Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2015

2014

2016

2017

2018

Сельское хозяйство, рыболовство и лесное хозяйство

Образование

Энергетика и горнодобывающая промышленность

Финансы

Здравоохранение и другие услуги в социальной сфере

Промышленность и торговля

Информация и связь

Государственное управление и судебно-правовая система

Рис.1Кредитование МБРР в разбивке по секторам за период 2014-2018 финансовые годы в млн.долл. [3]

Рассматривая МВФ и Всемирный банк в качестве самых крупных факторов на геополитической арене мира, можно рассуждать об усилении их позиций с посредством денежной зависимости большего количества государств. Можно сказать, что само по себе образование денежных институтов такого масштаба стало принципиально новым этапом развития режимов межгосударственного политического и финансового регламентирования.

Как указывает Дж. Арриги, «во всех предыдущих всемирных валютных системах, включая британскую, сети масштабного финансового капитала располагались в руках частных банкиров и финансистов, которые организовывали их и управляли ими для извлечения выгоды. Мировые деньги были, можно сказать, побочным продуктом деятельности, ориентированной на извлечение выгоды. Во всемирной валютной системе, сформированной в Бреттон-Вудсе, наоборот, “производство” мировых денег производилось сетью правительственных учреждений, которые руководствовались в первую очередь соображениями благосостояния, безопасности и власти в принципе МВФ и Всемирнымбанком, а на практике Федеральной резервной системой Соединенных Штатов, взаимодействующей с центральными банками наиболее близких и наиболее важных американских союзников.» [5]

Фактически, как и в 1945 году, так и сегодня США через МВФ и Всемирный банк лоббируют свои интересы, пытаясь навязать свои правила всему мировому сообществу. Показательным примером является официальное заявление представителя МИД РФ Марии Захаровой, сделанное на брифинге 13 октября 2018 года.

«Зарубежные представители в Международном валютном фонде, Всемирном банке и иных соответствующих денежных институтах получили задание всячески препятствовать выделению ресурсов на какие-либо программы, увязанные с Россией.» Продолжая санкции, США активно блокируют финансирование программ в России через международные финансовые институты. «Также, последние проекты МФК датируются маем 2016 года, с этого периода финансовое обеспечение не производится.» [7]

Таким образом, можно сказать, что на сегодняшний день прослеживается острая потребность в реформировании ведущих межгосударственных финансовых институтов в пределах изменяющейся всемирной финансовой архитектуры.


Тщательно исследуя критику МВФ и Всемирного банка, можно в некоторой мере признать правоту тех, кто указывает, что предоставление кредитных займов претерпевающим потребность государствам, структурные реорганизации и обязательные требования к заемщикам, в результате, ориентированы не на устойчивое функционирование экономики, обеспечение государственной безопасности и повышение самостоятельности, а на дополнительную зависимость от эффективно развитых государств и увеличение меры привязки к межгосударственным денежным потокам.

На сегодняшний день, стали часто возникать идеи формирования принципиально новых межгосударственных финансовых институтов, в которых США не будут иметь основное значение, в различии от того же МВФ сегодня, где имея квоту в 17,6% США зачастую применяет право вето при обсуждении стратегических решений.

Разработчиками принципиально новых институтов могла бы быть G20, способная учесть более обширный ряд интересов развитых и развивающихся государств. Также, противостоять США мог бы отдельно взятый Китай и интеграционные объединения внутри группы Европейский союз и БРИКС. Наиважнейшее значение мог бы сыграть и процесс энергичного создания и развития региональных банков, как, к примеру, учрежденный в 2016 году Новый банк развития государств БРИКС и Пул валютных резервов. Как раз-таки такого рода шаги могут придать всемирной финансовой архитектуре максимально сбалансированный и справедливый характер, что в результате даст возможность изменить текущий баланс сил и реорганизовать монополярный мир в многополярный.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Недооценивать роль Международного валютного фонда невозможно. Однако критика в адрес организации также оправдана. Ведь фактически страна заемщик попадает в кредитное рабство. Поэтому мир задумался об альтернативе. Китай занял резервную позицию. Так в 2016 году был основан Азиатский банк инфраструктурных инвестиций — своеобразный китайский аналог МВФ. Кроме того, различные проблемы международного валютного фонда привели к тому, что сегодня организация проводит ряд реформ, призванных еще оперативнее реагировать на текущую ситуацию в мировой экономике.

За прошедшие годы политика и рекомендации МВФ относительно развивающихся государств зачастую подвергаются обоснованной критике, сущность которой заключается прежде всего в том, что исполнение рекомендаций и условий в результате не ориентированы на повышение самостоятельности и развитие государственной экономики, а только привязывают её к межгосударственным денежным потокам. Милтон Фридман, зарубежный экономист, обладатель Нобелевской премии по экономике, справедливо полагает, что политика МВФ стала неким, своего рода, дестабилизирующим фактором на рынках развивающихся государств. К тому же, вовсе не ввиду условий, которые он налагал на своих клиентов, а прежде всего ввиду того, что он стремится уберечь частных инвесторов от их серьезных ошибок.


Наша страна не обращалась за кредитными займами МВФ более 10 лет и, очевидно, в ближайшие годы этого не сделает, утверждают практически все аналитики. Российская Федерация обладает масштабными запасами конвертируемых валют, она имеет низкий госдолг и в общей сложности материальное положение намного лучше, нежели чем США или европейские страны.

Таким образом, Международный Валютный Фонд выполняет огромную роль в мировой экономике, расширяя сферы влияния мегакоропораций на страны с развивающейся экономикой и кризисным финансовым положением, контролируя валютный обмен и многие другие аспекты макроэкономической политики государств. С течением времени развитие фонда ведет курс на превращение его в международный орган контроля над финансово экономической политикой множества стран. Не исключено, что реформы приведут к волне кризисов, однако они пойдут лишь на пользу фонду, увеличив количество кредитов в несколько раз.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 03.04.2018) // Российская газета. – 2018. – № 974.
  2. Андронова Инна Витальевна Международный валютный Фонд: вчера, сегодня, завтра // Вестник междуна- родных организаций: образование, наука, новая экономика. 2018. №6 С.34-53.
  3. Баранов С.В., Скуфьина Т.П. Социально-экономическое прогнозирование: история, современность, проблемы преподавания//Вестник Мурманского государственного технического университета. 2018. Т. 8. № 2. С. 201-207.  
  4. Доклад МВФ «Перспективы развития мировой экономики» (ПРМЭ, World Economic Outlook) за июль 2018 года
  5. Красавина Л.Н. «Международные валютно - кредитные и финансовые отношения» / М.: Изд. «Финансы и статистика», 2017
  6. Основы международных валютно - финансовых и кредитных отношений: Учебник / Под ред. Круглова В.В. – М., 2018.
  7. Смыслов Д.В. Международный валютный фонд: Современные тенденции и наши интересы. М., 2018
  8. Самарина В.П. «Плюсы» и «минусы» вступления России во всемирную торговую организацию для черной металлургии//Экономика в промышленности. 2018. № 3. С. 23-26
  9. Содействие стабильности экономики стран // МВФ крупным планом (приложение к Обзору МВФ). – 2018. – сентябрь.
  10. Функционирование МВФ // МВФ крупным планом (приложение к Обзору МВФ). – 2018. – сентябрь.
  11. Официальный сайт МВФ [Электронный ресурс] URL: http://www.imf.org/external/russian/ (дата обращения 28.05.2019)
  12. Официальный сайт Всемирного банка [Электронный ресурс] URL: http://www.worldbank.org/ru/about (дата обращения 28.05.2019)
  13. Новостной портал РБК [Электронный ресурс]
  14. URL:http://www.rbc.ru/politics/13/10/2018/57ff8f069a7947068e2df0f6?from=main (дата обращения 28.05.2019)