Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста
1.2. Сущность понятия «адаптация»
1.3. Особенности адаптации детей к школьному обучению
Глава 2. Адаптация младших школьников к обучению в школе
2.1. Диагностика уровня адаптации младших школьников
2.2. Разработка игр и уроков, способствующих адаптации младших школьников
2.3. Анализ и интерпретация результатов опытно - экспериментальной работы
1.3. Особенности адаптации детей к школьному обучению
Успешность школьного обучения определяется, с одной стороны, индивидуальными особенностями учащихся, с другой – спецификой учебного материала. В основе усвоения знаний в условиях школьного обучения лежит осознание учебной задачи, и учителю необходимо в кратчайшие сроки научить ребенка реагировать не только на занимательные формы подачи материала и заниматься не только привычными видами деятельности.
Следует отметить, что на длительность адаптации влияет и возраст первоклассника: шестилетки в основном имеют большую длительность адаптации, чем семилетки, так как у шестилетних детей наблюдаются более высокое напряжение всех систем организма, более низкая и неустойчивая работоспособность.
Н.А. Шкуричева объясняет, что значительную роль в успешной адаптации к школе играют характерологические и личностные особенности детей, сформировавшиеся на предшествующих этапах развития. Наличие отрицательных личностных качеств порождают типичные проблемы общения, когда ребенок либо активно, часто с агрессией, отвергается одноклассниками, либо просто ими игнорируется. И в том, и в другом случае отмечается глубокое переживание психологического дискомфорта, имеющего отчетливо дезадаптирующее значение. Менее патогенна, но также чревата негативными последствиями, ситуация самоизоляции, когда ребенок не испытывает нормальной потребности или даже избегает контактов с другими детьми. Факторами, не благоприятно сказывающими на адаптацию ребенка к школе, являются такие интегративные личностные образования, как самооценка и уровень притязаний [27, с. 27].
При неадекватном их завышении дети некритично стремятся к лидерству, реагируют негативизмом и агрессией на любые затруднения, сопротивляются требованиям взрослых либо отказываются от выполнения деятельности, в которой могут обнаружить свою несостоятельность. В основе возникающих у них резко отрицательных эмоций лежит внутренний конфликт между притязаниями и неуверенностью в себе. Последствиями такого конфликта могут стать не только снижение успеваемости, но и ухудшение состояния здоровья на фоне явных признаков общей психической дезадаптации [27, с. 98].
В.Р. Цылев видит не менее серьезные проблемы у детей, связанные со сниженной самооценкой: их поведение отличается нерешительностью, конформизмом, крайней неуверенностью в собственных силах, которые формируют чувство зависимости, сковывая развитие инициативы и самостоятельности в поступках и суждениях [25, с. 80].
Дети далеко не с одинаковой успешностью «вживаются» в новые условия жизнедеятельности. В исследовании О.Г. Ивановской выявлено три уровня адаптации детей к школе [13, с. 103]:
- Высокий уровень адаптации. Ученик положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя; выполняет поручения без внешнего контроля; занимает в классе благоприятное статусное положение.
- Средний уровень адаптации. Ученик положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний. Понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками.
- Низкий уровень адаптации. Ученик отрицательно или индифферентно относится к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины, объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа затруднена, ему необходим постоянный контроль; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; пассивен; близких друзей не имеет [13, с. 104].
Следует выделить факторы, обусловливающие высокий уровень адаптации (по О.Г. Ивановской):
- адекватная самооценка своего положения,
- правильные методы воспитания в семье,
- отсутствие конфликтной ситуации в семье как таковой и из-за алкоголя,
- высокий уровень образования родителей,
- готовность ребенка к школе,
- благоприятный статус ребенка в группе до школы,
- полная семья,
- удовлетворенность в общении со взрослыми,
- положительный стиль отношения к детям учителя [12, с. 109].
Л.В. Кузнецова предполагает, что влияние неблагоприятных факторов на адаптацию ребёнка к школе связано с таким явлением как психологическая (школьная) дезадаптация. Поступление в школу связано с возникновением важнейшего личностного новообразования – внутренней позиции школьника.
Внутренняя позиция представляет собой мотивационный центр, который обеспечивает направленность ребенка на учебу, его эмоционально-положительное отношение к школе, стремление соответствовать образцу хорошего ученика. В тех случаях, когда важнейшие потребности ребенка, отражающие позицию школьника, не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие, состояние дезадаптации. Оно проявляется в ожидании постоянного неуспеха в школе, плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, в боязни школы, нежелании посещать ее [17, с. 73] .
В.С. Лущекин утверждает, что школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии [19, с. 38].
В.Н. Платонов выделяет пять подгрупп детей, у которых по-разному протекает процесс адаптации.
1 подгруппа – «Норма». На основании психологической диагностики наблюдений, характеристик, в нее можно включить детей, которые:
- хорошо справляются с учебной нагрузкой и не испытывают значительных сложностей в обучении;
- успешно взаимодействуют как с преподавателями, так и со сверстниками, то есть не имеют проблем в сфере межличностных отношений;
- не жалуются на ухудшение состояния здоровья - психического и соматического;
- не проявляют асоциальных форм поведения.
2 подгруппа – «Группа риска». Возможно возникновение школьной дезадаптации, требующая психологической поддержки. Дети обычно плохо справляются с учебной нагрузкой, не проявляют видимых признаков нарушений социального поведения. Часто сфера неблагополучия у таких детей достаточно скрытого личностного плана, у учащегося возрастает уровень тревожности и напряженности как показатель неблагополучия развития. Важным сигналом о начинающемся неблагополучии может служить неадекватный показатель самооценки ребенка при высоком уровне школьной мотивации, возможны нарушения в сфере межличностных отношений. Если при этом увеличивается число заболеваний, это свидетельствует о том, что организм начинает реагировать на возникновение сложностей в школьной жизни из-за снижения защитных реакций.
3 подгруппа – «Неустойчивая школьная дезадаптация». Дети этой подгруппы отличаются тем, что не могут успешно справляться с учебной нагрузкой, нарушен процесс социализации, наблюдаются существенные изменения психосоматического здоровья.
4 подгруппа – «Устойчивая школьная дезадаптация». Помимо признаков школьной неуспешности эти дети имеют еще один важный и характерный признак – асоциальное поведение: грубость, хулиганские выходки, демонстративное поведение, побеги из дома, прогулы уроков, агрессия и т.д. В самой общей форме, отклоняющееся поведение школьника – всегда результат нарушения усвоения социального опыта ребенка, искажение мотивационных факторов, расстройство адаптированного поведения [23, с. 118-123].
5 подгруппа – «Патологические нарушения». Дети имеют явное или неявное патологическое отклонение в развитии, незамеченное, проявившееся в результате обучения или умышленно скрываемое родителями ребенка при поступлении его в школу, а также приобретенное в результате тяжелого, осложненного заболевания. К таким проявлениям патологических состояний можно отнести: психические – задержки психического развития различной степени эмоционально-волевой сферы, неврозоподобные и психопатические расстройства или соматические – наличие стойких физических недугов: нарушения сердечно-сосудистой, эндокринной, пищеварительной систем, зрения и т.д. [23, с. 118-123].
Таким образом, процесс школьной адаптации протекает у всех детей неодинаково и включает в себя несколько составляющих и охватывает все стороны детской психики: личностно-мотивационную, волевую, учебно-познавательную.
Большую роль в успешности адаптации играют характерологические и личностные особенности детей, сформировавшиеся на предшествующих этапах развития. Наличие отрицательных личностных качеств и переживание психологического дискомфорта провоцируют развитие дезадаптации. Так как понятие адаптации является комплексным, и к условиям школьного обучения приспосабливаются все системы организма ребенка, то и исследовать, насколько ребенок адаптирован к школе, необходимо комплексно, учитывать психоэмоциональное состояние, мотивационную сферу и уровень интеллектуального развития.
Выводы по главе 1
Анализ психолого-педагогической литературы показал что, переход ребенка из дошкольного учебного заведения в школу является для него очень сложным и, в некоторой степени, травматичным моментом. Меняется вся система отношений ребенка с окружающим его миром. На место игре приходит учебная деятельность, которая требует значительных умственных, физических и психологических нагрузок. Из этого следует, что адаптация младшего школьника – это постепенное приспособление ребенка к жизни в социуме в соответствии с новой для него ситуацией школьного обучения. Адаптация первоклассника к школьной жизни – это многоплановый процесс, который включает в себя социализацию в группе сверстников, усвоению правил и норм школьной жизни, формированию внутренней позиции школьника. Если ребенок психологически не готов принять на себя новую социальную роль «школьника», он не сможет адаптироваться к школьной жизни. У ученика будет низкая успеваемость, даже если он обладает высоким уровнем интеллектуального развития, будут проблемы в коммуникативной деятельности, школьные правила не будут усвоены.
Для ребенка важно, чтобы его приняли в новом коллективе – коллективе класса. И оценка учителя играет здесь не последнюю роль. Пожалуй, что проблемы в данной сфере жизнедеятельности первоклассников наиболее ощутимо сказываются на процессе адаптации к школе. Отсутствие позитивного контактного взаимодействия с учителем может повлечь за собой негативную установку к школе в целом, и к наиболее успешным сверстникам в частности.
4. Адаптационный этап имеет свои особенности и ряд задач:
а) выявление внутренней готовности первоклассника к обучению.
б) обеспечение безболезненного перехода от дошкольной жизни к школьной.
в) оказание помощи в освоении новой для него роли ученика.
г) сохранение здоровья первоклассника, как физического, так и психологического.
Глава 2. Адаптация младших школьников к обучению в школе
2.1. Диагностика уровня адаптации младших школьников
Констатирующий этап позволил определить уровень адаптации учащихся первых классов.
Формирующий этап был направлен на реализацию комплекса игр, упражнений и приёмов, чтобы обеспечить в классе: общение и взаимодействие, сплоченность и доверие, все то, от чего и зависит уровень адаптации младших школьников.
Обобщающий этап - это возможность отработать, обобщить и оформить результаты эксперимента.
С целью раскрытия эффективности влияния игровой деятельности на процесс адаптации, констатирующий этап проводился нами в виде естественного эксперимента, специфика которого заключалась в том, что одна группа детей (экспериментальная - 1 класс) была включена в игровую деятельность, в другой же группе (контрольная - 1 класс), игровая деятельность не проводилась.
Цель констатирующего этапа эксперимента содержалась в определении начального уровня адаптации учащихся первых классов. Его важность складывается из того, что достоверность получаемых в эксперименте результатов в большей степени зависит от исходных данных.
Методики проводимые в ходе исследования:
- Проективный рисунок - тест Н.Г.Лускановой «Что мне нравится в школе?»
- Анкета для определения школьной мотивации (разработана Н.Г.Лускановой)
- Проективный рисунок - тест Н.Г.Лускановой «Что мне нравится в школе?» [4, с. 77]
Цель: данная методика выявляет отношение детей к школе и мотивационную готовность детей к обучению в школе. Детям предлагается нарисовать то, что им больше всего нравится в школе.