Файл: Адаптация ребенка к школе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Схема анализа и оценки рисунков:

  1. Соответствие предложенной теме говорит о присутствии положительного отношения к школе. Здесь нужно учитывать сюжет рисунка:

-учебные ситуации - высокая школьная мотивация, учебная активность ребенка (учитель с указкой, ученики за партами и т.д.);

-ситуации неучебного характера - положительное отношение к школе, но большая направленность на внешние школьные атрибуты (школьное здание, ученики с портфелями и т.д.);

-игровые ситуации - положительное отношение к школе, но с преобладанием игровой мотивации (качели на школьном дворе, цветы на окне и т.д.).

Отклонение от темы указывает на:

-отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего игровых (игрушки, машины, узоры и т.д.);

-детский негативизм - отказ от заданной темы;

-неправильное объяснение поставленной задачи, возможно ЗПР.

Для особой точности оценки детских рисунков при проведении исследования желательно спросить ребенка, что он нарисовал, почему изобразил тот или иной предмет или ситуацию. В некоторых случаях по рисункам детей можно оценивать не только уровень их учебной мотивации, их отношение к школе, но и определить стороны школьной жизни, которые ребенок считает для себя наиболее привлекательными.

Анкета для определения школьной мотивации

(разработана Н.Г.Лускановой)

1.

Тебе нравится в школе?

да;

нет;

не очень

2.

Утром ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

иду с радостью; бывает по-разному; чаще хочется остаться дома

3.

Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошёл бы или остался дома?

пошёл бы в школу; не знаю; остался бы дома

4.

Тебе нравится, когда отменяются какие-нибудь уроки?

не нравится; бывает по-разному; нравится

5.

Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий?

Не хотел бы; незнаю; хотел бы

6.

Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

нет;

не знаю; хотел бы

7.

Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям?

часто;

редко;

не рассказываю

8.

Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель?

мне нравится наш учитель;

точно не знаю; хотел бы

9.

У тебя в классе много друзей?

много; мало; нет друзей

10.

Тебе нравятся твои одноклассники?

нравятся; не очень; не нравятся


Анализ результатов. За каждый первый ответ - 3 балла, за промежуточный - 1балл, последний-Обаллов. максимальная оценка - 30 баллов. Чем выше балл, тем выше школьная мотивация.

25 - 30 баллов: сформировано отношение к себе как к школьнику, высокая учебная активность.

20 - 24 балла: отношение к себе как к школьнику практически сформировано (средняя норма мотивации).

15 - 19 баллов: положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами (внешняя мотивация).

10 - 14 баллов: отношение к себе как к школьнику не сформировано (низкий уровень мотивации).

Ниже 10 баллов: негативное отношение к школе (школьная дезадаптация).

Анкетирование может проводиться несколько раз, что дает возможность оценить изменение школьной мотивации.

Снижение уровня школьной мотивации можно расценивать, как показатель школьной дезадаптации ребёнка, а повышение уровня - признак положительной динамики в обучении и развитии ребёнка, что отвечает более лёгкой адаптации.

Полученные данные в результате проверки представлены в таблицах 1 и 2.

Анализ результатов стартовых исследований адаптации свидетельствует о том, что преобладающее большинство учащихся относится к стабильной середине, т.е. дети со средним уровнем адаптации.

В данных таблицах мы представили результаты определения уровня адаптации, проведённые в 2х классах.

Таблица 2

Показатели адаптации учащихся в 1а классе

Ф.И. учащегося

Стартовый

замер

адаптации

движение

Итоговый замер адаптации

1

Акимов Леонид

Н

Н

2

Атасова Дарья

В

+

В

3

Булатова Анна

С

С

4

Бойко Ярослав

С

+

В

5

Гирушева Татьяна

С

С

6

Вольников Владислав

Н

+

С

7

Г орбунова Лиза

В

+

В

8

Долгошеева Саша

С

С

9

Софронов Матвей

С

+

В

10

Михайлова Арина

С

+

В

11

Искакова Евгения

С

С

12

Терентьева Алина

В

+

В

13

Косинцева Ульяна

С

С

14

Костенко Денис

В

+

В

15

Сомойлова Анна

С

С

16

Самсонова Мария

С

+

В

17

Загрядская Анастасия

В

+

В

18

Якушин Женя

В

+

В

19

Попов Владимир

С

С

20

Елисеева Маша

В

+

В

21

Кочетов Сергей

С

С

22

Попова Вероника

С

+

В

23

Касимов Влад

С

С

24

Коновалов Никита

С

С

25

Смирнова Лилия

В

+

В

26

Леденев Слава

В

+

В

27

Чичерин Михаил

С

+

В

28

Ростова Яна

С

+

В


Таблица 3.

Показатели адаптации учащихся в 1б классе

Ф.И. учащегося

Стартовый

замер

адаптации

движение

Итоговый замер адаптации

1

Агафонов Влад

В

+

В

2

Богданова Саша

С

С

3

Болгов Алексей

Н

Н

4

Барабашова Яна

В

+

В

5

Анохин Влад

С

С

6

Тинькова Дарья

С

+

В

7

Масленников Иван

С

+

В

8

Гавалян Виолетта

С

С

9

Филимонов Данил

С

+

В

10

Копытина Ксения

С

С

11

Селеменев Артём

В

+

В

12

Крутов Никита

С

С

13

Глебов Виктор

С

С

14

Лахтикова Лиля

С

+

В

15

Лукьянцева Анастасия

Н

С

16

Сидорков Сергей

С

С

17

Быков Максим

С

+

В

18

Лаврищева Юлиана

С

С

19

Попова Анна

Н

Н

20

Медведев Игорь

Н

Н

21

Выволокин Антон

Н

С

22

Никитина Лера

С

С

23

Юрасова Оля

В

+

В

24

Телегина Алина

С

С

25

Мануйлова Анастасия

С

+

В

При проверке адаптированности учащихся нами было выделено три уровня: низкий (Н), средний (С), высокий (В)


  1. Высокий уровень адаптации:
  • предъявляемые требования ребенок воспринимает адекватно, положительно относится к школе;
  • полно и глубоко овладевает программным материалом;
  • учебный материал усваивает легко;
  • внимательно слушает объяснения и указания учителя, решает усложнённые задачи, выполняет любые поручения без внешнего контроля;
  • проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, прилежен (всегда готов ко всем урокам);
  • в классе занимает благоприятное статусное положение;
  • добросовестно и охотно выполняет общественные поручения.
  1. Средний уровень адаптации:
  • Первоклассник положительно относится к школе, отрицательных переживаний её посещения не вызывают;
  • основное содержание учебных программ усваивает;
  • учебный материал понимает, если учитель излагает его подробно и наглядно;
  • при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, сосредоточен и внимателен, но под его контролем;
  • типовые задачи решает самостоятельно; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным (почти всегда готовится к урокам и выполняет домашние задания);
  • дружит со многими одноклассниками;
  • добросовестно общественные поручения выполняет.
  1. Низкий уровень адаптации:
  • Ребёнок отрицательно относится к школе;
  • часто жалуется на плохое самочувствие;
  • присутствуют нарушения дисциплины;
  • преобладает подавленное настроение;
  • затруднена самостоятельная работа с учебником;
  • фрагментарно усваивает объясняемый учителем материал;
  • не проявляет интереса при выполнении самостоятельных учебных заданий;
  • необходимы постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя, к урокам готовится нерегулярно;
  • для понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная учебная помощь учителя или родителей, сохраняет работоспособность и внимание при удлинённых паузах для отдыха;
  • близких друзей не имеет, по именам и фамилиям знает лишь часть одноклассников, пассивен;
  • без особого желания выполняет общественные поручения, под контролем.

После проведения формирующего этапа у некоторых учащихся наблюдаются продвижение адаптации от низкого уровня к среднему, от среднего уровня к высокому (показано «+»).

Также знаком «+» отмечены результаты учащихся, сохраняющих постоянно высокий уровень адаптации.

В науке под уровнем понимают пропорцию «высших» и «низших» ступеней развития процессов или объектов.


Мы сравнили результаты стартовых замеров социальной адаптации школьников и отразили на рисунке 1.Здесь мы можем увидеть примерно одинаковый уровень адаптации учеников двух классов.

Рисунок 1.

Стартовые замеры адаптации учащихся

На рисунке 2 отражен уровень адаптации учащихся двух классов в конце экспериментальной работы. Здесь мы можем четко увидеть изменения уровня адаптации школьников и сравнить эти изменения между классами.

Рисунок 2.

Итоговые замеры адаптации учащихся

При адаптации ребенка к обучению в школе рассматривается готовность учеников к принятию новых обязательств и правил, а так же адаптация в коллективе детей одного возраста. Необходимость в уважении и признании взрослых, общение с ребятами своего возраста развивает у ребенка потребность занять новое положение в обществе - положение школьника. То, в какой степени ребенок приспособлен к обучению, к данным условиям и насколько его поведение, отношения в классе и семье соответствуют тем социальным правилам и нормам, принятым в социуме и является показателем социальной адаптации.

В ходе проведенного исследования было обнаружено, что большинство первоклассников имеют игровую мотивацию. В связи с преимуществом игровой мотивации преподавателям необходимо охватывать максимальное количество игровых моментов там, где это мотивированно содержанием обучения. Таким образом, в ходе формирующего этапа эксперимента мы должны проследить эффективность функционирования разработанной нами системы.

2.2. Разработка игр и уроков, способствующих адаптации младших школьников

В педагогической энциклопедии дается следующее определении игры: игра - это вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности, а также игра является одним из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей [7, с. 80].

Структура детской игры включает следующие компоненты: 1) роль взрослого человека, которую ребенок берет на себя; 2) мнимая ситуация, создаваемая для воплощения ребенком своей роли в жизнь; содержание этой ситуации составляет замещение предметов (игрушки); З) игровые действия; так как ребенок имеет дело не с теми предметами, которые использует взрослый, то с ними нельзя работать так, как работает взрослый. Таким образом, игра сенситивна к сфере человеческих отношений и общественных функций. В игре воссоздается общий смысл человеческой деятельности и система тех отношений, в которые вступают взрослые люди в их реальной жизни.