Файл: Влияние коммерческих сделок, заключаемых субъектами рынка товаров и услуг, на результативность предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 216

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы. В условиях рыночной экономики одним из ключевых элементов организации бизнеса является система организации коммерческой деятельности. Партнерские связи на предприятии, по закупкам материальных ресурсов - широкое понятие. В связи с этим важным вопросом является определение сущности и содержания данной категории.

Хорошо отлаженные партнерские связи в системе МТО оказывают непосредственное влияние на эффективность производства и воздействуют на различные показатели деятельности предприятия: объем производства, уровень коммерческих издержек, показатели оборачиваемости и ряд других. На современном этапе в условиях формирования в России рыночных отношений это воздействие особенно усиливается.

Партнерские связи предприятия по закупкам материальных ресурсов являются важным элементом закупочной логистики, основной целью которой является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. Развитие новых областей экономики усложняет функции сферы закупок материальных ресурсов. Успешное осуществление закупок и рациональная организация хозяйственных связей в этой области предполагает наличие обширной информации о рынках, где они осуществляются. В связи с эти, актуальным вопросом является организация хозяйственных связей на принципах маркетинга.

Как видно, спектр изучения вопросов организации партнерских связей в системе материально-технического обеспечения не предприятии достаточно широк и представляет как теоретический, так и практический интерес. Именно в этом заключается цель данной научной работы, то есть изучение теоретических, методологических, методических основ по организации хозяйственных связей, и практической работе предприятия по закупке материальных ресурсов.

Процедура заключения коммерческого соглашения как в ходе согласования условий, так и при непосредственном оформлении, имеет ряд нюансов. Сложность процесса заключается в том, что договоры предполагают не одновременную передачу вещи в собственность контрагента, а предоставление ее спустя определенный период после подписания документов. Как правило, в соглашениях речь идет не о единичном экземпляре товара, а о партии продукции. Довольно часто соглашения заключаются на весьма продолжительный период.

Целью данной работы является изучение влияния коммерческих сделок, заключаемых субъектами рынка товаров и услуг, на результативность предприятия.


Объект исследования – коммерческие сделки.

Предметом исследования является влияние коммерческих сделок, заключаемых субъектами рынка товаров и услуг, на результативность предприятия.

Успешное достижение поставленной цели зависит от решения целого ряда задач:

- описать цели и задачи организации партнерских связей в бизнесе,

- изучить этапы заключения договоров в торговле,

- рассмотреть особенности влияния коммерческих сделок на результативность предприятия,

- выявить перспективы развития коммерческих отношений в розничной торговле.

Информационной базой работы послужили публикации и научные работы следующих авторов Азоева Г. Л., Громова Ю. А., Карнаухова С. Б., Аникина Б. А., Миротина М. Б., Порошиной О. Г. и пр.

Методы исследования: анализ литературных источников, сравнение, аналитический метод.

1. Значение договорных и партнерских отношений в бизнесе

1.1 Цель и задачи организации партнерских связей в бизнесе

Современные межфирменные связи отражают сложный и целенаправленный процесс взаимной адаптации деятельности каждого субъекта экономической жизни к интеграционным процессам. В результате межфирменного взаимодействия образуется особая инфраструктура, изменяющая «среду обитания бизнеса» и расширяющая его территориальные границы [3, c. 50].

Партнерские связи в сфере бизнеса выступают не только важным составным элементом предпринимательских действий, но и необходимым условием договорных отношений между контрагентами, давая возможность каждому из них получить определенный уровень прибыли за счет обмена результатами деятельности.

В России институт партнерства в бизнесе сравнительно молод, хотя отдельные предприятия использовали элементы партнерства, понимаемые как межфирменное сотрудничество, давно. Такой точки зрения придерживается А.В. Бусыгин, рассматривающий партнерские связи как договорные отношения, которые устанавливаются между двумя или более предпринимателями и дают возможность каждому из них получить искомый уровень прибыли за счет обмена результатами деятельности, выступающими в товарной или денежной форме [7, c. 60].


До сих пор отсутствует четкое и однозначное понимание сущности партнерских отношений в бизнесе, хотя терминология партнерства широко используется сегодня в практике бизнеса, например, стратегический партнер, производственный, финансовый, инвестиционный и т.п. партнеры, а также партнерство как форма организации бизнеса.

В трудах отечественных ученых-экономистов проблемы партнерства в бизнесе практически не освещены. Крайне мало разработок, где бы анализировалась система партнерских отношений в бизнесе или рассматривались какие-либо конкретные методы оценки и выбора контрагентов. Понятие «партнерство» практически не использовалось в научных работах Советского периода. Термин «партнерство» применялся для характеристики межличностного общения. Только ряд авторов рассматривает партнерство при организации договорной работы или применительно к внешнеэкономической деятельности

Необходимо отметить, что отсутствие глубоких теоретических исследований партнерства в бизнесе, а также конкретных методов определения надежности деловых партнеров на этапе их выбора стало одной из главных причин низкой экономической эффективности российских предприятий.

Любое предприятие нуждается в эффективных партнерских связях – это является главным условием его благополучного функционирования в рамках того или иного фрагмента целостного хозяйственного процесса.

Таким образом, партнерство в бизнесе можно определить как вид экономических отношений, основанных на совместных действиях и усилиях сторон, объединенных общим интересом (выгодой для обеих сторон), направленных на достижение конкретных целей, которые хорошо понимаются участниками таких отношений. Другими словами, под партнерскими экономическими отношениями понимается совокупность способов и форм целенаправленной организации взаимоотношений сторон для достижения общих целей.

Партнерские связи обеспечивают фирмам доступ к более разнообразным ресурсам, чем могла бы иметь или приобрести фирма в отдельности. В этой связи, целью современных межфирменных отношений всегда является получение необходимого доступа к каким-либо ресурсам (материально-техническим ресурсам, готовой продукции, финансовой среды), рынкам, технологиям или каналам распределения [9, c. 94].

В целом бизнес построен на взаимодействии субъектов рыночной экономики между собой. Отношения сотрудничества между фирмами – это не новый тип отношений в бизнесе. Эти отношения существовали всегда между фирмой и ее контрагентами (поставщиками, покупателями, посредниками и др.). Однако за последние годы содержание договорных отношений в бизнесе сильно изменилось и приобрело новые формы. Освоение этих форм российскими предприятиями началось сравнительно недавно.


Таким образом, можно сделать вывод о том, что политика формирования межфирменных связей, которые представляют собой основу делового партнерства, является одним из элементов стратегии предприятия и выступает в качестве фундамента успешной конкурентной борьбы. Современные межфирменные связи отражают сложный и целенаправленный процесс взаимной адаптации деятельности каждого субъекта экономической жизни к интеграционным процессам. В результате межфирменного взаимодействия образуется особая инфраструктура, изменяющая «среду обитания бизнеса» и расширяющая его территориальные границы.

1.2 Этапы заключения договоров в торговле

Договор поставки носит долгосрочный характер, поэтому при заключении договора поставки особое значение принимает согласование всех условий и подробностей договора, а также урегулирование разногласий.

Заключение проекта договора поставки, то есть согласование всех условий договора, чаще всего осуществляется путем составления одной из сторон проекта договора поставки и его направления другой стороне, а также подписания этого проекта другой стороной. Однако в соответствии со ст.434 ГК РФ порядок заключения договора поставки может быть изменен. Договор поставки может заключаться путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи. Стороны договора поставки могут выбрать любой более удобный порядок согласования и заключения проекта договора поставки [14, c. 11].

Действующее законодательство содержит специальные правила заключения договора поставки, в том числе по разрешению разногласий на стадии заключения договора поставки (ст.507 ГК РФ). Разногласия между сторонами договора поставки могут возникнуть на этапе, когда одна из сторон предлагает свой проект соглашения или происходит обмен проектами, то есть необходимые документы для заключения договора поставки обычно становятся причиной разногласий. Действующим законодательством РФ установлена обязанность стороны, получившей возражения по условиям договора или предложение согласовать иные условия (в форме протокола разногласий, письма, телеграммы и др.), принять меры к согласованию таких условий договора, то есть к заключению договора поставки; а также установлен 30-дневный срок для согласования соответствующих условий, если иной срок не определен сторонами; в-третьих, предусмотрена обязанность стороны, получившей предложение согласовать условия и считающей согласование нецелесообразным, в тот же срок уведомить другую сторону об отказе заключения договора поставки на предложенных ею условиях [13, c. 148].


Сторона, получившая в письменной форме акцепт с возражениями, должна действовать активно, т.е. либо уведомить другую сторону об отказе от заключения договора поставки, либо принять меры к согласованию разногласий. В том случае, если условия договора поставки не согласованы и разногласия не устранены, договор признается незаключенным.

В ч.2 ст.507 ГК РФ устанавливается ответственность за уклонение от согласований условий договора. Так, сторона, получившая предложение по соответствующим условиям договора, но не принявшая мер по согласованию условий договора поставки и не уведомившая другую сторону об отказе от заключения договора поставки в согласованный срок, обязана возместить убытки, вызванные уклонением от согласования условий договора.

У тех, кто занимается предпринимательской деятельностью, нередко возникают обстоятельства, вследствие которых необходимо изменение или расторжение договора. В данной сфере имеются определенные особенности и правила, которые экономическим субъектам нужно четко соблюдать.

Гражданским кодексом предусмотрен принцип обязательного исполнения всех пунктов двустороннего соглашения. Изменение и расторжение договора являются разными понятиями. Первое из них представляет собой процедуру, при которой юридическая сила соглашения сохраняется, но вводятся некоторые изменения или уточнения отдельных пунктов. А под расторжением понимается прекращение взаимоотношений субъектов до даты, установленной в контракте. Оно может осуществляться в двух- и одностороннем порядке. Согласно действующему законодательству, расторжение производится только по обоюдному одобрению.

Однако хозяйствующий субъект имеет право обратиться в судебные органы по факту нарушения прав или невыполнения обязанностей, что позволяет прекратить действие договора и привлечь к ответственности контрагента. На практике зачастую нарушается сам порядок заключения, изменения и расторжения договора. Одна сторона может расторгнуть соглашение без согласия второй только при наличии на то оснований, упомянутых в законодательных актах. Кроме того, в качестве значимых причин может выступать существенная перемена обстоятельств [4, c. 136].

Под существенным понимается такое нарушение договорного пункта, которое влечет потерю денежных средств в крупной для партнера сумме либо другие значительные неудобства. Такие обстоятельства кардинально изменяют положение фирмы, поэтому и называются существенными. Если бы специалисты могли своевременно предвидеть последствия, то соглашение и вовсе не было бы подписано.