Файл: Адаптация ребенка к школе (Понятие «адаптация» и основные принципы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, успешное решение задачи оптимизации процесса адаптации детей к обучению в школе возможно, если сотрудничество специалистов будет основано на системном подходе. Учет и реализация обозначенных теоретических принципов позволяет создать комфортные условия обучения, обеспечивающие высокое качество образования и гарантирующие защиту и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.

1.2. Понятие психологической готовности к школьному обучению как необходимый компонент адаптации к школе

В психолого-педагогической литературе понятие «психологическая готов­ность к школьному обучению» трактуется как необходимый и достаточный уро­вень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников[1]. Психологическая готовность про­является в сформированности основных психических сфер ребенка: мотивационной, волевой, интеллектуальной. Соответственно сферам выделяются и ком­поненты психологической готовности к школе, которые, как правило, возникают естественным путем при нормальном развитии ребенка-дошкольника.

Начало школьного обучения предполагает необходимость наличия у ре­бенка высокого уровня произвольной и волевой регуляции, проявляющегося в умении самостоятельно приобретать знания, контролировать свои действия и по­ступки, находить способы решения трудных ситуаций, управлять своим поведе­нием (Л.И. Божович, Н.И. Гуткина, В.А. Иванников, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин, Т.И. Шульга и др.).

Поэтому необходимым условием школьной готовности является развитие произвольного поведения, которое отечественными психологами (Н.И. Гуткина, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др.) рассматривается как волевая готовность к школе. Помимо произвольности поведения, волевая готовность включает и такие аспекты, как сформированность основных элементов волевого действия: разви­тие дисциплинированности, организованности, самоконтроля и других волевых качеств.

Известно, что волевая готовность, прежде всего, необходима для нормаль­ной адаптации детей к школьным условиям. По мнению Е.О. Смирновой, школь­ная жизнь требует от ребенка четкого выполнения определенных правил поведе­ния и самостоятельной организации своей деятельности. И главное здесь не столько в умении дошкольников слушаться, сколько в умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый. Ученику важно уметь понять и при­нять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуж­дения[2].


Недостаточное развитие волевой сферы дошкольников, по мнению психо­логов (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Н.И. Гуткина А.Н. Давыдова, В.А. Иванников, Е.О. Смирнова, Т.И. Шульга и др.), влечет за собой неподготовленность до­школьников к обучению в школе, проявляющейся в импульсивных формах по­ведения, в неумении трудиться, в неадекватной реакции на трудности в учении, в неумении слушать и понимать учителя.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что слабое развитие произвольности, т.е. недостаточная сформированность волевой готовности к школе – главная проблема психологической готовности. Подобный вывод опре­деляет необходимость формирования волевой готовности к школе у будущих первоклассников.

Кроме того, эта необходимость обусловлена внедрением нового федераль­ного государственного образовательного стандарта (ФГОС) и присвоением ста­туса начальной ступени образования дошкольному образованию (ДО).

Требования ФГОСа к результатам освоения программы ДО, которая опре­деляет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне до­школьного образования, представлены в виде целевых ориентиров, представляю­щих собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных до­стижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошколь­ного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации программы ДО целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности, т.е. универ­сальных учебных действий (УУД) на этапе завершения ими дошкольного обра­зования. УУД обеспечивают регуляцию учебной деятельности, успешность обу­чения и способность учащегося начального образования к саморазвитию и само­совершенствованию.

Психологическая готовность к школе – это комплексная характеристика ребенка, имеющая свою структуру и, как упоминалось выше, состоящая из сле­дующих компонентов: мотивационной(личностной), интеллектуальной и волевой готовности. Сформированность каждого компонента обеспечивает взаимо­связь с теми целевыми ориентирами образования, социально-нормативными воз­растными характеристиками возможных достижений ребёнка, которые предъяв­ляются к нему на этапе завершения им дошкольного образования, а целевые ори­ентиры, в свою очередь, предполагают формирование у детей 6-7 лет предпосы­лок к универсальным учебным действиям.


Основываясь на исследованиях Н.И. Гуткиной, Е.О. Смирновой, Д.Б. Эльконина[3], выделены следующие критерии и показатели волевой го­товности к школе у детей 6-7 лет:

- произвольность деятельности, включающая в себя следующие умения: действовать по правилу; самостоятельно выполнять последовательность дей­ствий; выполнять инструкцию, ориентироваться на образец и достаточный уро­вень развития саморегуляции;

- произвольность внимания и его характеристики: объем, переключаемость, концентрация, устойчивость и распределение;

- сформированность элементов учебной деятельности: мотивы учения и умение принимать учебную задачу.

Исходя из этого, было определено, что волевая готовность к школе у детей 6-7 лет – это необходимый и достаточный уровень сформированности произ­вольности деятельности, саморегуляции и элементов учебной деятельности.

Прослеживается определенная взаимосвязь между сформированностью волевой готовности к школе, целевыми ориентирами и предпосылками к УУД.

Таблица № 1.

Волевая готовность к школе

Целевые ориентиры

Предпосылки к УУД

регулятивные личностные

Произвольность дея­тельности:

- умение действо­вать по правилу;

-умение самостоя­тельно выполнять последовательность действий;

- умение выпол­нять инструкцию, ориентироваться на образец

- достаточный уро­вень развития саморегуляции.

Произвольность вни­мания.

ребёнок способен к во­левым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных ви­дах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстни­ками

- умение осу­ществлять дей­ствие по образцу и заданному пра­вилу

- умение сохра­нять заданную цель

- умение видеть указанную ошибку и исправ­лять ее по указа­нию взрослого

- умение адек­ватно понимать оценку взрослого и сверстника

1. Элементы учебной деятельности:

- мотивы учения;

- умение принимать учебную задачу.

- ребёнок овладевает основными культур­ными способами дея­тельности, проявляет инициативу и самостоя-

- сформированность учебных и познава­тельных мотивов, ин­терес к новому

тельность в разных ви­дах деятельности -игре, общении, познава­тельно-исследователь­ской деятельности

- ребёнок проявляет любознательность, за­даёт вопросы взрослым и сверстникам, интере­суется причинно-след­ственными связями, пы­тается самостоятельно придумывать объясне­ния явлениям природы и поступкам людей

- ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах дея­тельности

- сформированность «внутренней позиции школьника»

- положительное отно­шение к школе, чув­ство необходимости учения


Содействуя формированию целевых ориентиров у детей на этапе заверше­ния ими дошкольного образования, мы закладываем не только основу формиро­вания у них предпосылок к овладению учебной деятельностью, но и для нор­мального включения в новую социальную среду.

Развитие ребенка в дошкольный период - сложный и многогранный про­цесс. Каждый день ребенок открывает перед собой новые грани окружающего мира, постепенно поднимаясь на новую ступень развития. И вот дошкольник уже стоит на школьном пороге: легко ли он переступит через этот порог и с уверенностью зашагает по школьным дорожкам, или этот порог будет для него слишком высоким, трудным, или даже опасным перевалом? ФГОС ДО ориентирует нас на принцип сохранения уникальности и само­ ценности детства как периода жизни значимого самого по себе, а не тем, что он есть период подготовки к следующему жизненному этапу. Чтобы правиль­но организовать дальнейшую траекторию развития ребёнка в соответствии с его реальными возможностями, вовремя помочь ему адаптироваться к новым школьным условиям, нам необходимо заранее знать, прогнозировать будущие успехи и трудности наших воспитанников на основе выявления его реального (актуального) уровня развития. В связи с этим проблема выявления готовности ребёнка к школе в рамках преемственности дошкольного и начального школь­ного образования в условиях ФГОС становится наиболее актуальной и требу­ет от нас более глубокого рассмотрения и конкретизации. Как известно, требования ФГОС ДО к результатам освоения ООП пред­ставлены в нём в виде целевых ориентиров ДО, которые являются социаль­ными и психологическими возрастными характеристиками возможных дости­жений ребёнка.

ФГОСом ДО определены целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте и целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Любой стандарт предполагает наличие определён­ного результата. Таким результатом должна стать социализация детей. При этом стандарты чётко фиксируют, что целевые ориентиры не подлежат непо­средственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мони­торинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реаль­ными достижениями детей. Поэтому освоение Программы не должно сопровождаться проведением аттестации воспитанников

Что же касается проблемы подготовки ребёнка к школе, то образователь­ ном стандарте ДО красной нитью проходит утверждение о том, что учить не­ обходимо для жизни, а не для школы.


И, несмотря на то, что ФГОСы ДО и НОО имеют сущест­венные отличия, в них четко прослеживается преемственность целевых ориен­тиров ДО и универсальных учебных действий НОО. Так, если целевые ориен­тиры ДО разбить на группы, то можно увидеть, что они являются основой для формирования УУД в школе (личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных): Группа целевых ориентиров ДО Предпосылки УУД НОО - инициативен, самостоятелен, способен выбирать занятия, игры; - уверен в своих силах, открыт внешнему миру, по­ложительно относится к себе и другим, имеет чувство собственного достоинства; - способен к фантазии, воображению и творчеству; - любознателен, проявляет интерес к причинно- следственным связям; - способен к принятию собственных решений с опо­рой на свои знания и умения в различных сферах дея­тельности. Личностных универсальны) учебных действий. - активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; - способен договариваться, учитывать чувства и инте­ресы других, способен к сопереживанию, стремится к разрешению конфликтов; - хорошо понимает устную речь, способен выражать свои мысли и желания. Коммуникативных универ­сальных учебных действий. - способен к воплощению различных замыслов; - умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; .- контролирует СБОИ движения и управляет ими; - способен к волевым усилиям, преодолевает сиюми­нутные побуждения, доводит до конца начатое дело; - следует социальным нормам поведения во взаимо­отношениях, правилах личной безопасности и гигие­ны. Регулятивных универеальных учебных действий:

- склонен наблюдать, экспериментировать;

- обладает начальными знаниями о себе, о предмет­ ном, природном, социальном и культурном мире;

- знаком с книжной культурой и детской литературой;

- обладает элементарными представлениями из облас­ти живой природы, естествознания, математики, ис­торий;

-имеет предпосылки грамотности.

Глава 2. Адаптация младших школьников к обучению в школе

2.1. Диагностика уровня адаптации младших школьников