Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность изучения данной темы имеет большое значение в современной экономике любой страны мира. Международный валютный фонд (МВФ) входит в систему Объединенных наций в качестве специализированного учреждения. МВФ был сформирован в 1944 году, на собрании в Бреттон Вудсе в США. Его основные задачи изначально декларировались таким образом: всяческое содействие межгосударственному сотрудничеству в области финансов, расширение и рост торговой деятельности, обеспечение устойчивости валют, предоставление помощи в расчетах между государствами участниками и предоставление им ресурсов для исправления дисбаланса равновесия в платежных балансах. Но, на деле же функциональность Фонда сводится в общей сложности к стяжательству для меньшинства (государств и транснациональных организаций), которое, кроме иных предприятий, осуществляет контроль и над МВФ. Таким образом, в 1999 году в МВФ входило уже 182 государства. СССР в частности, активно участвовал в проводимых конференциях и заверили Акт об учреждении организации, но, в дальнейшем так и не ратифицировал его и не принимал участие в деятельности.

Однако, в девяностых годах, после распада Советского Союза, Россия и иные государства бывшие союзные республики вошли в состав МВФ. IMF понимался как International Monetary Fund, МВФ (расшифровка аббревиатуры) в русской версии выглядит следующим образом: Международный Валютный Фонд.

Следовательно, эта межправительственная организация была призвана всячески содействовать валютному сотрудничеству на основе консультирования его участников и предоставления им кредитов. Целью Фонда является укрепление твердого паритета валют. Для этой страны участники утвердили их в золоте и долларах США, по предварительной договоренности не менять их более десяти процентов без должного согласия Фонда и не отклоняться от такого равновесия при исполнении операций больше, нежели чем на один процент.

Штаб-квартира специализированного учреждения ООН МВФ располагается в Вашингтоне. Управляющим органом Международного Валютного Фонда считается Совет администрации. В совет входят собственно управляющий и заместитель от каждого государства члена Фонда. Нуждающимся государствам МВФ предоставляет кредитные займы, предлагая государствам ссудные средства, которые они могут применять для самых различных целей.

Цель данной работы – рассмотреть международный валютный фонд и его функции.


Объект исследования – международный валютный фонд.

Предмет изучения – международный валютный фонд и его функции.

Задачи исследования –

1. Рассмотреть историю создания и работы международного валютного фонда;

2. Определить функции международного валютного фонда;

3. Изучить особенности взаимодействия международного валютного фонда с Российской Федерацией

Материалом для исследования послужили данные различных источников: учебная литература и периодика по экономики и бизнесу российских и зарубежных авторов, ресурсы всемирной сети Интернета

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД

1.1 Возникновение и цели создания международного валютного фонда

За шестидесятилетнюю историю Международный Валютный Фонд (далее – МФВ) из второстепенной кредитной организации превратился в ведущий международный орган, определяющий экономическую политику большинства развивающихся стран и стран с переходной экономикой [1].

Начало двадцатого столетия было весьма неблагоприятным – Первая мировая война, Великая депрессия, а затем Вторая мировая война существенно повлияли на структуру МВФ, его задачи, цели и функции. Международное регулирование экономических отношений с большим количеством субъектов было первоочередной задачей на мировом уровне, а после Первой мировой войны вопрос стал более актуальным. В связи с этим были проведены две конференции Брюссельская в 1921 году и Генуэзская в 1922 году.

Целью этих конференций было рассмотреть международные экономические проблемы, которые в дальнейшем будет решать специальный орган, который оказывал бы содействие и сотрудничество между странами. Практические последствия в области создания международного финансового органа Брюссельская и Генуэзская конференции не имели. В 30-х годах двадцатого столетия также проводились международные конференции для решения вопросов о мировых валютах и международных экономических отношениях, ни одна из них не дала результатов.


Первым серьезным событием, после которого вопрос о международном финансовом органе стал более острым, является Великая депрессия. Она нанесла серьезные удары по мировой экономике в промежуток между 1929-1932 годами. Тем не менее, у данного события есть положительный момент, так как пришло понимание крепкой связи между политической безопасностью и экономическим процветанием.

Помимо этого стала заметна проблема, с которой предстояло бороться, а именно расширение международных связей под воздействие различных внешних факторов существенно уязвляют национальную экономику любой страны. Так стало очевидно, что в политике изоляции каждой страны друг от друга, в торговых и валютных войнах нет победителей.

Это характеризуется уровнем спроса и предложения, который существовал в 30-х годах, а именно цены на товары упали на 48%, а объем производства и мировой торговли снизился на 63%. Не смотря на события Великой депрессии, валютные и кредитные отношения обострились во время Второй мировой войны. На тот момент большинство стран ввели валютное ограничение. Это была вся Европа оккупированная Германией, Британская империя, борющаяся за свое существования и СССР. В данных обстоятельствах значение лидера в выработке принципиально нового всемирного порядка взяла на себя страна, имеющая на тот период эффективно развивающую экономику и самые мощные вооруженные силы – Соединенные Штаты [1].

В период Второй мировой войны в США создавалось множество комитетов, задачей которых была разработка и поддержание мирового порядка. Каждый из созданных комитетов предлагали разные варианты мирового устройства после войны. И каждый из них поддерживал одну из ведущих идей – создание специального института, который позволит регулировать международные экономические отношения достаточно эффективно.

Было запланировано сформировать валютно-денежный режим, производственный, энергетический, морской, режим военной безопасности и т.д., координацией которых должна была заниматься межгосударственная организация – Организация Объединенных Наций. Помимо направляющих функций ООН должна была исполнять роль единой системы всемирной безопасности [2]. Помимо комитетов, создаваемых в США, разработкой программ международного экономического органа так же занимались страны, входившие в антигитлеровскую коалицию, а именно Польша, Франция, Великобритания, СССР, и Китай. Среди выдвинутых проектов необходимо выдвинуть следующие:

1. План международного стабилизационного фонда, разработанный Г. Уайтом (США). Основной целью Уайтома было создание валютной системы поддерживаемой «международной валютой», из этой цели появлялась следующая задача – создание стабильного курса валют всех союзных стран и поощрение их производительного капитала. В своих трудах Г. Уайтом подчеркивает «поддержание устойчивых курсов валют предполагает устранение валютного риска в международных экономических и денежных сделках». Отсутствие валютного риска обеспечивает снижение издержек во внешней торговле и капитал, затрачиваемый в процессе реализации товаров, намного меньше, и в дальнейшем получается наибольшая прибыль для страны-производителя.


2. План международного клирингового союза – Д.М. Кейнса (Великобритания). Этот план был тесно связан с валютными интересами Великобритании и был призван облегчить ее материальное положение. Предлагалось создать межгосударственный клиринговый союз, который стал бы центральным органом, выполняющим функции международного банка.

Также, помимо этого, он должен был осуществлять эмиссию безналичного межгосударственного платежного средства – банкора, не обеспеченного золотом, который планировалось применять для расчетов между странами для уплаты дефицитов платежных балансов. Следовательно, межгосударственный клиринговый союз должен был являться институтом расчетов между государствами, в котором они должны были иметь счета в банкорах.

Итак, по данным счетам как планировал Кейнс должен был происходить овердрафт, что гарантировало бы в определенных размерах автоматизированное взаимное кредитование государств – закрытие пассива платежного баланса одних государств за счет иных, в первую очередь с посредством Соединенных Штатов [1]. Планы Д.М Кейнса и Г.Д. Уайта подвергались дискуссии на межгосударственном собрании в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Хэмпшир), состоявшемся с 1 по 29 июля 1944 г. Было принято решение за основу создания специализированного финансового органа взять план международного стабилизационного фонда, разработанный Г. Уайтом, тем не менее, в него были внесены некоторые коррективы.

После обсуждения плана рядом экспертов из более 30 стран были выявлены следующие цели, которые будет призван решать МВФ:

1. Способы взаимодействия стран в сфере валютно-финансовых отношений и их дальнейшего сотрудничества между собой;

2. Способствовать расширению роста торговли на международном рынке;

3. Стабилизации валютных курсов стран-участниц;

4. Оказание помощи странам, находящимся в процессе становления рыночной экономики для более эффективного участия в многосторонней системе расчетов;

5. Предоставление в распоряжение, при наличие юридических гарантий, ресурсов для государств испытывающих затруднения в экономической сфере.

1.2 Общая характеристика международного валютного фонда

Международный валютный фонд (МВФ) межгосударственная организация со штаб-квартирой в Вашингтоне, США. МВФ оказывает всяческое содействие материальной устойчивости и сохранения наивысочайшего уровня занятости и стабильного экономического роста, в частности сокращения уровня бедности во всем мире. МВФ был сформирован в 1944 году на Бреттон-Вудской конференции.


Ключевыми функциями МВФ являются:

• всяческое содействие развитию межгосударственного валютно-финансового сотрудничества с помощью консультаций;

• помощь в расширении и роста межгосударственной торговли;

• содействие устойчивости валют;

• оказание помощи в формировании многосторонней системы расчётов между государствами-участниками;

• предоставление помощи государствам-участникам с помощью предоставления займов и ссуд в зарубежной валюте.

Устав фонда изначально подписали 22 страны, далее ещё 8, на сегодняшний день 188 страны являются участницами организации. В их списке: Бельгия, Канада, Египет, КНР, Франция, Греция, Великобритания, США, Чехия, Испания и др. Участниками фонда являются: Куба, КНДР, Андорра, Монако, Лихтенштейн, Науру и Ватикан.

Государства-участники МВФ наделены доступом к информативным данным касающихся экономической политики всех государств-членов, возможность воздействовать на экономическую политику иных государств-членов, технологическую помощь в банковской и финансовой области, материальную поддержку во время сложностей с оплатой и расширение возможностей для торговой деятельности и инвестиций. Наивысшим управляющим органом МВФ считается Совет управляющих, он сформирован из одного главного управляющего и его заместителя от каждого государства-участника.

Таким образом, совет как правило, собирается один раз в календарный год и несет ответственность за включение каких-либо изменений в Статьи Соглашения, приём, а также исключение государств-членов из состава, установление и пересмотр их причитающих долей в капитале, выборы исполнительных директоров в ряд Исполнительного совета. Исполнительный совет сформирован их 24 исполнительных директоров, которые представляют все 188 стран-участниц.

Дирекцию утверждают восемь государств с наибольшими квотами в Фонде Соединенные Штаты, Япония, Германия, Франция, Соединенное Королевство, Китай, Россия и Саудовская Аравия. Другие 176 государств сформированы в 16 групп, каждая из них выбирает по исполнительному директору. Исполнительный совет МВФ избирает на срок 5 лет директора-распорядителя. Также, он представляет одну из европейских стран. С 5 июля 2011 года директором-распорядителем ВМФ назначен Кристин Лагард (Франция). Соответственно трудовому соглашению заработная плата директора-распорядителя Международного валютного фонда ровняется 467 тысяч 940 долларов в год. В частности, Лагард выдается пособие каждый год в объеме 83 760 долларов для поддержания необходимого уровня жизнедеятельности директора-распорядителя и обеспечения представительских расходов. Все выплаты соответственно действующему закону облагались подоходным налогом в размере 35%. Уставный капитал МВФ формализуется с посредством взносов стран-участниц, каждая из которых уплачивает 25% своей квоты в межгосударственных валютных единицах либо в валюте иных стран-участников, а остальные 75% в государственной валюте.