Файл: Адаптация ребенка к школе (Понятие «адаптация» и основные принципы).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие «адаптация» и основные принципы успешной адаптации школьника
Глава 2. Адаптация младших школьников к обучению в школе
2.1. Диагностика уровня адаптации младших школьников
2.2. Разработка игр и уроков, способствующих адаптации младших школьников
2.3. Анализ и интерпретация результатов опытно - экспериментальной работы
Введение
Младший школьный возраст является одним из самых важных этапов в формирования личности ребенка. В начале первого года обучения жизнь младших школьников совершенно меняется: перед ними предстает абсолютно новый режим дня, меняется круг общения, возникают новые потребности. Его начинают рассматривать как человека, вступившего на первую ступень, ведущей ко взрослой жизни. На этом этапе у детей проходит сложный психологический процесс - процесс адаптации к школе.
Для успешной адаптации к школе ребенок должен быть не только в физиологическом и социальном отношении, но и достичь определенного уровня интеллектуального и эмоционально - волевого развития.
Современная школа в условиях реализации ФГОС является сложной системой, которая призвана обеспечить условия для развития личности любого ребенка. Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Для того чтобы ребенок мог овладеть новым видом деятельности - учебной, освоить школьные нормы поведения, выстроить отношения с одноклассниками, приспособиться к требованиям учителя, необходима организация психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей к школе.
Основы разработки проблемы адаптации детей в контексте готовности к школе в психологии связаны с трудами А.В.Петровского, Д.Б.Эльконина, Я.Ииерасека, Н.И.Гуткиной, Р.А.Захарова, Л.М.Ковалевой, Н.Н.Тарасенко и др.
В научной литературе сформулированы условия, которые помогают адаптации к школьной жизни протекать наиболее успешно. К ним относятся:
- создание материально-технического обеспечения учебно-воспитательного пространства (Ш.А. Амонашвили, В.А. Петровский и др.);
- подбор соответствующих возрастным особенностям учащихся методов и приемов обучения (Н.В. Бабкина, Т.А. Ладыженская, А.А. Леонтьев, В.А. Сухомлинский, Г.А.Цукерман и др.);
-учет индивидуально - личностных качеств ученика (А.А.Кирсанов, Е.С.Рабунский, И. Унт и др.).
Можно сказать, что в период адаптации младшие школьники стараются преодолевать большие трудности в обучении. Задача учителя - сделать этот процесс безболезненным для детей. Для того, чтобы облегчить его, педагогу необходимо помнить об новом статусе ребенка и изменении основного вида деятельности, поэтому ему необходимо совместить два этих вида деятельности в процессе обучения
Цель исследования заключается в определении и проверке основных психолого-педагогических условий адаптации младших школьников к школе.
Объектом исследования выступает учебная деятельность младших школьников.
Предметом исследования является профессиональная деятельность педагога по созданию необходимых и достаточных психолого-педагогических условий для благоприятной адаптации младших школьников в обучении.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс адаптации детей к обучению в школе будет успешным, при соблюдении следующих основных условий:
- определен комплекс игр, способствующих наиболее успешной адаптации детей;
- установлено соответствие комплекса игр психологическим, индивидуально-типологическим особенностям детей;
Для достижения цели исследования были сформулированы следующие задачи:
- провести анализ игр и определить особенности использования их как средства адаптации младших школьников;
- обосновать и экспериментально проверить основные психолого - педагогические условия, обеспечивающие успешность адаптации ребенка в школе.
База исследования:
Глава I. Теоретические основы создания психолого-педагогических условий успешной адаптации младших школьников к обучению в школе
1.1. Понятие «адаптация» и основные принципы успешной адаптации школьника
Современные социально-экономические реформы в Российской Федерации, а также внедрение новых государственных образовательных стандартов предполагают разработку нового учебного плана, различных видов образовательной деятельности, путей оптимизации образовательного процесса и новых технологий психолого-педагогического сопровождения образования и развития детей в условиях вариативного построения образовательной деятельности.
Основными задачами педагогов и психологов образовательных учреждений является поддержка развития личности детей и сохранение их психического здоровья. Одним из самых важных пунктов для достижения этой цели является обеспечение адаптации детей к образовательной среде. Организация взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса на разных уровнях образования обеспечивает не только овладение ключевыми компетенциями (субъект, объект, личность), но и способствует физическому и психическому здоровью учащихся.
Адаптация является объектом исследования достаточно большого круга общественных наук: социологии, философии, психологии, педагогики и др., которые вносят своеобразие в понимание этого понятия.
Адаптация – 1) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды;
2) результат этого процесса. Психологический словарь трактует адаптацию личности как процесс активного приспособления к условиям социальной среды и как результат этого процесса. В психологической литературе понятие адаптации интерпретируется с акцентом на индивидуальные, личностные качества и структуру личности в целом (А.А. Алдашева, Ф.Б. Березин, Н.Г. Колызаева).
Прежде всего, следует отметить, что адаптация может быть психологическая, сенсорная, социальная. Социальная адаптация - это процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой[6,12]. В рамках социальной адаптации может быть выделена адаптация ребенка к школе, потому что под школьной адаптацией понимается сложный процесс приспособления ребенка к школе и школы к ребенку. Приступая к какой-то деятельности, человек адаптируется к новым условиям, постепенно привыкает к ним. В этом ему помогает накопленный опыт, который с возрастом расширяется и обогащается.
Успешная адаптация детей на ранней стадии определяется несколькими факторами: профессионализмом педагогов, их готовностью обеспечить всестороннее, целенаправленное взаимодействие со всеми участниками образовательной системы, с одной стороны, и включением родителей первоклассников или их законных представителей, с другой.
Проблема учителей в профессиональной деятельности и образовательных технологий при обеспечении ребенка переход от дошкольного к младшему школьному обсуждалась в трудах следующих ученых: В. В. Давыдов, Р. С. Буре, Г. А. Цукерман, Д. Б. Эльконина, В. В. Рубцов, Е. А. Бугрименко, К. Н. Поливанова, Н. Ф. Талызина, И. в. Ривина, Е. Е. Сапогова, А. Л. Сиротюк и др. Проблема взаимодействия профессионального психолога с другими участниками образовательного процесса обсуждалась в исследованиях И. В. Дубровинава, В. Зацепина, Е. И. Казакова, Р. С. Немов, Р. В. Овчарова.
В настоящее время проблемы психолого-педагогического сопровождения адаптации детей к обучению в школе развиваются не в полной мере, что приводит нас к необходимости определения принципов взаимодействия психологов и педагогов.
• Интегративный, системный подход к объекту профессиональной деятельности педагогов и психологов. Реализация данного подхода предполагает рассмотрение формирования личности ребенка.
Принцип диалога направлен на совместную профессиональную деятельность психолога и педагога с целью адаптации детей к школе, что заложено в общую схему взаимодействия участников образовательного пространства.
Непрерывное профессиональное исследование деятельности педагогов и психологов предполагает непрерывный научно-обоснованный диагностический и прогностический мониторинг развития профессиональных специалистов в процессе их профессиональной деятельности.
* Принцип рефлексивности реализует систематическое обобщение обратной связи профессионала от всех субъектов образовательного пространства.
* Принцип соответствия профессиональной деятельности и специфики развития ребенка и учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей развития детей. Совокупность общих, возрастных, индивидуальных особенностей перехода ребенка из дошкольного в старший младший школьный возраст определяет направление профессиональной деятельности педагогов и психологов.
• Принцип использования здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности.
• Принцип профессионального развития. Профессиональный опыт специалиста следует рассматривать как уникальное новообразование, требующее всестороннего обобщения.
* Принцип непрерывного мониторинга взаимодействия специалистов предполагает активное обсуждение совместной деятельности и участие экспертизы всех специалистов в общем образовательном процессе. Ее результатом является появление профессиональной рефлексии, направленной на осознание смысла и ценности произведения.
* Поддержка индивидуального стиля деятельности специалистов, разработка собственных методик обобщения профессионального опыта.
* Регистрация фактических и формальных отношений, установленных между педагогом и психологом, а также ресурсное развитие микроклимата профессионального взаимодействия.
* Внедрение этических норм в ходе совместной деятельности, направленной как на соблюдение прав детей, так и на уважение работы коллег, занимающихся вопросами готовности детей к школе.
Взаимодействие участников образовательного пространства, занимающихся адаптацией детей к школе, носит комплексный и системный характер. Совместная деятельность педагогов и психологов интегрирована в общее взаимодействие участников образовательного пространства. Большое значение имеет сотрудничество с родителями, администрацией, педагогами и психологами, и, наконец, центральной фигурой образовательного пространства - ребенком.
Взаимодействие участников образовательного пространства включает:
- Обеспечение непрерывности развития ребенка;
- Психолого-педагогическое образование;
- Методическое обеспечение специалистов;
- Профессиональная поддержка;
- Обмен информацией;
- Обобщение профессионального опыта;
- Экспертиза работ, включая взаимодействие специалистов;
- Эмоциональная поддержка.
Обеспечение преемственности включает взаимодействие психологов, школьных и дошкольных учреждений, педагогов и учителей, администраторов и психологов. Интенсивность взаимодействия определяется разнообразием форм сотрудничества, сосуществования формальных и неформальных способов совместной работы.
На сегодняшний день в школе сложилась система психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников, которая направлена на создание оптимальных условий для привыкания первоклассников к обучению в школе и включает в себя:
диагностику готовности учащихся к обучению в школе;
сопровождение первоклассников на этапе первичной адаптации к школе;
индивидуальные консультации и собрания с родителями первоклассников;
отслеживание результатов мониторинга адаптации младших школьников.
В сентябре обязательно проводится диагностика психологической готовности учащихся к школьному обучению по следующим методикам: графический диктант; рисунок человека; образец и правило; рисунок «Я в школе». С помощью данных методик выявляется уровень развития определенных психологических качеств:
развитие наглядно-образного мышления, служащего основой для последующего полноценного развития логического мышления, овладения учебным материалом;
развитие произвольности и организации действий, умения ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая отвлекающее влияние побочных факторов;
умение ориентироваться на указания учителя, обращенные к классу в целом, способность внимательно слушать и точно выполнять эти указания;
сформированность учебной мотивации.