Файл: Ассортиментная политика предприятия мясной промышленности.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 194
Скачиваний: 1
Введение
Актуальность выбранной темы. Современный рынок обеспечивает для общества в целом и для отдельных рыночных структур социальный эффект, заключающийся в удовлетворении потребительского спроса. Экономическим эффектом для производителей товаров является чистая прибыль. Для эффективного функционирования на рынке и стабильного получения в рамках торговой и хозяйственной деятельности прибыли предприятия должны разрабатывать и реализовать политику по организации, управлению финансами и т.п.
На современном этапе особую значимость для предприятий в России получила разработка адекватной и грамотной ассортиментной политики. Такая значимость обусловлена высокой скоростью изменений в экономической конъюнктуре и необходимостью расчета рисков и алгоритмов поведения в меняющейся рыночной среде.
Рациональность, устойчивость и полнота производимого и реализуемого ассортимента во многом определяет стабильность деятельности предприятия. Ускорение реализации товаров напрямую связано с составом и обновляемостью ассортимента предприятия. Нестабильность ассортимента, несоответствие запросам целевых аудиторий потребителей, отсутствие востребованных товаров негативно скажется на эффективности деятельности предприятия.
Суть управления ассортиментом сводится к грамотному сочетанию финансовых ресурсов предприятия и его ассортиментной политики, что, в конечном итоге, обеспечивает рост прибыли.
Грамотная и тщательно разработанная ассортиментная политика служит указателем для руководства предприятия, своеобразным главным курсом, которому предприятие должно следовать. Это, в свою очередь, способствует быстрому ориентированию руководства предприятия в выходе на наиболее прибыльные направления деятельности. Эффективное управление ассортиментом не позволит упустить возможности развития, в связи с чем проблема эффективной ассортиментной политики и управления ассортиментом всегда актуальна для современных предприятий.
Актуальность выбранной темы, таким образом, не вызывает вопросов, поскольку предприятие будет рентабельным и будет максимально удовлетворять потребительский спрос только при грамотном подходе к формированию и управлению ассортиментом продукции.
Целью исследования является анализ и оценка эффективности ассортиментной политики ООО «Царицыно Эталон».
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:
- изучить теоретические аспекты формирования ассортиментной политики предприятия;
- провести анализ ассортиментной политики предприятия ООО «Царицыно Эталон».
Объект исследования – ООО «Царицыно Эталон».
Предмет исследования - процесс управления ассортиментом на исследуемом предприятии.
Методологической основой исследования являются общенаучные методы познания: системный подход к изучению экономических отношений, диалектический метод изучения экономической сущности предмета исследования, анализ и синтез, обобщение и современные методы построения моделей систем, статистического анализа, проведения исследований в области маркетинга, анализа бизнес-процессов.
Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы ассортиментной политики предприятия
1.1. Понятие и сущность ассортиментной политики предприятия
Ассортиментная политика занимает одно из главных мест в товарной политике предприятия. Поэтому в экономической литературе анализ сущности ассортиментной политики встречается часто, но авторы не приходят к единому мнению относительно понятия ассортиментной политики предприятия (таблица 1).
Таблица 1
Определения понятия «ассортиментная политика предприятия»
Автор |
Определение |
|
Абазян А.Г. |
Ассортиментная политика – одна из важнейших составляющих конкурентной стратегии предприятия. |
|
Алексунин В.А. |
Ассортиментная политика – определение набора товарных групп, видов и разновидностей товаров, наиболее предпочтительных для успешной работы на рынке и обеспечивающих экономическую эффективность деятельности фирмы в целом. |
|
Алескеров Ф.Н. |
Ассортиментная политика – суть выражения конкретных форм управления рынком в части обеспечения структурно-ассортиментной сбалансированности спроса и предложения с учетом целевых установок и ориентиров. |
|
Герчикова И.Н. |
Ассортиментная политика заключается в выборе и реализации решений относительно номенклатуры производимой продукции, разнообразия ассортимента одного наименования, необходимого расширения выпускаемого ассортимента. |
|
Дихтль Е., Хершген Х. |
Ассортиментная политика является важнейшим инструментом комплекса маркетинга, заключается в создании такой совокупности отдельных продуктов, которая имеет преимущества с точки зрения покупателей. |
|
Зотов В.В. |
Ассортиментная политика – процесс формирования оптимальной структуры ассортимента организаций различных форм собственности и отраслевой принадлежности. |
|
Мищенко Л.А. |
Ассортиментная политика – система взглядов на развитие ассортимента и адекватная система мер по ее реализации в сфере производства, обмена и потребления. |
|
Ноздрева Р.Б. |
Ассортиментная политика – определение набора товарных групп, наиболее предпочтительных для успешной работы фирмы на рынке и обеспечивающих экономическую эффективность ее деятельности в целом. |
Большинство определений понятия «ассортиментная политика предприятия» описывают ассортиментную политику как процесс формирования и реализации наиболее оптимального товарного ассортимента предприятия, что правильно. В то же время немногие авторы в определениях указывают на цель ассортиментной политики. Такие моменты присутствуют в определениях Гвилдиани Ю.К., Дихтля Е. и Хершгена Х., Ноздревой Р.Б. Ни один автор не указывает на то, что ассортиментная политика является только одним из направлений товарной политики предприятия.
Ноздрева Р.Б. достаточно емко характеризуют сущность ассортиментной политики предприятий, отмечая, что в первую очередь это определение набора товарных групп для удовлетворения спроса и получения прибыли[1].
Абазян А.Г. отмечает, что ассортиментная политика – это одна из важнейших составляющих конкурентной стратегии предприятия. Но цели ассортиментной политики в определении не раскрываются[2].
Определение Дихтля Е. и Хершгена Х. указывает только на направленность ассортиментной политики – удовлетворение потребителей[3]. Однако то, что ассортиментная политика должна обеспечить повышение эффективности работы предприятия, не оговаривается. Это лишь подразумевается в связи с тем, что удовлетворение потребностей рынка повысит эффективность работы предприятия. Но в рыночной экономике не всегда бывает так.
Определение Алескерова Ф.Н. достаточно полно отражает обе стороны ассортиментной политики – удовлетворение спроса и соответствие целевым установкам[4]. Целевой установкой любого предприятия является прибыль (рентабельность, объем продаж), поэтому в целом определение ассортиментной политики достаточно полное.
Проанализировав различные определения ассортиментной политики предприятия, автором сформулировано следующее: ассортиментная политика предприятия представляет собой составляющую товарной политики, реализуемую с целью удовлетворить существующий спрос потребителей и получить коммерческий эффект посредством выбора и реализации рационального ассортимента продукции.
Принципы формирования ассортимента следующие: он может быть ориентирован на определенный материал, из которого производится продукция (сырье), ценовую группу, целевого потребителя, круг проблем или на тип торгового обслуживания[5].
Ассортиментная политика направлена на решение следующих задач[6]:
- удовлетворить запросы потребителей;
- оптимизировать финансовые результаты предприятия;
- использовать оптимально технологические достижения предприятия;
- сохранить лояльность существующих и привлечь новых потребителей;
- за счет диверсификации соблюдать принципы гибкости;
- соблюдать принципы внутреннего синергизма и взаимосвязей.
С помощью ассортиментной политики определяются группы товаров, которые обеспечивают наиболее успешную деятельность предприятия на рынке, его экономически эффективную деятельность в целом.
Ассортимент товаров – это товарный набор, который формируется по конкретным признакам и удовлетворяет аналогичные, разнообразные и индивидуальные потребности потребителей[7].
Сам термин произошёл от французского слова «assortiment», что обозначает подбор различных видов и сортов товаров. Набор товаров ограничивается их наименованиями, а сорта, как градации качества товаров одного вида и наименования относить к сортаменту[8].
Неотделимы друг от друга понятия ассортимента и номенклатуры - это всё совокупность изделий, выпускаемых предприятием.
Вид товаров делится на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой.
Групповой ассортимент товаров показывает перечень укрупнённых товарных групп, составляющих номенклатуру товаров.
Видовой ассортимент товаров отражает наличие в группе товаров ряд видов. Внутривидовой ассортимент товаров представлен разновидности продукции, членение вида на части.
Марочный ассортимент – набор товаров одного вида, марочных наименований или относящихся к группе марочных[9].
Одним из показателей ассортимента характеризуются широтой, количеством позиции в каждой ассортиментной группе и соотношением между предполагаемым ассортиментными группами с точки зрения общности потребителей, конечно использования, каналов распределения и цен.
Показатель широтой (Ш) существует, как действительный (Шд) так и базовый (Шб). Различия идёт лишь в том, что действительная идёт в наличии, а базовая применяется для сравнения[10].
Коэффициент широты (Кш) – выражается, как отношение действительного количества, видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому.
где, Шд – широта действительная,
Шб – широта базовая,
Кш – коэффициент широты.
Широта ассортимента зависит от насыщенности рынка и спроса. В ситуации, когда спрос превышает предложение производитель и продавец диктует свои цены на рынке. С увеличением ассортимента возрастают расходы на сырьё, расширение производственных площадей, новых видов упаковки, маркировки и т.п.
Формирования ассортимента представляет собой проблему подбора конкретных товаров и отдельных товарных серий[11]. При формировании ассортимента возникают проблемы требований к качеству товаров, установления ценовой политики, определения уровня гарантийного и сервисного обслуживания и др.
Как свидетельствует практика, формирование ассортимента осуществляется разными методами, выбор которых зависит от специфики производимой продукции, масштабов сбытовой деятельности, целей и задач предприятия. Управление ассортиментом должно формироваться руководителями маркетинговой службы предприятия[12].
Наряду с правильным формированием ассортимента, важной задачей является обеспечение его устойчивости. Показатель устойчивости (У) позволяет удовлетворять спрос на одни и те же товары.
Одним из показателей характеризующих устойчивость ассортимента товаров является коэффициент устойчивости, где отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей (Шу), к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп (Шд)[13].
где, У – устойчивый спрос на определённый товар,
Шб – широта базовая,
Ку – коэффициент устойчивости.
Ещё один из показателей ассортимента является полнота, удовлетворяющая одинаковые потребности (П). Показатель полноты бывает как действительный (Пд), так базовый (Пб). Коэффициент полноты (Кп) есть отношение действительного показателя полноты к базовому.
где, Пд – полнота действительная, Пб – полнота базовая, Кп – коэффициент полноты.
Фактическая полнота ассортимента и её динамика являются грамотной ассортиментной политикой.
Обновление ассортимента – это удовлетворение изменившихся потребностями за счёт новых товаров.