Файл: Адаптация ребенка к школе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

  1. развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
  2. коммуникативную: освоение диалектики общения;
  3. самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
  4. игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
  5. диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
  6. коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
  7. межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
  8. социализирующую: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

По результатам диагностики была разработана программа, направленная на помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает, в частности, развитие эмоциональной регуляции поведения детей, предупреждение и снижение тревожности, повышение уверенности в себе, развитие познавательных процессов и т.д. Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме.

Нами была разработана коррекционно-развивающая программа «Я–первоклассник!», по которой мы работали вместе с классным руководителем 1 «б» класса и социальным педагогом. Работа по содействию учащимся в социально-педагогической адаптации проводилась в свободное от учебной деятельности время. Программа включала в себя четыре раздела:

 знакомство школьника с нормами школьной жизни;

 развитие эмоционально-волевой сферы;

 развитие коммуникативных умений и навыков;

 заключительная часть.

Основной формой работы являлись групповые занятия с элементами психологического тренинга. Содержание групповой работы составляли беседы с детьми, игры, психотехнические упражнения, упражнения с элементами арттерапии, психогимнастика, релаксационные методы, продуктивно-творческая деятельность.

Структура каждого занятия включала в себя: вступление, ритуал приветствия, разминку, основную часть, заключительную часть, ритуал прощания. В каждое занятие включались упражнения, направленные на развитие познавательных психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения). Длительность реализации программы – два месяца.

В основном используются следующие методы: имитационные и ролевые игры; психогимнастика; элементы групповой дискуссии; техники и приемы саморегуляции; игры на развитие познавательных процессов.


В процессе экспериментальной работы нами были замечены некоторые изменения в поведении детей экспериментальной группы. Мы старались направить игры на развитие доверия у ребят, на развитие коммуникативных навыков и на сплочение коллектива. На начальном этапе работы в игровую деятельность из экспериментальной группы включались не все ребята: некоторые оставались пассивными и лишь наблюдали за тем, как играют другие. Но уже через некоторое время в игру были включены все ученики данного класса.

Опираясь на полученные результаты, можно сделать следующее заключение: в экспериментальной группе повысился уровень социальной активности, это мы видим в том, что у детей усиливается любознательность, стремление к взаимодействию с другими людьми, дети проявляют заинтересованность в сотрудничестве, одним словом, им интересно, в какие игры они будут играть, также ребята стараются сами предложить свои игровые моменты. Иными словами, каждый ребенок смог раскрыть свои положительные качества: искренность, жалость, честность. Игровая деятельность дала возможность раскрыться способностям детей с разных сторон.

2.3. Анализ и интерпретация результатов опытно - экспериментальной работы

Подводя черту под выполненной экспериментальной работой, мы можем дать объяснения на следующие вопросы:

  1. Растет ли уровень социальной адаптации учащихся или остаётся на прежним.
  2. Содействует ли комплекс игр наиболее результативной адаптации младших школьников.

Анализ результатов начального исследования по методике проективного рисунка - теста Н.Г.Лускановой «Что мне нравится в школе?»

Цель: методика выявляет отношение детей к школе и мотивационную готовность детей к обучению в школе. В эксперименте приняло участие 56 учащихся, из них 28 учащихся 1«б» и 25 учащихся 1«а» класса.

В результате установления школьной мотивации мы получили следующие данные:

Среди учеников 1-го класса, 12чел.- 42.86% показали высокий уровень школьной мотивации - на рисунках изображены учебные ситуации: ученики за партой, учебники с названиями предметов. У 10 учащихся -35,71% показали положительное отношение к школе - на рисунках изображены школьные ситуации, хотя присутствует большая направленность на внешние школьные атрибуты: изображено школьное здание, фломастеры и т.д. У 4 учащихся - 14.29%, также выявлено положительное отношение к школе, но с преимуществом игровой мотивации (цветы на окне, шкафчике в раздевалке и т.д.). 2 ребенка - 7.14% изобразили рисунки не соответствующие теме, нарисовав игрушки, закрасив фон и узоры, показав отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, как правило, игровых (Из них двое детей совсем не справились с заданием, что можно определить как негативное отношение, связанное с кризисом семилетнего возраста).


Из учащихся 2-го класса, 7 чел.- 28% показали высокий уровень школьной мотивации - на рисунках изображены учебные ситуации: учебники с названиями предметов, ученики за партой. У 10 учащихся -40% показали положительное отношение к школе - на рисунках изображены школьные ситуации, хотя присутствует большая направленность на внешние школьные атрибуты: изображено школьное здание, фломастеры и т.д. У 5 учащихся - 20%, также выявлено положительное отношение к школе, но с преимуществом игровой мотивации (цветы на окне, шкафчике в раздевалке и т.д.). 3 ребенка - 12% изобразили рисунки не соответствующие теме, нарисовав игрушки, закрасив фон и узоры, показав отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего игровых. Следовательно, мы видим из анализа школьной мотивации учащихся, небольшая часть группы испытывают трудности в адаптации к школьной деятельности. Больше половины детей имеет средний уровень адаптации, т.е. у них обнаружено положительное отношение к школе, но с преобладанием игровой мотивации. Школа для них пока интересна как новый вид деятельности, отличающийся от обычной. В основном у всех учащихся выражен некоторый игровой или отвлеченный момент в рисунке, но так как мотивация является одним из показателем школьной адаптации учащихся, то можно заявлять, что 27% учащихся данных классов испытывают определенные проблемы в адаптации к школьной деятельности, а у четырех учащихся эти проблемы проявлены довольно сильно в отношении негативизма. Данные анализа двух классов отразим на рисунке 3.

Рисунок 3.

Анализ результатов стартового замера по методике проективного рисунка - теста Н.Г.Лускановой

Анализ результатов итогового исследования по методике анкетирование, разработанной Н.Г. Лускановой:

Из учащихся 1-го класса, 16 детей - 55,2% набрали 25 - 30 баллов, что показывает сформированное отношение к себе как к школьнику, а значит высокую учебную активность.

11 детей - 37,9% набрали 20 - 24 балла, что показывает отношение к себе как к школьнику практически сформировано - средний уровень адаптации.

1 ребенка - 6,9% набрали 10 - 14 баллов, что значит отношение к себе как к школьнику не сформировано - низкий уровень адаптации.

Ниже 10 баллов в этом классе не набрал ни один ребенок.

Из учащихся 2 класса, 10 детей - 40,7% набрали 25 - 30 баллов, что показывает сформированное отношение к себе как к школьнику, а значит высокую учебную активность.


13 детей - 48,1% набрали 20 - 24 балла, что показывает отношение к себе как к школьнику практически сформировано - средний уровень адаптации.

1 ребенок - 7,4% набрали 10 - 14 баллов, что значит отношение к себе как к школьнику не сформировано - низкий уровень адаптации. Ниже 10 баллов в этом классе набрал 1 ребенок - 3,7% негативное отношение к школе, что значит школьная дезадаптация.

Рисунок 4.

Анализ результатов итогового замера по методике анкетирования Н.Г.Лускановой

На рисунке 4 и 4 мы изобразили изменяемость адаптации при стартовом замере и после проведения нашего эксперимента в двух классах.

Рисунок 5.

Стартовый итоговый замер

Рисунок 6.

Сравнительная характеристика движения уровня адаптации

На рисунке 6 можно увидеть и сравнить движение уровня социальной адаптации в экспериментальном и контрольном классах, которое отражено в таблицах 1 и 2, и отмечено знаком «+».

Вывод по главе 2

Проанализировав работу учителей на адаптационном этапе, мы убедились в том, что педагоги очень тщательно подходят к подбору и организации воспитательной работы, и трепетно относятся к этому этапу. В работе по взаимодействию «учитель-ученик-родитель», учитель используют разнообразные методы и формы работы, игры. Проведенная нами работа в рамках эксперимента свидетельствует о том, что перед тем как планировать воспитательную работу и весь учебный процесс в целом, нужно сначала изучить первоклассников, выявить уровень подготовленности и мотивации к учению, физиологическое состояние ребенка, на каком уровне развития находиться, в какой семье воспитывается.

Разработать план воспитательных мероприятий с учетом психофизиологических особенностей детей данного возраста, для того чтобы первоклассник с легкостью преодолевал адаптационный этап и вовлекался в учебный процесс. Так же нужно правильно организовывать работу с родителями. Помочь им в преодолении трудного для ребенка периода – адаптационного.

Заключение

Целью данного исследования было определение и проверка основных психолого-педагогических условий использования игры как одного из средств адаптации. Объектом нашего исследования выступала игровая деятельность младших школьников. Предметом профессиональная деятельность педагога по созданию необходимых и достаточных психолого - педагогических условий использования игр для благоприятной адаптации младших школьников в обучении.


Нами было предположено, что процесс адаптации детей к обучению в школе будет успешным, при соблюдении следующих основных условий:

  • включение в урок игровой деятельности, которую следует рассматривать как средство повышения эффективности педагогического процесса в начальной школе на этапе адаптации к обучению;
  • определение комплекса игр, способствующих наиболее успешной адаптации детей;
  • установление соответствия комплекса игр психологическим, индивидуально-типологическим особенностям детей;

Решая задачи нашего исследования мы, прежде всего, дали понятие «адаптации» . Адаптация – это перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребёнка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.

Главная задача при работе с младшими школьниками - создать такие условия, в которых описанные трудности не будут неблагоприятно отражаться на успеваемости ребёнка, вызывая нежелание учиться, обеспечить благоприятный ход адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения.

В ходе опытно-экспериментальной работы нами был разработан комплекс игр направленный на успешную адаптацию, который соответствует психологическим и индивидуально-типологическим особенностям детей.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в современной школе – это постоянная системная работа, направленная на обеспечение условий для полноценного развития личности ребенка. Наиболее уязвимыми являются адаптационные периоды, когда во все формы образовательной деятельности необходимо включать занятия, направленные на поддержание положительного отношения ребенка к процессу обучения и на формирование познавательной мотивации. Гибкость планов внеурочной деятельности и внедрение инновационных компонентов в деятельность педагогов повышают успешность адаптации детей к изменяющимся социальным условиям.

Таким образом, подводя итоги нашей работы можно сделать вывод, что игра дает широкие возможности как для учителя, так и для учащегося в решении учебных, воспитательных и развивающих задач.

Список источников и литературы

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академический проект, 2001. – 340 с.
  2. Агапова И.Ю. Подготовка детей к школе. – М.: Просвещение, 2004. – 380 с.
  3. Баданина Л. П. Адаптация первоклассника: комплексный подход. – М.: Академия, 2007. – 262 с.
  4. Битянова М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. – М.: Просвещение, 1997. – 400 с.
  5. Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников. – М.: ВЛАДОС-Пресс, 2001. – 344 с.
  6. Горбунов Н.П. Функциональное состояние школьников в процессе адаптации к учебной деятельности. – М.: Педагогика, 2003. – 113 с.
  7. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – СПб.: Питер, 2004. – 287 с.
  8. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Академия, 2006. – 370 с.
  9. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы. – М.: Академ А., 1999. – 392 с.
  10. Ермакова И.С. Адаптация первоклассников к школе. – М.: Академия, 2008. – 165 с.
  11. Ермолаева М.В. Психология развития. – Воронеж: МОДЕК, 2003. – 376 с.
  12. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 1999. – 217 с.
  13. Ивановская О.Г. Чем вызваны трудности школьной адаптации у первоклассников. – М.: Академия, 1999. – 163 с.
  14. Ковалева Е.А. Методика изучения адаптации первоклассников. – М.: Начальная школа, 1996. – 160 с.
  15. Крамаренко Н.С. Адаптация детей к школе как психологическая проблема. – М.: Вестн. Ун-та Рос. Аккад. Образования, 2007. – 139 с.
  16. Кудрявцева Е.А. Некоторые вопросы социальной адаптации шестилеток к школе. – М.: Начальная школа, 2002. – 150 с.
  17. Кузнецова Л.В. Организация образовательного процесса для детей с проблемами школьной и социальной адаптации. – М.: Начальная школа, 2005. – 174 с.
  18. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: Академия, 2000. – 624с.
  19. Лущекин В.С. Психофизиология школьной адаптации. Основные факторы прогнозирования успешности пребывания детей в начальной школе. – М.: Академия, 2005. – 144 с.
  20. Мухина В.С Детская психология. – М.: Просвещение, 1985. – 272с.
  21. Немов Р.С. Психология образования. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 608с.
  22. Овчарова Н.Е. Психология в начальной школе. – М.: Сфера, 2003. – 357 с.
  23. Платонов В.Н. Индивидуальная адаптация школьников к физической нагрузке. – М.: Начальная школа, 2010. – 149 с.
  24. Тюменева Ю.А. К проблеме оценки готовности детей к школе. – М.: Сфера, 2008. –107 с.
  25. Цылев В.Р. О проблеме психологической адаптации школьников. – М.: Академия, 2000. – 237 с.
  26. Черемных Г.И. Ребенок на пороге школьной жизни. Деловая игра для педагогов. – М.: Начальная школа, 2004. – 241 с.
  27. Шкуричева Н.А. Изучение взглядов учителя на проблему адаптации школьников к ученическому коллективу. – М.: Начальная школа, 2008. – 119 с.
  28. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. – СПб: Речь, 1999. – 284 с.