Файл: Формы государственного устройства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 187

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА И ФОРМ ГОСУДАРСТВА

1.1 Категория «государство» и эволюция трактовок природы государства в политико-правовой теории Запада и Востока

1.2 Типология государств и эволюция трактовок форм государства в политико-правовой теории Запада и Востока

1.3 Современная классификация форм государства и обоснование необходимости ее пересмотра

ГЛАВА II. ФОРМА ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА КАК ВЕДУЩИЙ ЭЛЕМЕНТ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

2.1 Форма правления и форма политического режима: разграничение сферы применения. Анализ исторической эволюции форм государства

2.2 Культурно-цивилизационная основа разделения формы политического режима на демократии и автократии

2.3. Концептуальная модель сравнения политических режимов Запада и Не-Запада

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК использованной литературы

Многие из этих классификаций достаточно точно отражали политические реалии той или иной эпохи, но по большей части дублировали друг друга с небольшими отклонениями. Основой для всех этих классификаций являлась типология государства, разработанная Аристотелем, которая долгие века была наиболее авторитетной классификационной системой государственных типов. Именно она в течение многих последующих веков постоянно анализировалась, подвергалась критике и попыткам видоизменить ее, усовершенствовать, и только с развитием конституционного республиканизма утратила свою актуальность. К этому времени из всех форм правления, которые со времен Аристотеля примерялись к государствам с той или иной частотой и в том или ином объеме, устоялись только две формы - монархия и республика.

И только в XX веке с появлением понятия «политический режим» стали возникать другие классификационные системы, основанные на выделении демократических и различных недемократических (авторитарных и тоталитарных) режимов.

1.3 Современная классификация форм государства и обоснование необходимости ее пересмотра

В современный период при классифицировании форм государства используются три вида форм государства - формы правления, формы государственного (территориального) устройства и формы политического режима. Эти три элемента, определяя собой характерные для того или иного государства признаки и дополняя друг друга, в своей совокупности создают категорию «форма государства».

Форма государства - это целостное явление, включающее в себя весь комплекс политико-правовых институтов в стране, который характеризует государство во всех его проявлениях. В самом общем виде форма каждого государства дается в его Конституции, например, согласно Конституции нашей страны, «Кыргызская Республика (Кыргызстан) - суверенное, демократическое, правовое, светское, унитарное, социальное государство» [12].

Вместе с тем, в научной литературе под формой государства понимается только организация государственной власти и ее устройство, что наглядно показывает соединение трех элементов - формы государственного устройства, формы правления и формы политического режима.


Из этих элементов форма государственного устройства менее других подвергается различного рода дискуссиям, поскольку разделение государств на федерации и унитарные государства имеет своей основой прочный, устойчивый и статичный критерий, базирующийся на легко определяемой территориальной структуре государства, и потому типология государств по этому критерию практически не подвергается никаким изменениям. Другие же элементы (форма правления и форма политического режима), вызывая множество споров ввиду многоаспектности лежащих в их основе критериев, имеют множество классификаций, которые в тот или иной момент перестают отвечать имеющимся реалиям, в связи с чем появляется необходимость разработки

новых классификаций (чем, в принципе, и объясняется наш интерес к данным

элементам формы государства).

Несмотря на то, что содержание этих понятий сегодня известно всем, есть настоятельная необходимость в том, чтобы дать более подробную характеристику каждому из этих понятий.

Форма правления в самом общем своем понимании обозначает способ организации и взаимодействия всех органов государства. Форма правления была сформирована в ходе многовековой эволюции форм государственности и оформилась как одна из самых распространенных категориальных единиц государства, хотя и термин, и само понятие утвердились лишь в Новое время с признанием факта существования и превалирующей роли только двух основных форм правления - монархии и республики.

Монархия в классическом понимании - это форма правления, при которой государственная власть принадлежит одному лицу (правящему роду, из которого отбирается правитель), получающему данную власть по наследству и пожизненно, и реализующему ее по своему усмотрению. Но современная монархия значительно отличается от классической монархии, в первую очередь, тем, количество монархических государств по сравнению с эпохой классической монархии заметно сократилось (на сегодня из 230 государств только 45 имеют монархическую форму правления), а, во-вторых, тем что заметна общая тенденция по ограничению власти монарха. Это, прежде всего, касается ряда развитых стран, в которых институт монархии не имеет реальной власти, и его наличие не играет определенной роли в процессе складывания политической системы и осуществления властных полномочий. В других, развивающихся, странах, хоть монархи и властвуют, но все же имеются структуры (зачастую, формальные), которые нацелены на ограничение власти монарха.


Согласно наиболее распространенной на данный момент классификации форм правления, монархия подразделяется на абсолютную (неограниченную) и конституционную (ограниченную) монархии; последняя, в свою очередь, делится на дуалистическую и парламентарную монархии.

Абсолютная монархия - это монархия, которая характеризуется всевластием монарха как единоличного властителя и отсутствием конституции и парламента. По мнению В.Е. Чиркина, в настоящее время абсолютной монархии в ее «чистом» виде не существует, а имеющиеся на данный момент монархии такого рода (например, Саудовская Аравия, Оман, Катар, Бруней, Бахрейн и др.) носят характер полуабсолютной монархической формы правления, т.к. в основе своей имеют либо конституции (или заменяющие ее законы), либо парламент (маджилис, Национальное собрание и т.д.) [120, 141].

Но здесь следует заметить, что в рамках такой точки зрения суть этих государств и господствующего в них политического строя рассматривается только исходя из их конституций, что не совсем точно отражает реально существующее положение дел. На деле большинство конституций в этих странах регламентирует, что источником государственной власти, и причем всех ее ветвей - законодательной, исполнительной и судебной, является монарх; к тому же сама конституция не приоритетна, над ней стоит Коран, который сильнее и значимее, чем конституция. Парламент в этих странах функционирует также формально, поскольку он не самостоятелен в своих действиях, будучи зависимым от монарха и выполняя функции только совещательного учреждения. В силу этого, эти государства фактически представляют собой абсолютные монархии, в которых власть монарха не ограничена никакими политическими институтами.

К тому же, большинство из них являются теократическими государствами, в которых главой государства является высшее духовное лицо (имам). Это, с одной стороны, означает, что все аспекты общественной и политической жизни в таких государствах определяются религиозными канонами, а, с другой стороны, что власть монарха все же ограничена, если не со стороны общества, так со стороны норм и заповедей религии.

Таким образом, современные абсолютные монархии по существу являются абсолютистско-теократическими монархиями.

Конституционная монархия - это монархия, в которой власть монарха

в той или иной мере ограничена, что закреплено в конституции, либо равнозначных ей законах (например, статутах - законодательных актах особой важности), либо в специальных решениях, вынесенных верховными судебными инстанциями. Разновидностями конституционной монархии являются дуалистическая и парламентарная монархии.


Дуалистическая (двойственная) монархия представляет собой некую переходную форму от абсолютной монархии к парламентской; дуалистической она называется потому, что при ней монарх и парламент имеют равные объемы властных полномочий, т.е. монарх обладает исполнительной властью, т.к. назначает правительство, оно, в свою очередь, ответственно только перед ним, а парламент существует для исполнения законодательной власти, при этом часть депутатов парламента избирается всенародно (нижняя палата), часть назначается монархом (верхняя палата). Монарх также обладает правом вето на принимаемые парламентом законы.

Но, по мнению В.Е. Чиркина [120, 144], «чистой» дуалистической монархии ныне нет, есть смешанные (полудуалистические, полупарламентарные) формы правления, например, в Иордании преобладают элементы дуалистической монархии, а в Марокко - элементы парламентарной формы правления.

Парламентарная монархия - это монархия, основанная на парламентаризме. Она распространена в Европе (Великобритания, Швеция, Испания и другие монархические государства Европы, кроме Монако), в значительно меньшей степени в Азии (Япония, Малайзия, Таиланд) и в некоторых других частях света, где расположены члены британского Содружества - Австралия, Новая Зеландия, Канада, Ямайка и др.

Парламентарная монархия характеризуется тем, что в ней монарх не владеет властными полномочиями, а лишь является символом нации, выполняя представительские функции и церемониальные действия, т.е. «он царствует, но не правит». За ним остаются некоторые полномочия (право вето отклонять законы, назначение чиновников, объявление войны и заключение мира и т.д.),

но осуществлять их он может только в самых исключительных случаях.

В государствах данного типа исполнительная власть принадлежит правительству, которое формируется парламентом. В силу этого правительство подотчетно парламенту и нуждается в его доверии. Парламент вправе объявить вотум недоверия правительству. Парламент в свою очередь формируется партией или коалицией партий, получившей большинство голосов на выборах, т.е., по сути, реальная власть в странах с парламентарной монархией принадлежит партии (коалиции партий), победившей на выборах.

Республика - это форма правления, при которой верховная государственная власть реализуется не монархом, а выборными органами, избираемыми из среды граждан на ограниченный конституцией срок. Источником власти при республиканской форме правления является народное большинство, перед которым ответственны все высшие органы государственной власти. Одним из характерных признаков республики является разделение государственной власти на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную, которые при своем взаимодействии друг с другом опираются на конституционально закрепленную систему разделения полномочий и взаимного контроля, так называемую «систему сдержек и противовесов». Основными разновидностями республиканской формы правления являются президентская, парламентская и смешанная формы правления.


Президентская республика - это такая форма правления, при которой президент одновременно выступает и главой государства, и главой исполнительной власти. Президент выбирается народом и не ответственен ни перед кем, кроме народа. Как глава государства он выполняет представительские функции от имени государства на международной арене. Как глава исполнительной власти он формирует правительство (по своему усмотрению) и руководит им (и юридически, и фактически, даже если имеется в государстве номинальная должность премьер-министра). Правительство несет ответственность за свою деятельность только перед президентом. Президент

также является главнокомандующим вооруженными силами страны.

Законодательную власть осуществляет парламент, который выполняет свои обязанности относительно самостоятельно, не считая того, что президент имеет право отлагательного вето на принятие законов, но при этом президент не вправе распускать парламент. В ряде государств парламент имеет право вынести правительству и президенту вотум недоверия, но проведение этой процедуры очень затруднено. Президентская форма правления характерна для стран Латинской Америки, США, Филиппин, Зимбабве, России и др.

Парламентская республика - форма правления, которая характеризуется определенным верховенством парламента и ролью президента только как главы государства. При этой форме правления президент избирается (за редким исключением) методом непрямых выборов, т.е. его выбирает не народ, а парламент. Он выполняет лишь представительские функции и обладает формальными полномочиями, например, подписывает и обнародует законы; с согласия парламента назначает некоторые государственные должности; акты, издаваемые им, вступают в юридическую силу только после одобрения их правительством (премьер-министром или одним из членов кабинета министров) или парламентом и т.д.

При парламентской форме правления парламент как высший представительный и законодательный орган играет ведущую роль в реализации верховной государственной власти: он избирает президента и формирует правительство, которое несет ответственность перед ним. Парламент вправе выразить вотум недоверия правительству и отправить его в отставку.

Исполнительную власть в парламентской республике представляет правительство. Глава правительства (премьер-министр) назначается из числа правящей партии или партийной коалиции, имеющей большинство голосов в парламенте. Премьер-министр, хоть официально не является главой государства, в действительности выполняет функции первого лица государства. В рамках реализации системы сдержек и противовесов правительство в случае