Файл: Дидактическая игра как метод обучения (Использование дидактических игр для подготовки детей к школе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 296

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проведение дидактических игр включало:

  • ознакомление детей с содержанием игры, дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая

беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

  • объяснение хода и правил игры. При этом мы обращали внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);
  • показ игровых действий, в процессе которых учили детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
  • определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Участвуя в игре, мы направляли действия играющих (советом, вопросом, напоминанием).

Анализ проведенных игр был направлен на выявление приемов подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это помогало совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры. Кроме того, анализ позволил выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.

В целях более легкой обработки результатов констатирующего эксперимента было решено использовать балльную систему оценки результатов. За основу были взяты рекомендации Т. Н. Дороновой [15]. Все результаты фиксировались в таблицах. По окончании игры каждый ребенок получал определенное количество баллов.

3 балла - задание выполнено четко и верно, дидактическая задача решена полностью и самостоятельно, в игре присутствовал ярко выраженный соревновательный интерес, желание хорошо выполнить задание.

2 балла - задание выполнено верно, допускается небольшое количество неточностей или незначительная помощь экспериментатора, в игре присутствует интерес, желание хорошо выполнить дидактическую задачу.

1 балл - задание выполнено частично верно, допущены ошибки, либо

задание выполнено со значительной помощью экспериментатора, интерес к игре проявляется слабо.

0 баллов - ребенок отказывается от игры или не может выполнить дидактическую задачу даже с помощью экспериментатора.

По итогам выполнения каждой группы дидактических игр определялся средний балл выполнения задания.

По результатам проведенного исследования уровня готовности к школе с помощью дидактических игр были получены следующие баллы.


В I группе заданий, направленных на выявление знаний об окружающем мире, дети набрали следующее количество баллов (табл. 1).

Таблица 1

Результаты выполнения Iгруппы дидактических игр

«Ознакомление с окружающим миром»

ФИО

«Охотник»

«Для чего

«Кто

«Времена

Общее

Средний

нужен

больше

года»

кол-во

балл

предмет»

назовет действий»

баллов

1

Данил Г.

3

3

2

3

11

2,8

2

Данил С.

2

2

2

3

9

2,3

3

Настя Л.

2

2

3

2

9

2,3

4

Катя К.

2

2

3

2

9

2,3

5

Ангелина Ш.

2

2

3

3

10

2,5

6

Ксения Т.

2

2

3

2

9

2,3

7

Толя Ш.

1

2

1

1

5

1,3

8

Влад П.

3

2

3

2

10

2,5

9

Влад К.

3

3

3

2

11

2,8

10

Максим К.

3

3

2

3

11

2,8

11

Ульяна С.

2

3

2

2

9

2,3

12

Коля Т.

2

2

2

2

8

2

13

Никита Т.

2

2

2

2

8

2

14

Влад Л.

2

2

2

2

8

2

15

Коля Там.

3

3

3

2

11

2,8

16

Влад М.

3

3

3

2

11

2,8

17

Никита С.

3

2

2

2

9

2,8

18

Саша Ж.

1

1

1

1

4

1

19

Саша К.

1

2

2

2

7

1,8

20

Юля Н.

3

2

2

2

9

2,3

Ср.балл

2,25

2,25

2,3

2,1

2,2


По результатам выполнения заданий видно, что труднее всего для детей оказалась игра «Времена года» (средний балл 2,1). На наш взгляд, это

произошло в связи с большим объемом материала, представленного в игре (сезонные изменения, цветы, животные, люди, развлечения детей). Наиболее полно дети раскрыли тему в игре «Кто больше назовет действий» (2,3 балла). Игра дошкольникам понравилась, играли в нее с удовольствием, т.к. присутствовал соревновательный элемент, что способствовало решению дидактической задачи. 6 детей (30 %) показали высокие результаты, 3 ребенка (15 %) набрали мало баллов в данной группе дидактических игр.

В группе дидактических игр, посвященной выявлению уровня формирования элементарных математических представлений у детей, были получены следующие результаты (табл. 2).

Таблица 2

Результаты выполнения IIгруппы дидактических игр

«Формирование математических представлений»

ФИО

«Живая

«Кто знает,

«Сосчитай

Общее

Средний

неделя»

пусть дальше считает»

углы»

кол-во баллов

балл

1

Данил Г.

3

3

3

9

3

2

Данил С.

2

2

3

7

2,3

3

Настя Л.

1

1

2

4

1,3

4

Катя К.

3

2

3

8

2,7

5

Ангелина Ш.

1

2

2

5

1,7

6

Ксения Т.

2

2

2

6

2

7

Толя Ш.

1

1

1

3

1

8

Влад П.

2

2

2

6

2

9

Влад К.

2

3

2

7

2,3

10

Максим К.

2

3

2

7

2,3

11

Ульяна С.

1

2

1

4

1,3

12

Коля Т.

2

2

2

6

2

13

Никита Т.

3

2

3

8

2,7

14

Влад Л.

3

2

2

7

2,3

15

Коля Там.

2

2

2

6

2

16

Влад М.

2

2

3

7

2,3

17

Никита С.

3

2

2

7

2,3

18

Саша Ж.

0

1

0

1

0,3

19

Саша К.

1

1

2

4

1,3

20

Юля Н.

2

2

2

6

2

Ср.балл

1,9

1,95

2,1

1,98


По итогам проведения дидактических игр математического содержания можно отметить, что результаты готовности к школе несколько ниже. Это обусловлено трудностью усвоения математического материала. Наиболее полно дети выполнили дидактическую задачу при работе с геометрическим материалом (средний балл 2,1). Наиболее трудным оказалась игра, посвященная дням недели (1,9 балла). 3 ребенка (15 %) хорошо справились с заданиями. 6 детей (30 %) показали низкий уровень усвоения математического материала. Следует отметить также, что во время проведения всех игр почти все дети были заинтересованы, проявляли соревновательный и познавательный интерес, что способствовало достижению учебной цели и положительному решению дидактической задачи. 1 ребенок (5 %) отказался от выполнения почти всей серии игр, аргументируя отказ неумением играть в них.

В III группе игр, посвященных выявлению уровня развития конструирования у детей, были получены следующие результаты (табл. 3).

Таблица 3

Результаты выполнения III группы дидактических игр

«Конструктивная деятельность»

ФИО

«Подбери

«Подбери

«Фигурки из

Общее кол-

Средний

картинку»

детали»

цветной мозаики»

во баллов

балл

1

Данил Г.

2

3

3

8

2,7

2

Данил С.

2

2

3

7

2,3

3

Настя Л.

1

1

2

4

1,3

4

Катя К.

3

3

2

8

2,7

5

Ангелина Ш.

2

2

2

6

2

6

Ксения Т.

2

2

2

6

2

7

Толя Ш.

1

0

1

2

0,7

8

Влад П.

3

2

2

7

2,3

9

Влад К.

2

3

2

7

2,3

10

Максим К.

2

3

2

7

2,3

11

Ульяна С.

2

2

2

6

2

12

Коля Т.

2

2

2

6

2

13

Никита Т.

3

2

3

8

2,7

14

Влад Л.

1

2

2

5

1,7

15

Коля Там.

2

3

2

7

2,3

16

Влад М.

2

2

3

7

2,3

17

Никита С.

3

2

2

7

2,3

18

Саша Ж.

1

1

1

3

1

19

Саша К.

1

1

1

3

1

20

Юля Н.

2

2

2

6

2

Ср.балл

1,95

2

2,05

2


Анализируя результаты, полученные в ходе проведения группы игр, посвященных выявлению уровня развития конструкторских способностей детей, отметили, что результаты чуть выше, чем во второй группе игр. Средний балл во II и III группах игр практически равен (1,98 и 2 балла). Наиболее низкий средний балл (1,95) выполнения задания был отмечен в игре «Подбери картинку». На наш взгляд, это связано с тем, что наряду со знанием геометрических фигур у детей должно быть развито зрительное внимание, пространственный гнозис, зрительный анализ и синтез. Лучше всех было выполнено задание в игре «Фигурки из цветной мозаики» (ср.балл 2,05). 3 ребенка (15 %) справились с дидактической задачей на высоком уровне, 5 человек (25 %) показали низкий результат.

В IV группе игр, посвященных изучению развития изобразительной деятельности детей, были получены следующие результаты (табл. 4).

Таблица 4

Результаты выполнения IVгруппы дидактических игр

«Изобразительная деятельность»

ФИО

«В гостях у

«Подбери

«Чудесные

«Трудные

Общее

Средний

Солнышка и Снежной

предметы похожего

превращения»

виражи»

кол-во баллов

балл

королевы»

цвета»

1

Данил Г.

2

3

2

3

10

2,5

2

Данил С.

2

2

2

2

8

2

3

Настя Л.

2

2

3

1

8

2

4

Катя К.

2

2

3

2

9

2,3

5

Ангелина Ш.

2

2

2

3

9

2,3

6

Ксения Т.

2

2

2

2

8

2

7

Толя Ш.

1

2

1

1

5

1,25

8

Влад П.

2

2

3

2

9

2,3

9

Влад К.

3

3

2

2

10

2,5

10

Максим К.

3

3

2

3

11

2,8

11

Ульяна С.

2

3

2

2

9

2,3

12

Коля Т.

3

2

2

2

9

2,3

13

Никита Т.

2

3

2

2

9

2,3

14

Влад Л.

3

2

1

2

8

2

15

Коля Там.

3

3

3

3

12

3

16

Влад М.

3

3

3

2

11

2,8

17

Никита С.

3

2

2

2

9

2,3

18

Саша Ж.

1

2

1

0

4

1

19

Саша К.

2

2

2

1

7

1,8

20

Юля Н.

3

3

2

2

10

2,5

Ср.балл

2,3

2,4

2,1

1,95

2,2