Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста
1.2. Сущность понятия «адаптация»
1.3. Особенности адаптации детей к школьному обучению
Глава 2. Адаптация младших школьников к обучению в школе
2.1. Диагностика уровня адаптации младших школьников
2.2. Разработка игр и уроков, способствующих адаптации младших школьников
2.3. Анализ и интерпретация результатов опытно - экспериментальной работы
Помимо этого стоит заметить, что в этот период жизни у детей начинает интенсивно развиваться костная и мышечная системы, а значит, особое внимание педагогу-хореографу стоит уделить осанке. Также у детей продолжают формироваться кости кисти и пальцев, поэтому им сложно даются мелкие и точные движения этими частями тела, работа ими их очень сильно утомляет. Не менее важно знать, что во всём организме ребёнка происходят большие изменения. Начинают интенсивно развиваться не только костная и мышечная ткань, но и центральная нервная система, вегетативная и все внутренние органы. Такая перестройка в организме происходит из-за того, что включаются «новые» железы внутренней секреции и в то же время перестают действовать «старые». Таким образом, происходит эндокринный сдвиг, требующий от организма ребёнка огромной затраты сил и энергии для мобилизации всех резервов.
Р.С. Немов утвержает, что в возрасте 6-11 лет есть свои особенности в организации движения. Намного проще детям выполнять размашистые, крупные движения, мелкая техника даётся им очень тяжело. Объясняется это тем, что мышечное развитие и способы управления им происходят не одновременно. Развитие крупных мышц происходит быстрее, чем развитие мелких.
Несмотря на то, что у детей растёт физическая выносливость, на психологическом уровне они не могут долго концентрировать внимание на чём-то одном, не умеют ещё сосредотачиваться, в результате чего интерес быстро угасает, и они очень быстро утомляются. Вместе с тем дети в этом возрасте очень ранимы. Младший школьный возраст характерен тем, что педагог является авторитетом для ребенка (к примеру, в подростковом возрасте эту нишу занимают сверстники). Поэтому педагог должен тщательно взвешивать свои слова, обращенные к ребенку во избежание зарождения комплексов и обид. Также дети 7-11 лет ещё не обладают высокой работоспособностью. Поэтому урок не должен быть эмоционально перенасыщен, а также объём заданного материала должен быть ограничен физическими возможностями детей [21, с. 82].
А.Л. Венгер пишет, что при поступлении в школу далеко не у каждого ребёнка формируется правильное отношение к обучению. Учение – это серьёзный труд, который требует больших волевых усилий, организованности и дисциплины. Не каждый младший школьник способен понять, для чего вообще ему это нужно. Для того чтобы у ребёнка не складывалось отрицательного отношения к учению, ему нужно дать понять, что обучение – это не игра, а тяжелый труд, но очень интересный, в результате которого ребёнок узнает много нового и познавательного. Ребёнок должен понимать, что учение очень важно и нужно, что без него он никогда не станет интересным человеком, и жизнь его будет скучна. На первых порах у детей будет формироваться интерес к самому учебному процессу без понимания его значения, затем интерес к результатам учебной деятельности и лишь потом к её содержанию, т.е. к приобретению знаний. Учитель должен поддерживать ребёнка и хвалить за его достижения для подкрепления у учащихся интереса к обучению. Дети должны получать удовлетворение от собственных усилий. Таким образом, будет создана почва для формирования мотивации и соответственно для ответственного отношения младших школьников к обучению [5, с. 104].
Таким образом, педагогу следует помнить, дабы максимально использовать возможности учащихся, нужно по возможности быстрее приспособить их к работе в школе и дома, адаптировать и научить быть внимательным, сформировать усидчивость. С приходом в школу дети, как правило, обладают достаточно развитым контролем над своими эмоциями, чувствами, желаниями, трудовыми умениями и навыками. Они умеют общаться с людьми, социализированы.
Этот возраст характерен началом интенсивного роста и качественного преобразования познавательных процессов. Эти процессы приобретают условный характер и становятся осознанными и произвольными. Дети постепенно овладевают психическими процессами, учатся управлять памятью и вниманием. Им следует уделить особое внимание.
1.2. Сущность понятия «адаптация»
Понятие адаптации принадлежит к одному из наиболее широко употребляемых в самых различных науках. Обратимся к определению этого понятия.
Л.П. Баданина определяет адаптацию как приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Процесс адаптации всегда предполагает взаимодействие двух объектов. Это взаимодействие разворачивается в особых условиях – условиях дисбаланса, несогласованности между системами. Основной целью такого взаимодействия является некоторая координация между системами, степень и характер которой может варьировать в достаточно широких пределах. Достижение цели предполагает определённые изменения во взаимодействующих системах [3, с. 61].
Н.С. Крамаренко видит адаптацию как процесс, направленный на поддержание стабильности и равновесия, он начинается в момент изменения стабильного состояния субъекта в одной среде и заканчивается при наступлении аналогичного состояния в другой. Приспособление же начинается с момента изменения внутри среды, перемены самой среды либо изменения самого субъекта [15, с. 79].
М.Р. Битянова понятие адаптации разделяет на три составляющие:
- физиологическую адаптацию;
- психологическую адаптацию;
- социальную адаптацию.
Физиологическая адаптация представляет собой приспособление организма ребенка к новым видам деятельности, и особенно к статической нагрузке и новому режиму дня и характеризуется различной степенью напряжения функциональных систем организма.
Психологическая и социальная адаптация связаны с желанием и умением ребенка принять новую роль – школьника, и достигается целым рядом условий:
1. Развитие у детей умения слушать, реагировать на действия учителя, планировать свою работу, анализировать полученный результат – то есть умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
2. Развитие умения налаживать контакт с другими детьми, выстраивать отношения с взрослыми, быть общительным и интересным для окружающих – то есть умений, позволяющих устанавливать межличностные отношения со сверстниками и педагогами.
3. Формирование умения правильно оценивать свои действия и действия одноклассников. Пользоваться простейшими критериями оценки и самооценки (такими критериями выступают полнота знаний, их объем, глубина; возможность использовать знания в различных ситуациях, то есть практически, и т д.) – то есть устойчивой учебной мотивации на фоне позитивных представлений ребенка о себе и низкого уровня школьной тревожности [4, с. 34].
По мнению Н.П. Горбунова высокие показатели социальной адаптации – это умение находиться в условиях совместной деятельности (игровой, учебной, трудовой), в условиях новой социальной среды, новых её требований, разрешать межличностные конфликты, преодолевать трудности, не впадая в состояние фрустрации [6, с. 94].
Поскольку условия социальной среды никогда не остаются неизменными, то процесс адаптации непрерывен. Но несмотря на непрерывность адаптации, это явление связывают, прежде всего, с периодами кардинальной смены деятельности индивида и его социального окружения. В детстве такими периодами являются начало школьного обучения. Среди этих моментов самый важный и ответственный – поступление в школу. Ведь от того, как начнётся школьная биография ребёнка, зависит адаптация на последующих этапах, да и весь процесс социализации и развития личности школьника [6, с. 95].
Психологическая готовность к школе – это комплексная характеристика ребенка, имеющая свою структуру и, как упоминалось выше, состоящая из следующих компонентов: мотивационной (личностной), интеллектуальной и волевой готовности. Сформированность каждого компонента обеспечивает взаимосвязь с теми целевыми ориентирами образования, социально-нормативными возрастными характеристиками возможных достижений ребёнка, которые предъявляются к нему на этапе завершения им дошкольного образования, а целевые ориентиры, в свою очередь, предполагают формирование у детей 6-7 лет предпосылок к универсальным учебным действиям [17, с. 82].
Основываясь на исследованиях Н.И. Гуткиной, Е.О. Смирновой, Д.Б. Эльконина, выделены следующие критерии и показатели волевой готовности к школе у детей 6-7 лет:
- произвольность деятельности, включающая в себя следующие умения: действовать по правилу; самостоятельно выполнять последовательность действий; выполнять инструкцию, ориентироваться на образец и достаточный уровень развития саморегуляции;
- произвольность внимания и его характеристики: объем, переключаемость, концентрация, устойчивость и распределение;
- сформированность элементов учебной деятельности: мотивы учения и умение принимать учебную задачу.
Исходя из этого, было определено, что волевая готовность к школе у детей 6-7 лет – это необходимый и достаточный уровень сформированности произвольности деятельности, саморегуляции и элементов учебной деятельности.
Прослеживается определенная взаимосвязь между сформированностью волевой готовности к школе, целевыми ориентирами и предпосылками к УУД.
Таблица 1
Взаимосвязь между сформированностью волевой готовности к школе, целевыми ориентирами и предпосылками к УУД
Волевая готовность к школе |
Целевые ориентиры |
Предпосылки к УУД |
|
регулятивные |
личностные |
||
Произвольность деятельности: - умение действовать по правилу; -умение самостоятельно выполнять последовательность действий; - умение выполнять инструкцию, ориентироваться на образец - достаточный уровень развития саморегуляции. Произвольность внимания. |
ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками |
- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу - умение сохранять заданную цель - умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого - умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника |
|
1. Элементы учебной деятельности: - мотивы учения; - умение принимать учебную задачу. |
- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоя- |
- сформированность учебных и познавательных мотивов, интерес к новому |
|
тельность в разных видах деятельности -игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности - ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей - ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности |
- сформированность «внутренней позиции школьника» - положительное отношение к школе, чувство необходимости учения |
Содействуя формированию целевых ориентиров у детей на этапе завершения ими дошкольного образования, мы закладываем не только основу формирования у них предпосылок к овладению учебной деятельностью, но и для нормального включения в новую социальную среду [6, с. 77].
Развитие ребенка в дошкольный период - сложный и многогранный процесс. Каждый день ребенок открывает перед собой новые грани окружающего мира, постепенно поднимаясь на новую ступень развития. И вот дошкольник уже стоит на школьном пороге: легко ли он переступит через этот порог и с уверенностью зашагает по школьным дорожкам, или этот порог будет для него слишком высоким, трудным, или даже опасным перевалом? ФГОС ДО ориентирует нас на принцип сохранения уникальности и само ценности детства как периода жизни значимого самого по себе, а не тем, что он есть период подготовки к следующему жизненному этапу. Чтобы правильно организовать дальнейшую траекторию развития ребёнка в соответствии с его реальными возможностями, вовремя помочь ему адаптироваться к новым школьным условиям, нам необходимо заранее знать, прогнозировать будущие успехи и трудности наших воспитанников на основе выявления его реального (актуального) уровня развития. В связи с этим проблема выявления готовности ребёнка к школе в рамках преемственности дошкольного и начального школьного образования в условиях ФГОС становится наиболее актуальной и требует от нас более глубокого рассмотрения и конкретизации. Как известно, требования ФГОС ДО к результатам освоения ООП представлены в нём в виде целевых ориентиров ДО, которые являются социальными и психологическими возрастными характеристиками возможных достижений ребёнка [17, с. 105].
ФГОСом ДО определены целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте и целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Любой стандарт предполагает наличие определённого результата. Таким результатом должна стать социализация детей. При этом стандарты чётко фиксируют, что целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Поэтому освоение Программы не должно сопровождаться проведением аттестации воспитанников.
Итак, при поступлении в школу коренным образом изменяются условия жизни и деятельности ребенка; ведущей становится учебная деятельность. В элементарных формах учебная деятельность осуществлялась и дошкольником, но для него она носила второстепенный характер, т.к. ведущей выступала игра; мотивы учебной деятельности дошкольника также были преимущественно игровыми. Режим школьных занятий требует гораздо более высокого, чем в дошкольном детстве, уровня произвольности поведения. Необходимость налаживать и поддерживать взаимоотношения с педагогами и сверстниками в ходе совместной деятельности требует развитых навыков общения. В этой связи особую важность приобретает готовность к школьному обучению, которая должна быть сформирована у старших дошкольников. Дети, имеющие достаточный опыт общения, с развитой речью, сформированными познавательными мотивами и умением произвольно-волевой регуляции поведения, легко адаптируются к школьным условиям.