последние десятилетия в сфере именно командная работа, отражающая уровень деловой сплоченности коллектива, играет значительную роль в достижении экономических результатов организации и поддержании благоприятных межличностных отношений.
Мнение персонала салона «ЛЯБОМ» о наличии команды в салоне представлено на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 - Мнение сотрудников салона «ЛЯБОМ» о наличии команды
Как видно из представленных данных, лишь 39% коллектива считает себя членом команды. Это недостаточно высокий показатель, свидетельствующий о необходимости проведения более активной работы по формированию командного духа и воспитанию корпоративной культуры в коллективе салона.
Система групповых отношений включает в себя отношения между сотрудниками по горизонтали и по вертикали. Данные об удовлетворенности работников салона «ЛЯБОМ» отношениями с коллегами и руководством представлены на рисунках 2.3 и 2.4.
Рисунок 2.3 - Удовлетворенность персонала салона «ЛЯБОМ»
отношениями с коллегами
Как видно из данных рисунка, более половины сотрудников в целом удовлетворены отношениями с коллегами; недовольных в данном отношении 21%, что является удовлетворительным показателем и одним из критериев здорового социально-психологического климата.
Рисунок 2.4 - Удовлетворенность персонала салона «ЛЯБОМ»
отношениями с руководством
Из рисунка 2.4 видно, что отношениями с руководством удовлетворены лишь 31% работников салона, в то время как более половины (59%) недовольны тем, как осуществляются их коммуникации с администрацией салона.
Таким образом, в ходе исследования нами был зафиксирован факт более благоприятных взаимоотношений между сотрудниками по горизонтали, чем по вертикали.
Частота возникновения различных типов конфликтов в салоне «ЛЯБОМ» за 2009 год представлена в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Частота возникновения различных типов конфликтов в салоне «ЛЯБОМ»
Тип конфликта \частота возникновения |
Очень часто |
Время от времени |
Очень редко |
Не было совсем |
Трудно сказать |
Всего |
Между трудовым коллективом и администрацией |
0% |
7% |
13% |
33% |
47% |
100% |
Между отдельными коллективами |
0% |
7% |
20% |
30% |
43% |
100% |
Между отдельными работниками |
2% |
20% |
43% |
5% |
30% |
100% |
В высшей структуре управления фирмой (директор, администратор) |
10% |
20% |
7% |
12% |
51% |
100% |
Как видим, в целом, уровень конфликтности в организации, связанный с первыми тремя типами конфликтов, невысокий.
На основе данных таблицы 1 можно построить обобщенный рейтинг типов конфликтов в коллективе.
Рейтинг конфликтов представлен частотой восприятия того или иного типа конфликта в сознании сотрудников за 2009 год. Для построения рейтинга применялась специальная методика с использованием интегративного показателя, рассчитанного на основе весового коэффициента каждого варианта ответа.
Рисунок 2.5 - Обобщенный рейтинг типов конфликтов в салоне «ЛЯБОМ»
Итак, в сознании сотрудников предприятия в наибольшей степени представлен конфликт в высшей структуре руководства, связанный с деятельностью администратора, который затронул не только участников конфликта, но и весь коллектив. Выяснение основных причин возникновения конфликтов – важное условие их регулирования или предотвращения. В любой организации, как правило, существуют следующие группы причин возникновения конфликтов:
- причины, порожденные трудовым процессом: условия труда, уровень оплаты труда, распределение ресурсов между подразделениями организации (денежные материальные, человеческие и пр.), сокращение штатов и др.;
- причины, вызванные психологическими особенностями человеческих взаимоотношений (симпатия – антипатия, непонимание и пр.);
- причины, связанные с психологическими особенностями отдельных людей.
Конфликты, связанные с последними двумя типами, наиболее сложны для урегулирования, так как в них в большой степени представлено эмоциональное содержание.
Мнение персонала салона «ЛЯБОМ» об основных причинах конфликтов в организации представлено на рисунке 2.6.
Рисунок 2.6- Мнение персонала салона «ЛЯБОМ» об основных причинах конфликтов в организации
Следует обратить внимание на то, что почти треть сотрудников (30%) не определили для себя причины возникновения конфликтов в организации, что является показателем:
- невовлеченности этой части работников в трудовые конфликты;
- непонимания (незнания) причин конфликтов.
Таким образом, основные причины конфликтов в салоне «ЛЯБОМ», по мнению самих сотрудников, связаны, прежде всего, с социально-психологическими проблемами отношений в коллективе.
В таблице 2.2 представлена оценка персоналом салона «ЛЯБОМ» последствий конфликтов разного типа (по строкам не выходит 100%, так как ответили не все респонденты).