Файл: Адаптация ребенка к школе (Понятие «адаптация» и основные принципы).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие «адаптация» и основные принципы успешной адаптации школьника
Глава 2. Адаптация младших школьников к обучению в школе
2.1. Диагностика уровня адаптации младших школьников
2.2. Разработка игр и уроков, способствующих адаптации младших школьников
2.3. Анализ и интерпретация результатов опытно - экспериментальной работы
Таким образом, успешное решение задачи оптимизации процесса адаптации детей к обучению в школе возможно, если сотрудничество специалистов будет основано на системном подходе. Учет и реализация обозначенных теоретических принципов позволяет создать комфортные условия обучения, обеспечивающие высокое качество образования и гарантирующие защиту и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.
1.2. Понятие психологической готовности к школьному обучению как необходимый компонент адаптации к школе
В психолого-педагогической литературе понятие «психологическая готовность к школьному обучению» трактуется как необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников[1]. Психологическая готовность проявляется в сформированности основных психических сфер ребенка: мотивационной, волевой, интеллектуальной. Соответственно сферам выделяются и компоненты психологической готовности к школе, которые, как правило, возникают естественным путем при нормальном развитии ребенка-дошкольника.
Начало школьного обучения предполагает необходимость наличия у ребенка высокого уровня произвольной и волевой регуляции, проявляющегося в умении самостоятельно приобретать знания, контролировать свои действия и поступки, находить способы решения трудных ситуаций, управлять своим поведением (Л.И. Божович, Н.И. Гуткина, В.А. Иванников, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин, Т.И. Шульга и др.).
Поэтому необходимым условием школьной готовности является развитие произвольного поведения, которое отечественными психологами (Н.И. Гуткина, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др.) рассматривается как волевая готовность к школе. Помимо произвольности поведения, волевая готовность включает и такие аспекты, как сформированность основных элементов волевого действия: развитие дисциплинированности, организованности, самоконтроля и других волевых качеств.
Известно, что волевая готовность, прежде всего, необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. По мнению Е.О. Смирновой, школьная жизнь требует от ребенка четкого выполнения определенных правил поведения и самостоятельной организации своей деятельности. И главное здесь не столько в умении дошкольников слушаться, сколько в умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый. Ученику важно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения[2].
Недостаточное развитие волевой сферы дошкольников, по мнению психологов (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Н.И. Гуткина А.Н. Давыдова, В.А. Иванников, Е.О. Смирнова, Т.И. Шульга и др.), влечет за собой неподготовленность дошкольников к обучению в школе, проявляющейся в импульсивных формах поведения, в неумении трудиться, в неадекватной реакции на трудности в учении, в неумении слушать и понимать учителя.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что слабое развитие произвольности, т.е. недостаточная сформированность волевой готовности к школе – главная проблема психологической готовности. Подобный вывод определяет необходимость формирования волевой готовности к школе у будущих первоклассников.
Кроме того, эта необходимость обусловлена внедрением нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и присвоением статуса начальной ступени образования дошкольному образованию (ДО).
Требования ФГОСа к результатам освоения программы ДО, которая определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования, представлены в виде целевых ориентиров, представляющих собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации программы ДО целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности, т.е. универсальных учебных действий (УУД) на этапе завершения ими дошкольного образования. УУД обеспечивают регуляцию учебной деятельности, успешность обучения и способность учащегося начального образования к саморазвитию и самосовершенствованию.
Психологическая готовность к школе – это комплексная характеристика ребенка, имеющая свою структуру и, как упоминалось выше, состоящая из следующих компонентов: мотивационной(личностной), интеллектуальной и волевой готовности. Сформированность каждого компонента обеспечивает взаимосвязь с теми целевыми ориентирами образования, социально-нормативными возрастными характеристиками возможных достижений ребёнка, которые предъявляются к нему на этапе завершения им дошкольного образования, а целевые ориентиры, в свою очередь, предполагают формирование у детей 6-7 лет предпосылок к универсальным учебным действиям.
Основываясь на исследованиях Н.И. Гуткиной, Е.О. Смирновой, Д.Б. Эльконина[3], выделены следующие критерии и показатели волевой готовности к школе у детей 6-7 лет:
- произвольность деятельности, включающая в себя следующие умения: действовать по правилу; самостоятельно выполнять последовательность действий; выполнять инструкцию, ориентироваться на образец и достаточный уровень развития саморегуляции;
- произвольность внимания и его характеристики: объем, переключаемость, концентрация, устойчивость и распределение;
- сформированность элементов учебной деятельности: мотивы учения и умение принимать учебную задачу.
Исходя из этого, было определено, что волевая готовность к школе у детей 6-7 лет – это необходимый и достаточный уровень сформированности произвольности деятельности, саморегуляции и элементов учебной деятельности.
Прослеживается определенная взаимосвязь между сформированностью волевой готовности к школе, целевыми ориентирами и предпосылками к УУД.
Таблица № 1.
Волевая готовность к школе |
Целевые ориентиры |
Предпосылки к УУД |
|
регулятивные личностные |
|||
Произвольность деятельности: - умение действовать по правилу; -умение самостоятельно выполнять последовательность действий; - умение выполнять инструкцию, ориентироваться на образец - достаточный уровень развития саморегуляции. Произвольность внимания. |
ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками |
- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу - умение сохранять заданную цель - умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого - умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника |
|
1. Элементы учебной деятельности: - мотивы учения; - умение принимать учебную задачу. |
- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоя- |
- сформированность учебных и познавательных мотивов, интерес к новому |
|
тельность в разных видах деятельности -игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности - ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей - ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности |
- сформированность «внутренней позиции школьника» - положительное отношение к школе, чувство необходимости учения |
Содействуя формированию целевых ориентиров у детей на этапе завершения ими дошкольного образования, мы закладываем не только основу формирования у них предпосылок к овладению учебной деятельностью, но и для нормального включения в новую социальную среду.
Развитие ребенка в дошкольный период - сложный и многогранный процесс. Каждый день ребенок открывает перед собой новые грани окружающего мира, постепенно поднимаясь на новую ступень развития. И вот дошкольник уже стоит на школьном пороге: легко ли он переступит через этот порог и с уверенностью зашагает по школьным дорожкам, или этот порог будет для него слишком высоким, трудным, или даже опасным перевалом? ФГОС ДО ориентирует нас на принцип сохранения уникальности и само ценности детства как периода жизни значимого самого по себе, а не тем, что он есть период подготовки к следующему жизненному этапу. Чтобы правильно организовать дальнейшую траекторию развития ребёнка в соответствии с его реальными возможностями, вовремя помочь ему адаптироваться к новым школьным условиям, нам необходимо заранее знать, прогнозировать будущие успехи и трудности наших воспитанников на основе выявления его реального (актуального) уровня развития. В связи с этим проблема выявления готовности ребёнка к школе в рамках преемственности дошкольного и начального школьного образования в условиях ФГОС становится наиболее актуальной и требует от нас более глубокого рассмотрения и конкретизации. Как известно, требования ФГОС ДО к результатам освоения ООП представлены в нём в виде целевых ориентиров ДО, которые являются социальными и психологическими возрастными характеристиками возможных достижений ребёнка.
ФГОСом ДО определены целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте и целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Любой стандарт предполагает наличие определённого результата. Таким результатом должна стать социализация детей. При этом стандарты чётко фиксируют, что целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Поэтому освоение Программы не должно сопровождаться проведением аттестации воспитанников
Что же касается проблемы подготовки ребёнка к школе, то образователь ном стандарте ДО красной нитью проходит утверждение о том, что учить не обходимо для жизни, а не для школы.
И, несмотря на то, что ФГОСы ДО и НОО имеют существенные отличия, в них четко прослеживается преемственность целевых ориентиров ДО и универсальных учебных действий НОО. Так, если целевые ориентиры ДО разбить на группы, то можно увидеть, что они являются основой для формирования УУД в школе (личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных): Группа целевых ориентиров ДО Предпосылки УУД НОО - инициативен, самостоятелен, способен выбирать занятия, игры; - уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и другим, имеет чувство собственного достоинства; - способен к фантазии, воображению и творчеству; - любознателен, проявляет интерес к причинно- следственным связям; - способен к принятию собственных решений с опорой на свои знания и умения в различных сферах деятельности. Личностных универсальны) учебных действий. - активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; - способен договариваться, учитывать чувства и интересы других, способен к сопереживанию, стремится к разрешению конфликтов; - хорошо понимает устную речь, способен выражать свои мысли и желания. Коммуникативных универсальных учебных действий. - способен к воплощению различных замыслов; - умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; .- контролирует СБОИ движения и управляет ими; - способен к волевым усилиям, преодолевает сиюминутные побуждения, доводит до конца начатое дело; - следует социальным нормам поведения во взаимоотношениях, правилах личной безопасности и гигиены. Регулятивных универеальных учебных действий:
- склонен наблюдать, экспериментировать;
- обладает начальными знаниями о себе, о предмет ном, природном, социальном и культурном мире;
- знаком с книжной культурой и детской литературой;
- обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, историй;
-имеет предпосылки грамотности.