Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наибольшее количество голосов в МВФ имеют: США 17,78%; Германия 5,53%; Япония 5,53%; Великобритания 4,98%; Франция 4,98%; Саудовская Аравия 3,45%; Италия 3,09%; Россия 2,90%. Доля 15 государств членов ЕС 28,8%, 29 промышленно развитых стран (государства-участники Организации экономического сотрудничества и развития, ОЭСР) имеют в общей сложности 63,4% голосов в МВФ. На долю иных государств, составляющих более 84% количества участников Фонда, приходится только 36,6% голосов. РФ получила статус страны-участницы Международного валютного фонда в апреле 1992 года, выплатив, в конвертируемой валюте 25 процентов суммы своей подписки на капитал фонда [4].

Помимо всего, геополитическая и политическая напряженность в некоторых странах значительно повышает ухудшение экономической ситуации ввиду ужесточения финансовых условий и спада стоимостей на отдельные разновидности биржевых товаров [5]. Специалисты постоянного представительства МВФ в стране процитировали свои тезисы, говорится о том, что действующая система краткосрочных и долгосрочных санкций, введенная государствами Евросоюза против РФ, в реальности же стимулирует отечественную экономику, подталкивая на поиск принципиально новых путей развития экономики.

Итак, по предварительным оценкам международных аналитиков фонда прогноз динамики роста всемирной экономики на 2019 год сократиться на 0,1 пункта и будет ровняться 3,4 процента. Отечественная экономика, как полагают специалисты МВФ, в ближайшие два года будет расти примерно в 2,5 раза медленнее китайской и в 2 раза медленнее японской. Соизмеримые с Россией цифры будут показывать Бразилия (3,0% и 4,0%) и Мексика (3,5% и 3,5%). Также, с ухудшением отечественного прогноза МВФ уменьшил и свои ожидания касательно роста всемирной экономики. На фоне финансового кризиса в еврозоне организация ожидает, что в 2019-м глобальная экономика прибавит 3,3% (предшествующий прогноз – 4%).

Фонд указывает, что пересмотр предварительного прогноза по всемирной экономике увязан в первую очередь с ожиданием рецессии в еврозоне в 2020 году ввиду стремительного повышения доходности суверенного долга, воздействия на реальную экономику процесса сокращения части кредитных средств банков и мер дополнительной бюджетной консолидации. МФВ свидетельствует о том, что восстановление всемирной экономики стоит под угрозой ввиду нарастания напряженности в зоне евро. Денежные условия изменились в худшую сторону, перспективы возможного роста стали более мрачными, и риски значительного ухудшения ситуации обострились.


Аналитики МВФ надеются прежде всего на то, что большей части развитых государств все-таки посчастливится избежать еще одной губительной рецессии уровня 2008-2009 гг. Для чего, европейским лидерам нужно прежде всего стремительно активизировать усилия по борьбе с новым кризисом, указывает фонд. Динамика экономического роста как бы то ни было не внушает совершенно никакого оптимизма, свидетельствует организация. ВВП самого проблемного региона – еврозоны – в 2020 году уменьшится примерно на 0,5%, а в 2021-м повысится всего на 0,8%, говорят эксперты.

Повышение доходности суверенных бондов, замещение банкам кредитного капитала собственным, последствия принятия мер серьезной бюджетной экономии – все эти факторы окажут воздействие на динамику роста европейской экономики. ВВП США, по предварительным оценкам аналитиков МВФ, сократиться на 0,2% и в 2020 году составит 2,2%. Американский предварительный прогноз по 2020 году не слишком снижен ввиду обнадеживающей тенденции внутреннего спроса.

Таким образом, экономика государств с формализующим рынком и развивающихся государств будет сокращаться и будет составлять в 2020 году 2,01% и 1,9% в 2019 году. По планам глав России, соответственно установленному бюджету, с 2019 по 2020 год запланировано повысить ВВП до 87,5 триллиона рублей. Как следствие, ежегодный рост ВВП должен ровняться не менее 4%. Так, предварительный прогноз МВФ для отечественной экономики весьма пессимистичен если сравнивать с ожиданиями иных межгосударственных организаций и институтов. Организация Объединенных Наций (ООН) прогнозировала, что по основному сценарию ВВП России в 2019 году повысится на 1,2%, что составляет на 0,3 процентных пункта ниже июньской оценки.

В частности, ООН допускает и иной исход, в данных условиях ВВП России снизится на 2,6%. Всемирный банк также предвещает незначительный рост экономики на следующий год на 0,5%, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) на 2,1%. Соответственно официальному прогнозу глав страны, ВВП государства в следующем году увеличится на 2,7%. В МВФ полагают, что для формирования значительных резервов необходимо серьезно ужесточить бюджетную политику с посредством уменьшения субсидий, трансфертов и налоговых льгот, тогда как в бюджете на 2019 год предусмотрено повышение расходов и относительное смягчение производимой бюджетной политики.

В среднесрочной перспективе в качестве направления бюджетной политики МВФ предлагает сделать ограничение нефтегазового дефицита бюджета на уровне 3,7% ВВП. Прогноз специалистов МВФ для нашей страны на 2020 год сохранен, экономика РФ выйдет из рецессии и рост будет составлять 1%. Эксперты полагают, что ожидания МВФ вполне реалистичны. Международный валютный фонд советует Российской Федерации, выработать план действий на случай ухудшения ситуации в еврозоне и распространения кризиса на иные государства.


2.2 Международный валютный фонд и всемирный банк в условиях трансформации мирового баланса сил

Официальной датой формирования Всемирного банка является 27 декабря 1945 года. Изначально, он представлял собой лишь один из ныне функционирующих институтов группы Межгосударственный банк реконструкции и развития, ключевой целью которого было содействие в послевоенном восстановлении государств-членов.

С течением времени, его значение незначительно поменялось и МБРР стал кредитовать страны со среднем уровнем дохода, также кредитоспособные государства с низким уровнем дохода. Далее, в 1960 году была сформирована Международная ассоциация развития, представляющая собой кредитное учреждение для предоставления помощи самым бедным государствам, которые не обладали кредитоспособностью для получения кредитных займов от МБРР и уровнем ВВП на душу населения не составляющим более $1165. Две эти организации фактически составляют Всемирный банк, на данный момент акционерами которого являются 189 государств-участников. Также, в МБРР и МАР входит 189 и 173 государства соответственно.

Группа организаций Всемирного банка состоит из пяти учреждений. Кроме двух вышерассмотренных, в нее входят еще три учреждения, которые присоединились для более результативного функционирования в различные периоды. В 1956 году была создана Межгосударственная финансовая корпорация, она была призвана активизировать приток частных вложений в организации развивающихся государств.

Немного позже, в 1966 году стал действовать Межгосударственный центр по урегулированию инвестиционных конфликтов. Главной задачей образования этой организации являлось обеспечение урегулирования инвестиционных конфликтов между правительствами и зарубежными частными вкладчиками с посредством достижения компромисса либо в сложных случаях, с помощью судебного разбирательства.

К 1988 году было сформировано Многостороннее агентство по гарантированию финансовых инвестиций, дающее гарантии в форме страхования зарубежным вкладчикам от политических и иных негосударственных рисков. МФК, МЦУИС и МАГИ включают в себя 184, 152 и 181 участников соответственно. Главным Президентом Группы организаций Всемирного банка назначен Джим Ён Ким.


Штаб-квартира расположена в Вашингтоне, США. Основными источниками финансового обеспечения деятельности являются кредитные средства с денежных рынков, ежегодный доход с посредством размещения на фондовом и валютном рынках своего капитала и проценты по выданным кредитным займам. Кредитные займы, предоставленные Всемирным банком прежде всего имеют долгосрочных характер.

Кроме различных целей функционирования каждого учреждения, Группа Всемирного банка на данный момент имеет две основные цели, достичь которых запланировано к 2030 году [6]:

Побороть бедность с помощью сокращения количества граждан, которые живут менее, чем на $1.90 в день, до 3%.

Достичь наибольшей справедливости и общего процветания с помощью изменения уровня жизнедеятельности и роста доходов нижних 40 % населения в каждом государстве.

Таким образом, для того чтобы оценить результативность функционирования данных межгосударственных институтов, как активных участников развития всемирного хозяйства, необходимо тщательно проанализировать МВФ и Всемирный банк с позиции их хозяйствующей деятельности кредитной деятельности. Таким образом, например, рассмотрим кредитование секторов всемирной экономики самым главным учреждением Всемирного банка МБРР в 2018 году.

Таблица 1- Кредитование МБРР в разбивке по секторам за период 2014-­2018 финансовые годы в млн.долл. [3]

и

2014

2015

2016

2017

2018

Сельское

хозяйство, рыболовство и лесное хозяйство

1163

851

В01

797

547

Я Образование

1296

1065

1123

1477

1754

А Энергетикам горнодобы вающая промышленность

2848

1208

2356

3150

4557

X Финансы

1410

1609

1293

3404

2634

Ж Здравоохранение и другие услуги б социальной сфере

2489

1322

1598

2949

2399

# Промышленность и торговля

713

747

1054

1653

3426

— Информация и связь

94

102

262

77

186

— Государственное управление и судебно-правовая система

5381

4405

4806

431В

5775

Транспорт

3379

2600

4032

3086

4330

—Ф— Водоснабжение, канализация, защита от паводков

1807

840

1279

2616

4121


Анализируя кредитование МБРР по секторам за период 2016-2018 гг., можно сделать следующие выводы (табл.1). Почти во всех секторах (помимо сельского хозяйства, информации и связи) прослеживается большой рост кредитования МБРР. Повышение финансового обеспечения в секторах Промышленность и торговля в 3 раза, Финансы в 2 раза, Государственное управление и судебно-юридическая система в 1,2 раза увязано, прежде всего, с стремлением достигнуть экономического роста в регионах, где прослеживается его замедление либо отсутствие ввиду всемирного экономического спада, политической неустойчивости, миграционных кризисов, вооруженных споров.

Так, рост кредитования наблюдается в энергетике и горнодобывающей сфере. Увеличение финансового обеспечения этого сектора практически в 2 раза свидетельствует о наличии серьёзных проблем, увязанных с обеспечением энергетической безопасности в части регионах. Все так же высоким является уровень финансового обеспечения строительства и развития транспорта, представляющегося основой как для обеспечения хозяйствующего роста, так и укрепления сотрудничества между государствами различных регионов. Увеличение кредитования сектора Водоснабжение, канализация, защита от паводков более чем в 3 раза продиктовано прежде всего ликвидацией последствий крупных стихийных бедствий, случившихся в анализируемый период.

Также перечисляются большие суммы денежных средств с целью борьбы с бедностью, повышения благополучия, увеличения длительности жизнедеятельности и развития человеческого капитала. Таким образом, кредитование в секторах образования и здравоохранения и иные соответствующие услуги в социальной области повысилось в 1,5 раза. Уменьшение кредитования МБРР сектора сельского хозяйства на 68% может быть увязано с рационализированным применением финансовых ресурсов, выделяемых Банком в предшествующих периодах, и финансированием большей части действующих продовольственных программ МАР.

Почти во все сектора мировой экономики, с одной стороны, могут говорить о все большем объеме вырабатываемых программ для экономик государств, применяемых для достижения заданных целей к 2030 году. Но, с иной стороны, это указывает на все большую зависимость государств от кредитных займов межгосударственных денежных институтов и неспособность самостоятельно обеспечивать экономический рост и достойный уровень жизнедеятельности своим гражданам. Помимо этого, мы можем видеть слабость нынешней всемирной системы хозяйства, которая требует все большего объема материальной поддержки как во времена кризиса, так и во времена стагнации.