Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста
1.2. Сущность понятия «адаптация»
1.3. Особенности адаптации детей к школьному обучению
Глава 2. Адаптация младших школьников к обучению в школе
2.1. Диагностика уровня адаптации младших школьников
2.2. Разработка игр и уроков, способствующих адаптации младших школьников
2.3. Анализ и интерпретация результатов опытно - экспериментальной работы
Схема анализа и оценки рисунков:
- Соответствие предложенной теме говорит о присутствии положительного отношения к школе. Здесь нужно учитывать сюжет рисунка:
-учебные ситуации - высокая школьная мотивация, учебная активность ребенка (учитель с указкой, ученики за партами и т.д.);
-ситуации неучебного характера - положительное отношение к школе, но большая направленность на внешние школьные атрибуты (школьное здание, ученики с портфелями и т.д.);
-игровые ситуации - положительное отношение к школе, но с преобладанием игровой мотивации (качели на школьном дворе, цветы на окне и т.д.).
Отклонение от темы указывает на:
-отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего игровых (игрушки, машины, узоры и т.д.);
-детский негативизм - отказ от заданной темы;
-неправильное объяснение поставленной задачи, возможно ЗПР.
Для особой точности оценки детских рисунков при проведении исследования желательно спросить ребенка, что он нарисовал, почему изобразил тот или иной предмет или ситуацию. В некоторых случаях по рисункам детей можно оценивать не только уровень их учебной мотивации, их отношение к школе, но и определить стороны школьной жизни, которые ребенок считает для себя наиболее привлекательными.
Анкета для определения школьной мотивации
(разработана Н.Г.Лускановой)
1. |
Тебе нравится в школе? |
да; нет; не очень |
|
2. |
Утром ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома? |
иду с радостью; бывает по-разному; чаще хочется остаться дома |
|
3. |
Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошёл бы или остался дома? |
пошёл бы в школу; не знаю; остался бы дома |
|
4. |
Тебе нравится, когда отменяются какие-нибудь уроки? |
не нравится; бывает по-разному; нравится |
|
5. |
Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий? |
Не хотел бы; незнаю; хотел бы |
|
6. |
Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? |
нет; не знаю; хотел бы |
|
7. |
Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям? |
часто; редко; не рассказываю |
|
8. |
Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель? |
мне нравится наш учитель; точно не знаю; хотел бы |
|
9. |
У тебя в классе много друзей? |
много; мало; нет друзей |
|
10. |
Тебе нравятся твои одноклассники? |
нравятся; не очень; не нравятся |
Анализ результатов. За каждый первый ответ - 3 балла, за промежуточный - 1балл, последний-Обаллов. максимальная оценка - 30 баллов. Чем выше балл, тем выше школьная мотивация.
25 - 30 баллов: сформировано отношение к себе как к школьнику, высокая учебная активность.
20 - 24 балла: отношение к себе как к школьнику практически сформировано (средняя норма мотивации).
15 - 19 баллов: положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами (внешняя мотивация).
10 - 14 баллов: отношение к себе как к школьнику не сформировано (низкий уровень мотивации).
Ниже 10 баллов: негативное отношение к школе (школьная дезадаптация).
Анкетирование может проводиться несколько раз, что дает возможность оценить изменение школьной мотивации.
Снижение уровня школьной мотивации можно расценивать, как показатель школьной дезадаптации ребёнка, а повышение уровня - признак положительной динамики в обучении и развитии ребёнка, что отвечает более лёгкой адаптации.
Полученные данные в результате проверки представлены в таблицах 1 и 2.
Анализ результатов стартовых исследований адаптации свидетельствует о том, что преобладающее большинство учащихся относится к стабильной середине, т.е. дети со средним уровнем адаптации.
В данных таблицах мы представили результаты определения уровня адаптации, проведённые в 2х классах.
Таблица 2
Показатели адаптации учащихся в 1а классе
№ |
Ф.И. учащегося |
Стартовый замер адаптации |
движение |
Итоговый замер адаптации |
1 |
Акимов Леонид |
Н |
Н |
|
2 |
Атасова Дарья |
В |
+ |
В |
3 |
Булатова Анна |
С |
С |
|
4 |
Бойко Ярослав |
С |
+ |
В |
5 |
Гирушева Татьяна |
С |
С |
|
6 |
Вольников Владислав |
Н |
+ |
С |
7 |
Г орбунова Лиза |
В |
+ |
В |
8 |
Долгошеева Саша |
С |
С |
|
9 |
Софронов Матвей |
С |
+ |
В |
10 |
Михайлова Арина |
С |
+ |
В |
11 |
Искакова Евгения |
С |
С |
|
12 |
Терентьева Алина |
В |
+ |
В |
13 |
Косинцева Ульяна |
С |
С |
|
14 |
Костенко Денис |
В |
+ |
В |
15 |
Сомойлова Анна |
С |
С |
|
16 |
Самсонова Мария |
С |
+ |
В |
17 |
Загрядская Анастасия |
В |
+ |
В |
18 |
Якушин Женя |
В |
+ |
В |
19 |
Попов Владимир |
С |
С |
|
20 |
Елисеева Маша |
В |
+ |
В |
21 |
Кочетов Сергей |
С |
С |
|
22 |
Попова Вероника |
С |
+ |
В |
23 |
Касимов Влад |
С |
С |
|
24 |
Коновалов Никита |
С |
С |
|
25 |
Смирнова Лилия |
В |
+ |
В |
26 |
Леденев Слава |
В |
+ |
В |
27 |
Чичерин Михаил |
С |
+ |
В |
28 |
Ростова Яна |
С |
+ |
В |
Таблица 3.
Показатели адаптации учащихся в 1б классе
№ |
Ф.И. учащегося |
Стартовый замер адаптации |
движение |
Итоговый замер адаптации |
||
1 |
Агафонов Влад |
В |
+ |
В |
||
2 |
Богданова Саша |
С |
С |
|||
3 |
Болгов Алексей |
Н |
Н |
|||
4 |
Барабашова Яна |
В |
+ |
В |
||
5 |
Анохин Влад |
С |
С |
|||
6 |
Тинькова Дарья |
С |
+ |
В |
||
7 |
Масленников Иван |
С |
+ |
В |
||
8 |
Гавалян Виолетта |
С |
С |
|||
9 |
Филимонов Данил |
С |
+ |
В |
||
10 |
Копытина Ксения |
С |
С |
|||
11 |
Селеменев Артём |
В |
+ |
В |
||
12 |
Крутов Никита |
С |
С |
|||
13 |
Глебов Виктор |
С |
С |
|||
14 |
Лахтикова Лиля |
С |
+ |
В |
||
15 |
Лукьянцева Анастасия |
Н |
С |
|||
16 |
Сидорков Сергей |
С |
С |
|||
17 |
Быков Максим |
С |
+ |
В |
||
18 |
Лаврищева Юлиана |
С |
С |
|||
19 |
Попова Анна |
Н |
Н |
|||
20 |
Медведев Игорь |
Н |
Н |
|||
21 |
Выволокин Антон |
Н |
С |
|||
22 |
Никитина Лера |
С |
С |
|||
23 |
Юрасова Оля |
В |
+ |
В |
||
24 |
Телегина Алина |
С |
С |
|||
25 |
Мануйлова Анастасия |
С |
+ |
В |
При проверке адаптированности учащихся нами было выделено три уровня: низкий (Н), средний (С), высокий (В)
- Высокий уровень адаптации:
- предъявляемые требования ребенок воспринимает адекватно, положительно относится к школе;
- полно и глубоко овладевает программным материалом;
- учебный материал усваивает легко;
- внимательно слушает объяснения и указания учителя, решает усложнённые задачи, выполняет любые поручения без внешнего контроля;
- проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, прилежен (всегда готов ко всем урокам);
- в классе занимает благоприятное статусное положение;
- добросовестно и охотно выполняет общественные поручения.
- Средний уровень адаптации:
- Первоклассник положительно относится к школе, отрицательных переживаний её посещения не вызывают;
- основное содержание учебных программ усваивает;
- учебный материал понимает, если учитель излагает его подробно и наглядно;
- при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, сосредоточен и внимателен, но под его контролем;
- типовые задачи решает самостоятельно; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным (почти всегда готовится к урокам и выполняет домашние задания);
- дружит со многими одноклассниками;
- добросовестно общественные поручения выполняет.
- Низкий уровень адаптации:
- Ребёнок отрицательно относится к школе;
- часто жалуется на плохое самочувствие;
- присутствуют нарушения дисциплины;
- преобладает подавленное настроение;
- затруднена самостоятельная работа с учебником;
- фрагментарно усваивает объясняемый учителем материал;
- не проявляет интереса при выполнении самостоятельных учебных заданий;
- необходимы постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя, к урокам готовится нерегулярно;
- для понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная учебная помощь учителя или родителей, сохраняет работоспособность и внимание при удлинённых паузах для отдыха;
- близких друзей не имеет, по именам и фамилиям знает лишь часть одноклассников, пассивен;
- без особого желания выполняет общественные поручения, под контролем.
После проведения формирующего этапа у некоторых учащихся наблюдаются продвижение адаптации от низкого уровня к среднему, от среднего уровня к высокому (показано «+»).
Также знаком «+» отмечены результаты учащихся, сохраняющих постоянно высокий уровень адаптации.
В науке под уровнем понимают пропорцию «высших» и «низших» ступеней развития процессов или объектов.
Мы сравнили результаты стартовых замеров социальной адаптации школьников и отразили на рисунке 1.Здесь мы можем увидеть примерно одинаковый уровень адаптации учеников двух классов.
Рисунок 1.
Стартовые замеры адаптации учащихся
На рисунке 2 отражен уровень адаптации учащихся двух классов в конце экспериментальной работы. Здесь мы можем четко увидеть изменения уровня адаптации школьников и сравнить эти изменения между классами.
Рисунок 2.
Итоговые замеры адаптации учащихся
При адаптации ребенка к обучению в школе рассматривается готовность учеников к принятию новых обязательств и правил, а так же адаптация в коллективе детей одного возраста. Необходимость в уважении и признании взрослых, общение с ребятами своего возраста развивает у ребенка потребность занять новое положение в обществе - положение школьника. То, в какой степени ребенок приспособлен к обучению, к данным условиям и насколько его поведение, отношения в классе и семье соответствуют тем социальным правилам и нормам, принятым в социуме и является показателем социальной адаптации.
В ходе проведенного исследования было обнаружено, что большинство первоклассников имеют игровую мотивацию. В связи с преимуществом игровой мотивации преподавателям необходимо охватывать максимальное количество игровых моментов там, где это мотивированно содержанием обучения. Таким образом, в ходе формирующего этапа эксперимента мы должны проследить эффективность функционирования разработанной нами системы.
2.2. Разработка игр и уроков, способствующих адаптации младших школьников
В педагогической энциклопедии дается следующее определении игры: игра - это вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности, а также игра является одним из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей [7, с. 80].
Структура детской игры включает следующие компоненты: 1) роль взрослого человека, которую ребенок берет на себя; 2) мнимая ситуация, создаваемая для воплощения ребенком своей роли в жизнь; содержание этой ситуации составляет замещение предметов (игрушки); З) игровые действия; так как ребенок имеет дело не с теми предметами, которые использует взрослый, то с ними нельзя работать так, как работает взрослый. Таким образом, игра сенситивна к сфере человеческих отношений и общественных функций. В игре воссоздается общий смысл человеческой деятельности и система тех отношений, в которые вступают взрослые люди в их реальной жизни.