Файл: Адаптация ребенка к школе (Понятие «адаптация» и основные принципы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Мы сравнили результаты стартовых замеров социальной адаптации школьников и отразили на рисунке 1.

Здесь мы можем увидеть примерно одинаковый уровень адаптации учеников двух классов.

Рисунок 1. Стартовые замеры адаптации учащихся

На рисунке 2 отражен уровень адаптации учащихся двух классов в конце экспериментальной работы. Здесь мы можем четко увидеть изменения уровня адаптации школьников и сравнить эти изменения между классами.

Рисунок 2. Итоговые замеры адаптации учащихся

При адаптации ребенка к обучению в школе рассматривается готовность учеников к принятию новых обязательств и правил, а так же адаптация в коллективе детей одного возраста. Необходимость в уважении и признании взрослых, общение с ребятами своего возраста развивает у ребенка

потребность занять новое положение в обществе - положение школьника.. То, в какой степени ребенок приспособлен к обучению, к данным условиям и насколько его поведение, отношения в классе и семье соответствуют тем социальным правилам и нормам, принятым в социуме и является показателем социальной адаптации.

В ходе проведенного исследования было обнаружено, что большинство первоклассников имеют игровую мотивацию. В связи с преимуществом игровой мотивации преподавателям необходимо охватывать максимальное количество игровых моментов там, где это мотивированно содержанием обучения. Таким образом, в ходе формирующего этапа эксперимента мы должны проследить эффективность функционирования разработанной нами системы.

2.2. Разработка игр и уроков, способствующих адаптации младших школьников

В педагогической энциклопедии дается следующее определении игры: игра - это вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности, а также игра является одним из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей [51].

Структура детской игры включает следующие компоненты: 1) роль взрослого человека, которую ребенок берет на себя; 2) мнимая ситуация, создаваемая для воплощения ребенком своей роли в жизнь; содержание этой ситуации составляет замещение предметов (игрушки); З) игровые действия; так как ребенок имеет дело не с теми предметами, которые использует взрослый, то с ними нельзя работать так, как работает взрослый. Таким образом, игра сенситивна к сфере человеческих отношений и общественных функций. В игре воссоздается общий смысл человеческой деятельности и система тех отношений, в которые вступают взрослые люди в их реальной жизни.


В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

  1. развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
  2. коммуникативную: освоение диалектики общения;
  3. самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
  4. игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
  5. диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
  6. коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
  7. межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
  8. социализирующую: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития [28,63].

В начале экспериментальной работы была выявлена изначальная степень адаптации двух групп детей, которая была практически одинаковой. Ребята испытывали трудности во взаимоотношениях и нередко конфликтовали.

В процессе экспериментальной работы нами были замечены некоторые изменения в поведении детей экспериментальной группы. Мы старались направить игры на развитие доверия у ребят, на развитие коммуникативных навыков и на сплочение коллектива. На начальном этапе работы в игровую деятельность из экспериментальной группы включались не все ребята: некоторые оставались пассивными и лишь наблюдали за тем, как играют другие. Но уже через некоторое время в игру были включены все ученики данного класса.

Опираясь на полученные результаты, можно сделать следующее заключение: в экспериментальной группе повысился уровень социальной

активности, это мы видим в том, что у детей усиливается любознательность, стремление к взаимодействию с другими людьми, дети проявляют заинтересованность в сотрудничестве, одним словом, им интересно, в какие игры они будут играть, также ребята стараются сами предложить свои игровые моменты. Иными словами, каждый ребенок смог раскрыть свои положительные качества: искренность, жалость, честность. Игровая деятельность дала возможность раскрыться способностям детей с разных сторон.

2.3. Анализ и интерпретация результатов опытно - экспериментальной работы


Подводя черту под выполненной экспериментальной работой, мы можем дать объяснения на следующие вопросы:

  1. Растет ли уровень социальной адаптации учащихся или остаётся на прежним.
  2. Содействует ли комплекс игр наиболее результативной адаптации младших школьников.

Анализ результатов начального исследования по методике проективного рисунка - теста Н.Г.Лускановой «Что мне нравится в школе?»

Цель: методика выявляет отношение детей к школе и мотивационную готовность детей к обучению в школе. В эксперименте приняло участие 56 учащихся, из них 28 учащихся 1«б» и 25 учащихся 1«а» класса.

В результате установления школьной мотивации мы получили следующие данные:

Среди учеников 1-го класса, 12чел.- 42.86% показали высокий уровень школьной мотивации - на рисунках изображены учебные ситуации: ученики за партой, учебники с названиями предметов. У 10 учащихся -35,71% показали положительное отношение к школе - на рисунках изображены школьные ситуации, хотя присутствует большая направленность на внешние школьные атрибуты: изображено школьное здание, фломастеры и т.д. У 4 учащихся - 14.29%, также выявлено положительное отношение к школе, но с преимуществом игровой мотивации (цветы на окне, шкафчике в раздевалке и т.д.). 2 ребенка - 7.14% изобразили рисунки не соответствующие теме, нарисовав игрушки, закрасив фон и узоры, показав отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, как правило, игровых (Из них двое детей совсем не справились с заданием, что можно определить как негативное отношение, связанное с кризисом семилетнего возраста).

Из учащихся 2-го класса, 7 чел.- 28% показали высокий уровень школьной мотивации - на рисунках изображены учебные ситуации: учебники с названиями предметов, ученики за партой. У 10 учащихся -40% показали положительное отношение к школе - на рисунках изображены школьные ситуации, хотя присутствует большая направленность на внешние школьные атрибуты: изображено школьное здание, фломастеры и т.д. У 5 учащихся - 20%, также выявлено положительное отношение к школе, но с преимуществом игровой мотивации (цветы на окне, шкафчике в раздевалке и т.д.). 3 ребенка - 12% изобразили рисунки не соответствующие теме, нарисовав игрушки, закрасив фон и узоры, показав отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего игровых. Следовательно, мы видим из анализа школьной мотивации учащихся, небольшая часть группы испытывают трудности в адаптации к школьной деятельности. Больше половины детей имеет средний уровень адаптации, т.е. у них обнаружено положительное отношение к школе, но с преобладанием игровой мотивации. Школа для них пока интересна как новый вид деятельности, отличающийся от обычной. В основном у всех учащихся выражен некоторый игровой или отвлеченный момент в рисунке, но так как мотивация является одним из показателем школьной адаптации учащихся, то можно заявлять, что 27% учащихся данных классов испытывают определенные проблемы в адаптации к школьной деятельности, а у четырех учащихся эти проблемы проявлены довольно сильно в отношении негативизма. Данные анализа двух классов отразим на рисунке 8.


Рисунок 8. Анализ результатов стартового замера по методике проективного рисунка - теста Н.Г.Лускановой

Анализ результатов итогового исследования по методике анкетирование, разработанной Н.Г. Лускановой:

Из учащихся 1-го класса, 16 детей - 55,2% набрали 25 - 30 баллов, что показывает сформированное отношение к себе как к школьнику, а значит высокую учебную активность.

11 детей - 37,9% набрали 20 - 24 балла, что показывает отношение к себе как к школьнику практически сформировано - средний уровень адаптации.

1 ребенка - 6,9% набрали 10 - 14 баллов, что значит отношение к себе как к школьнику не сформировано - низкий уровень адаптации.

Ниже 10 баллов в этом классе не набрал ни один ребенок.

Из учащихся 2 класса, 10 детей - 40,7% набрали 25 - 30 баллов, что показывает сформированное отношение к себе как к школьнику, а значит высокую учебную активность.

13 детей - 48,1% набрали 20 - 24 балла, что показывает отношение к себе как к школьнику практически сформировано - средний уровень адаптации.

1 ребенок - 7,4% набрали 10 - 14 баллов, что значит отношение к себе как к школьнику не сформировано - низкий уровень адаптации. Ниже 10 баллов в этом классе набрал 1 ребенок - 3,7% негативное отношение к школе, что значит школьная дезадаптация.

Рисунок 9. Анализ результатов итогового замера по методике анкетирование

Н.Г.Лускановой

На рисунке 10 и 11 мы изобразили изменяемость адаптации при стартовом замере и после проведения нашего эксперимента в двух классах.

60,00%

50,00%

40,00%

30,00%

20,00%

10,00%

0,00%

стартовый

замер

I высокий уровень адаптации

средний уровень адаптации

низкий уровень адаптации

Рисунок 10.

70,00%

60,00%

50,00%

40,00%

30,00%

20,00%

10,00%

0,00%

высокий уровень адаптации

средний уровень адаптации

низкий уровень адаптации

Стартовый итоговый замер

Рисунок 11.

На рисунке 12, можно увидеть и сравнить движение уровня социальной адаптации в экспериментальном и контрольном классах, которое отражено в таблицах 1 и 2, и отмечено знаком «+».

Рисунок 12. Сравнительная характеристика движения уровня адаптации.

Заключение

Целью данного исследования было определение и проверка основных психолого-педагогических условий использования игры как одного из средств адаптации. Объектом нашего исследования выступала игровая деятельность младших школьников. Предметом профессиональная деятельность педагога по созданию необходимых и достаточных психолого - педагогических условий использования игр для благоприятной адаптации младших школьников в обучении.


Нами было предположено, что процесс адаптации детей к обучению в школе будет успешным, при соблюдении следующих основных условий:

  • включение в урок игровой деятельности, которую следует рассматривать как средство повышения эффективности педагогического процесса в начальной школе на этапе адаптации к обучению;
  • определение комплекса игр, способствующих наиболее успешной адаптации детей;
  • установление соответствия комплекса игр психологическим, индивидуально-типологическим особенностям детей;

Решая задачи нашего исследования мы, прежде всего, дали понятие «адаптации» . Адаптация – это перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребёнка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.

Главная задача при работе с младшими школьниками - создать такие условия, в которых описанные трудности не будут неблагоприятно отражаться на успеваемости ребёнка, вызывая нежелание учиться, обеспечить благоприятный ход адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения.

В ходе опытно-экспериментальной работы нами был разработан комплекс игр направленный на успешную адаптацию, который соответствует психологическим и индивидуально-типологическим особенностям детей.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в современной школе – это постоянная системная работа, направленная на обеспечение условий для полноценного развития личности ребенка. Наиболее уязвимыми являются адаптационные периоды, когда во все формы образовательной деятельности необходимо включать занятия, направленные на поддержание положительного отношения ребенка к процессу обучения и на формирование познавательной мотивации. Гибкость планов внеурочной деятельности и внедрение инновационных компонентов в деятельность педагогов повышают успешность адаптации детей к изменяющимся социальным условиям.

Таким образом, подводя итоги нашей работы можно сделать вывод, что игра дает широкие возможности как для учителя, так и для учащегося в решении учебных, воспитательных и развивающих задач.

Список литературы

  1. Азаров Ю.П. Игра и труд / Ю.П. Азаров. - М.: Знание, 2003. - 256 с.
  2. Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация: (Пограничные нервно - психические расстройства) / Ю.А. Александровский. - М., Медиздат, 1976. - 276 с.
  3. Амонашвили Ш.А. В школу- с шести лет / Ш.А Амонашвили. -М., 1998. - 136 с.
  4. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Кн. Для учителя / Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 2001. - 321 с.
  5. Андриенко Е.В. Социальная психология: учеб. Пособие / Е.В Андриенко. - 2-е изд., - СПб.: Питер, 2008.- 368с.
  6. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности / Г.А Балл // Вопросы психологии, - 1989. - 92 с.
  7. Безруких М.М. Ступеньки к школе / М.М Безруких. - М., 2001. - 178 с.
  8. Белавина О.В. Одаренные дети: проблемы адаптации / О. В Белавина//Психологический журнал, 2010.- №1. - 54 с.
  9. Битянова М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / М.Р Битянова. - М., 1997 . - 352 с.
  10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И Божович. - М.; Воронеж, 2003. - 360 с.
  11. Бордовская Н.В., Педагогика: Учебное пособие / Н.В Бордовская. - СПб: Питер, 2008. - 304 с.
  12. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Л.С Выготский // Вопросы психологии: 1999 - №6. - 19 с.
  13. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников / А.Л Венгер, Г.А Цукерман. - М.:ВЛАДОС - ПРЕСС, 2011. - 36 с.
  14. Газман О.С., Харитонова Н.Е. «В школе с игрой»: книга для учителей / О.С Газман. - М.: Просвещение, 1991. - 96с.
  15. Гессен С.И. «Основы педагогики введение в прикладную философию» / С.И Гессен. - М., Школа - Пресс», 1995. - 91с.
  16. Геллер Е.М. Наш друг - игра / Е.М Геллер - Минск: Народная газета,1998. - 14 с.
  17. Гельфан Е.М., Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию / Е.М Гельфан., С.А Шмаков. - М.: педагогика,1991. - 321 с.
  18. Гуткина.Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И Гуткина. - М.,
  19. - 127 с.
  20. Гросс К. Душевная жизнь ребенка / К. Гросс - издание Киевского Фребелевского общества,1916. - 265с.
  21. Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников / И.В Дубровина. -М., 1995. - 189 с.
  22. Ефимова С.П Знаете ли вы своего ученика? / С.П Ефимова. -М., 1991. - 165 с.
  23. Жайтапова А.А. Начальная школа на пути обновления //А.А Жайтапова. // Начальная школа 2001. №3, - 28 с.