Файл: Социально-психологический климат организации (салон красоты «ЛЯБОМ»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 2.2

Оценка персоналом салона «ЛЯБОМ» последствий конфликтов разного типа

Тип конфликта \

характер влияния

Отрицательно

%

Скорее

отрицательно

%

Как отрица-тельно, так и положительно, %

Скорее

положительно

%

Положительно

%

Никак не влияют

%

Трудно сказать

%

Между трудовым коллективом и администрацией

20

18

23

2

0

10

20

Между отдельными коллективами

20

23

15

0

0

17

18

Между отдельными работниками

27

23

17

2

0

13

18

В высшей структуре управления фирмой (директор,

администратор)

32

25

8

0

0

7

23

Из таблицы 2.2 следует, что персонал салона «ЛЯБОМ» в целом рассматривают конфликты всех типов как отрицательное явление в организации, приносящее в основном для ее сотрудников и самой фирмы отрицательные последствия. Наиболее отрицательно сотрудники организации оценивают конфликты в высшей структуре организации, этот тип конфликта в наименьшей степени безразличен (никак не влияет) организации в целом.

Среди ключевых проблем, мешающих созданию в коллективе более благоприятного социально-психологического климата, следует отметить следующие:

  • недовольство отношениями с высшим руководством.
  • отсутствие командного духа и признаков сформированной организационной культуры;
  • преобладание в мотивационных приоритетах базовых факторов-мотиваторов, связанных не с содержанием труда, а с его вознаграждением.

Нами было проведено психодиагностическое исследование персонала салона «ЛЯБОМ». В обследовании приняло участие 21 человек по методике "Экспресс-методика" по изучению социально-психологического климата в коллективе (О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто)

Протокол исследования по методике "Экспресс-методика" по изучению социально-психологического климата в коллективе (О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто) Результаты диагностики испытуемых на 1 января 2017 года представлены в таблице 2.3


Таблица 2.3

Результаты диагностики испытуемых на 1 января 2017 года

Код

Эмоциональный компонент

Поведенческий компонент

Когнитивный компонент

1.

001

6

7

5

2.

002

4

6

7

3.

003

5

5

4

4.

004

4

4

5

5.

005

5

8

9

6.

006

5

8

2

7.

007

8

8

5

8.

008

3

6

7

9.

009

6

7

5

10.

010

4

6

7

11.

011

5

5

4

12.

012

4

4

5

13.

013

5

8

9

14.

014

5

8

2

15.

015

8

8

5

16.

016

3

6

7

17.

017

6

7

5

18.

018

4

6

7

19.

019

5

5

4

20.

020

4

4

5

21.

021

5

8

9

Далее рассчитаем результаты исследования социально-психологического климата в коллективе на 1 января 2017 года (Таблица 2.4).

Таблица 2.4

Результаты исследования социально-психологического климата в коллективе на 1 января 2017 года

Компоненты

Подсчет процента ответа испытуемого.

Количество людей.

Эмоциональный компонент

18%

8 человек

Поведенческий компонент

27%

8 человек

Когнитивный компонент

55%

5 человек

Таблица 2.5

Результаты исследования социально-психологического климата в коллективе на 1 января 2015 года

Компоненты

Подсчет процента ответа испытуемого.

Количество людей.

Эмоциональный компонент

24%

9 человек

Поведенческий компонент

29%

7 человек

Когнитивный компонент

47%

5 человек


Таблица 2.6

Результаты исследования социально-психологического климата в коллективе на 1 января 2013 года

Компоненты

Подсчет процента ответа испытуемого.

Количество людей.

Эмоциональный компонент

24%

6 человек

Поведенческий компонент

32%

10 человек

Когнитивный компонент

44%

5 человек

Таблица 2.7

Результаты исследования социально-психологического климата в коллективе на 1 января 2014 года

Компоненты

Подсчет процента ответа испытуемого.

Количество людей.

Эмоциональный компонент

26%

8 человек

Поведенческий компонент

30%

6 человек

Когнитивный компонент

44%

7 человек

По результатам исследования в коллективе наблюдаются высокие показатели по всем трем компонентам. Первое, что следует отметить – в коллективе наблюдается взаимосвязь деловых и дружеских отношений. Полученные результаты действительно говорят о благоприятном климате в группе, большинство членов коллектива чувствуют себя благополучно.

Средний уровень благополучия взаимоотношений говорит о некотором равновесии в групповых отношениях. Что касается качественной стороны взаимных выборов. Следует отметить, что практически у всех членов коллектива неплохие взаимоотношения, но особенно тесных дружеских связей нет. Превалирующим мотивом в выборе людей является «с этим человеком легко работать», затем идет «он приятный в общении человек».

Характерно совпадение приятельских и деловых интересов, люди, которые непосредственно вместе заняты в одном деле, также отмечают друг друга как партнеров по общению и время препровождению.

В коллективе выявлены межличностные конфликты, атмосфера не достаточно благоприятна. Коллектив не имеет самых высоких показателей сплоченности.

Эмоциональный компонент составляет 1/2 часть (18%) из трёх компонентов, в то время как на долю когнитивного компонента приходится 1/6 часть (55%), а поведенческого – 1/3 часть (27%).

Наивысший балл получил когнитивный компонент. Коллектив сформирован давно, люди хорошо знают друг друга, привыкли друг к другу. В коллективе преобладают позитивные настроения, люди положительно оценивают своих коллег, готовы к сотрудничеству. 70% респондентов данный коллектив полностью устраивает. Остальная часть положительно оценивает климат коллектива, но не расположена к более тесному общению, данные респонденты находятся несколько в стороне, но не испытывают дискомфорта и эмоционального давления со стороны других членов группы.


При оценке коллектива по эмоциональному и поведенческому компоненту именно эти люди давали среднюю оценку, определяя коллектив «не плохим, но и не хорошим». Это говорит о том, что в целом они нормально чувствуют себя в данном коллективе, однако не являются активными участниками в дружеских взаимоотношениях.

За последние 3 года деятельности уровень социально-психологического климата изменился не значительно.

В качестве рекомендации по улучшению ситуации можно предложить комплекс тренинговых игр и мероприятий для коллектива.

ГЛАВА 3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПТИМИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА

Результаты проведенного анализа свидетельствуют о том, что, главной проблемой в салоне красоты «ЛЯБОМ» является недовольство отношениями с высшим руководством. Данная неудовлетворенность, несомненно, будет отражаться на результатах работы предприятия в целом. К примеру, может снизить качество услуг салона, вследствие чего упадет рентабельность предприятия. Это будет вызвано недовольством клиентов сотрудниками предприятия. Чтобы таких проблем не возникало необходимо предпринять ряд мер по нормализации психологического состояния сотрудников.

Для эффективного выполнения задач по психологической разгрузке сотрудников необходимо иметь психолога, желательно с опытом работы. Необходимость психолога объясняется следующими факторами:

- Именно психолог может оказать квалифицированную помощь;

- На психолога будет возложены задачи по выявлению, предотвращению и профилактике конфликтов;

- Штатный психолог будет наиболее четко ориентироваться в сложившихся ситуациях;

- Вести фиксацию конфликтных ситуаций в коллективе;

- Участвовать в подборе персонала и в формировании групп по объектам (по типу темперамента, по складу ума, личностным характеристикам);

- Разрабатывать систему мониторинга по конфликтным ситуациям.

Также в салоне красоты «ЛЯБОМ» необходимо проводить психологические тренинги с персоналом.

Психологический тренинг — это вид тренинга, который ориентирован на применение активных методов групповой работы, и имеющий своей целью развить и привить именно те навыки участникам тренинга, которые способствуют гармоничному и эффективному межличностному общению.


Основными методами психологического тренинга являются групповое взаимодействие (дискуссии, командная работа и т.д.), ролевые игры, «мозговые штурмы», методы анализа практических ситуаций и некоторые другие.

Психологический тренинг, прежде всего, полезен людям, которые работают в сфере интенсивных человеческих контактов, а также всем тем, кто испытывает трудности в области межличностного общения.

Особенностью современного психологического тренинга является акцент на «психотехнической» стороне процесса обучения. Напомним, что «психотехника» представляет собой методику общения, которая с одной стороны включает в себя базовые основы психологического знания, а с другой имеет ярко выраженную практическую направленность. Такой симбиоз позволяет эффективно действовать носителю этих знаний и навыков в различных ситуациях, связанных с общением.

Средняя оплата труда для психолога в месяц составляет 15 тыс. руб. в месяц. Таким образом, средняя стоимость инвестиций в нормализацию социально-психологического климата салона красоты «ЛЯБОМ» составляет 180 тыс.руб. в год. По окончании психологической адаптации на работу, на которую раньше требовался 31 час, мастера салона красоты с учетом более высокой концентрации и отсутствия отвлекающих факторов выполнят за 22 часа. За счет этого предприятие экономит 5278 руб. в неделю, а за год – 253 тыс. руб. Таким образом, рассчитываем все необходимые данные для определения объема возврата инвестиций:

ROI = Добавленная стоимость / Инвестированные средства, (1)

ROI = 253200 / 180000 = 1,40

В результате выясняем, что при обучении ROI составляет 1,4. Такой показатель является естественным для эффективных проектов обучения с использованием новых технологий. При сопоставлении ситуаций хранения суммы, затраченной на год обучения, в Сберегательном банке РФ под 12% годовых и вложении средств в повышение квалификации одного рабочего получаем следующий результат отдачи инвестиций (рисунок 2.7):

Рисунок 2.7 - Возврат инвестиций, затраченных на психологическую адаптацию сотрудника салона

Из рисунка видно, что уже на четвертом году работник начинает работать на предприятие с положительным эффектом, увеличивая доходы салона на протяжении еще четырех лет. По истечении семилетнего периода рекомендуется проводить очередной процесс повышения квалификации.

Согласно рисунку 2.8 проектное мероприятие положительно повлияет на социально-психологический климат в коллективе.