Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД
1.1 Возникновение и цели создания международного валютного фонда
1.2 Общая характеристика международного валютного фонда
1.3 Принципы деятельности международного валютного фонда
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА
2.1 Анализ деятельности международного валютного фонда в Росии и Европе
2.2 Международный валютный фонд и всемирный банк в условиях трансформации мирового баланса сил
Отталкиваясь от объемов квот распределяются голоса между государствами-участниками в руководящих структурах МВФ. Таким образом, на 01.03.2018 г. уставный капитал МВФ ровняется 467,2 млрд. За период своей функциональности МВФ смог достичь обширного признания в качестве основного органа регламентирования международных валютно-кредитных взаимоотношений, авторитетного центра межгосударственного кредитования, координатора международных кредитных потоков и гаранта платежеспособности государств-заемщиков. В то же время он имеет огромное значение в реализации решений «семерки» ведущих стран, является главным звеном системы регламентирования всемирной экономики, межгосударственной координации, согласования государственных макроэкономических политик. Международный валютный фонд представляет собой один из самых важных субъектов всемирной экономики
1.3 Принципы деятельности международного валютного фонда
Для современной России принципы, на которых базируется институт МВФ имеют как практическое, так и теоретическое значение. Они важны, чтобы определить правовые приоритеты, основы государственного устройства, а также социальные и экономические приоритеты развития общества. Рассматривая принципы, на которых базируется МВФ, следует выделить следующие:
Принцип законности. Этот принцип является основополагающем для всех отраслей и институтов права. Международный Валютный Фонд не исключение. Он говорит о том, что высшие органы осуществляющие контроль должны действовать на основе законности, правильности, экономичности, эффективности и результативности в управлении финансами.
Также принцип законности реализуется путем соблюдения базы законодательства контролирующими органами, которые в свою очередь не выходят за рамки закрепленных за ними компетенций. В целом законность, как один из основополагающих положений, понятие комплексное и закрепляет внутри себя не только законность нормативных правовых актов и деятельности государственных органов, но и надлежащие информационное обеспечение, добросовестную компетентность контролирующих органов, непрерывное развитие и совершенствование законодательной базы, приоритетность и взаимодействие контролирующих органов между собой.
Принцип независимости.
Этот принцип имеет одно из самых важных государственных значений. Принцип независимости заключается в следующем, организация, выполнение и обеспечение функций, а также финансовый вопрос не должны быть связаны со средствами субъектов финансового контроля. Должна быть полная самостоятельность.
Именно это и приведет к более объективному и эффективному решению поставленных вопросов. Среди специалистов изучающих деятельность финансовых органов выделяется мнения, что их самостоятельность определяется: предметом контроля, методом его осуществления, а также практической стороной, т.е. содержанием и формой их отчетности [2].
Несмотря на то что, государственные финансовые органы осуществляющие финансовый контроль обладают независимостью, это не значит, что они должны обосабливаться от общества. Из этого вытекает следующий принцип.
Принцип гласности. Гласность необходимый принцип для нормально функционирования деятельности финансовых органов. Этот принцип предусматривает открытость деятельности финансовых органов, доступность информации появляющейся по ходу осуществляемой деятельности.
И этот принцип должен обеспечиваться не только по результатам опубликования проверок, но и по связи с общественностью, т.е. по обеспечению ответов на поставленные перед финансовыми органами вопросов.
Тесная связь государственных органов с обществом необходима, но при этом не следует забывать о защите конфиденциальной информации в целях соблюдения государственной или иной охраняемой законом тайной.
Принцип сбалансированности. Данный принцип вытекает из предыдущего. Он подразумевает, что нельзя выполнять контролирующее функции, предписанные законом, без надлежащих средств обеспечения. То есть для нормального функционирования государственных финансовых органов их полномочия, права и обязанности должны быть закреплены в законе.
В данном случае это Налоговый Кодекс Российской Федерации и Бюджетный Кодекс Российской Федерации.
МВФ является межправительственной организацией и ее специфика определяется тем, что в своей работе она совмещает регламентирующие, консультативные и материальные функции, следующие из перечисленных ранее целей. Статьи Соглашения, являются центральным юридическим документом, определяющим всю деятельность МВФ в международной валютной системе. Исходя из того, что МВФ это межправительственная организация, он занимается не только проблемами отдельных государств, но и задачи функционирования межгосударственной валютной системы. Поддержка методов и стратегий разных стран составляет основу деятельности МВФ, т.е. страны-участницы могут вести совместную политику в области обеспечения стабильной валютно-финансовой системы и устойчивого экономического роста.
Помимо этого Фонд находится постоянно в мобильном состоянии, т.е. он находится в полной готовности разрешения кризисных ситуаций, которые могут возникнуть. Также одной из функций будет являться контроль или надзор за валютной системой на международном уровне. Если рассмотреть современное значение это слова, то контроль обозначает проверку, т.е. контроль за чем-либо с какой-то определенной целью. Помимо этого контроль может выражаться в форме влияния на группу лиц или одного человека, а также их поведение.
Подводя итог всему выше сказанному можно сделать вывод, что контроль осуществляет такую важную функцию, как управление, т.е. позволяет получать информацию о состояние объекта, его характерные черты и манеру поведения, а также позволяет оказывать на него воздействие. Рассмотрев понятие «контроля» во всех смыслах, можно перейти к понятию государственному финансового контроля. Изучением этой темы занимается множество ученых и не всегда их взгляды совпадают.
Эта функция МВФ обеспечивается Статьями Соглашениями МВФ. Согласно этому документу каждое государство обязуется взаимодействовать с Фондом и его членами в целях обеспечения упорядоченных валютных режимов. Если рассматривать это конкретней, то это связанно с формированием экономической и валютно-финансовой политики каждого государства в отдельности, без вмешательства последнего в интересы другой страны. Также контроль будет заключаться в стимулирование различных экономических процессов с целью стабилизировать рынок страны, как внутренний, так и внешний. Проводя контрольную политику, страны-участницы Фонда не должны противоречит конкуренции с другими странами. Фонд осуществляет надзор за каждым государством осуществляющим свои обязательства, включая жесткий контроль над их политикой относительно обменных курсов, который является основным компонентом контроля над иными факторами обязательств стран-участниц.
Таким образом, к примеру, в начале 1995 года в силу повышения объема и нестабильности межгосударственных потоков капитала, Исполнительным Советом Фонда было вынесено решение относительно того, что положение денежных рынков и счетов операций с капиталом заслуживает более детальной оценки в пределах производимого Фондом надзора. Также МВФ уделяет особое внимание состоянию ликвидности, то есть быстрой реализации различных валют по себе стоимости в мировом масштабе. Именно отсюда и будет вытекать следующая функция МФВ непосредственно связанная с предоставлением своим участникам дополнительных ликвидных средств на основе распределения социальных прав заимствования. Этот институт «Special drawing Rights», первый в истории созданный актив, созданный по решению МВФ. В согласии со Статьями Соглашения Фонд имеет важную «стимулирующую роль в исполнении задачи превращения социальных прав заимствования в ключевой резервный актив межгосударственной валютной системы. Помимо этого, Фонд является для своих участников хранилищем ликвидных межгосударственных резервов в качестве резервных позиций и требований по кредитам Фонду» [3].
Фактически, Статьи Соглашения, на которых базируется МВФ, определили его центральное место в валютно-финансовой системе и наделили ролью координатора, а именно направлять деятельность остальных международных финансовых организаций. МВФ тесно взаимодействует практически со всеми финансовыми организациями. Центральное место в этом взаимодействии занимает Международный банк Реконструкции и Развития (The International Bank for Reconstraction and Development (IBRD)).
Также Фонд участвует в различных консультациях проводимых ВТО. Участие фонда в такого рода мероприятиях расширилось и включает в себя, на сегодняшний день проблемы, увязанные с внешне-производственными ограничениями, как на продукцию, так и на их услуги. В работе фонда вопросам относительно торговой политики уделяется большое внимание, как при реализации им своих надзорных функций, так и ввиду применения ресурсов МВФ.
Также, при любых обстоятельствах должным образом берется в учет необходимость обеспечения согласованности с ВТО и соблюдения области действия его полномочий. Итак, МВФ имеет основополагающее значение в вопросах, увязанных с кредитованием и формированием обусловленности выдачи займов, и также с урегулированием проблем внешней задолженности. Взаимодействие данных учреждений в пределах урегулирования внешней задолженности государств – должников, сводится, в общей сложности, к реализации согласованного кредитования.
МВФ в данных условиях можно назвать стрежнем данной системы и гарантом реализации заемщиком выдвинутых со стороны кредиторов требований. В реальности, государства, исполняющие реструктуризацию своей задолженности, как правило брали кредитные займы МВФ и принимали к реализации выработанные его специалистами программы макроэкономической стабилизации. Даже когда передаваемые от МВФ денежные средства были незначительны, его непосредственное вмешательство предполагало для кредиторов, что государство предпринимает серьезные меры для разрешения проблемы внешней задолженности. Следовательно, можно сказать, что Международный Валютный Фонд имеет основное значение во всемирной валютно – денежной системе. Это обстоятельство дает возможность его государствам - участникам разрешать весь ряд внешнеэкономических задач, увязанных с урегулированием их долговых обязательств, привлечением вложений в государственную экономику и т.д
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА
2.1 Анализ деятельности международного валютного фонда в Росии и Европе
Международный валютный фонд, МВФ (InternationalMonetaryFund, IMF) межгосударственная организация, ее основная цель это регламентирование валютно-кредитных взаимоотношений между странами-участницами и предоставления им материальной помощи при валютных осложнениях, обуславливаемых нехваткой платежного баланса, с помощью предоставления кратко и среднесрочных кредитов в зарубежной валюте. Фонд наделен статусом специализированной организации Объединенных Наций для межгосударственного финансового сотрудничества и международной устойчивости в валютно-финансовой области.
Международный валютный фонд межнациональный институт, выдающий кредитные займы государствам, вырабатывающий необходимые принципы функционирования всемирной валютной системы, исполняющий межгосударственное регламентирование международных валютно-кредитных и денежных взаимоотношений [1]. Все государства-участники МВФ имеют право на предоставление материальной помощи от МВФ. Участие в данной организации дает каждому государству, претерпевающему нехватку зарубежной валюты, а, следовательно, и сложности с исполнением своих обязательств, временную возможность использовать объединенные денежные средства МВФ для разрешения важной проблемы платежного баланса.
Основополагающие функции рассматриваемого фонда представляются в международном денежном сотрудничестве, кредитовании, поддержка межнациональных торговых взаимоотношений, стабилизации финансовых обменных курсов, консультировании, выработка стандартов. Управляющим органом фонда считается Совет управляющих, Исполнительный Совет, Директора-работники и штат сотрудников [2].
Стоит отметить, что для предотвращения возможных кризисов и сохранения относительной устойчивости в междунациональной финансовой системе МВФ исполняет миссию наблюдателя за материальными и рыночными преобразованиями и изменениями, происходящими в мире. Следовательно, фонд всячески содействует междунациональной валютной системе оптимально осуществлять ключевую функцию, она заключается прежде всего в облегчении обмена товарами, услугами и капиталом между государствами. Страны-члены фонда имеют конкретную долю голосов, она является пропорциональной вносимой квоте [3].