Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 190
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА И ФОРМ ГОСУДАРСТВА
1.3 Современная классификация форм государства и обоснование необходимости ее пересмотра
ГЛАВА II. ФОРМА ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА КАК ВЕДУЩИЙ ЭЛЕМЕНТ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
2.3. Концептуальная модель сравнения политических режимов Запада и Не-Запада
выражения ему вотума недоверия со стороны парламента имеет полномочие
обратиться к президенту с предложением о роспуске парламента и назначении новых выборов.
Парламентская республика характерна для стран Европы, эту форму правления имеют Италия, Германия, Греция, Болгария и др. Форма правления нашего государства, Кыргызской Республики, также построена по модели парламентской республики.
Смешанная (полупрезидентская, полупарламентская) республика -
это форма правления, которая стремится совместить определенные достоинства и президентской, и парламентской республики. Она складывается в двух случаях, с одной стороны, когда в президентских республиках происходит усиление роли парламента и его наделение дополнительными полномочиями при уменьшении в государстве влияния института президентства, а с другой стороны, когда в парламентских республиках при ослаблении основ и принципов парламентаризма возрастают место и роль президентской власти.
Для полупрезидентской республики характерны следующие черты:
- президент является главой государства и назначает главу правительства на основе парламентского большинства;
- президент вправе назначать и увольнять министров, часть из которых находятся в прямом подчинении президента;
- правительство ответственно и подотчетно и перед президентом, и перед парламентом (возможно в разной степени, но при обязательном условии, что разница небольшая);
- парламент имеет право выразить вотум недоверия правительству, но процедура его принятия усложнена, чем в парламентской республике;
- президент обладает правом отлагательного вето на решения парламента и вправе распустить парламент и назначить новые выборы.
Впервые полупрезидентская республика была введена во Франции в 1958 году, ныне такую форму правления имеют многие страны, такие, как Румыния, Польша, Финляндия, Шри-Ланка и др.
Таким образом, в современном мире существуют различные формы правления, от классической абсолютной монархии до современной смешанной (полупрезидентской, полупарламентской) республики.
Форма политического режима - это способ функционирования политической системы общества. Наиболее распространенная классификация политических режимов - это деление режимов на три основных типа: демократические, авторитарные и тоталитарные. Данная типология установилась на основе выше приведенной классификации Х. Линца.
Демократический режим - это способ функционирования политической системы общества, основанный на признании народа единственным источником власти. Демократические режимы более однотипные, нежели, скажем, авторитарные, вследствие того, что они имеют, как справедливо заметил С. Хантингтон, «общее институциональное ядро». Но, несмотря на это, и среди них выделяются несколько разновидностей.
О модели прямой (древнегреческой) демократии и классической либеральной демократии речь пойдет ниже, поэтому более подробно остановимся на современной модели демократии.
Современная модель демократии выросла из либеральной демократии, наследуя ее основополагающие принципы, обогащая и расширяя их перечень.
Существует множество концепций, пытающихся объяснить суть современной демократии и дать ей наиболее подходящее название. Так, в современных политических изысканиях выделяются, кроме либеральной демократии, такие виды демократии, как коллективистская (идентитарная), плебисцитарная, плюралистическая, репрезентативная, партиципаторная и др. [79, 104-119]. Но многие из них по большей части остаются только в теоретических изысканиях, не реализовываясь в реальной политической жизни. Из их ряда можно выделить только два понятия, которых так или иначе можно соотнести с реально существующими демократическими политическими режимами в западных государствах; это - «согласительная (консенсусная) демократия» и «мажоритарная демократия».
Под согласительной (консенсусной) демократией понимают режим, при котором рассредоточение власти между всеми институтами в государстве не только строго регламентируется в Конституции и других законодательных актах, но и регулируется при помощи политического консенсуса - переговоров, «торга» и взаимных уступок. Цель такой демократии - «стимулировать многообразие, плюрализм в обществе» [92, 224], поэтому данная форма режима называется также плюралистической демократией. Она характерна для таких государств, как Бельгия, Австрия, Швейцария и др.
Главными отличительными чертами консенсусной или плюралистической демократии являются: наличие коалиционного правительства с
пропорциональным представительством всех политических сил; четкое разделение власти между законодательной и исполнительной ветвями власти; наличие многопартийной системы; наличие кодифицированной («писаной») конституции и др. [116, 40-41].
Своеобразной ветвью плюралистической демократии является модель демократии США, у которой на первый план в качестве главных движущих сил выходят не народ в целом и не отдельная личность, а различные группы. Модель американской демократии уникальна, основными отличительными признаками которой являются президенциализм, двухпартийность и формирование парламента по принципу большинства.
Мажоритарная демократия - это политический режим, при котором власть формируется по принципу большинства. Эта форма демократии также известна как парламентарная система правления или вестминстерская модель. Она реализована в Великобритании, Нидерландах, Новой Зеландии, Австралии.
Мажоритарная демократия использует следующие основополагающие принципы: наличие однопартийного правительства, сформированного по принципу большинства; неполное разделение власти между законодательной и исполнительной ветвями; наличие двухпартийной системы; отсутствие Конституции или ее слабая кодификация и др.
Таким образом, в современном мире среди устойчивых демократических
режимов можно выделить две существенно отличающиеся друг от друга
формы: плюралистическая (консенсусная) и мажоритарная демократии.
Авторитарный режим - это способ функционирования политической системы общества, при котором государственная власть осуществляется одним лицом или группой лиц при минимальном участии народа.
Типологии авторитарных режимов чрезвычайно разнообразны, вследствие того, что между разными формами авторитаризма больше отличий, чем схожестей (выше мы уже приводили несколько типологий). [3]
В целом, исследователи выделяют такие формы авторитаризма, как военные режимы, режимы личной власти, однопартийные режимы, бюрократически-олигархические (корпоративные) режимы,
националистические режимы и др.
Военный режим - это режим, устанавливающийся вследствие государственного переворота, осуществленного военными силами против гражданского правительства. Этот тип режима называют иногда «преторианским» (термин произошел от названия Преторианской гвардии Римской империи, которая постоянно вмешивалась в политику, убивая императоров). Военный режим характерен для многих стран Африки, Азии, Латинской Америки.
Режим личной власти - это режим, во главе которого стоит единолично властвующий лидер. В качестве примеров такого режима приводят режимы Салазара в Португалии, Франко в Испании, Маркоса в Филиппинах, Индиры Ганди в Индии, Чаушеску в Румынии [118, 174].
Однопартийный режим - это режим, при котором власть монополизирует одна политическая партия (например, Коммунистическая партия Советского Союза).
Бюрократически-олигархический (корпоративный) режим - это
режим, при котором государственная власть принадлежит блоку сил, куда входят узкий круг лиц, обладающих политической властью в стране (бюрократия), и лица, обладающие крупным финансовым капиталом
(олигархический слой). Эти силы, взаимодействуя между собой на корпоративной основе, стараются не допускать иные силы к управлению государством, монополизируют доступ к экономике страны, отсекая народный сектор от нее. Подобные режимы были распространены в государствах Латинской Америки.
Националистический режим - это режим, который опирается на внутренние политические, экономические, военные силы государства, развивая национальную идеологию и национальное производство, и отгораживаясь от внешнего мира. Такой режим устанавливается обычно как реакция на давление, агрессию или угрозу оккупации со стороны внешних сил, и может развиться в двух направлениях: как реакционный режим (нацистская Германия) или как автаркический режим (Северная Корея, Албания в период 1976-1985 гг. и др.).
Тоталитарный режим - это способ функционирования политической системы общества, при котором происходит абсолютизация власти с установлением полного контроля над всеми сторонами общественной жизни и массовым использованием в осуществлении государственной власти насильственных методов и средств, таких, как репрессии, террор, политические гонения и убийства. Еще одним отличительным признаком тоталитарного режима от авторитарного режима является то, что в тоталитарном государстве происходит массовая мобилизация населения вокруг центральной власти, у руля которой стоит чрезвычайно харизматичный лидер, который при наличии в стране единой официальной идеологии способен консолидировать все общество, вызывая у людей веру в торжество провозглашенной идеи и склонность к самопожертвованию и проявлениям массового героизма. Яркие примеры тоталитарного режима - это режимы Гитлера и Сталина (другие примеры тоталитарного режима - от древнегреческой Спарты до современной России, приводимые разными экспертами, не отвечают сущности тоталитаризма).
Таким образом, современная классификация политических режимов включают в себя три формы - демократический, авторитарный и тоталитарный
режимы.
Но на сегодняшний момент в политической науке как в отношении форм правления, так и в отношении форм политического режима, идут непрерывные дискуссии о необходимости пересмотра существующих классификаций и выработки новых, более подходящих к современному состоянию мировой государственной системы, систем классификации.
Эта необходимость связана с тем, что каждое государство по своей природе уникально, и на его специфику и внутреннее содержание самое серьезное влияние оказывают культурно-этнические, цивилизационные, географические и иные особенности развития составляющего его народа (достаточно сравнить государства Запада и Востока). С развитием государства развивается и изменяется и его внутреннее содержание, следовательно, меняется и форма. Именно этим фактором объясняется многообразие и изменчивость форм государства, что, в конечном счете, и определяет невозможность любой попытки создать единую, общепризнанную, законченную и всеобъемлющую классификационную систему форм правления и форм политического режима.
Но вместе с тем, исследователи, как западные, так и российские, продолжают предпринимать попытки усовершенствовать действующую классификационную систему, хотя эта задача отнюдь не из легких, поскольку, как особо подчеркивает Э. Хейвуд: «Сами политические системы сегодня изменяются столь быстро, что классифицировать их в высшей степени сложно: это вечная гонка за постоянно изменяющейся политической реальностью» [116, 38].
В российском же государствоведении на данный момент также идут дискуссии (при явном приоритете выше обозначенной трехэлементной классификационной системы формы государства) о целесообразности выработки альтернативной классификации.
Первым элементом, подвергающимся дискуссии, является сущность понятий «форма правления» и «политический режим».
В отношении сущности понятия «форма правления» позиции разных исследователей в той или иной мере разнятся. Часть исследователей считает, что она характеризует особенности деятельности только высших органов государственной власти, т.е. она трактуется как «организация верховной государственной власти, в особенности высших и центральных ее органов» [104, 218], или как «порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношений друг с другом и населением» [76, 245]. Другая часть исследователей считает, что такая позиция несколько ограничивает поле деятельности управления государством, поскольку в управлении государством, помимо высших властных структур, участвуют и местные органы управления, а в ряде государств и иные органы, например, армия. Поэтому они предлагают несколько другое определение форме правления, которая звучит так: «Форма правления - это способ организации структуры и взаимоотношений всех органов государственной власти, а также их прямых и обратных связей с населением» [120, 138].
Следующая форма государства, сущность которой также вызывает определенного рода сомнения, - это форма политических режимов.
Понятие «политический режим», так же, как и «форма правления», трактуется неоднозначно; если быть точнее, существуют два основных подхода к трактовке данной категории.
Первый подход (который в разных источниках называется по-разному: институциональный, юридический, формально-юридический, политикоправовой) характерен для конституционного права, поэтому этот подход можно назвать и конституционно-правовым. Суть этого подхода заключается в том, что при нем в основе выделения разных форм политического режима лежат особенности устройства государственной власти, которые закреплены в различных законодательных актах государства, в первую очередь, в его Конституции, т.е. в этом случае понятие «политический режим» более схоже с понятием «форма правления». В частности, в зависимости от особенностей конституционально закрепленных взаимоотношений между двумя ветвями власти: законодательной и исполнительной, выделяются такие формы политического режима, как: